{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как получить 57 тысяч переходов в месяц из SEO на примере агрегатора кейтеринговых услуг CaterMe

Этот кейс — результат 5-летней работы над проектом и пример, как без магии, но с профессионализмом, аналитическим подходом и логикой выйти в лидеры рынка практически с нуля.

Меня зовут Максим Тарасенко. И я, руководитель агентства ReMarketing.bz, расскажу, как мы достигли цифры в 56 938 переходов в месяц из SEO при конверсии в заявку 2,99% .

Эта статья — нехилый лонгрид. Поэтому заварите себе чего-нибудь и усаживайтесь поудобнее. Будет интересно.

Сервис CaterMe — это агрегатор кейтеринговых компаний и ресторанов, основанный в 2016 году. Особенность сервиса — возможность сравнить предложения от нескольких организаций, оставив только одну заявку.

Мы начали работу в апреле 2017 года. Тогда на сайт CaterMe из поиска переходило 1 135 посетителей в месяц, а возраст ресурса был меньше года. И мы увеличили этот трафик в 50 раз!

График поискового трафика с апреля 2017 по ноябрь 2022 года

Над проектом успело поработать в разные периоды 15 сотрудников нашего агентства. Постоянная проектная команда в 2022 году — 5 человек. Кстати, само агентство выросло с 2 сотрудников на старте до 19 на момент написания статьи.

Скажу сразу, что не вся визуальная информация сохранилась. Поднимали, что могли.

На старте

Что оказалось у нас в руках:

  • около 400 страниц сайта;

  • 1 основной домен;

  • агрегатору 8 месяцев;
  • скорость загрузки сайта обратно пропорциональна скорости света;
  • крайне мусорный код;
  • сильно, ну очень сильно ограниченный набор услуг и предложений;
  • 1 из самых приятных заказчиков по части коммуникации и обратной связи.

Для быстрой коммуникации с клиентом мы использовали тогда ещё Slack. Для контроля задач — Trello. Внутри команды — Битрикс 24 + Skype. И пусть говорят, что Skype почти архаизм. Зато он позволяет сосредоточиться на работе, не отвлекаясь на сторонние чаты и переписки, в отличие от других мессенджеров. Всем, кроме проджектов, конечно.

Первые шаги

Работу начали по классике. Уделили основное внимание трём направлениям:

  1. Сбор максимально полного и эффективного семантического ядра.
  2. Исправление технических ошибок.
  3. Анализ конкурентов с учётом коммерческих факторов и исправление ошибок юзабилити.

Эффективная семантика

Семантическое ядро — это и «скелет», и «мясо» сайта. Полная семантика и дальнейшее её использование как базы позволяет бесконечно увеличивать общую релевантность сайта, построить или скорректировать общую древовидную структуру. И, конечно, это один из главных шагов в получении максимального трафика.

Ключевые фразы для семантики мы собрали не нулевые — только те, которые реально пользуются спросом. Проанализировали Wordstat за период более полугода, чтобы не потерять сезонные микрочастотники. Отсеяли фразы, не подходящие под услуги или по которым мы не могли создать станицы, полностью закрывающие вопросы и возражения посетителей.

Сравниваем частоту запросов (зелёные логотипы Keyso слева) с частотой за год (красный Wordstat справа)

Изначально опирались на небольшой спектр направлений, которые были обозначены сооснователями сервиса caterme.ru — Владимиром Батищевым и Григорием Рудановым.

Когда собрали ядро, увидели шансы роста по структуре в ширину и глубину. Изначальное направление — кейтеринг, но была возможность добавить банкеты и фуршеты, а также работу по их организации и обслуживанию. Для этого мы создали дополнительные страницы сайта, чтобы выводить запросы в топ и получать ещё больше трафика с конверсиями.

После сбора семантики удалили мусорные фразы:

  • фактические дубли запросов — когда в ключе просто изменён порядок слов;
  • запросы не из тематики.

Например, удалили всё, что связано с бесплатными услугами или даже рефератами. Но встретились и более каверзные запросы — на стыке коммерческой тематики и информационной. Например, «закуски на день рождения». По такому ключу чаще в топ выводятся кулинарные сайты. Ещё пример — фразы типа «банкет на день рождения». По таким обычно ищут не организацию мероприятия, а заказ зала с готовым банкетом.

Дубли мы почистили в автоматизированном режиме, и на это не ушло много времени. А вот удалить мусор второго вида было сложнее. Вручную просмотрели все группы на предмет сайтов, которые показываются в топе. Неподходящие запросы удалили.

Важно! При формировании семантики для продвижения отдельных групп запросов не ленитесь смотреть реальную выдачу в Яндексе и Google. Возможно, вам для продвижения нужен совершенно другой формат страницы.

Дальше сделали кластеризацию. На пике в работе у нас оказалось более 6 000 запросов только по главному домену. А ведь ещё было 62 поддомена. Но об этом ниже. Более того, на протяжении сотрудничества мы неоднократно обновляли семантическое ядро: удаляли неэффективные запросы и добавляли новые.

KeyCollector позволяет анализировать топ органической выдачи «не выходя из дома»

Как правило, мы убирали ключи, на которые не было спроса в течение 1–1,5 года. Но сезонные запросы не трогали. А новые добавляли после анализа конкурентов (искали новые услуги или свежую оптимизацию страниц). Затем расспрашивали Wordstat. Анализировали сайты конкурентов в специальных сервисах (Serpstat, SimilarWeb, Rush Analytics и других). Искали актуальные ключи в готовых базах с запросами (Just-Magic, Bykvarix).

Собрали семантику под праздники (прорабатывали сезонное ядро) и создали новые страницы.

Как мы не потерялись в большом количестве кластеров и эффективно построили работу? Об этом я расскажу в блоке про расширение структуры сайта.

Техническая оптимизация

С технической частью разбирались в классическом режиме — скорректировали индексацию страниц и поработали с дублями. Это то, что непосредственно влияет на трафик.

Кстати, 90 % SEOшников не понимают, зачем оптимизировать самую что ни на есть техническую часть сайта. Думаете, чтобы он лучше ранжировался? Ну… да, но нет.

Есть глобально две вещи, для которых нужно делать техничку:

  1. Чтобы сайт вообще видели Яндекс и Google с учётом содержания и формата контента, который есть на ресурсе.
  2. Чтобы сайт не попал под фильтры и санкции из-за вакханалии, которая может твориться у него под капотом и влияет на взаимодействие с ним посетителей.

Понимаете? То есть работать с кодом надо лишь для того, чтобы ваш сайт не забанили и его адекватно могли видеть поисковики. На ранжирование такие работы не влияют. И мы тут не будем рассматривать эти глубоко технические детали. Слишком скучно.

Но есть ещё, скажем так, контентно-техническая оптимизация. Вот она интереснее для тех, кто немного в теме. Распишу, что мы делали из наиболее важного.

  • Устранили некорректное использование тегов h*. На некоторых страницах сайта отсутствовал h1. На ряде страниц была нарушена иерархия тегов h1 — h2 — h3 — h4. Они использовались для оформления сквозных элементов сайта.
  • Добавили хлебные крошки.
  • Исправили адресацию на сайте, чтобы стала единообразной. Были местами и полные адреса страниц в ссылках, и частичные.
  • Настроили корректное формирование файла sitemap.xml. Раньше там были просто страницы сайта, и то не все. А мы прописали правила ранжирования для всех страниц.
  • Установили и настроили https-сертификат. Провели корректный переезд с http на https без потери в трафике.
  • Устранили переспам тегов <strong>. Они были просто везде. Видимо, так удобнее работалось верстальщику.
  • Проверили корректность использования микроразметки и добавили необходимую для контента. Это потом помогло сайту выглядеть в выдаче Яндекса более привлекательным.
  • Исправили грамматические и орфографические ошибки в текстовом контенте.
  • Ускорили загрузку сайта на мобильных устройствах и ПК. Была очень медленная.

По мере роста количества страниц мы проверяли сайт, заново искали и исправляли технические проблемы. Регулярный контроль позволил избежать накопления грубых ошибок. Это обычно недоступные страницы для индексирования, дубли контента (в том числе тегов и мета-тегов) и страниц.

Столкнулись с типовыми для того времени (речь про 2017 год) проблемами в отображении на мобильных устройствах. А эти ошибки влияли на позиции и CTR в мобильной выдаче. Мы оптимизировали сайт под смартфоны:

  • Исправили ошибки с близким расположением интерактивных элементов. Проблема влияет на поведенческие факторы, усложняет взаимодействие посетителей с сайтом.
  • Установили значение мета-тега viewport для корректного отображения страниц в мобильных браузерах.
  • Исправили по всему сайту ошибки с использованием слишком маленького шрифта.
  • Исправили ошибки с выходом элементов страницы за пределы экрана.
  • Оптимизировали изображения, в том числе исправили картинки фиксированного размера.

В начале нашего сотрудничества с CaterMe переходы с мобильных устройств составляли 33 % суммарного трафика, а на конец 2020 года мы обеспечили уже порядка 60 %.

Изменение долей визитов на сайт пользователей мобильных устройств и ПК

Коммерческие факторы и юзабилити

Коммерческие факторы, юзабилити, конкурентный анализ — это все работы в направлении одного порядка. Задача — дать лучший ответ пользователю на его запрос и сформировать максимальное доверие к сервису. Само собой, это влияет на ранжирование, особенно средне- и высокочастотных запросов.

Мы справились с задачей.

  • На страницу «Контакты» добавили адреса, реквизиты и ссылки на социальные сети:
Страница «Контакты» сайта caterme.ru
  • Создали страницу «Акции», где теперь публикуется информация по скидкам и акциям партнёров:
Страница «Акции» с возможностью фильтрации
  • Добавили и заполнили карточку в Яндекс Справочнике:
Карточка организации в Яндекс Бизнесе
  • Добавили верхнее навигационное меню — проработали его на основе собранной семантики. А ещё вставили в шапку номера для связи и режимы работы.

Было так:

Первый экран сайта до начала работ

С меню стало:

Первый экран сайта после реализации рекомендаций
  • Вывели в нижнюю часть страниц блок с готовыми предложениями партнёров.
  • Увеличили в 225 раз количество ключевых фраз в семантике, по которой сайт участвует в поиске! Это в совокупности с оптимизацией повлияло на рост трафика.
График иллюстрирует рост количества ключевых фраз в семантике, по которой сайт выводится в поиске
  • Создали более 60 поддоменов для крупных региональных центров — постарались охватить большую часть России.

Для исправления ошибок составили подробное задание с примерами, расписали информацию, которую необходимо было запросить у клиента.

Внимание к мелочам. Что ещё?

Из маленьких кирпичиков складывается общий успех. При работе с сайтом мы провели, как может показаться, не очень значимые работы:

  • настроили регистр имени домена для лучшей читаемости и узнаваемости в Яндексе;
  • экспериментировали с микроразметкой;
  • внедрили технологические новинки поисковых систем (турбо-страницы, прайсы для вывода товарных сниппетов и пр.);
  • исправили орфографические и грамматические ошибки.
Сниппет сайта в выдаче поиска, реализованный при помощи турбо-страниц

А другая часть (отсутствие орфографических ошибок) сделала ресурс приятнее для чтения, повысила доверие пользователей.

Ближе к делу! Как мы трафик увеличили?

На рост трафика из поисковой выдачи больше всего влияют:

  • расширение структуры сайта;
  • проработка посадочных страниц — мы дали ёмкие ответы на запросы посетителей;
  • масштабирование полученных наработок на продвижение в регионах.

Работа над расширением структуры сайта и семантическим ядром

Помните, мы собрали 6 000 запросов? Это сотни кластеров, под которые нужно было создать страницы.

Здесь постараюсь приоткрыть завесу того, как сориентироваться и понять, что нужно оптимизировать в первую очередь. Двигаемся по приоритетам.

Как не потеряться в дубраве из ключевых запросов

Не секрет, что большую часть работы с проектом выполняет SEO-оптимизатор. Он получает от специалиста по сбору семантики готовое ядро, проверяет его и решает, как оптимизировать сайт. Когда на продвижении 20–40 кластеров, проблем с началом работы нет. А когда несколько сотен — необходимо выстраивать приоритеты.

Для выстраивания приоритетов в оптимизации кластеров мы применили простой скоринг:

  1. Выделили запросы с ближайшими праздниками. Важно быть готовым создать оптимизированные страницы под 23 февраля, выпускные, Новый год и пр.

  2. Постарались понять, какие страницы могут принести наибольший трафик в ближайшее время.

Для этого мы сделали в Excel простую таблицу. Выделили страницы, где запросы находятся за пределами топ-5. Такие ключи проще подтянуть по видимости. Из суммы их частотностей вычли существующее количество переходов на отобранные страницы. Полученное число стало ориентиром эффективности — чем оно больше, тем страница будет выше в приоритете проработки.

Скриншот из файла с расчётом приоритетности проработки страниц

Обновляя таблицу, мы имели всегда актуальную информацию о перспективных страницах, что позволяло корректно выстраивать приоритеты в работе с проектом.

Как понравиться обеим поисковым системам?

Получив список с приоритетом страниц, мы начали анализировать структуру, функционал, контент конкурентов, в том числе тексты. Рекомендации по оптимизации строили исходя из требований Яндекса и Google. Правила по контенту у этих ребят отличаются. Поэтому мы искали баланс.

  • Сделали вложенность страниц не более 3-го уровня для улучшения индексации сайта и снижения трат краулингового бюджета. Использовали ключевые слова в URL, постарались не спамить.
  • С учётом требований Яндекса добавили на страницы достаточное количество предложений, чтобы конкурировать с другими компаниями.
  • Построили текстовую оптимизацию коммерческих страниц больше под Яндекс, а статей — под Google. Почему? Потому что Google жалует крупные тексты и небольшой переспам. А в Яндексе можно попасть под текстовый пост-фильтр.
  • Решили достаточно сложную задачу — оптимизировали ресурс под требования E-A-T. Сложную, потому что caterme.ru — это сайт-агрегатор, который аккумулирует сторонние услуги, а не сам организует обслуживание клиентов. Тем не менее мы постарались добавить на страницы с предложениями полезную информацию: количество персон, общую стоимость, стоимость на человека, даты и время заявки, состав меню, наличие дополнительного оборудования и бонусов, красочные фотографии, рейтинги и отзывы о партнёрах. Всё это позволило вывести посадочные страницы без текстовой оптимизации не только в Яндексе, но и в Google.
  • Оптимизировали мобильную версию сайта для адекватной работы на смартфонах.

Благодаря этому получили примерно равный трафик из разных поисковых систем.

Трафик из поиска с января 2017 по ноябрь 2022 года с делением по поисковым системам
  • На начальном этапе закупили 50 ссылок. Причём мы не покупали вечные или арендные ссылки и точечно использовали крауд-маркетинг.
  • Проработали вручную теги title. Написали уникальные тексты для важных посадочных страниц, в чём нам активно помогал клиент. В итоге получились тексты, подходящие компании по стилю. Для остальных страниц описание тегов и тексты составляли по шаблонам. Такой процесс несколько отличается от обычного технического задания на уникальный текст или написанный вручную тег.

Проработали стиль вывода текста на страницах сайта:

Пример из технического задания по разметке текстов тегами — для вебмастера

Как улучшить индексацию с помощью перелинковки

На созданных страницах мы разместили ссылки в верхнем и нижнем навигационных меню.

Верхнее навигационное меню с вложенными страницами
Навигационное меню в футере сайта

Для реализации внутренней перелинковки мы применили наработки DrMax. Но не в полном объёме, как их приводит автор, а с оглядкой на структуру сайта и дизайн страниц. Потому что внедряли внутреннюю перелинковку на последних этапах сотрудничества и кардинально всё изменить возможности не было.

Мы сделали контентную перелинковку для уменьшения конкуренции между страницами внутри сайта. А ещё — ссылки для направления ботов Google и Яндекс на важные для нас страницы. Для главной сделали блок со ссылками на основные услуги сайта.

Ссылки на основные категории сайта

С помощью таких ссылок происходит перераспределение ссылочного веса с главной страницы на важные разделы сайта.

Внутренние ссылки на сайте отлично подходят для того, чтобы показать Google, какая страница наиболее релевантна, и устранить каннибализацию текстов. Для поиска «страниц-каннибалов» мы использовали доступный всем сервис Google Search Console. Выбрали релевантные страницы в разделе «Эффективность», фильтруя по запросу.

Инструмент «Эффективность» в Google Search Console

Проставили с непродвигаемых страниц ссылки на одну продвигаемую. Важно помнить, что ссылка не должна быть сама по себе — она должна находиться в тематичном окружение и быть полезной для посетителя. А для этого мы вели ссылку не просто на страницу акцептора, а на важный для пользователя элемент. В примере из скриншота видно, что посетитель при переходе по ссылке сразу попадал на предложения от кейтеров.

Пример ссылки с якорем

Для категорий мы использовали перелинковку в виде классического кокона. Материнская страница — основная — со ссылками на дочерние. И дочерние страницы, которые ссылаются на материнскую и на своих сестёр. Такие ссылки мы организовали в виде облака тегов.

Облако тегов для связи дочерних страниц с материнской

Мы проставили ссылки со страниц блога на коммерческие. Здесь главное, чтобы статья совпадала по тематике со страницей, на которую ведёт ссылка.

Ссылки на коммерческие страницы из текстов блога

Настроили автоматическое формирование свежих файлов sitemap.xml (по мере создания страниц), добавляли их в консоли для вебмастеров. Подготовили и разместили html-карту.

Итог: сайт избежал проблем с индексацией.

Не бойтесь ломать урлы!

Естественно, это были не разовые работы. Мы ежемесячно оценивали влияние внесённых изменений. Если оно было неудовлетворительным, анализировали конкурентов, выдачу и вносили корректировки в нашу работу.

Так, мы провели анализ сайтов из выдачи по группе запросов «кейтеринг». Анализ показал, что в URL следует вносить короткие ключи. Мы поменяли URL /uslugi на /catering-services, а /company — на /caterer. Спустя время проверка показала рост видимости анализируемой группы запросов.

Изменение видимости запросов

Итог системной работы над сайтом и над своими ошибками — мы добились впечатляющего роста по запросам группы «кейтеринг» как в Яндексе:

Изменение видимости запросов группы «кейтеринг» в Яндексе
Позиции запросов в Яндексе на момент начала работ (справа) и окончания (слева)

Так и в Google:

Изменение видимости запросов группы «кейтеринг» в Google
Позиции запросов в Google на момент начала работ (справа) и окончания (слева)

Масштабирование на продвижение в регионах

В 2018 году было решено начать продвижение сайта в регионах. Мы создали региональные копии ресурса, а клиент нашёл региональных партнёров, которые и заполнили агрегатор предложениями. Оставалось только решить, каким путём пойти — папками или поддоменами.

Ориентировались на трафик из Яндекса, поэтому выбрали продвижение поддоменами. Это позволило избежать большого количества малополезных страниц внутри основного домена.

Разделили работу на два этапа:

  1. Создание поддоменов для городов-миллионников.
  2. Создание поддоменов для остальных городов России.

Создали 61 поддомен. Количество разделов на поддоменах варьировалось — мы учли региональный спрос и возможность предоставления услуг.

Сформировали теги и мета-теги по шаблону автоматически, используя простую формулу. Теги по шаблонам можно генерировать и на сайте, силами программиста. Если такой возможности нет, то надо использовать Excel или другую электронную таблицу.

Пример файла с шаблонами для генерации тегов title

В этом варианте мы подставили для каждого поддомена название города в нужном падеже. Кстати, эту операцию провели при помощи VBA-надстроек для Excel. Это набор макросов, который позволяет автоматизировать выполнение рутинных задач: транслитерацию, изменение слов, генерацию текстов и т. д. Так мы сэкономили уйму времени.

Затем, исходя из результатов видимости, корректировали их вручную.

Естественно, с текстами дела обстояли сложнее. Писать для каждого поддомена не представлялось возможным — долго и дорого. Мы подготовили шаблонные тексты и для уникализации меняли предложения.

При составление технического задания анализировали тексты конкурентов. Считали вхождения ключей. Находили слова, задающие тематику. В качестве параметра брали региональный топоним.

Пример ключевых слов из технического задания

Составили структуру текста. Грамотно вписали ключи в title и подготовили мета-тег description.

Главное отличие шаблонных текстов от обычных — необходимость определить переменные, которые будут ставиться в зависимости от страницы. Это могут быть топонимы, названия продуктов или услуг, синонимы.

На основе составленного технического задания копирайтер подготовил тексты и к каждому обязательно формировал по 5 замен из синонимов или близких по смыслу словосочетаний.

На скриншоте видно, как предлагается в одном тексте использовать словосочетание «поможет провести запоминающееся», а в другом — замену «позволит провести впечатляющее»

Это позволило нам множить тексты для всех поддоменов в рамках одной страницы.

Согласны, здесь очень далеко от высокой уникальности. Но получившейся хватило для страниц в регионах.

Так мы сделали для каждой категории. Поначалу тексты генерировали вручную, средствами электронных таблиц. Для этого в электронной таблице разбили текст на заменяемые блоки и незаменяемые. Прописали синонимы из технического задания. Затем собрали тексты через формулу «=сцепить» в нужных вариациях.

Скрин файла, в котором мы генерировали тексты для поддоменов

К сожалению, разработать функционал, способный генерировать более уникальные тексты путём замены словосочетаний или использования элементов сайта (тегов h1) через параметры, нам не удалось. Поэтому имела место быть большая ручная работа.

Потом мы несколько автоматизировали процесс, благодаря разработчикам клиента.

Для улучшения положения в региональном ранжировании нам нужно было пробиться в сервис Яндекс Бизнес. Для каждого поддомена создали там и заполнили карточки.

Пример карточки компании на Яндекс Картах
Меню
Скриншот карточки из Яндекс Карт

Учитывая, что региональных офисов не было, для верификации карточек мы использовали адреса партнёров, готовых подтвердить, что они и есть CaterMe. Так у нас появились карточки региональных организаций в Яндекс Бизнесе и Google My Bussines.

Далее специально обученный человек проходил карточки по списку и заполнял их нужным контентом, чтобы они стали презентабельными и полезными для посетителей. Клиент всегда следил за отзывами в карточках и отвечал пользователям. На диаграмме ниже можно оценить, как в 2021 году увеличился интерес посетителей к отзывам о CaterMe на Яндекс Картах.

Скрин статистики из Яндекс Карт

Но работало это до поры до времени. Затем пошли проверки со стороны Яндекса, карточки стали закрываться и блокироваться. Такая беда случилась даже с карточкой московского офиса. Это несмотря на то, что клиент снимал видео и отправлял его в техническую поддержку. Но приход нового асессора перечёркивал все старания. Как потом выяснилось, асессорам Яндекса не нравилось, что название компании напечатано на листе A4, приклеенном к двери офиса. Поэтому мы рекомендуем всем бизнесам заказывать таблички с названием фирмы.

В итоге в 2022 году мы привели все профили в Яндекс Справочнике к виду онлайн-организаций. Заблокированные — через техническую поддержку Яндекса, а для остальных поддоменов пересоздали карточки как онлайн-организации.

Это не сказалось на трафике.

Трафик из поисковых систем

Количество переходов из регионов составило 41 % от общего трафика из органического поиска за весь период сотрудничества. Также регионы принесли 45 % всех заявок на сайте.

Доля переходов из поисковых систем в 2022 году была практически равна.

Трафик из Яндекса и Google, который приносят поддомены

Но стоит признать и минус. Google часто склеивал копии страниц, в том числе по ключевым запросам — для поиска в Москве вводил страницы не основного региона, а поддомена, например Санкт-Петербурга.

Повысили конверсию сайта. Эксперименты и взаимодействие с клиентом

Борьба за конверсию

Цель любого бизнеса — это получение дохода. Соответственно, нагнать кучу трафика мало. В CaterMe всегда старались выжать максимальную прибыль из лида. Отсюда и особенность строения страниц сайта. Внутренние выглядели не как продуктовые, а как лендинги.

С одной стороны, это ухудшало ранжирование по запросам, где релевантным ответом была бы страница с большим количеством предложений. С другой, позволяло получить хороший заказ.

Пример 1 — проанализировали данные Яндекс Метрики

Для улучшения сайта мы регулярно анализировали данные Яндекс Метрики: Карты кликов, Вебвизор. На основе информации выявляли страницы с нерелевантными ответами. Например, на странице «Доставка рационов» не работал счётчик и не было самих предложений с рационами.

Пример страницы с ошибками в функционале

Для исправления рекомендовали собрать готовые предложения, соответствующие тематике.

Эксперименты с расположением контента на сайте позволили выявить влияние на конверсию. Сначала в статьях блок с готовыми предложениями (для перевода инфотрафика в коммерческий) располагался внизу страницы. Мы перенесли его ближе к первому экрану. Посетители задерживались на нём, кликали и переходили на страницы предложений. Так мы снизили процент отказов в статейнике.

Добавленный блок для перехода из статейника на коммерческие страницы

Пример 2 — улучшили карточки и проверили при помощи теста в Google Optimize

Для следующего теста применили сервис Google Optimize. Он позволяет оценить эффективность изменений. А их можно вносить самостоятельно, даже не привлекая разработчиков.

Нашей гипотезой было — увеличение конверсии на странице с предложениями компаний https://caterme.ru/caterer. Мы посчитали, что добавление на каждую карточку кнопки с призывом «Сделать заказ» позволит увеличить число заявок с этой страницы.

Скриншот карточки, на которую была добавлена кнопка силами Google Optimize

По завершении эксперимента мы получили интересный результат. Для пользователей ПК конверсия увеличилась с 2,98 до 4,9 %. А вот для пользователей мобильных устройств упала.

Результат тестов в сервисе Google Optimize

Программно можно было реализовать вывод или отключить кнопку для пользователей мобильных устройств, но клиент решил не внедрять доработку.

Дополнительно мы выявили все лендинги, где фото главного баннера не соответствовало тематике. На такие страницы разместили более релевантные изображения (подходящие по теме).

Количество заказов из поиска выросло.

Количество заказов из поисковых систем с апреля 2017 по ноябрь 2022 года

Конверсия из поиска в среднем составила 2,99 %.

Конверсия из поисковых систем по основной цели — «Заявка размещена»

Эксперименты в выдаче

Провели тестирование сниппетов для Google. Активно добавляли эмоджи в мета-описания — это несколько увеличило кликабельность.

Пример:

Добавили эмоджи в мета-тег description

Но по некоторым страницам отловить позитивные сдвиги не смогли — такие сниппеты не всегда выводились в поисковой выдаче и, по данным Google Search Console, большого положительного влияния не было.

Для основных коммерческих страниц мы составили FAQ с актуальными вопросами:

  • запросили список популярных вопросов у клиента;
  • собрали вопросы по конкурентам.

На основе полученного списка составили полные ответы на вопросы, исходя из опыта работы CaterMe. Разместили FAQ с учётом тематики страниц и все вопросы разметили микроразметкой.

Добавили таблицы с ценами.

Все эти мероприятия позволили делать разнообразные сниппеты в Google.

Пример сниппета из выдачи Google

Далее мы собрали слова для расширенных сниппетов — ключи и темы, отвечающие на вопросы: кто, что, сколько, зачем и для чего, чек-лист. На вопросы ответили кратко, сухо, с небольшой расшифровкой и обязательным маркированным списком.

Пример сниппета из поисковой выдачи Google

Работа со структурой сайта и меню

В мае 2022 года началась просадка трафика по Яндексу.

Изменение трафика из поисковых систем с января по ноябрь 2022 года

Несмотря на общее снижение трафика, Яндекс в этом лидировал. Мы сочли, что слишком дробное деление запросов на кластеры излишне. Происходила каннибализация страниц с запросами.

Для решения проблемы перекластеризовали семантику. Попутно убрали неактуальную. После этого начали склеивать страницы (дооптимизировали целевые и настроили на них 301 редирект со старых).

Приведём небольшой пример. До этого года у нас было 17 страниц по кейтерингу: ВИП-кейтеринг, доставка блюд на дом, дешёвый кейтеринг, банкетный кейтеринг, заказать кейтеринг и т. д. Новая кластеризация показала, что эти группы запросов можно продвигать по одной странице. Объединили.

Пример файла для объединения страниц

Чтобы не было проблем с просадкой видимости, мы пересмотрели текстовую оптимизацию материнской страницы, добавив туда ключи и слова из ключевых фраз.

Попутно внедрили облако тегов для перелинковки внутри категорий и контекстные ссылки с переходом на интересующий нас элемент — для устранения каннибализации в Google.

Пример перелинковки тегами
Пример перелинковки из текста. Ссылка выделена синим цветом. Она соответствует тематике окружающего текста и ведёт на целевую для продвижения страницу

Постепенно ситуация с трафиком выправлялась, доля просадки Яндекса уменьшалась.

На поддомене в сентябре 2022 года мы провели эксперимент по переработке главного навигационного меню. Цель:

  • перераспределить ссылочный вес на основные категории и ВЧ;
  • уменьшить количество ссылок в сквозных элементах.

При этом мы не удаляли ссылки на дочерние страницы, оставляли внутри материнских разделов.

Эффект от внедрения пока оценить невозможно. По крайней мере, ничего не сломали.

График трафика на сайт из поисковых систем за 2022 год

Отчётность и взаимодействие с клиентом

Чтобы понимать, что работает, а что нет, мы вели журнал. В него вносили все доработки. Для наглядности влияния изменений делали таблицу и визуализировали их диаграммой.

Пример файла, помогавшего отследить влияние внедрений на видимость ключей и трафика на сайт. Каждый номер в легенде соответствует выполненной задаче.

Помимо ежемесячных отчётов каждые 2 недели сравнивали изменение трафика в динамике. Это помогло избежать серьёзных просадок.

С клиентом традиционно общался наш менеджер. Однако раз в 2 недели мы проводили виртуальное собрание — клиент + менеджер + оптимизатор. В этом формате обсуждали проблемы, корректировали приоритеты. Такое взаимодействие позволило не терять задачи и выполнять их эффективно со всех сторон.

Итоги

  • 4 000+ часов работы команды
  • 1 900 000+ переходов из поисковых систем
  • 50 000+ заявок с сайта
  • Довольный заказчик

И это не считая длинного хвоста результатов от проделанной работы, который будет тянуться ещё не один год.

Не могу не упомянуть ключевых SEOшников проекта: Юру Жилина и Стаса Водорезова. Они приложили немало усилий не только к продвижению проекта, но и к тому, чтобы эта статья увидела свет.

Памятник ставить вам надо, если дочитали до конца. Надеюсь, было полезно. Если вам по душе наш подход к продвижению и вы хотите прокачать свой сайт — мы готовы помочь. Сделаем расчёт для вашего проекта. Спрогнозируем возможный рост на год вперёд. Проведём предварительный аудит.

Ах да, чуть не забыл. Подписывайтесь на мой телеграм-канал: Максим Тарасенко. ReMarketing.bz

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Никитин

Добавил в закладки. Обязательно прочитаю.

Ответить
Развернуть ветку
Edward

У вас статейник только основном домене или на субдоменах тоже есть?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Тарасенко
Автор

Только на основном. На поддоменах прокачивать блог смысла нет. Москва - основной регион.
Да и писать статьи по одним и тем же темам на каждом поддомене, это самому себе создавать конкуренцию и канибализировать страницы. А если писать на разные темы, то трафик и вес будут размываться.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Никитин

26 к символов :\

Ответить
Развернуть ветку
D.

1) Бюджет на продвижение, я, надеюсь, был больше 100 тыс. рублей?
2) Так почему они решили все равно искать сеошнега в штат? на hh висела вакансия.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Тарасенко
Автор

1) Не уверен, что могу разглашать эту информацию без согласия заказчика. А должен быть больше или меньше 100к по вашему мнению?)

2) Во второй половине 22 года мы действительно работали с клиентом и его штатным SEOшником, который по большей части выполнял задачи по контенту, поставленные нами

Ответить
Развернуть ветку
D.

да, минимум 140 - 150 за такую работу. Но я понял, что меньше), скорее всего около 50 за SEO. Это мало. Сеошники всегда будут лапу сосать. Тот же продукт менеджер, который вообще не знает: как сайт работает, веб аналитику и не может тз разработке поставить и кнопки двигает на сайте получает больше денег. А здесь сеошники полностью с нуля бизнес онлайн поднимают, техничку ковыряют, с конверсией работают, трафик привлекают, но получают в разы меньше.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда