Как сократить стоимость лида в образовании до 1100 рублей в период санкций и ухода рекламных каналов: inst, Fb, Google
Всем привет! Меня зовут Иван, я СЕО в компании ВУЗ.Онлайн. К нам обращаются ВУЗы, когда им нужен подрядчик, который полностью возьмет на себя продажи и маркетинг с гарантией результата — мы приводим готовых клиентов и сопровождаем студентов весь период обучения. Работаем в продаже образовательных услуг и сотрудничаем с университетами более 5 лет.
За 5 лет мы накопили приличную экспертизу в нише образования — освоили более 120 миллионов маркетингового бюджета, получили и сегментировали более 250 тысяч лидов. Мы обработали буквально «тонны» клиентских данных и может с уверенностью сказать, что точно понимаем потребности целевой аудитории.
Сегодня хотим поделиться свежим кейсом по маркетингу с упором на контекстную и таргетированную рекламу, а также плотную работу с купленными контактными базами. Кстати статья о том, как мы запускаем процесс продаж с нуля у нас уже есть: «Московский Университет имени А. С. Грибоедова: 1451 студент на 457 миллион рублей — стратегия продаж высшего образования».
В этом кейсе мы описали опыт работы с Московским психолого-социальным университетом — убрали всю воду и сделали фокус на нашем подходе: рабочие связки, дожим клиентов на вебинарах и несколько лайфхаков, которые проверено приносят больше лидов в нише образования.
Руководство ВУЗа обратилось к нам в прошлом году, чтобы делегировать все процессы по привлечению студентов в их университет и продажи. Несмотря на то, что большинство компаний весь 2022 год пережили в состоянии турбулентности — у нас получилось выполнить планы по продажам и даже сократить расходы на привлечение лидов.
До нашего сотрудничества в МПСУ самостоятельно запускали рекламу, но она была малоэффективной. Также клиентов приводили агенты — комиссия агента составляла 50% от стоимости обучения студента. Такая ситуация не устраивала руководство ВУЗа — цена за каждого приведенного клиента была слишком высокой. Например, средняя итоговая стоимость обучения для студента составляет 300 тысяч — из которых 150 тысяч ВУЗ выплачивал агенту. Это дорого и не позволяет университету управлять масштабированием продаж.
Главная задача — обеспечить МПСУ студентами на более выгодных условиях и подготовиться к масштабированию
Окончательное решение о сотрудничестве с ВУЗ.Онлайн в МПСУ приняли, когда мы показали результаты работы с другими университетами — подтвердили свою экспертизу цифрами. Ударили по рукам и приступили к планированию работ.
Выделили 3 этапа, которые пошагово будем раскрывать в статье:
- Подготовка — считаем сколько денег мы потратим на N-количество лидов из каждого канала + тестирование гипотез. Все риски должны быть учтены.
- Запуск — масштабный запуск рекламной компании, держим руку на пульсе и меняем вектор если ситуация пошла куда-то не туда.
- Результаты — собираем показатели в «боевых условиях» работы отдела продаж и отслеживаем выполнения плана.
Основа — исследование рынка, планирование и выбор стратегии
Исследование
Строить стратегию и запускать рекламную кампанию без маркетингового исследования — это риск для бизнеса. Маркетинговое исследование («marketing research») на этапе старта помогает определить потребности покупателей, в нашем нише — абитуриентов и подобрать эффективные инструменты продвижения.
Как я уже говорил — мы работаем с ВУЗами уже более 5 лет, поэтому хорошо изучили специфику ниши и целевую аудиторию. Наша команда провела объемное исследование, когда мы только заходили в нишу продаж образовательных услуг и каждый год, перед запуском рекламной кампании обновляем данные.
Какие данные собираем?
- про конкурентов — их сайты, посадочные страницы, социальные сети и другие способы привлечения лидов,
- про рекламу — рекламные объявления, офферы, ключевые слова,
- про путь студента — этапы, которые проходит клиент в ВУЗах-конкурентах.
Как данные собираем? Проводим кастдев (от англ. Customer development, сокращенно custdev) и формируем портрет студента. Делаем несколько выборок из тех людей, которые на данный момент проходят обучение в ВУЗе и задаем заранее подготовленные вопросы.
Кто попадает в выборку для опроса? Мы выделили 4 основных сегмента:
- Клиенты, которые прошли только этап квалификации — мы знаем их боли и потребности, но они еще не студенты.
- Клиенты, которые планировали поступление в этом году, но по какой-то причине его отложили — мы их называем «отказниками».
- Студенты университета, которые поступили и начали обучение в прошлом году.
- Студенты последних курсов — какие преимущества университета они называют, находясь на финишной прямой своей учебы.
Кастдев помогает получить реальные данные о том, почему студенты выбирают именно этот ВУЗ и «зашить» их потребность в итоговый УТП.
