{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Тестовое задание курильщика: как не надо нанимать директора по маркетингу

Часто в качестве тестового компании просят описать «какие каналы продвижения будете использовать», «план, как будете строить маркетинг» или «стратегию продвижения». Нормальным специалистом это воспринимается как запрос на разработку полноценной маркетинговой стратегии, ибо невозможно просто взять и перечислить инструменты продвижения, не разобравшись в рынке, продукте и много чём еще. Ниже я выскажу свое мнение о том, почему нельзя давать такое тестовое и какие способы выкрутиться из этой ситуации я для себя нашла (с примерами).

Что не так с этим тестовым

Итак, разработка стратегии или прочие запросы, её подразумевающие, не должны использоваться в качестве тестового задания, поскольку это объёмная работа, требующая глубокого изучения следующих областей:

  • цели и задачи. Что вообще хотят основатели компании видеть в качестве результата работы всей компании и маркетингового отдела в частности? К чему мы стремимся и в какой точке находимся сейчас? Желательно в цифрах.
  • продукт. Прежде всего, нужно разобраться, что вообще мы будем продвигать: поговорить с разработчиками продукта, основателями компании, понять ценности, которые несёт продукт; изучить, как он позиционируется в публичном пространстве и насколько это соответствует тому, что задумывалось)
  • рынок и конкуренты. Этот этап подразумевает изучение положения компании на рынке — какие еще игроки есть, что мы им можем противопоставить и насколько это отражено в позиционировании, какими инструментами маркетинга пользуются конкуренты, как пользователи видят нас и их.
  • аудитория продукта. Кого мы считаем пользователями, какие сегменты среди них есть и как каждый из них получает информацию о продукте, какие еще сегменты могут быть задействованы, позиционирование для каждого из них.
  • аналитика действующих маркетинговых активностей. Если руководитель будет строить маркетинг не с нуля, то очень важно изучить то, что было до него: понять, какие гипотезы уже тестировались, в чем были проблемы и как их можно решить.
  • экономика. Насколько нас устраивает стоимость привлечения аудитории на каждый этап воронки? На сколько мы сможем снизить эту стоимость, учитывая имеющийся бюджет?

После сбора этой информации маркетологу предстоит описать продукт и его позиционирование; сделать анализ конкурентов с описанием нашего положения среди них и преимуществ; выбрать сегменты аудитории, на которые будет ориентирована работа; подобрать для каждого каналы продвижения, гипотезы, которые будут проверяться, и возможные ключевые сообщения; спланировать бюджет с ключевыми метриками и описать чёткий план ближайших действий в виде задач.

Всё это требует большого количества времени и делается в первую неделю-две работы в компании. Информация собирается в различных форматах от формальных интервью с коллегами до сёрфинга интернета и подсмотренных в рабочих чатиках инсайтов. Чем дольше маркетолог находится в компании, тем больше эта стратегия корректируется «вглубь» на основе результатов проверенных гипотез, новых идей из разговоров с коллегами, большего количества нагугленной информации.

Эту работу невозможно сделать хорошо за день или, прости господи, два часа, которые подразумевает тестовое задание. Чтобы сделать действительно работающую маркетинговую стратегию, компанию и рынок нужно изучить и индивидуально подобрать инструменты продвижения, актуальные для конкретного бизнеса. Именно поэтому нормальный специалист даже не возьмется за такое «тестовое».

А теперь вернёмся в реальность

Выше я описала идеальную ситуацию, в которой работодатели всё понимают, и таких тестовых не существует, но в жизни всё иначе — они на каждом шагу. Дальше расскажу, как я решаю для себя эту проблему.

Способ 1. Показать стратегию, сделанную для другой компании.

Способ не самый лучший, поскольку всё-таки большинство работодателей хотят получить нечто, сделанное именно для них, но возможно, вам повезёт встретить тех, кто оценит и такой подход. В качестве готовой стратегии я показывала, например, работу из этой статьи. Важно следить за актуальностью такого документа: с каждым новым опытом вы, наверняка, будете переосмыслять то, что в нём писали несколько лет назад.

Способ 2. Вместо стратегии — мини-план.

Этот способ я нашла для себя недавно, и он мне кажется более успешным, потому что даёт работодателю индивидуальный подход, а кандидату на вакансию позволяет и показать скиллы, и не краснеть за сырую работу (либо класть слишком много сил на несырую, которая в итоге всё равно будет неидеальной, ибо у стороннего человека слишком мало знаний о компании и продукте).

Ниже приведу примеры таких планов для разных компаний, с которыми я общалась.

На всякий случай, еще раз оговорюсь, что для этих компаний я человек со стороны, который берёт информацию о них исключительно из паблика и не тратит на эту работу больше пары часов.

Кейс 1. Агентство, помогающее стартапам, с узнаваемым основателем

Из исходников есть следующая информация: имеем агентство, которое оказывает стартапам услуги разработки и продвижения. Основатель — яркий опытный человек, известный в некоторых кругах, нередко выступающий и имеющий несколько тысяч подписчиков в соцсетях. Ориентир — на рынок США.

Что можно представить этой компании в виде мини-плана по её маркетинговому развитию? А вот что (естественно, на английском, ведь мы как кандидаты показываем свою способность работать на нужном рынке):

Часть 1 — предлагаю прокачивать личный бренд основателя. Расписываю метрики, по которым будем измерять результат, и инструменты, необходимые для его достижения
Часть 2. Продвижение непосредственно агентства. Формат тот же: метрики + инструменты

Не знаю, насколько это резонно, но обычно, высылая подобный план, я делаю оговорку, что это предварительная работа и для полноценной версии нужно изучить компанию. Думаю (надеюсь), что нормальный работодатель поймёт, что часть предложенного может быть нерелевантной в силу вашей неосведомлённости о внутренней кухне компании.

Также, в этом случае меня попросили описать минимальный бюджет, что я так же не очень приветствую, ибо пальцем в небо, но я таки это сделала.

Кейс 2. Коробка-сюрприз с продуктами из Израиля в поддержку производителей, живущих на спорных территориях

В этом случае удалось чуть больше узнать о компании и рынке + получить информацию на собеседовании о том, что компания, помимо новых клиентов, хотела бы увеличить продажи среди старых. На основе этого я сама ставлю предполагаемые цели

Дальше я расписываю возможные инструменты привлечения для каждой из аудиторий. Первая — текущие клиенты. Основываюсь на том, какую информацию собирает компания о клиенте через форму заказа:

Дальше — описываю способы привлечения новых клиентов. Основываюсь, опять же, на том, что услышала на собеседовании + нагуглила сама. Например, я заметила, что у компании много положительных отзывов от клиентов, в том числе с фото и отметками в соцсетях. Отсюда, можно сделать вывод, что есть смысл попробовать поработать с клиентами как с блогерами + перенести отзывы на другие площадки, используемые людьми в интересной нам стране (США).

Вот как-то так я пока решила проблему запросов на маркетинговую стратегию в тестовых заданиях. Напишите, если у вас есть свои способы! И напишите мне в телеграм, если вам нужен CMO или Head of Marketing, буду рада пообщаться:)

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Vladius

полностью согласен с автором
и для меня большой вопрос, что в головах у работодателей, когда они дают такие тестовые
а) я знаю что сделаю говно (потому что нельзя работающую стратегию родить ничего не зная о продукте и аудитории), они знают что я сделаю говно, но оценивать будут именно по говну
б) я знаю что сделаю говно, а работодатель ждет работающую стратегию, получает говно и расстраивается

Ответить
Развернуть ветку
evilUnion

Они этого не знают)

Ответить
Развернуть ветку
Julia

Боже, тестовые задания это уже мой крик души! Кажется, я начинаю перегорать. Я просто задолбалась! Каждая, каждая компания хочет именно полноценную бесплатную работу, причем я не СМО, я миддл менеджер, однако знания от меня требуются каа от дира, на зп миддла))). Я тоже делаю верхнеуровневый мини-план, на несколько слайдов, занимает 3-5 часов. Но после получения таких "мини - планов" , я получаю отказы: мало/плохо/слабо сделала бесплатно. Но последняя компания, международная, просто " убила".
Кейс на миддл уровень, обещался на встрече "не сложный, не долгий, просто посмотреть как вы рассуждаете". Задание "не долгого кейса":

1. Описать текущую ситуацию: что происходит с рынком, с брендом, что работает / что не работает.

2. Предложить план для развития бренда в краткосрочной перспективе на 2023 и среднесрочной в 2024-2025г.

- предложить стратегию бренда

- предложить план активностей / инструменты

- рассчитать P&L крупными мазками (продажи, расходы, прибыль) на 2023-2025 гг.

Дополнительно высылают приличные такие по объему файлы с исследованиями и данными по продажам.
Рынок для меня абсолютно новый: фарма, они об этом знают. Времени дают 4 дня, 3 из которых праздники с выходными, соответственно вопросы, которые у меня могут возникнуть по их данным, по продукту и тп, задать нет возможности, видимо, предполагалось, что бросив все другие дела в рабочий день, мне нужно сразу же приниматься за решение их "не долгого" кейса.

Ну, ок, потратила день, накидала им 7 слайдов: мой поверхностный анализ рынка на основе их данных, мини-план активностей, инструменты, каналы, сказала, что времени было мало, что рынок новый для меня, но я готова в него погружаться.
Отказали с формулировкой, что им "не хватило цифр, аналитики, моих доп.расчетов на основе их файлов и ....стратегического подхода, все очень поверхностно".
Сижу и думаю, ЧТО они рассчитывали от меня получить за 4 дня?? Стратегию уровня маркетинг директора? Стратегию и анализ уровня Нильсен, за которые аг-ва берут миллионы и месяц на подготовку?
Мерзко и гадко. Компания французская.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Starozhuk

Классная статья, только что подготовил фоллоу-ап для подготовки к собеседованию на позицию CMO, используя некоторые идеи (мини-план кайф). Спасибо!

А израильскому продукту когда-то давно мы делали сайт, кстати, если я верно понял о каком именно речь :))

Ответить
Развернуть ветку
Olga Batalova

тоже не понимаю работадтелей которые дают такие тестовые задания, сразу от таких нужно бежать

Ответить
Развернуть ветку
Просто друг

Потому что не понимают того, что требуют)

Им же в уши постоянну ссут из рекламы про дешевых лидов, 100 заявок в день и тд тп, вот они и перенимают эту тему, что все на самом деле то легко же, ну.

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully

Жиза.

Маркетолог иногда воспринимается как панацея от всех проблем. Вот сейчас возьмем маркетолога, а лучше двух, и продажи как пойдут, ух.

А потом приходит маркетолог, понимает, что в компании данных об аудитории нет, сайт не работает как надо, решения о запуске разработки продукта принимается на основании "о, давайте захерачим вот это".

Руководство дает недели две на раскачку, а потом сразу ждет жирных лидов со 100% конверсией. А некоторые еще и в шоке от того, что, оказывается, 10-15% CTR - это охуеть какой хороший показатель. Слава богу, что вопросов в духе "а почему хотя бы не 50%" не задают.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

на самом деле, многие по незнанию это делают

Ответить
Развернуть ветку
evilUnion

Да так и есть, но иногда компании надо обосновать издержки перед инвестором. А он в свою очередь требует план 😀

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Дочку. Главного. Бухгалтера.

Без собеседований. Эрэфистан же!

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда