{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему много копирайтеров, но мало сценаристов?

Если почитать требования гильдии сценаристов США к студиям, то кажется, что их там за людей не считают. И это в Голливуде! Но там хотя бы такая профессия есть. В РФ такое невозможно, потому что профессии «сценарист» на рынке не существует.

А что у них там?

Там хотя бы есть люди, которые заниматься ТОЛЬКО сценариями. Понятно, что большинство сценаристов устроены в Старбаксе и Макдаке, но даже они могут мечтать о том, что когда-нибудь их профессия начнёт их кормить. А после забастовки шансы только увеличатся.

В РФ же никакой забастовки сценаристов быть не может, потому что нет такой профессии. И мечты уже такой нет.

Есть несколько человек, кто продюсирует, пишет и иногда снимает — вот они могут жить только на это. Те, кто пробивал нам дорогу на Нетфликс до санкций — вот они, их по пальцам пересчитать. Остальные 99,9% людей в индустрии обязаны совмещать несколько профессий, чтобы просто ежемесячно платить за хату в Москве.

А у нас?

Моя главная амбиция и любовь — писать и снимать. И не сраную рекламу, которая продаёт говно бабкам по телевизору, а добрые и смешные сериалы. Я шарю за комедию, сторителлинг, умею писать сценарии и буду заниматься этим всегда.

Но за свои деньги и в свободное время.

Я ставлю эту цель на паузу, потому что попробовал её достичь и понял: даже если всё брошу, буду сидеть на шее у жены и бежать к своей цели словно Рокки Бальбоа — всё равно буду голодать. Ну снимут мой сериал, и че дальше? Буду есть консервы по акции в «Пятёрочке». Всё равно придется рекламой заниматься.

Да даже стану я новой звездой индустрии с кучей строчек на Кинопоиске и клевым блогом на vc.ru. А за хату каждый месяц с чего платить буду? С заказов по креативу и рекламе, скорее всего.

А кто виноват-то в этом? Я, что ли, такой слабый, тупой, ленивый и недостаточно пробивной? Или кто-то мне специально мешает?

Сценарист vs копирайтер

У меня-то хватает мотивации идти к своей мечте, и я иду. Но спотыкаюсь, потому что в РФ даже плохому копирайтеру в любой корпорации типа Яндекса или рандомного банка платят БОЛЬШЕ, чем хорошему сценаристу.

Поверьте, я встречал и тех, и тех. Человек, который просто нормально оформил портфолио и переставляет слова по шаблону, может получать 200к в месяц. В другом конце города сидит доходяга с высшим образованием и огромным талантом, он жрёт дошик и сходит с ума за мифические 50к за серию, которую будут снимать 3 месяца. И не факт, что снимут, а значит, не факт, что заплатят.

И если посмотреть на реальность, то многие копирайтеры, конечно, получают хорошие деньги заслуженно, потому пишут сценарии лучше, чем сценаристы. Как минимум потому, что сценаристы в таких условиях не могут нормально развиваться.

Именно поэтому мы гордимся кучей российских агентств, нашу рекламу обсуждают везде, у неё есть награды и имя даже за границей. А вот от российских сериалов мы сами плюемся и отворачиваемся.

Парадокс рынка или заговор капиталистов

Рынок диктует условия: в 30-секундной рекламе условного Яндекс Маркета задействовано столько талантов, денег и времени, что за половину от всего этого можно написать несколько действительно хороших ситкомов. И ещё на сдачу один снять.

Хоть сейчас дайте мне 3 месяца нормальной московской зарплаты копирайтера, чтобы я мог просто сидеть в хорошей квартире, вкусно кушать, заниматься спортом, ложиться спать счастливым и спокойно писать с утра — я вам выдам такой сериал, что вы его на Нетфликс отнесёте сразу. Но такое может позволить себе только копирайтер, который вместо сценариев создаёт гуглдоки про «новую ставку по кредиту» или придумывает дебильные песни.

Сценарист же, который выдаёт по несколько драфтов в месяц, может позволить себе максимум грязную комнату за МКАДом, бутерброд, пачку сигарет, зажигалку и поход в кинотеатр раз в месяц. А если у него есть девушка — то поход в кинотеатр отменяется, потому что придётся идти на смену во «Вкусно и точку».

В такой индустрии невозможно нормально жить, можно только выживать.

И поэтому многие, кто выжил и получил возможность превратить свою идею в сериал — они уже сумасшедшие. Не в смысле победители, а по-настоящему травмированные люди, которым нужно работать с психологом, а не с режиссёром.

Нормальный человек не будет тратить 10 лет жизни, чтобы получить 50к за серию, из которой продюсеры ещё и вырежут весь талант, ради которого он страдал.

Поэтому все талантливые люди, кто не готов портить свою жизнь ради призрачного шанса ворваться в несуществующую профессию, продолжат уходить в рекламу. И возвращаться в кино, если будет возможность или стабильный доход на стороне.

До тех пор, пока студии, продюсеры и другие авантюристы из сферы кино не начнут платить сценаристам хотя бы стабильные копирайтерские зарплаты, чтобы сценарист мог быть сценаристом и не делать крюк через копирайтерство, редакторство, рекламу, менеджерство, преподавание и другие профессии, которые убивают талант, любовь к жизни и веру мечту.

0
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда