{"id":13895,"url":"\/distributions\/13895\/click?bit=1&hash=bed82592cbc6d778e72544319bc0f165aa684a990f11da50786d3c1f89d69bb4","title":"\u041c\u0430\u0440\u0430\u0444\u043e\u043d \u043e\u0442 \u00ab\u0410\u0434\u043c\u0438\u0442\u0430\u0434\u00bb \u0441 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u044b\u043c \u0444\u043e\u043d\u0434\u043e\u043c \u0432 \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u043e\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

B2C и B2B — идиомы, которые подводят руководителей и консультантов

Меня зовут Арсений Кутовой, я стратег в агентстве Dotorg branding & digital. Чтобы обобщить свой опыт, пишу книгу «Брендинг на промышленных рынках». Периодически выкладываю фрагменты, которые интересно обсудить с другими специалистами.

Причина, по которой эта книга называется «Брендинг на промышленных рынках», а не «Брендинг на рынках B2B», заключается в том, что во время работы вы столкнетесь со всеми типами (B2B и B2C) одновременно. И для каждого типа взаимодействия будет своя стратегия брендинга, связанная с устройством конкретного рынка и структурой цепей поставок.

Пример:

Промышленная группа Temac производит тормозные колодки, которые распространяются по двум каналам сбыта — поставки автоконцернам и продажа конечным потребителям через сеть дилеров. В одном случае — это торговля безымянными узлами, которые отгружаются вагонами. Во втором — упакованный товар со своей торговой маркой, который лежит на полке. Количество покупателей на этих рынках отличается на порядки. Автоконцернов в стране несколько штук, а владельцев автомобилей миллионы. Для представителей крупных конвейеров важна репутация всего предприятия. Для автовладельца — бренд продукта, а кто там его производит, вопрос не столь принципиальный. Для каждого из этих типов рынка у Temac своя стратегия — корпоративный брендинг всей компании для первых и независимый бренд продукта для вторых.

Товар и товарно-сервисный пакет. Что такое «скрытый продукт»?

Представьте, что вы собственник завода, который производит тротуарную плитку и продает её через сеть дилеров на строительных рынках. Попробуйте ответить себе на вопрос — что является продуктом вашей компании для владельца загородного участка, дилера и ландшафтного дизайнера?

1. Владелец загородного участка

Как покупатель, подбирающий плитку для своего участка, взаимодействует с вашим заводом? Человек поставил машину на парковку у рынка, зашел в торговый зал и окунулся в сотни видов плитки от десятков производителей. Для него не существует вашего завода и есть только плитка, разложенная по торговым стойкам. Ваш продукт для такого покупателя — товар. То есть обычная вещь, за которой нет конкретных людей.

2. Дилер/ландшафный дизайнер

С точки зрения дилера ситуация выглядит иначе. Условия контракта, доставка продукции, складирование и хранение, условия гарантии на продукцию, ширина и качество ассортимента, наличие и качество материалов для стимулирования продаж — появляется много процессов, в которых происходит взаимодействие и оценка удовлетворенности сотрудничеством. То же самое можно сказать о работе с ландшафтными дизайнерами, которые проектируют и интегрируют вашу продукцию на участке своих заказчиков. Плитка становится для них инструментом в собственном бизнесе и появляются требования к сотрудничеству, специфичные для этой аудитории.

Помимо товара (плитки) появляются услуги, которые ваш завод оказывает для дилера и дизайнера. В этом случае, продуктом предприятия является товарно-сервисный пакет (ТСП) — сочетание товара и всех сопутствующих услуг, которое формирует комплексное представление о вашем бренде и компании. Оценить все выгоды такого ТСП можно только в процессе взаимодействия между покупателем и поставщиком. Причем часть этих выгод имеет нелинейный характер. То, с какой скоростью поставщик отреагирует на необходимость внеплановой поставки продукции, можно увидеть только тогда, когда случится форс-мажор. Вот почему появился термин «скрытый продукт» — то, что не видно внешнему наблюдателю и невозможно «пощупать» до покупки.

Промышленные рынки характерны тем, что на них не бывает «товаров», как на потребительских, а только «товарно-сервисные пакеты», которые состоят из объектов (инфраструктура, оборудование, компоненты и т. п.), процессов (деятельность) и субъектов (то есть людей). Брендинг на промышленных рынках — деятельность по трансляции выгод и преимуществ всего товарно-сервисного пакета, а не только товара.

Такие похожие «непохожие» рынки

Подумайте над утверждением: рынок ИТ-продуктов (например, CRM) со стоимостью внедрения 100-200 млн рублей и рынок строительства загородных домов стоимостью 200-300 млн рублей — это рынки с одинаковыми принципами продвижения. То есть это не B2B и B2C, а одинаковые по своим правилам рынки. Что их объединяет и делает похожими друг на друга?

Первое — количество покупателей. Компаний, способных приобрести ИТ-систему за 100 млн рублей, в России 5-6 тысяч. В подборе и покупке продукта будут участвовать минимум три человека из компании — экономический заказчик, технический заказчик и эксплуатант (заказчик, отвечающий за использование). Скорее всего участников будет больше, но уже понятно, что рынок этой CRM около 15-18 тысяч человек. Людей, способных купить дом стоимостью 200-300 млн рублей без ущерба для своих накоплений (с состоянием, например, более 30 млн долларов), в России около 3-6 тысяч (по разным оценкам). Пусть статистика не учитывает еще столько же, например. Добавим супругов и личных помощников, участвующих в покупке. В результате, рынок загородного домостроения в сегменте 200-300 млн — 9-18 тысяч человек. Количество покупателей на обоих рынках сопоставимо. С учетом того, что у части покупателей уже есть CRM или дом, часть не заинтересована в продукте, а оставшиеся не собираются все вместе решить вопрос за один год, среднегодовое количество принимаемых решений о покупке составляет примерно 5-10% от общего числа. То есть в течение года на каждом рынке есть примерно 500-1000 покупателей на всех (скорее всего меньше, но пусть будет оптимистичная оценка). И часть из них все-таки передумает совершать покупку.

Второе — нерегулярный спрос. Проекты по внедрению новой информационной системы и покупка загородных домов — события редкие. Один раз в 10-20 лет. Мы не можем точно сказать, какие компании в течение года начнут проект по внедрению новой информационной системы или кто из миллионеров решит построить дом. С точки зрения продавца — спрос нерегулярный.

Третье — длинные циклы сделки. Оба продукта (CRM и дом) представляют собой сложносоставные товарно-сервисные пакеты с высокими рисками для покупателя и продавца. Поэтому подбор решения занимает длительное время и требует много предварительных усилий продавца по обучению и консультированию покупателя.

Оба этих рынка объединяет небольшое количество покупателей и нерегулярный спрос с длинными циклами сделки. Поэтому методы продвижения сложных ИТ-продуктов и загородных домов А-класса очень похожи. Я общался с десятками владельцев компаний на этих рынках, которые упрямо не могли поверить, что «контекстная реклама» и «лендинг», это хороший способ потратить деньги, но плохой метод привлечь клиентов. Ловить в сети Интернет 500-1000 человек в течение года — занятие, безусловно, интересное, но перспектив никаких. Direct-маркетинг (прямой маркетинг) и обучение покупателей — наиболее эффективный метод продвижения своих продуктов в подобном бизнесе. Перед тем, как инвестировать в контекстную рекламу и SMM, стоит проанализировать поведение своих покупателей.

Руководителям ИТ-компании станет понятно, например, что перед тем, как в компании начинается проект по внедрению новой CRM, старшие менеджеры посещают отраслевые форумы и семинары, чтобы составить адекватное представление о доступных решениях и лучших практиках рынка. Поэтому презентация своего программного продукта на подобных мероприятиях — эффективный способ (с т.з. затраты/результат) рассказать о своем продукте людям, которые принимают решения о выборе подрядчика. Анализ своей цепи поставок, это тоже полезная деятельность. Возможно вашей компании будет проще наладить сотрудничество с интеграторами, которые будут внедрять CRM самостоятельно, а вы станете вендором и будете развивать продукт.

Некоторые владельцы строительных компаний тоже не задумываются, как выглядит путь покупателя. Им кажется, что будущий владелец лично выбирает подрядчика, который построит загородный дом. Но строительство дома А-класса начинается задолго до того, как на участке начнутся работы. В России есть несколько десятков архитектурных бюро, которые занимаются разработкой проектов для очень состоятельных клиентов. Именно к ним обращаются эти люди, а именитые архитекторы обладают списком проверенных подрядчиков, способных построить объект элитного класса. Нет необходимости искать миллиардеров по городам России, стоит сосредоточиться на архитекторах и попасть в пул подрядчиков, которым передают заказы на строительство.

B2B, B2C, B2G, B2B2C — консультанты придумали десятки профессиональных идиом, чтобы упростить себе жизнь. Однако, прежде чем поставить диагноз, стоит внимательно проанализировать путь ваших покупателей и структуру цепей поставок. Не торопитесь присвоить рынку определенный тип и только на этом основании строить стратегию брендинга. Смотрите на реальность, в которой работает ваше предприятие — она всегда сложнее любых моделей.

Наш канал на Youtube | Telegram | Сайт

Stay tuned!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Proxy.Market

Понравился акцент на то, что стоит за привычными терминами. Именно взгляд с другой стороны позволяет понять своих клиентов и способы взаимодействия с ними глубже. И в итоге эффективнее отрабатывать в позиционировании, рекламе, стратегическое движение устраивать в нужную сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

"Понравился акцент на то, что стоит за привычными терминами."
Можно ссылочку где этот акцент стоит в статейке? И чтобы в ссылке было указано B2B и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Proxy.Market

Запрос непонятен. Какая ссылка и зачем в ней указание на b2b? Может быть, стоит прочитать статью?
Моя мысль была, например, о разделе "Такие похожие "непохожие" рынки", где интересно раскрывается общность b2b и b2c в определенных ситуациях и непривычной точки зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Немного непонятно как статья озаглавленная как "B2C и B2B — идиомы, которые подводят руководителей и консультантов" содержит упоминание B2C всего 3 раза - в шапке, внутри текста (просто как слово, без связи с заголовком или его смыслом) и в подвале.
Не понял из текста почему и зачем и кто кого подводит в итоге и при чем тут B2C и B2B? Заголовок статьи не раскрыт в статье. Он не перепутан? Возможно, я туповат )))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Семенов

Смотрите, в рамках статьи сравнивается два рынка, классический B2B по внедрению CRM и классический B2C по строительству частных домов премиум класса. Если же мы взглянем на оба этих рынка не через сущность конечного покупателя, а через структуру принятия решения покупателем, подходы к продвижению, специфику рискового профиля сделки и количество участников в принятии решения, мы увидим, что по сути своей данные рынки очень похожи.

Соотвественно, основная идея статьи на мой взгляд в том, что каналы продвижения и методы работы в конечном рынке в большей степени определяются не сущностью конечного покупателя.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Я так ничего и не понял, извините

Ответить
Развернуть ветку
Proxy.Market

Наверное можно было и получше придумать. Но в целом сами термины не обязательно употреблять в каждом пункте. В разделе, который в прошлом комменте написал как раз сравниваются b2b и b2c сферы и показано, что не всегда различия критичны.
Опять же не самая новая мысль, но раскрыта интересными примерами и позволяет пользоваться этим приёмом дальше

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Каримова

Если вам не нравятся эти идиомы, то зачем вы вешаете их на первый экран своего сайта?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null