(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(66729223, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(66729223, 'hit', window.location.href);

Как разработать и запустить геймифицированную платформу

И вот у вас на руках шикарная креативная идея: допустим, ваши пользователи будут колонизировать новые планеты. Теперь дадим им пространство, где они смогут проявить себя — геймифицированную платформу.

Здесь множество нюансов. Мы рассмотрим все этапы и важные детали: от планирования до ретроспективы в финале. Запускаем двигатели нашего космолёта и поехали!

Этап 1: Инициация

Когда вы только задумываете геймификационную платформу, стоит сначала понять, действительно ли она нужна. Бывает такое, что в компании хотят мотивировать сотрудников или увеличить вовлечение клиентов с помощью игры, но при этом основные процессы не налажены, и тогда возникают основное сопротивление сотрудников или клиентов и недостаточно хорошие результаты. Поэтому ещё до старта работ анализируем точку А:

  • если геймифицируем корпоративные процессы: смотрим, как они работают сейчас, удобны ли они для сотрудников, какие есть особенности и ограничения;
  • если геймифицируем процессы для клиентов (покупки, программу лояльности и так далее) : проверяем, удобно ли делать заказ, эффективно ли работает поддержка и другие элементы, которые влияют на опыт аудитории.

Если всё работает как часы и для мотивации действительно нужна игра, действуем по шагам:

Этап 2: Планирование

Пришло время проработать детали, обсудить проект с командой и составить подробный план.

  • Требования делятся на три уровня: данные, алгоритмы обработки и пользовательский интерфейс. На основе требований разрабатывается техническое задание — полное описание пользовательского пути, детали системы, необходимый функционал.
  • В план также вносим последовательность реализации функций первых релизов.
  • Подробное описание поможет быстро сориентироваться в проекте и минимизировать риски в процессе.

Отдельно мы собираем MVP — самые необходимые фичи системы, которые будем разрабатывать в первую очередь. На нашем сайте вы можете получить памятку с методами сбора и описания MVP.

Этап 3: Выполнение

Это этап основных работ, когда мы движемся по запланированному пути и создаём продукт мечты. Успех непосредственно зависит от того, как тщательно мы собрали и проработали техзадание, насколько качественно изучили аудиторию и её привычки, реалистичные ли сроки поставили.

В процессе важно постоянно общаться с командой разработки и координировать действия в случае чрезвычайных ситуаций. Нужно постоянно мониторить ситуацию:

  • Отслеживать соблюдение сроков, чтобы можно было решать непредвиденные ситуации в момент возникновения. Если это сложная разработка, то до выпуска MPV проходит около трёх месяцев, на создание простой геймификации уходит месяц.
  • Следить за моральным состоянием команды и духом каждого участника, мотивировать на достижения. На наших проектах обычно работает огромная команда: несколько дизайнеров, разработчики, тестировщики, креаторы, аниматоры и многие другие. Это позволяет создавать по-настоящему вовлекающие продукты и находить неочевидные идеи для улучшения.
  • Контролировать процесс разработки и его эффективность. На протяжении всей жизни проекта мы каждый день проводим быстрые стенд-ап статусы, на которых обсуждаем, что уже сделано и какие есть сложности.
  • Держать в общем фокусе изначальную цель, не отклоняться от неё.
  • Отслеживать KPI и собирать обратную связь от пользователей тестового продукта после первого релиза, если их предусмотрено несколько. Так мы можем оперативно скорректировать показатели и внести в проект изменения.

Этап 4: Релиз

Наверное, это самый волнительный момент. Бытует мнение, что в ночь на релиз команда вообще не спит, но в 99% случаев мы сладко посапываем и видим лучшие сны. Всё дело в грамотном планировании, а вот несколько его секретов:

  • Спокойный релиз — это в первую очередь вопрос организации. Чтобы определить день релиза, мы сначала оцениваем объём работы в часах загрузки сотрудников. Его мы перекладываем на календарь, размечаем параллельные и последовательные задачи, и так подходим к дате возможного релиза.
  • Выпускать платформу стоит в начале недели, в идеале — утром в понедельник. Так появляется целая неделя на тест продукта в условиях реального использования, и мы можем быстро что-то исправить.
  • Чтобы спокойно спать, мы готовимся к релизу сильно заранее. Например, платформу можно расположить на сервере за неделю или несколько дней, а для пользователей установить интригующую заглушку: «Скоро здесь будет что-то интересное» и таймер. В день релиза мы просто открываем платформу.
  • Если есть волнение, что ночью всё же что-то может пойти не так, можно оставить пару дежурных и настроить им уведомления о том, что на платформе что-то идёт не так.
  • Заранее просчитываем риски. Их сложно обозначить общими словами, чаще всего даже предположения зависят от конкретной платформы и ситуации. Но в целом стоит опасаться падения сервера из-за перегруза и читеров, которые могут попытаться за ночь выжать ваш запас подарков в ноль. В таком случае тоже заранее готовим заглушки о том, что на сервере ведутся работы или что выдача призов временно недоступна.

Этап 5: Завершение

И вот наша геймификационная платформа работает! Пользователи копят баллы, ищут способы занять место повыше в рейтинговой системе, радуются новым достижениям. Мы же тем временем проводим ретроспективу всех работ вместе с клиентом, обсуждаем пожелания к процессу совместной работы и учитываем их в будущем. На основе ретроспективы мы составляем отчёт, в котором отражаем все важные детали.

И ещё один важный момент: все документы и материалы по проекту нужно хранить в надёжном месте, на защищённых дисках, чтобы они никуда не утекли и никто их случайно не удалил. Наработки могут понадобиться в дальнейшем, если вы решите развивать и обновлять геймификацию: масштабировать, внедрять новые функции и события, актуализировать технологии.

На что ещё обратить внимание

Все мы люди, и иногда можем что-то упускать и терять фокус. Так, одна из самых распространённых ошибок при разработке игровой платформы (особенно корпоративной) — выход масштаба за рамки, которые оговаривали в начале. В процессе нанизываются новые функции, появляются новые идеи, из-за чего растут затраты и двигаются сроки. Появляется риск, что проект не окупится — функций много, ресурсы потрачены, а аудитория пользуется далеко не всем. Избежать такой ситуации позволяет регулярный и тщательный мониторинг. А ещё постоянные напоминалки себе, что на первом этапе лучшее — враг хорошего, и всегда можно добавить новые фишки в будущих обновлениях.

Ещё крайне актуальна проблема безопасности. Новостей про утечки данных пользователей становится всё больше, да и взлом корпоративной платформы — тоже страшное для компании событие. В этом случае можно потерять конфиденциальную информацию, что сильно ударит по всему бизнесу. Поэтому мы всегда тщательно защищаем проекты от любых внешних и внутренних вмешательств.

Если же вы делаете геймификацию для внешней аудитории, предусмотрите появление призоловов. Эти люди ищут лазейки в правилах платформы и накапливают огромное количество баллов, чтобы получать награды, а это чревато репутационными рисками и потерей бюджета на подарки. Поэтому советуем следить за тем, как пользователи проявляют себя на платформе, не пытаются ли нарушить технически установленную логику системы.

У Convergent большой опыт в сложной разработке, наши кейсы можно посмотреть на сайте. За годы работы мы выявили главный секрет успешного проекта — постоянное взаимодействие и совместная работа клиента и агентства. Вместе мы сможем создавать передовые сервисы.

Спасибо, что читаете нас! Если у вас ещё остались вопросы, напишите нам на [email protected], подписывайтесь на наш блог на VC.RU и скачивайте памятку по методам описания и приоритизации требований.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда