{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как использовать бизнес-модель Остервальдера в собственном деле?

Рассказываем о Business model canvas как инструменте стратегического планирования, его составляющих, и о том, как он видоизменился спустя 12 лет после выхода в свет.

Что такое Шаблон бизнес-модели

Business model canvas (иногда – бизнес-модель Остервальдера) – инструмент стратегического планирования, схема, состоящая из 9 блоков и описывающая все бизнес-процессы компании в общем виде.

Названа в честь одного из создателей – Александра Остервальдера, швейцарского бизнес-консультанта (известен благодаря ряду инструментов визуализации бизнес-процессов). Популярность шаблон получил после выхода в 2010 году книги «Создание бизнес-моделей…».

Зачем необходима бизнес-модель Остервальдера

Зачем мы строим модели? Моделирование – построение несколько обобщенной версии исследуемого объекта действительности. В случае с бизнесом физически невозможно удерживать в сознании все процессы и фиксировать взаимосвязи между ними – не хватит оперативной памяти.

Таким образом, Business model canvas необходима для моделирования (систематизации, визуализации бизнес-процессов рассматриваемой компании).

Может применяться для:

1. Мозгового штурма, визуализации прорабатываемой бизнес-идеи.

2. Ревизии функционирующего бизнеса с целью поиска точек роста.

3. Конкурентного анализа.

Построение бизнес-модели Остервальдера

Для построения бизнес-модели Остервальдера для собственного дела вы можете воспользоваться нашим шаблоном или начертить собственный. Схема в файле .pdf имеет формат А4 и готова к печати.

Заполнение шаблона происходит в несколько этапов. Схема условно поделена на 3 кластера – «инфраструктура», «предложение и клиенты», «расходы и доходы». Порядок заполнения индивидуален для каждого случая – для стартапов, например, рационально начинать с ценностного предложения, так как они ориентируются на уникальные идеи. Мы же рассмотрим шаблон слева направо:

I. ИНФРАСТРУКТУРА

Партнеры

Сотрудники среди неконкурирующих организаций, совместные предприятия, а также поставщики. Мотивация к сотрудничеству может разниться для каждой из сторон.

- Кто является ключевым партнером/поставщиком?

- Какова их мотивация к сотрудничеству?

Виды деятельности

Непосредственно производство товара / оказание услуги, обеспечение функционирования ключевой платформы/сети. Разрешение проблем клиента.

- Какие ключевые виды деятельности подразумевает ваше ценностное предложение?

- Какая деятельность важна для поддержания взаимоотношений с клиентами, налаживания каналов сбыта…

Ресурсы

Рассматривается многообразие необходимых материальных (сырьё, производства, точки продаж), интеллектуальных (торговые марки, права, базы данных), кадровых и финансовых ресурсов.

- Каких ресурсов требует ваше ценностное предложение?

-Какова стоимость их задействования?

II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КЛИЕНТЫ

Ценностное предложение

Совокупность преимуществ (не только сам продукт), которые получает клиент, покупая у вас. Например: доступность, изготовление на заказ, статусность, простота эксплуатации, новизна…

- В чем главная польза, которую вы приносите клиенту?

- Какие потребности клиента вы удовлетворяете? (Какую проблему решаете?)

Потребительские сегменты

Иными словами, предполагаемая целевая аудитория (ЦА). Сегментирование может проводиться по половозрастным категориям, по наличию у группы людей общей «проблемы», требующей решения и иными способами.

- На кого ориентировано ваше ценностное предложение?

- Кто входит в вашу ЦА?

Взаимоотношения с клиентами

В данном поле рассматривается степень «соприкосновения» компании и клиента в процессе продажи. Сюда входит поддержка, коммуникация, создание сообществ, а иногда и прямое участие клиента в создании кастомизированного продукта.

- Какого отношения к себе ожидает целевая аудитория?

- Как это отношение можно интегрировать в свой бизнес? Какие каналы коммуникации задействовать?

Каналы сбыта

Прямые, косвенные и комбинированные каналы сбыта.

- Через какие каналы целевая аудитория хотела бы получать продукцию?

- Какие каналы сбыта работают лучше всего? Какова стоимость их использования?

III. ФИНАНСЫ

Издержки

Проведя анализ основных бизнес-процессов, рассмотрите какие издержки они предполагают. Установление причинно-следственной связи позволит выдвинуть гипотезы – каким образом можно изменить бизнес-процессы для сокращения издержек?

- Какие ключевые ресурсы являются наиболее дорогостоящими?

- Какие виды деятельности требуют наибольших затрат?

Доходы

Отразите основные предполагаемые потоки доходов.

- Какую стоимость клиент будет готов отдать за ваше предложение?

- Какими способами будут осуществляться платежи?

- Какую долю общего дохода будет составлять каждая операция?

Примеры бизнес-моделей крупных компаний

В качестве примера рассмотрим бизнес-модель компании Airbnb. Главным преимуществом является ее «двухсторонний» характер – компания создает ценностное предложение как для владельцев жилья, так и для путешественников, но реализуется оно посредством единой платформы.

Сама идея основана капиталоемкости отельного бизнеса – он требует вложений для покупки недвижимости, обслуживания, найма персонала и т.д. В попытке исключить такие крупные издержки из бизнес-модели создателям Airbnb и пришла идея сделать своим главным партнером (при этом и потребителем!) владельцев жилья по всему миру.

Больше примеров можно найти на сайте, созданном авторами Business model canvas. Сам сайт англоязычный, помимо модели Остервальдера на нем размещены и более новые разработки, такие как Lean canvas.

Какие изменения претерпел метод?

Business model canvas получил развитие в виде Lean canvas. Lean Canvas отталкивается от методологии lean startup, «бережливый стартап». Он подразумевает экономию ресурсов и уделяет больше внимания формированию ценностного предложения.

Вы можете заметить, что в первую очередь рассматривается сегмент потребителей по существующей проблематике, что во многом напоминает подход Job To Be Done.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда