{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Какой продакт вам нужен, чтобы зарабатывать деньги?

Хотелось бы вам, чтобы люди, которых вы нанимаете, приносили настоящие деньги?

Тогда одной из главных ролей в вашей команде может стать продакт-предприниматель. Такие продакты придумывают идею сами или берут ее у собственника или управленца, а потом запускают бизнес, который приносит прибыль. Взамен продакт может, например, рассчитывать на процент от этой прибыли.

Чтобы это работало так, продакту нужно уметь на практике запускать и поддерживать бизнес-модели, зарабатывать ими деньги. Но большинство продактов работают в больших компаниях с такими продуктами, где важна не прибыль, а отдельные метрики.

Иногда это обусловлено спецификой отрасли. Например, есть компания “РТЛабс”, которая поддерживает портал Госуслуги. Там работает большая проудктовая команда, но ни один из всей экосистемы продуктов не нацелен на монетизацию или экономическую эффективность. От продактов по направлениям ожидают управление беклогами и разработчиками, починку багов и запуск новых услуг на платформе. Экономики там просто нет.

Но чаще ориентация на метрики, а не на прибыльность продукта встречается в корпорациях с большим портфелем. Отдельные продукты в этом портфеле или не должны, или не могут быть прибыльными, а служат для сбора данных или для рекламы. Например, службы доставки Сбера могут быть убыточны сами по себе, но они генерируют полезные знания о том, кто и что покупает. Эти знания помогают больше заработать на других продуктах корпорации.

В таких условиях продакт менеджер отвечает за начинку продукта и процессы разработки, но не видит, как движутся деньги и не ставит шкуру на кон.

Если открыть hh. ru и вбить в поиск «продакт менеджер”, найдется почти 2 тысячи вакансий. Из них всего штук 6 содержат слова «прибыль” или “выручка”. Добавим слова "экономика” и "монетизация” и получим чуть меньше 20%. То есть где-то 80% продактов, которые займут эти вакансии, скорее всего, отвечать за деньги не будут. Зато будут вполне успешно работать и рассказывать на конференциях, какие метрики нужно растить тем, кто рискует деньгами.

Если вы нанимаете продакта, чтобы он отвечал за вашу прибыль, специалисты, выращенные в корпорациях на метриках, вряд ли вам помогут. Ищите продактов-предпринимателей, которым приходилось зарабатывать деньги и рисковать собственной шкурой. Но как их искать?

С чего начать поиск?

Перед тем, как публиковать вакансию продакта, стоит определиться, насколько готова бизнес-модель, с которой ему предстоит работать. От этого будет зависеть, какой именно продакт вам нужен. Здесь есть три варианта:

  • У вас уже есть готовый продукт и его надо поддерживать и развивать? Ищите продакта-менеджера. Когда вы понимаете, как и от чего зависит маржинальность, то можете поставить для него адекватные KPI. И продакт, который отвечает за метрики, справится с работой.
  • У вас пока есть только идея и немного денег? Ищите не продакта, а партнера. Допустим, вы решили открыть no-code студию и ищете того, кто поможет превратить идею в работающий бизнес. В таком случае вам нужен не наемный сотрудникк, а полноправный партнер, и нужно сразу к нему соответствующе относиться.
  • У вас уже есть работающий бизнес и технология создания ценности, но вы хотите обернуть ее в новую бизнес-модель? Вам нужен продакт-предприниматель, который умеет зарабатывать деньги и разбирается в вашей отрасли. Найти продакта-предпринимателя, вам помогут три вопроса ниже:

3 главных вопроса для продакта

1 вопрос: “Что будет являться объектом вашего управления?”

Он помогает понять, за что готов отвечать человек, которого вы нанимаете. За отдельные метрики или все-таки за бизнес и деньги.
✅ Хороший ответ: “Объект моего управления — это бизнес модель вокруг продукта”.
⛔ Плохие ответы: “показатели, метрики, продукт”.

2 вопрос: “Какие вам нужны ресурсы и полномочия, чтобы этим управлять?”

Этот вопрос поможет выявить, насколько хорошо кандидат представляет себе, как устроена бизнес-модель, какие важные части в ней он выделяет.
✅ Хороший ответ: “Мне нужна возможность нанимать и увольнять людей по своему усмотрению, а все остальное надо считать”.
⛔ Плохие ответы: «Нужны деньги, примерно вот столько” или »Ну там посмотрим”.

3 вопрос “Как вы видите свою мотивацию?”

✅ Хороший ответ: “Я бы хотел иметь опцион в продукте, когда он заработает, но пока не могу сказать, какой именно”.

Это означает, что человек готов сейчас сделать вам бизнес модель и хочет претендовать на процент от дополнительного потока денег с этой модели. Но пока не понятно, сколько будет этих денег, он не может точно сказать, какой процент его устроит. Поэтому хочет сразу принципиально согласовать такую возможность и вернуться к вопросу, когда все заработает.

⛔ Плохой ответ: “Я хочу фикс”. Это означает, что продакт в принципе не рассматривает получение прибыли с продукта.

Если вы получили хорошие ответы на все три вопроса, значит, нужный вам продакт-предприниматель найден и с большой вероятностью сможет принести вам реальные деньги.

0
2 комментария
Gennady Rezze

Когда день и небо не затянуто тучами то видно солнце. Примерно так выглядит статья. Повторять очевидные вещи, не есть мнение

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Руденко
Автор

А что есть мнение?)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда