{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Два способа усилить бренд и увеличить долю рынка. Угрозы слабого позиционирования бренда. Кейс

В статье рассмотрены проблемы позиционирования бренда регионального производителя пластиковых окон – Компания №2 – и угрозы со стороны ближайшего конкурента – Лидера рынка.

Угрозы бренду Компании №2:

  • проиграть конкуренцию: состояние бренда Компании №2 неустойчивое по отношению к Лидеру,
  • риск быстро потерять долю рынка,
  • и главная – потребитель не воспринимает значимой сильную сторону позиционирования бренда Компании №2.

Угрозы бренду Компании №2

Угроза 1. Проиграть конкурентную борьбу за лидерство на рынке

Конкурентная борьба между Компанией №2 и Лидером характеризуется состоянием неустойчивого равновесия. Переломный момент в этой борьбе усилит позиции одного из брендов в сознании потребителя. Бренд-победитель станет лидером рынка на долгое время, возможно – навсегда.

Одержав победу, лидеру останется только защищать свои позиции – поддерживать восприятие себя лидером в сознании потребителя. Это требует меньше ресурсов, чем атака позиций лидера: потребитель легче принимает то, с чем он уже согласился, а чтобы изменить свое мнение, ему нужны время и усилия на переоценку, а бренду – ресурсы.

Кривая брендовых запросов Компании №2 чаще находится ниже кривой брендовых запросов Лидера. Разница между ними сохраняется в узком диапазоне.

Угроза 2. Потерять долю рынка: как Лидеру быстро увеличить долю рынка

Компания Лидера позиционирует свой бренд на доступности цен.

Способ. Рассказать потребителям, что популярность компании Лидера обусловлена тем, что люди выбирают доступные цены за качественные пластиковые окна. И поэтому – сделать вывод, с которым потребитель, в своем восприятии, готов согласиться: окна компании Лидера – самые продаваемые.

Реакция потребителя. Люди склонны покупать то, что приобретают другие. Таким образом бренд Лидера закрепит за собой атрибут «самые продаваемые» в сознании потребителей.

Результат для бренда Компании №2. Атрибут «самые продаваемые» усилит позиционирование бренда Лидера. Такое маркетинговое сообщение сделает бренд Лидера абсолютным лидером рынка в сознании потребителей, и, как следствие – фактическим.

Это переломный момент в конкурентной борьбе.

В соответствии с теорией лидер продаж должен иметь отрыв от компании №2 с соотношением 2 к 1*.

* Джек Траут в своих книгах о маркетинге и позиционировании приводит такое соотношение на основе наблюдений за перераспределением долей рынка крупных американских и европейских компаний.

Этот способ не сработает для бренда Компании №2 по причине слабого и нечеткого позиционирования (об этом ниже). Такая рекламная кампания даст краткосрочный эффект, но не долгосрочный результат.

Реакция потребителя. Потребитель не поверит в заявление, которое не согласуется с его восприятием бренда.

Угроза 3. Слабое позиционирование

Угрозы слабого позиционирования неочевидны:

  • нечеткое позиционирование бренда Компании №2,
  • размытие ценности бренда в сознании потребителя,

а последствия отложены во времени.

К моменту, когда последствия будут наблюдаемы:

  • возрастут затраты, чтобы удержать долю рынка и усилить бренд;
  • восприятие бренда потребителем будет размыто.

Следующие два примера иллюстрируют, как ошибки позиционирования изменяют восприятие бренда у потребителя.

Нечеткое позиционирование. Бренд Компании №2 позиционирует себя на базе ценности гарантий высокого качества, но не сообщает потребителю, качество какого продукта гарантирует.

Потребитель покупает продукт, которым будет пользоваться, а не гарантию качества.

Возможно, имеется в виду гарантия высокого качества пластиковых окон. Однако:

  • на современном рынке пластиковых окон качество окон – обязательное условие, а не конкурентоспособное отличие;
  • при этом компании конкурируют на уровне концепций позиционирования, которые отражают ценности потребителей, а не на уровне продуктов и услуг.

Таким образом даже, если бренд Компании №2 уточнит свое позиционирование: изменит на гарантию высокого качества пластиковых окон – положение бренда по отношению к Лидеру не изменится.


Размытие ценности бренда.
Потребитель сложнее воспринимает бренд, который отражает ценности разных продуктов. Ценности потребителя будут разными для продуктов: пластиковые окна, душевые кабины, стеклянные двери – все они есть в товарной линейке Компании №2.

Пример из маркетинговой истории напитков Coca-cola: как расширение продуктовой линейки изменяет сложившееся у потребителя восприятие бренда.

Напиток занимал в сознании потребителя позицию «Первоклассная вещь». Его дополнили напитками с новыми вкусами. Потребитель получил новый опыт, который не соответствовал ожидаемому. Единственно верное впечатление потребителя от продукта производитель обманул разными вариантами продукта – опыт взаимодействия с первоклассной вещью перестал быть первоклассным и окрашенным положительными эмоциями: стал рядовым, а может, для части потребителей, – негативным.

Расширение продуктовой линейки изменило восприятие продукта потребителем и негативно отразилось на продажах напитка. Главный конкурент Pepsi-Cola воспользовался этой неудачей и успешно атаковал позиции «Первоклассной вещи» своей новой концепцией «Поколение «Pepsi».

Выводы:

  • Продвижение разных продуктов под одним именем ослабляет бренд.
  • Широкая продуктовая линейка оконного бренда размывает в сознании потребителя свою главную ценность. Такой бренд со временем утратит популярность, а его место в сознании потребителя займет другой.

Как усилить позиционирование бренда компании №2:

  • Сформировать в сознании потребителя сильную позицию: репозиционировать бренд Компании №2 с учетом слабой стороны позиционирования бренда Лидера и значимой ценности потребителя.

  • Укрепить позиционирование бренда: решить проблему продуктовой линейки.

Это решение сохранит текущую долю рынка и усилит бренд.

Если компания разработает сильную стратегию позиционирования, она расширит долю рынка в регионах присутствия, а также получит шанс реализовать экспансию в новые регионы.

Почему экспансия будет успешной

Компании на рынке пластиковых окон делятся на два типа: одни предлагают выгодные цены, вторые – качественные окна. Качество окон – обязательное условие, а не конкурентоспособное отличие, как выяснили выше. Выгодные цены, как правило, – о доступных ценах – это сильная сторона ценовой концепции. Иерархия ценностей потребителя пластиковых окон не ограничена этими двумя ценностями.

На рынке также работают компании с конкурентоспособными концепциями отличными от первых двух. Но они занимают небольшую долю рынка из-за нехватки ресурсов или слабой стратегии.

Эти две причины обнаруживают пустое место на рынке – незаполненную потребность потребителя, выраженную более значимыми ценностями, чем цена.

P.S. Надеюсь, эта статья будет полезной и поможет владельцам брендов и торговых марок по-новому взглянуть на восприятие брендов потребителями и найти свои решения, как укрепить бренд, сохранить и увеличить долю рынка.

0
1 комментарий
Dmitry Supruniuk

Что именно сделать компании 2 чтобы укрепиться на рынке ?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда