{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Какие особенности психики и мозга человека учесть при создании продающего сайта

Мозг мужчины, женщины, англичанина и главврача психбольницы работает одинаково: ленится там, где это позволительно, работает на износ, когда принимает важное решение. Рассказываю, как использовать стандартность работы мозга и мышления во благо — расставлять когнитивные ловушки для пользователей сайта.

Статья полезна начинающим маркетологам и бизнесменам. Она расширит кругозор и ответит на вопрос, почему агентства предпочитают делать классические структуры сайта и опасаются креативить.

Как применить знания о физиологических особенностях мозга на сайте

Основная масса решений рождается в лимбической системе мозга. Она отвечает за автоматические действия, основанные на интуиции и прошлом опыте. Также в ней формируются когнитивные искажения.

Когда принять решение автоматически не получается, подключается префронтальная кора (ПК). Она управляет суждениями, критическим мышлением, планирует будущее и рационально использует время. Как только ПК начинает работать, продажа товара затрудняется. Поэтому, как ни горько это говорить, задача сайта — взаимодействовать с пользователем на уровне лимбической системы.

Префронтальная кора
Лимбическая система

Делайте шаблонизированные страницы

Мозг упрощает любую задачу. В тысячные доли секунды он раскладывает информацию на составляющие, отбрасывает ненужные (энергозатратные) данные. При этом оставляет знакомые категории. Усвоить их проще, чем строить нейронные связи «с нуля».

Мозг сначала формирует энграммы — привычки, а после применяет их всю жизнь, чтобы не тратить энергию на создание новых шаблонов поведения.

Как использовать

Делайте сайт по классической структуре (лендинга, интернет-магазина и прочих). В знакомой среде мозг лучше ориентируется. Ему не приходится подключать серьёзные механизмы для принятия решения (критическое мышление, например), большинство действий происходит автоматически.

Это упрощает путешествие пользователя по сайту и повышает шансы того, что он определится с покупкой в моменте.

Стандартная структура лендинга. Делайте так, точно не ошибетесь

Используйте картинки там, где они необходимы

Среди маркетологов распространено мнение, что мозг быстрее обрабатывает картинку, а не текст. Это кажется логичным, ведь мы мыслим образами, а не словами.

Явление хорошо изучено и даже имеет название: эффект превосходства изображения. Впрочем, оно периодически подвергается критике, ведь не всегда картинка воспринимается лучше, чем слова. Учёные Снодграсс, Маккалоу и Брайан после ряда исследований доказали: изображения однородных предметов расшифровываются хуже разнородных.

Если у вас интернет-магазин обуви, то, как бы ни были важны фотографии товара, пользователь быстрее запомнит текстовое сообщение и вспомнит характеристики товара.

Как использовать

Вставляйте картинки, чтобы подчеркнуть выгоду разных объектов. Заполняйте сайт большим количеством фотографий, если целевая аудитория — пожилые люди. С возрастом зрительный тип восприятия становится приоритетным.

Создавайте положительные контрасты

Эффект контраста случается, когда мозг сравнивает прошлый (зафиксированный в памяти) и настоящий опыт. Лимбическая система придаёт изменениям эмоциональную окраску и выстраивает линию поведения под новые условия.

Например, в феврале десяток яиц в «Магниточке» стоил 60 рублей, а теперь по той же цене продаются только четыре яйца. Это отрицательный контраст. Из-за него мозгу нужно принять отличное от прошлого опыта решение. Оно формируется в префронтальной коре (рациональной части мозга), что менее выгодно продавцу, чем когда клиент совершает покупки на автомате.

Как использовать

Создавайте на сайте социальные доказательства, в которых покупатель увидит положительные контрасты. Хорошо работают блоки «до и после» в косметологии, реставрационных и строительных услугах и других; кейсы.

Формат «до и после» мотивирует человека к изменениям

Как применять знания о когнитивных искажениях при создании сайта

Когнитивные искажения — ошибки мышления, влияющие на принятие финансовых или личных решений. Они возникают в лимбической системе, когда накопленный социальный и эмоциональный опыт сталкивается с суровой реальностью.

Из-за нежелания (или невозможности в силу ограниченности мышления) переработать новую информацию и интерпретировать её правильно, мозг продолжает действовать по автоматическому сценарию.

Такие особенности мышления можно использовать в качестве ловушек для пользователя на сайте. Ловушке стандартные и относительно безобидные. Уверена, многие вам знакомы.

Давайте покупателю исчерпывающую информацию

Когнитивное искажение: эффект неоднозначности

Человек принимает решение быстрее, когда знает о его благоприятных последствиях. Если информации о продукте недостаточно, приходится искать дополнительные источники. Это часто приводит к отказу от покупки: новые сведения могут быть противоречивы, или отрицательный опыт других покупателей перевесит реальную пользу.

Как использовать

Добавляйте на сайт разделы, способные донести до пользователя экономическую, физическую и психологическую безопасность товара. Обычно это блоки:

  • Отзывы.
  • Отстройка от конкурентов (сравнение с менее благоприятными исходами).
  • Фото довольных покупателей.
  • Фото товара в действии — особенно нужно для инструментов (болгарки, бензопилы и других), скутеров и квадроциклов, подарков-впечатлений и туристических услуг (парашют, прыжки с веревкой, полёт на воздушном шаре).
Прежде чем купить билет на аттракцион, я искала информацию о безопасности (благоприятный исход). Её не было, поэтому я принимала решение две недели — взвешивала «за» и «против», искала другую информацию

Дайте пользователю поучаствовать в продаже и производстве товара

Когнитивное искажение: эффект знакомства

Когнитивное искажение проявляется, когда человек испытывает большую симпатию к явлению или объекту, с которым встречался ранее.

Как использовать

Самый простой способ — запустить контекстную рекламу, чтобы примелькаться целевой аудитории. Другое решение: разместите на сайте предложение поучаствовать в создании продукта, чтобы пользователь чувствовал причастность к бренду.

Даже если сегодня он «поиграл» кнопками, в следующий раз клиент отнесётся к сайту и фирменной продукции благосклонней за счёт приятного первого знакомства.

Пользователь может выбрать не только из предложенных футболок, но и создать свой принт

Демонстрируйте ажиотаж

Когнитивное искажение: эффект повального увлечения

Чем больше людей купили продукт, тем выше вероятность, что пользователь обратит на него внимание.

Как использовать

Добавляйте рядом с товарами социальное доказательство в виде числового значения («товар купили уже три человека», «смотрят десять человек» и другие) или отзывы — идеально если их дадут лидеры мнений.

Booking один из первых брендов, который обратил внимание на эффект повального увлечения

Давите на «правильное мнение» покупателя

Когнитивное искажение: склонность к подтверждению своей точки зрения

Человек интерпретирует информацию так, что она подтверждает его суждения. В торговле искажение срабатывает на малых и (простите) фанатичных группах. По крайней мере, в моём опыте не было обратных примеров.

Представим, будто некоторые мамы уверены: раз их малыши сели на горшок в два года, они гении. Информацию об обыденности этого женщины избегают. Поэтому если тексты на вашем сайте подтвердят их точку зрения и сделают упор на маленьких индиго, вы обречены на продажи.

Как использовать

Лучше не использовать в экологичном бизнесе либо подтверждать противоречащие логике и науке факты, если они не несут вреда пользователям. Например, поддакивать раковым больным про возможность лечения настойкой ромашки — дно. Не делайте так.

Люди с этим искажением бегут от фактов как от огня

Вместо вывода

Предложенные решения работают для большей части населения планеты, они безобидны. Смело применяйте знания о когнитивных искажениях и особенностях мозга на сайте и получайте конверсии. Хороших продаж, друзья!

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Ilyin

Ксения, а если "товар" - подписка на платные услуги (например, на доступ к диджитал-фильмам, книгам, курсу онлайн-обучения, фитнес-урокам) и лимбическая система "по умолчанию" настроена на халяву, прежде всего, чем можно побороть такой сильный, подавляющий "волю платить" "типовой сценарий" в мозгу?
Есть у вас кейсы в разрезе вашей статьи?

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Дмитрий, а почему лимбическая система должна быть по умолчанию настроена на халяву? Все упирается в потребности целевой аудитории, которые вполне укладываются в автоматические решения.

Фитнес-уроки для тех, кто хочет похудеть к лету? Великолепно. Принять решение об оплате можно насмотревшись фото «до-после» и почитав послужной список тренера. Необязательно включать критическое мышление, можно соотнести свои желания и предложение (та же «сушка» — если почитать отрицательные отзывы в интернете, выяснится, что девушки повелись на красивые рассказы — если бы они были рациональны, то нагуглиили бы меню в интернете и заранее проверили — а подойдет ли?).

Курсы-онлайн? Тоже хорошо — здесь явно многоуровневая продажа с прогревом пользователей. Часть придет на сайт под впечатлением от прошлого опыта (посты, статьи и пр.), часть залетные — по настроению и в дикой мотивации (прям ночью захотел выучить налоговый кодекс, поэтому сейчас куплю срочно курс).

Книги? Для книгочтеев тут вообще wow-эффект — вышла книжка по нужным параметрам — дайте две.

Абсолютно нет причин, чтобы записывать все пользователей в любителей «халявы». Да, подарочки многие любят, но принять решение о покупке можно на автомате. Я так купила курс английского — пришла, почитала, сказала «вау» — у меня же уже был опыт изучения и это мне поможет говорить еще лучше. И все — оплатила. Думала ли я рационально в тот момент? Нет — иначе бы сообразила, что эти деньги я могу пустить на какие-то семейные нужды.

Те, кто приходят только за халявой — вы им не продадите, хоть бубликом вывернитесь. А тем, кому товар не нужен (и они, естественно, включают мозг) — так это уже впаривание. Маркетологи вроде как кричат, что мы призваны причинять людям пользу. Ну так значит и причинять ее нужно тем, кому она нужна и кто сможет принять решение либо на автомате, либо после качественного прогрева, чтобы соотнести прошлый опыт взаимодействия с новым и почувствовать к продавцу приязнь.

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда