С 1 сентября за рекламу своего бизнеса в интернете можно получить штраф 500 000 рублей

Разбираемся с маркировкой рекламы для малого и среднего бизнеса.

Уже с 1 сентября юрлиц начнут штрафовать до 500 000 руб. за каждое нарушение правил маркировки. При этом, как показало июньское исследование Ассоциации интерактивной рекламы (АРИР), только 19% участников рекламного рынка полностью готовы исполнять требования закона о маркировке, а 10% признались, что не знают, что и как нужно маркировать. Объясняем, в чем дело и как быть, чтобы не нарваться на штрафы.

И начнем с ответа на главный вопрос: да, если вы ведете бизнес и даете рекламу в интернете, вам точно нужно ее маркировать. Есть и хорошие новости: какую-то часть работы уже взяли на себя крупные рекламные платформы, какую-то можно без проблем делегировать.

Что за закон и зачем он

Согласно закону № 347-ФЗ, который внес поправки в закон «О рекламе», с 1 сентября 2022 года каждый рекламный креатив нужно регистрировать до публикации, а после — ежемесячно отчитываться о его открутке и затратах в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Информацию для передачи в ЕРИР собирают операторы рекламных данных (ОРД), они же принимают креативы на регистрацию и выдают им идентификаторы — коды для отслеживания.

Под эти требования подпадают:

  • все рекламодатели;
  • площадки, которые размещают рекламу у себя — от Яндекс Директа до микроблогера;
  • посредники, то есть агентства и платформы для размещения рекламы.

Маркировать при этом нужно любую рекламу в интернете — от баннеров до постов в соцсетях.

Исключения есть, но мало. Маркировать не нужно:

  • объявления в каталогах вроде Авито и Юлы;
  • рассылки информации о своих товарах по своей базе через email и push;

  • рекламу в составе теле– и радиоэфиров, которые транслируются в интернете без изменений;
  • социальную рекламу — у нее есть свой оператор.

В Роскомнадзоре считают, что система учета интернет-рекламы сделает рынок прозрачнее, а отношения между его участниками — справедливее. А в Минцифры уверены, что процессы в интернете пора формализовать и навести в них порядок.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями маркировки рекламы, присоединяйтесь к серии вебинаров, на которых эксперт eLama Никита Кравченко расскажет:

— Кого, за что могут штрафовать по закону о маркировке

— Как маркировать рекламу в Telegram, у блогеров и в СМИ

— Что делать бизнесу и рекламному агентству, чтобы соблюсти все требования закона

— Как на практике получать идентификаторы и отчитываться в операторе рекламных данных

Выбирайте темы, регистрируйтесь на удобное время и приглашайте коллег, вместе разберемся в нюансах маркировки интернет-рекламы.

Как выглядит маркировка

Есть три признака правильно промаркированного объявления:

  • Пометка «Реклама» — заметная, читабельная и именно такая: семь букв, не «Спонсировано», не «Нативка» и т. п. (только без кавычек, кавычки наши).
  • Сведения о рекламодателе: ссылка на сайт, если на нем есть такая информация, или название организации плюс ИНН/ОГРН, если по одному названию сложно безошибочно определить, что это за компания. То есть если вы не АО «Тинькофф Банк», который такой один, а ООО «Галактика» — ОГРН лучше указать.
  • Идентификатор (иначе — токен или erid) — уникальный буквенно-цифровой код, который ОРД дает каждому рекламному креативу при регистрации. Он вставляется в кликовую ссылку.

Вот так: elama.ru/?erid=XXX, где XXX — идентификатор.

Если ссылки нет — то в начало текстового блока, поверх изображения или видео текстом: erid: XXX.

Как происходит маркировка по закону

Утвержденная законом процедура включает три этапа, в которые нужно:

  1. Зарегистрировать в ОРД атрибуты договора (предмет, номер, дату, сумму, признак НДС) и информацию о сторонах (ИНН, название, ОГРН/ОГРНИП).
  2. Зарегистрировать в ОРД креативы, получить токены и добавить их в объявления.

  3. Подать отчет о договорах и актах по рекламе, о других участниках цепочки размещения, о статистике креативов с точностью до площадок.

Выглядит страшно. Но если вы рекламодатель, а не агентство, например, всё это проще, чем кажется. А может быть еще проще.

А можно вообще не маркировать?

1 сентября 2023 года — дата вступления в силу закона о штрафах за нарушение правил маркировки:

  • до 100 000 руб. для граждан;
  • до 200 000 руб. для должностных лиц;
  • до 500 000 руб. для юридических лиц.

Наказывать рекламодателей и посредников собираются за нарушения:

  • порядка подачи отчетности в ЕРИР — если не подали, не уложились в сроки (30 дней после размещения), предоставили ошибочную, недостоверную, неактуальную информацию;

  • использования идентификатора — если не получили его или не добавили к креативам.

Причем наказания за несколько нарушений будут суммироваться. То есть за три поста без erid юрлицо заплатит не 500 000 руб., а 1,5 млн руб.

То есть рано или поздно разбираться всё же придется — только это может стоить больших денег.

Ок, что делать?

Все креативы, с которыми вы как рекламодатель можете иметь дело, сейчас можно разбить на четыре большие группы в зависимости от того, как происходит их маркировка.

  • Объявления в крупных рекламных системах: Яндекс Директ, Яндекс Бизнес, VK Реклама и так далее.

У таких гигантов есть собственные ОРД, поэтому с ними всё совсем просто: вы создаете кампании как создавали, а маркировку и отчетность берет на себя система. Всё, что требуется от вас — внести в рекламные кабинеты нужную информацию: ИНН, атрибуты и так далее. Кстати, если вы размещаетесь через eLama, это нужно сделать только один раз — мы сами всё передадим в рекламные системы.

  • Объявления на других площадках — например, сайтах вроде vc.ru.

Их нужно регистрировать и отчитываться о них самостоятельно. По договоренности это можете сделать либо вы, либо сама площадка, либо посредник. Обязательства важно отразить в договоре. Подробнее об этом — в материале нашего юриста.

  • Объявления Telegram Ads.

Официальная платформа мессенджера уже дает возможность добавить к объявлениям токены, но пока не интегрируется с ОРД по API. А это значит, что каждое объявление нужно загружать в ОРД вручную, после чего так же вручную добавлять токен в объявление в кабинете. А по истечении месяца переносить статистику по каждому объявлению в ОРД для отчетности.

Процесс можно упростить: в кабинете eLama вы можете получить токены на креативы для Telegram Ads, добавить статистику по промаркированным креативам, заполнить отчет по откруткам и отправить его в ЕРИР — все в удобном интерфейсе с подсказками и подсветкой ошибок. А если вы ведете рекламу на посадочную страницу внутри Telegram — канал, чат-бот или пост — просто подключите в eLama автомаркировку и избавьтесь от необходимости что-то делать руками.

  • Нативные размещения у инфлюенсеров — в блогах, соцсетях, Telegram.

Выдать оплаченное размещение за личный опыт больше не получится: интеграции у блогеров теперь тоже нужно помечать как рекламные

Если вы заказываете рекламу у блогера как рекламодатель, обсудите с ним отчетность: удостоверьтесь, что он планирует ее подавать или договоритесь с ним, что будете подавать ее сами, чтобы соблюдать закон. Делать это пока придется вручную: регистрироваться в ОРД, регистрировать там договор с блогером и креативы, передавать токены блогеру, чтобы вставил их в посты, получать у него статистику, вносить ее в кабинет ОРД и отправлять отчетность.

Через eLama уже можно маркировать размещения у блогеров. Сейчас это происходит так: менеджер помогает подобрать блогеров, промаркировать креативы и отправить отчетность. Мы работаем над тем, чтобы упростить и частично автоматизировать эту процедуру — тогда маркировать рекламу у инфлюенсеров можно будет проще и быстрее в одном окне с остальной.

Закон до сих пор вызывает массу вопросов. На некоторые из них мы отвечаем в FAQ о маркировке рекламы, другие разбираем в статьях, вебинарах, прямых эфирах, которые публикуем в Telegram-канале по проблемам маркировки. Так что бояться новых правил не стоит — без поддержки мы вас не оставим. Главное — начать разбираться как можно быстрее.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Владимир Бычко

Штрафодобывающая отрасль постепенно начинает опережать нефтедобывающую по профиту.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

молодой человек, вы почему свой комментарий не промаркировали? Где ваш erid ?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mikhail Che

гребаные извращенцы, которые дрочат на заполнение бумажек придумывали этот закон

если реально все будет жестко по штрафам, то несколько сотен тысяч мелких блогеров будут вынуждены перестать продавать рекламу

а значит бюджеты пойдут в другие места, а значит опять вырастет цена клика, а значит вырастут цены на все, опять инфляция и никто не будет знать почему же и откуда же она берется

Ответить
Развернуть ветку
Kira Nikolaev

ну вот с какого лешего они БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ перестать продавать интеграции? Это не дополнительные налоги, не поборы, не введение лицензий и прочих рукостучательных средств. Просто пойди и РУКАМИ за 30 СЕКУНД отправь данные. Гемор? Возможно. Но не паникерство

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Бинарный Ёж
несколько сотен тысяч мелких блогеров будут вынуждены перестать продавать рекламу

Так небольшое число крупных блогеров проще контролировать. Профит.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Еще один повод для релокации бизнеса в другие страны.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Очко пусть себе промаркируют

Ответить
Развернуть ветку
Васисуалий Лоханкин

Закон -полное убожество, написанное на коленке.
Размер штрафа -безумный.
Если начнут требовать по 500 тыс даже за нарушение ОТЧЕТНОСТИ думаю это будет дополнительным толчком для блогеров/площадок закрыть юрлицо в рф и переехать в другую страну.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

Пусть считают убытки с сентября по налогам.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Tsurkan

Вы бы только видели этих рекламных операторов ОРД. Даже не верится, что могли создать такие отвратительные и неудобные платформы. Это больше похоже на Excel, только в excel все более понятно

Ответить
Развернуть ветку
Jiu and vali

Хо хооо, вы не видели еще ебалу института интернета. Это такая конторка, которая будет обязывать инфо сайты отдавать 5% своего трафика под социальную рекламу. И ЕСТЕСТВЕННО С МИЛЛИАРДАМИ ОТЧЕТОВ. Конечно не все площадки попадают (от несколько десяток тысяч в сутки), но меня еще позабавило то, что ОТЧЕТ НУЖНО СКИДЫВАТЬ В ПОНЕДЕЛЬНИК ДО 12 часов. Пхахаха. И в этих отчетах считать стр, показы и прочее прочее. Пиздец бюррократический мусор и хуета, еще и трафик отдавай. И еще маркировка рекламы, сука)).

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bender

1) Открываем юрлицо "для реклам" подальше от рф
2) Заводим туда бабки методом кредита от учредителя
3) Выбираем блогиров и площадки вне юрисдикции рф
3-1) Да, возможно придется пилить лэндосы-прокладки, чтобы гнать туда траф от нормальных площадок и того же Google Ads
4) Живем нормально.

Минусы :
- белые списки доступа рф-резидентов к трафику в глобал (ждем-ждем, вот-вот),
- запрет VPN (учим свою аудиторию покупать и юзать примитивные dedicated vpn с простейшей установкой на десктопы и мобилы),
- таки плюнуть и свалить жить в не окончательно свихнувшуюся страну (а их мало, либо Штаты)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Чартер на аляску на резиновой лодке с мотором. Основание поселения. Накопление населения. Обращение к президенту с требованием "взад" 😆

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виталий

Ну вот кстати хороший вопрос, а если ты иностранное юр лицо, как рекламироваться?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Gor Sam

Не уж то в других "цивилизованных" странах можно рекламироваться, никому не отчитываясь? Или РКН токой из себя продвинутый, что придумал и внедрил такую штуку первее всех на свете?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Комаровский

Отлично, как защититься от схемы:
1. Конкуренты берут твою ОООшку;
2. От её имени размещают ЯВНО рекламные треш-креативы/посты в формате:
- 2.1 Посты в дзене, других открытых блогах;
- 2.2 Открытых пабликах;
- 2.3 Мелкопабликах и телегам каналах с админами школьниками (или админами, с мелким прайсом);
- 2.4 Баннеры на сторонних сайтах (как вообще регулируется ужасная тизерная реклама?);
- 2.5 Сами скупают ботовые группы в ВК и сами же туда постят такую "рекламу";
3. Добросовестно пишут доносы на эти посты;
4. ...
5. Дальше вы не пройдете, пока не получите бумаги.

P.S. Призываю рекламщиков/юристов для разъяснения нюансов.

Ответить
Развернуть ветку
Jiu and vali

Закон полон дыр, так что да, может быть и такое. Тут даже блядь с саморекламой и рефеларками пиздец муть.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мария Багратуни

Надо понимать, что большинству клиентов не нужны заморочки, заказчик не хочет ни рисковать ни разбираться ни в чем. А самое главное не хочет доплачивать за гемор и риски, и ему проще буклетов напечатать, и вообще уйти в 2000е при распределении бюджета, не удивлюсь если журналы вернутся😂😂😂 сначала инст., потом другое, потом это…добивание какое то

Ответить
Развернуть ветку
Jiu and vali

Или проще просто уже переехать. Настохуело все это.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Robber

Наверное лучше дождаться комментариев спецов в области, которые разъяснять плюсы и минусы. Всё-таки здравое зерно в урегулировании рекламы есть.

Ответить
Развернуть ветку
Jiu and vali

Нет, мера хуйня, и просто попил бабок. Еще и за ОРД минимум платить 5к (просто с потолка взята цифра), и максимально всрато все сделано.

Еще забавляет то, что почему-то с какого-то хуя даже РСЯ обязана всю эту хуету выполнять + выкатят свои тарифы. Что блядь там не хватает? Я напоминаю, что у РСЯ буквально все данные, а у площадок для добавления требуют всю инфу, и сканы паспорта, и инн и т.п. Что блядь еще надо? Чтобы встраивать эти ебучие токены и туда и сюда? Чтобы показать в отчетности отчестности отчетностей, что этот креати был показан 2к раз с 01.09.23? Чтобы что блядь? Нахуй это надо?

Тоже самое с мусорной маркировкой продуктов. Въебали это говно на все продукты, никому нахуй не нужны, только на кассе самобслуживания надо лишний раз пикнуть эту хуету. И самое забавное - да, и это макрировка тоде платная, 50 копеек за товар примерно. И КОМУ ЖЕ СУКА БЛЯДЬ ИДУТ ЭТИ ДЕНЬГИ, М?

5к нахуй за бесполезный мусор,, еще и штрафы сотни тысяч. Да идите нахер с такими маркировками, вот теперь точно пора переезжать и отказываться от гражданства. Теперь блядь даже работать невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bender

нет

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Tatiana Delacotte

Все по Швабу, разорение мелкого бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Jiu and vali

Ну да, это же он принял этот закон. точно)).

Ответить
Развернуть ветку
Мария Куприянова

А если просто кто-то кого-то порекомендует и это например, не реклама. То как докажут, что это реклама?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bender

а не будут доказывать. Рекомендующему и тебе впаивают штраф - потом топай разбираться.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ali B

А как будут штрафовать мне не совсем понятно, ну вот нет этих ссаных кодов и маркировки, как они докажут что реклама есть?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Никак, вы получаете штраф без обьяснений. Суд отказывает в принятии иска с формулировкой (нет причин сомневаться в компетентности госорганов), спредложением зплатить и потом уж пытаться обжаловать. Личное мнение. (все жду штрафов 100тыс милионовдонеба за то, что мое мнение несовпадаетс государственным) 😆

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Черняев Эдуард

Вопрос, куда уйдёт реклама после этого? Да здравствуют форумы?)

Ответить
Развернуть ветку
Jiu and vali

Нахуй уйдет, вот и все. Останется вк, рся и озон, остальные помойки будут юзать крупные игроки, ибо разбираться в этой залупе (еще и платить по 5к МИНИМУМ) - это вообще пиздец, надо нанимать отдельного человека для всей этой хуйни.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Выборнов

Пострадают не блогеры а заказчики
Был блогер с рекламным чеком 5 -25 т.р за 1 рекламный пост, завтра они объединяться в группы, купят дроп ООО и будут туда лить с чеком 10-50 т.р и вся история.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bender

как вариант - НЕрф юрика. И счета в Киргизии. Пускай ловят.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Для кого надо, тот и получатель этих жалких крошечек.

Ответить
Развернуть ветку
Яся Воронцов

За рекламу в интернете штраф 500 000 рублей? Это весело!

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Морозов

штрафы босснословные за такие вещи

Ответить
Развернуть ветку
Timur Linarov

Я уж испугался, что 1 сентября нельзя размещать рекламу ибо оштрафуют

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

...политическая импотенция

Ответить
Развернуть ветку
Chechenin Stanislav

Т.е. пост на моей стене в VK о моих товарах и услугах нужно маркировать?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bender

это вот один из непонятных мне лично моментов в законишке. условный "вкус толчка" у себя в группе, которую скоммуниздил у другог бренда - рекламирует свои грустные полусъедобности.

токен будет получать на баннер?

а ежели ПЕРЕПОСТ?!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда