С 1 сентября за рекламу своего бизнеса в интернете можно получить штраф 500 000 рублей
Разбираемся с маркировкой рекламы для малого и среднего бизнеса.
Уже с 1 сентября юрлиц начнут штрафовать до 500 000 руб. за каждое нарушение правил маркировки. При этом, как показало июньское исследование Ассоциации интерактивной рекламы (АРИР), только 19% участников рекламного рынка полностью готовы исполнять требования закона о маркировке, а 10% признались, что не знают, что и как нужно маркировать. Объясняем, в чем дело и как быть, чтобы не нарваться на штрафы.
И начнем с ответа на главный вопрос: да, если вы ведете бизнес и даете рекламу в интернете, вам точно нужно ее маркировать. Есть и хорошие новости: какую-то часть работы уже взяли на себя крупные рекламные платформы, какую-то можно без проблем делегировать.
Что за закон и зачем он
Согласно закону № 347-ФЗ, который внес поправки в закон «О рекламе», с 1 сентября 2022 года каждый рекламный креатив нужно регистрировать до публикации, а после — ежемесячно отчитываться о его открутке и затратах в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Информацию для передачи в ЕРИР собирают операторы рекламных данных (ОРД), они же принимают креативы на регистрацию и выдают им идентификаторы — коды для отслеживания.
Под эти требования подпадают:
- все рекламодатели;
- площадки, которые размещают рекламу у себя — от Яндекс Директа до микроблогера;
- посредники, то есть агентства и платформы для размещения рекламы.
Маркировать при этом нужно любую рекламу в интернете — от баннеров до постов в соцсетях.
Исключения есть, но мало. Маркировать не нужно:
- объявления в каталогах вроде Авито и Юлы;
рассылки информации о своих товарах по своей базе через email и push;
- рекламу в составе теле– и радиоэфиров, которые транслируются в интернете без изменений;
- социальную рекламу — у нее есть свой оператор.
В Роскомнадзоре считают, что система учета интернет-рекламы сделает рынок прозрачнее, а отношения между его участниками — справедливее. А в Минцифры уверены, что процессы в интернете пора формализовать и навести в них порядок.
Как выглядит маркировка
Есть три признака правильно промаркированного объявления:
- Пометка «Реклама» — заметная, читабельная и именно такая: семь букв, не «Спонсировано», не «Нативка» и т. п. (только без кавычек, кавычки наши).
- Сведения о рекламодателе: ссылка на сайт, если на нем есть такая информация, или название организации плюс ИНН/ОГРН, если по одному названию сложно безошибочно определить, что это за компания. То есть если вы не АО «Тинькофф Банк», который такой один, а ООО «Галактика» — ОГРН лучше указать.
- Идентификатор (иначе — токен или erid) — уникальный буквенно-цифровой код, который ОРД дает каждому рекламному креативу при регистрации. Он вставляется в кликовую ссылку.
Вот так: elama.ru/?erid=XXX, где XXX — идентификатор.
Если ссылки нет — то в начало текстового блока, поверх изображения или видео текстом: erid: XXX.
Как происходит маркировка по закону
Утвержденная законом процедура включает три этапа, в которые нужно:
- Зарегистрировать в ОРД атрибуты договора (предмет, номер, дату, сумму, признак НДС) и информацию о сторонах (ИНН, название, ОГРН/ОГРНИП).
Зарегистрировать в ОРД креативы, получить токены и добавить их в объявления.
Подать отчет о договорах и актах по рекламе, о других участниках цепочки размещения, о статистике креативов с точностью до площадок.
Выглядит страшно. Но если вы рекламодатель, а не агентство, например, всё это проще, чем кажется. А может быть еще проще.
А можно вообще не маркировать?
1 сентября 2023 года — дата вступления в силу закона о штрафах за нарушение правил маркировки:
- до 100 000 руб. для граждан;
- до 200 000 руб. для должностных лиц;
- до 500 000 руб. для юридических лиц.
Наказывать рекламодателей и посредников собираются за нарушения:
порядка подачи отчетности в ЕРИР — если не подали, не уложились в сроки (30 дней после размещения), предоставили ошибочную, недостоверную, неактуальную информацию;
- использования идентификатора — если не получили его или не добавили к креативам.
Причем наказания за несколько нарушений будут суммироваться. То есть за три поста без erid юрлицо заплатит не 500 000 руб., а 1,5 млн руб.
То есть рано или поздно разбираться всё же придется — только это может стоить больших денег.
Ок, что делать?
Все креативы, с которыми вы как рекламодатель можете иметь дело, сейчас можно разбить на четыре большие группы в зависимости от того, как происходит их маркировка.
- Объявления в крупных рекламных системах: Яндекс Директ, Яндекс Бизнес, VK Реклама и так далее.
У таких гигантов есть собственные ОРД, поэтому с ними всё совсем просто: вы создаете кампании как создавали, а маркировку и отчетность берет на себя система. Всё, что требуется от вас — внести в рекламные кабинеты нужную информацию: ИНН, атрибуты и так далее. Кстати, если вы размещаетесь через eLama, это нужно сделать только один раз — мы сами всё передадим в рекламные системы.
- Объявления на других площадках — например, сайтах вроде vc.ru.
Их нужно регистрировать и отчитываться о них самостоятельно. По договоренности это можете сделать либо вы, либо сама площадка, либо посредник. Обязательства важно отразить в договоре. Подробнее об этом — в материале нашего юриста.
- Объявления Telegram Ads.
Официальная платформа мессенджера уже дает возможность добавить к объявлениям токены, но пока не интегрируется с ОРД по API. А это значит, что каждое объявление нужно загружать в ОРД вручную, после чего так же вручную добавлять токен в объявление в кабинете. А по истечении месяца переносить статистику по каждому объявлению в ОРД для отчетности.
Процесс можно упростить: в кабинете eLama вы можете получить токены на креативы для Telegram Ads, добавить статистику по промаркированным креативам, заполнить отчет по откруткам и отправить его в ЕРИР — все в удобном интерфейсе с подсказками и подсветкой ошибок. А если вы ведете рекламу на посадочную страницу внутри Telegram — канал, чат-бот или пост — просто подключите в eLama автомаркировку и избавьтесь от необходимости что-то делать руками.
- Нативные размещения у инфлюенсеров — в блогах, соцсетях, Telegram.
Выдать оплаченное размещение за личный опыт больше не получится: интеграции у блогеров теперь тоже нужно помечать как рекламные
Если вы заказываете рекламу у блогера как рекламодатель, обсудите с ним отчетность: удостоверьтесь, что он планирует ее подавать или договоритесь с ним, что будете подавать ее сами, чтобы соблюдать закон. Делать это пока придется вручную: регистрироваться в ОРД, регистрировать там договор с блогером и креативы, передавать токены блогеру, чтобы вставил их в посты, получать у него статистику, вносить ее в кабинет ОРД и отправлять отчетность.
Через eLama уже можно маркировать размещения у блогеров. Сейчас это происходит так: менеджер помогает подобрать блогеров, промаркировать креативы и отправить отчетность. Мы работаем над тем, чтобы упростить и частично автоматизировать эту процедуру — тогда маркировать рекламу у инфлюенсеров можно будет проще и быстрее в одном окне с остальной.
Закон до сих пор вызывает массу вопросов. На некоторые из них мы отвечаем в FAQ о маркировке рекламы, другие разбираем в статьях, вебинарах, прямых эфирах, которые публикуем в Telegram-канале по проблемам маркировки. Так что бояться новых правил не стоит — без поддержки мы вас не оставим. Главное — начать разбираться как можно быстрее.
Штрафодобывающая отрасль постепенно начинает опережать нефтедобывающую по профиту.
молодой человек, вы почему свой комментарий не промаркировали? Где ваш erid ?
гребаные извращенцы, которые дрочат на заполнение бумажек придумывали этот закон
если реально все будет жестко по штрафам, то несколько сотен тысяч мелких блогеров будут вынуждены перестать продавать рекламу
а значит бюджеты пойдут в другие места, а значит опять вырастет цена клика, а значит вырастут цены на все, опять инфляция и никто не будет знать почему же и откуда же она берется
ну вот с какого лешего они БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ перестать продавать интеграции? Это не дополнительные налоги, не поборы, не введение лицензий и прочих рукостучательных средств. Просто пойди и РУКАМИ за 30 СЕКУНД отправь данные. Гемор? Возможно. Но не паникерство
Так небольшое число крупных блогеров проще контролировать. Профит.
Еще один повод для релокации бизнеса в другие страны.
Очко пусть себе промаркируют
Закон -полное убожество, написанное на коленке.
Размер штрафа -безумный.
Если начнут требовать по 500 тыс даже за нарушение ОТЧЕТНОСТИ думаю это будет дополнительным толчком для блогеров/площадок закрыть юрлицо в рф и переехать в другую страну.
Пусть считают убытки с сентября по налогам.
Вы бы только видели этих рекламных операторов ОРД. Даже не верится, что могли создать такие отвратительные и неудобные платформы. Это больше похоже на Excel, только в excel все более понятно
Хо хооо, вы не видели еще ебалу института интернета. Это такая конторка, которая будет обязывать инфо сайты отдавать 5% своего трафика под социальную рекламу. И ЕСТЕСТВЕННО С МИЛЛИАРДАМИ ОТЧЕТОВ. Конечно не все площадки попадают (от несколько десяток тысяч в сутки), но меня еще позабавило то, что ОТЧЕТ НУЖНО СКИДЫВАТЬ В ПОНЕДЕЛЬНИК ДО 12 часов. Пхахаха. И в этих отчетах считать стр, показы и прочее прочее. Пиздец бюррократический мусор и хуета, еще и трафик отдавай. И еще маркировка рекламы, сука)).
1) Открываем юрлицо "для реклам" подальше от рф
2) Заводим туда бабки методом кредита от учредителя
3) Выбираем блогиров и площадки вне юрисдикции рф
3-1) Да, возможно придется пилить лэндосы-прокладки, чтобы гнать туда траф от нормальных площадок и того же Google Ads
4) Живем нормально.
Минусы :
- белые списки доступа рф-резидентов к трафику в глобал (ждем-ждем, вот-вот),
- запрет VPN (учим свою аудиторию покупать и юзать примитивные dedicated vpn с простейшей установкой на десктопы и мобилы),
- таки плюнуть и свалить жить в не окончательно свихнувшуюся страну (а их мало, либо Штаты)
Чартер на аляску на резиновой лодке с мотором. Основание поселения. Накопление населения. Обращение к президенту с требованием "взад" 😆
Ну вот кстати хороший вопрос, а если ты иностранное юр лицо, как рекламироваться?
Не уж то в других "цивилизованных" странах можно рекламироваться, никому не отчитываясь? Или РКН токой из себя продвинутый, что придумал и внедрил такую штуку первее всех на свете?
Отлично, как защититься от схемы:
1. Конкуренты берут твою ОООшку;
2. От её имени размещают ЯВНО рекламные треш-креативы/посты в формате:
- 2.1 Посты в дзене, других открытых блогах;
- 2.2 Открытых пабликах;
- 2.3 Мелкопабликах и телегам каналах с админами школьниками (или админами, с мелким прайсом);
- 2.4 Баннеры на сторонних сайтах (как вообще регулируется ужасная тизерная реклама?);
- 2.5 Сами скупают ботовые группы в ВК и сами же туда постят такую "рекламу";
3. Добросовестно пишут доносы на эти посты;
4. ...
5. Дальше вы не пройдете, пока не получите бумаги.
P.S. Призываю рекламщиков/юристов для разъяснения нюансов.
Закон полон дыр, так что да, может быть и такое. Тут даже блядь с саморекламой и рефеларками пиздец муть.
Надо понимать, что большинству клиентов не нужны заморочки, заказчик не хочет ни рисковать ни разбираться ни в чем. А самое главное не хочет доплачивать за гемор и риски, и ему проще буклетов напечатать, и вообще уйти в 2000е при распределении бюджета, не удивлюсь если журналы вернутся😂😂😂 сначала инст., потом другое, потом это…добивание какое то
Или проще просто уже переехать. Настохуело все это.
Наверное лучше дождаться комментариев спецов в области, которые разъяснять плюсы и минусы. Всё-таки здравое зерно в урегулировании рекламы есть.
Нет, мера хуйня, и просто попил бабок. Еще и за ОРД минимум платить 5к (просто с потолка взята цифра), и максимально всрато все сделано.
Еще забавляет то, что почему-то с какого-то хуя даже РСЯ обязана всю эту хуету выполнять + выкатят свои тарифы. Что блядь там не хватает? Я напоминаю, что у РСЯ буквально все данные, а у площадок для добавления требуют всю инфу, и сканы паспорта, и инн и т.п. Что блядь еще надо? Чтобы встраивать эти ебучие токены и туда и сюда? Чтобы показать в отчетности отчестности отчетностей, что этот креати был показан 2к раз с 01.09.23? Чтобы что блядь? Нахуй это надо?
Тоже самое с мусорной маркировкой продуктов. Въебали это говно на все продукты, никому нахуй не нужны, только на кассе самобслуживания надо лишний раз пикнуть эту хуету. И самое забавное - да, и это макрировка тоде платная, 50 копеек за товар примерно. И КОМУ ЖЕ СУКА БЛЯДЬ ИДУТ ЭТИ ДЕНЬГИ, М?
5к нахуй за бесполезный мусор,, еще и штрафы сотни тысяч. Да идите нахер с такими маркировками, вот теперь точно пора переезжать и отказываться от гражданства. Теперь блядь даже работать невозможно.
нет
Комментарий удален модератором
Все по Швабу, разорение мелкого бизнеса
Ну да, это же он принял этот закон. точно)).
А если просто кто-то кого-то порекомендует и это например, не реклама. То как докажут, что это реклама?
а не будут доказывать. Рекомендующему и тебе впаивают штраф - потом топай разбираться.
А как будут штрафовать мне не совсем понятно, ну вот нет этих ссаных кодов и маркировки, как они докажут что реклама есть?
Никак, вы получаете штраф без обьяснений. Суд отказывает в принятии иска с формулировкой (нет причин сомневаться в компетентности госорганов), спредложением зплатить и потом уж пытаться обжаловать. Личное мнение. (все жду штрафов 100тыс милионовдонеба за то, что мое мнение несовпадаетс государственным) 😆
Комментарий недоступен
Вопрос, куда уйдёт реклама после этого? Да здравствуют форумы?)
Нахуй уйдет, вот и все. Останется вк, рся и озон, остальные помойки будут юзать крупные игроки, ибо разбираться в этой залупе (еще и платить по 5к МИНИМУМ) - это вообще пиздец, надо нанимать отдельного человека для всей этой хуйни.
Пострадают не блогеры а заказчики
Был блогер с рекламным чеком 5 -25 т.р за 1 рекламный пост, завтра они объединяться в группы, купят дроп ООО и будут туда лить с чеком 10-50 т.р и вся история.
как вариант - НЕрф юрика. И счета в Киргизии. Пускай ловят.
Комментарий удален модератором
Для кого надо, тот и получатель этих жалких крошечек.
За рекламу в интернете штраф 500 000 рублей? Это весело!
штрафы босснословные за такие вещи
Я уж испугался, что 1 сентября нельзя размещать рекламу ибо оштрафуют
...политическая импотенция
Т.е. пост на моей стене в VK о моих товарах и услугах нужно маркировать?
это вот один из непонятных мне лично моментов в законишке. условный "вкус толчка" у себя в группе, которую скоммуниздил у другог бренда - рекламирует свои грустные полусъедобности.
токен будет получать на баннер?
а ежели ПЕРЕПОСТ?!
Комментарий удален модератором