{"id":6456,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0438\u0445 \u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=6456&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/281058-pochemu-vazhno-zashchishchat-dannye-vo-vremya-obrabotki&placeBit=1&hash=dc7f2bae2bc390fd70ec9b439b852fb5901b27f8537bbae69b6bbdceddf340ad","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Slava Likh

Перестаньте уничтожать свой рынок

Российскому бизнесу сегодня присуща одна мысль: «Нашей аудитории недостаточно, нам необходимо выходить на новые рынки, привлекать новую аудиторию». Многие топ-менеджеры убеждены, что вся суть ограниченного роста бизнеса кроется в невозможности достучаться до новой аудитории. Самая частая фраза 2018-го года: «Нам срочно нужны новые покупатели, нам нужно сосредоточиться на молодежи».

На мой взгляд, проблема лежит в другой плоскости. Рынок всегда имеет предельную насыщенность, которая складывается из общего числа потребителей и их желания и возможности потребить ограниченный объем продуктов. Следовательно, рынок может быть неспособен усвоить услуги или товары, которые в него вбрасывают.

Откатимся немного назад и вспомним времена становления необузданного капитализма в России, все бизнесы погрязли в борьбе друг с другом. Главной метрикой успеха, помимо денег, была рыночная доля. Логично, что главными инструментами борьбы стали ценовые войны и масштаб. Бизнес был убежден, что лучший способ развития — резкое наращивание рыночной доли и экономия на масштабе производства. И данные действия не могут не быть верными, ведь рынок растет сам собой, открылись огромные возможности, занимай рыночную долю, и в будущем будет тебе счастье.

Но то были лихие 90-е и начало 00-х, бизнес к 2019 году должен был стать более осознанным. Но правда в том, что никто за это время не научился создавать реальную ценность для клиента, поэтому сейчас мы видим гигантские скидки в FMCG, повсеместные рассрочки, невероятные бонусы среди банковских карт и многое другое.

Рынок разрушен, и редкие стервятники пытаются откусить от него еще кусочек. Воспринимаемая ценность 99% продуктов и услуг, созданных в России, равняется или стремится к нулю. В тягостных попытках экономии, больше всего страдали сотрудники, средняя месячная ЗП в России 39085 ₽ (670$) [1], с нами соседствуют: Ботсвана (680$), Ливан (652$), Словакия (712$). При этом ВВП России на 11 месте в мире по версии Всемирного Банка, Ботсвана 115, Ливан 85, Словакия 63 [2]. Получается, что страна с огромным объемом ВВП не может обеспечить сотрудников нормальным уровнем оплаты труда. Китай также является одним из лидеров по объему ВВП, но ЗП там низкая (746$), но там проживают 1,39 млрд. человек, в России 0,145 млрд. Поэтому вывод о разнице между ВВП Китая и ЗП напрашивается сам собой. Другие страны, например Япония, США, Германия логично располагаются в топах по ВВП и средней ЗП [3].

Какой вывод из этого можно сделать? Или какой вопрос мы должны задать? Вопрос в следующем — где деньги, где Российское ВВП всего лишь для 145 млн. человек? Я не хочу поднимать тему коррупции, неравномерного распределения богатств и все это нытье. Хочу заострить внимание на двух причинах: разрушенный рынок и крайне низкая эффективность бизнеса.

Разрушенный рынок

Начнем с разрушенного рынка. Возможный выход из этой ситуации — осознанный подход к рынку. Под осознанностью я подразумеваю понимание рынка с точки зрения его максимальной насыщенности. Простая аналогия разумного подхода к рынку — это ловля рыбы в пруду. Если 100 рыбаков одновременно решат выловить всю рыбу, то в результате останется критически малое число рыб, которые в дальнейшем не смогут возродить популяцию. Так, в следующий рыболовный сезон все останутся без рыбы, а деревня впадет в голод. Если говорить о рыбе как о рынке, то ее переизбыток в деревне (высокий спрос) понесет за собой резкое падение цены на эту рыбу: товар портится, и его надо срочно продавать. В следующий год рыбы не будет, пруд пустой, а потребность у людей есть. Для тех, кто легально действует, открывается новый путь — идти на пруд соседней деревни. Конечно, там тоже есть рыбаки, и это их пруд. Но рыбы ведь всем хватит, и теперь на другом пруду вместо 30 рыбаков становится 130. Пруд держится один сезон, и рыба заканчивается. Что тогда? Да, новый пруд… Я думаю, тут аналогия уже становится очевидной. Новый пруд, новая аудитория, молодежь, забрать кусок рынка у конкурентов…

Усилия же прикладывать надо совсем к другому, необходимо вылавливать обдуманно, не нарушая экосистему пруда и давать популяции восстанавливаться. Рынок — это точно такая же экосистема, а деньги покупателей — это рыбки. В какой-то момент деньги становятся заемными, растет кредитный пузырь, и начинается кризис. Развитие рынка, развитие потребителей и финансового благосостояния жителей — это абсолютно естественная и органичная роль бизнеса. Это не какой-то социально ответственный бизнес, а просто бизнес как он должен быть. Если бизнес хочет быть успешным, то он должен развивать рынок а не разрушать его, и бизнес от этого не становится Робин Гудом, он просто действует разумно.

Низкая эффективность бизнеса

Второе — низкая эффективность бизнеса. Что такое эффективность? Эффективность — это соотношение результата (эффекта) и ресурсов, затраченных на его достижение. Ресурсами выступают: время, рабочая сила, производственные мощности и многое другое. В российской бизнес культуре можно встретить следующую картину, условный завод и офис оборудованы по последнему слову техники: новые компьютеры, европейское оборудование, хороший ремонт, — и на всем этом оборудовании работают 1000 человек, которые заняты минимум 8 часов в день, а кто-то и больше. Но, примерно 50% своего времени они тратят на ненужные совещания, согласования, подписание бумажек и другие бюрократические процедуры. Если бизнес складывается из простых процессов, то наши менеджеры еще могут справиться, а если развитие происходит в условиях неопределенности, то все ломается, а неопределенность есть всегда. Все эти пробуксовки превращаются в издержки, а если к этому прибавить рынок, на котором мы конкурируем ценной, а не ценностью, то получаем низкую ЗП и отсутствие инновационной среды.

В итоге картина следующая: бизнес пытается отжать рынок как губку и, при этом, отжимает себя изнутри, чтобы на этом рынке как-то бороться. Картина одновременно комичная и ужасная.

{ "author_name": "Slava Likh", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 58485, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 Feb 2019 10:23:23 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

К какому виду рынка относится ваше послание? Есть какие-то конкретные примеры уничтожения какого либо рынка?

Ответить
0

Рынок - любая коммерческая деятельность в России. В пример я привёл fmcg, погрязший в скидках. Но говорю я об общем, а не о частном.

Ответить
Читать все 2 комментария
Telegram ограничит функционирование ботов, связанных с предвыборной агитацией в России

Дуров в своём посте об ограничении ботов с «предвыборной агитацией» отметил, что Apple и Google «находятся на вершине пищевой цепи» и «могут диктовать правила игры разработчикам вроде нас».

Дайджест новостей Сбера: AR-экскурсия, распознавание животных и премия для учёных

Прогулки по Политехническому музею с роботом Сепулькой, чудеса компьютерного зрения, научная премия — начало сентября в Сбере выдалось насыщенным. Делимся с вами самыми интересными новостями компании во втором выпуске нашего дайджеста.

Студенты из Нидерландов разработали электрический дом на колёсах, работающий на солнечной энергии Статьи редакции

Чтобы протестировать электромобиль, они отправятся в путешествие на 3000 км.

Электромобиль Stella Vita Ars Technica
Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

GitLab подал заявку на проведение IPO на Nasdaq Статьи редакции

И отчитался о росте выручки на 69% за год — до $58,1 млн.

Конференция GoGlobal! соберет ведущих маркетологов

29 сентября 2021 года впервые состоится GoGlobal! — однодневная онлайн-конференция для маркетологов, заинтересованных в ускорении глобального присутствия своих кампаний.

Экипаж первой гражданской космической миссии опубликовал фотографии с орбиты Статьи редакции

Отдых за пределами Земли.

Hyundai после покупки Boston Dynamics начала использовать роботов на своём заводе вместо охранников Статьи редакции

Factory Safety Service Robot способен определять людей, измерять температуру в помещении и распознавать опасные ситуации.

Робот Factory Safety Service Robot во время патрулирования завода Kia Фото Hyundai Motor Group
Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора

В 2020–2021 гг. резко возросла популярность темы ответственного инвестирования, или ESG. Идея о том, что инвестиции должны не только приносить прибыль, но и поддерживать экологию и социальную справедливость, привела к тому, что ESG-фонды стали играть значимую роль на мировых рынках капитала.

null