Далее наступает следующий этап — собираем карту пути клиента (CJM или Customer Journey Map). Мы собираем все возможные сценарии поведения клиента от начального этапа, когда он только ищет информацию о получении высшего образования в интернете до заключения договора. Изучаем поведение целевой аудитории в зависимости от источника лидогенерации. Для «холодного» — нужен сценарий подогревающий, а если клиент пришел с сайта-агрегатора — его сразу берет в работу менеджер по продажам, презентует УТП и ориентирует на подачу документов.
Приступаем к подготовке стратегии — это план, который опирается на исследования рынка, конкурентов и CJM, которые мы провели на начальном этапе.
Стратегия
К стратегии подходим уже зная специфику рынка — сильные и слабые стороны конкурентов, а также сегменты целевой аудитории.
Выделяем 5 сегментов ЦА:
- Школьники, которые заканчивают 9 класс и начинают погружаться в тему поступления. Узнают на будущее.
- Школьники, которые в текущем году заканчивают школу. Выбирают ВУЗ для поступления в этом году.
- Студенты, которые заканчивают обучение в средних специальных учебных заведениях и планируют обучаться далее. Получать уже высшее образование.
- Родители будущих студентов.
- Люди, которые задались целью получить второе (третье, четвертое…) высшее образование.
Для каждого из этих сегментов есть свои рекламные объявления и офферы.
Правильная маркетинговая стратегия должна отвечать на вопросы:
- Зачем мы это делаем? — какую глобальную цель мы преследуем. В нашем случае — рассчитываем какое количество лидов по какой цене мы хотим получить.
- Кому мы это продаем? — какую целевую аудиторию мы хотим привлекать. Например, люди которые планируют поступление в ВУЗ в этом году, а также им подходят программы нашего ВУЗа.
- Что мы продаем? — формируем УТП опираясь на преимущества ВУЗа, готовим офферы.
- Как мы продаем? — описываем маркетинговые воронки, поэтапный путь клиента от первичного касания с нашими рекламными каналами до завершения покупки.
- Где мы продаем, какие каналы привлечения используем? — сайт, посадочные страницы, социальные сети, вебинары.
- Кто будет исполнителем? — какие задачи выполняются внутри команды, а для каких требуются подрядчики.
Позиционирование
Как правило, когда мы начинаем сотрудничество с новым клиентом необходимо либо создавать социальные профили — сайт и каналы коммуникации с нуля, либо их оптимизировать. Если сказать простым языком, то сделать упаковку более актуальной, привлекательной и дружелюбной для клиентов.
Например, у Московский психолого-социальный университета уже был сайт и группа в ВКонтакте. Мы создали посадочную страницу и telegram-бота для прогрева аудитории. Далее аудиторию «греем» на вебинарах и мини-курсан в чате Telegram. Группу университета в Вконтакте усилили офферами, вовлекающими тестами и конверсионными рекламными баннерами.
К упаковке также относится формирование УТП — это то конкурентное преимущество, которое будет выделять нашего клиента на рынке услуг. Например, один из вариантов УПТ: «Получите высшее образование с погружением в профессию с 1-го курса».
Каналы продвижения
Как минимизировать риски и не провалить рекламную компанию? — Не ставить на один канал лидогенерации, а использовать сразу несколько.
Экосистема каналов продвижения для МПСУ выглядит следующим образом:
- Контекстная реклама — мы размещали рекламные объявления на Яндексе.
- Таргетированная реклама — запускались во Вконтакте.
- ГЕО-сервисы — геомедийная реклама в сервисе Яндекс.Карты.
- Порталы для абитуриентов — Учёба.ru, VUZOPEDIA.RU и Поступи онлайн.
- WantResult — технология, которая позволяет генерировать лидов из посетителей сайта.
- Агентская сеть — агенты на территории России и за рубежом, а также тематические блоггеры, telegram-каналы, школы для подготовки к ЕГЭ и общественные организации для школьников, а также небольшие сайты-агрегаторы.
- Клиентская база — это те контакты нашей целевой аудитории, которые мы получили при покупке базы, а также клиенты, которые обращались к нам ранее, но по какой-то причине отложили свое поступление.
В прошлом году многие компании пострадали как раз из-за того, что не развивали сразу несколько источников лидогенерации. Произошли изменения и ушли распространенные и эффективные каналы привлечения клиентов. Ситуация отразилась не только на стоимости рекламы, также выросла конкуренция и изменилась емкость рынка. Выиграли те, кто умеет работать, как с теплым трафиком так и с «холодными» лидами — изучает поведение своей целевой аудитории и не забывает про потенциальных клиентов, даже если те не готовы купить здесь и сейчас.
Тест гипотез
Тестирование — это заключительный этап в подготовке. Длиться он не более 1-2 недель и позволяет проверить эффективность рекламной кампании, проанализировать успех, а также понять причины в случае провала.
Зачем нужны тесты? — Получить подтверждение того, что стратегия работает и отдел продаж получает целевые лиды по той стоимости, которую мы заложили.
Почему без тестов не обойтись? — Не проверите гипотезу и запустите рекламу — рискуете «слить» бюджет и не получить клиентов. Потратите время, деньги и нервы.
Рекомендуем для проведения тестов выделить отдельную команду. Вот, как работает этот процесс в нашей компании:
- Выделенная команда определяет рекламный канал или инструмент продвижения для проведения теста, например: WhatsApp-рассылка на выделенный сегмент базы, реклама в Telegram-каналах и у блогеров для перехода в прогревающего Telegram-бота.
- Анализируем насколько целевые к нам поступают лиды, их количество и стоимость.
- Далее собираем ключевые показатели и выделяем успешные гипотезы, которые далее добавляем к основным рекламным каналам.
Каждый оффер проходит этап A/B-тестирования, а эффективность рекламы мы определяем с помощью сервисов сквозной аналитики — Roistat и Яндекс.Метрика. Замеряем показатели по офферам, изображениям на сайте и в социальных сетях — сколько людей, которые увидели нашу рекламу или перешли на сайт в итоге оставили заявку.
Подробнее расскажем про A/B-тестирование на примере сайта университета и посадочных страниц. На этапе теста мы запускаем несколько версий сайта с разным оформлением, текстом и призывом к действию. С помощью сервиса Roistat отслеживаем аналитику — сколько посетителей сайта оставили заявку. Если показатель конверсии нас не устраивает — меняем параметры. Например, при тестировании сайта МПСУ мы столкнулись с тем, что при изменении изображения конверсия выросла с 1% до 3%.
По такому же принципу тестируются все офферы в контекстной и таргетированной рекламе. Ниже показали пример тестирования разных офферов в рекламном кабинете Вконтакте — это скриншот из сервиса Roistat с показателями сквозной аналитики.
К тестированию новых гипотез можно также отнести и работу с новыми агрегаторами. Когда на рынке услуг появляется новый агрегатор — мы не можем заранее знать насколько эффективной будет реклама. Поэтому договариваемся на размещение в первый месяц и ориентируемся на показатель CPA.
На этапе знакомства с новым подрядчиком для нас помимо стоимости лидов также важно понимать и то насколько целевые лиды к нам поступают. При работе с новыми агрегаторами в первый тестовый месяц мы оплачиваем только целевые лиды, которые были квалифицированы нашим отделом продаж.
Выделяем 3 параметра целевого лида:
- Клиент заинтересован в образовании.
- Клиент планирует поступление в университет в текущем году.
- Мы можем предложить клиенту те направления, которые его интересуют.
По результатам тестового месяца — принимаем решение о покупке рекламы на более длительный срок, опираясь на показатели квалифицированных лидов.
Запуск рекламы — показываем связки с лучшей конверсией и приемы для увеличения лидогенерации
Стратегия продвижения разработана, маркетинговые инструменты подготовлены, рекламные каналы протестированы, аналитика настроена и показывает нам любое отклонение от нормы — мы готовы к масштабному запуску рекламной кампании.
Вот основные рекламные каналы, которые мы используем:
- Контекстная реклама в Яндекс — клиент переходит по нашему объявлению и попадает на посадочную страницу. Далее он может оставить заявку и с ним свяжется менеджер-квалификатор. Если по какой-то причине заявку клиент не оставил и ушел со страницы — в дело вступает технология WantResult.
Таргетированная реклама в Вконтакте — клиент видит рекламу в социальной сети, кликает и переходит в нашего telegram-бота. Внутри бота клиента ждет мини-курс, который состоит из 3 уроков. После прохождения уроков в Telegram-канале отправляем ссылку на вебинар. Бот записывает клиента на мероприятие, напоминает о нем заранее и в день проведения отправляет ссылку.
- Квиз — это страница с опросом, которая позволяет получить контактные данные клиента в обмен на бонус. Рекламу для перехода на страницу с квизом мы запускаем в ВКонтакте — клиент отвечает на несколько тематических вопросов и получает подарок. Примеры таких рекламных объявлений ниже.
- SEO-оптимизации и продвижения сайта — проводим комплексные меры по улучшению сайта для его ранжирования в поисковых системах. То есть делаем так, чтобы сайт университета находился как можно выше в поисковой выдаче по необходимым поисковым запросам.
- ГЕО-сервисы — способ привлечения лидов с помощью онлайн-карт в таких приложениях, как Яндекс.Карты, Google Карты и 2ГИС.
- Порталы для абитуриентов: Учёба.ru, VUZOPEDIA.RU и Поступи онлайн — на эти сайты приходят будущие студенты, когда ищут информацию о поступлении, оформлении и программах ВУЗов. Мы размещаем рекламные баннеры в разделах с самой высокой конверсией перехода на наш сайт.
- Вебинары — это онлайн-мероприятия, на которые приглашаем клиентов с помощью таргетированной рекламы, а также тех клиентов, с которыми уже работает отдел продаж. Вебинары нужны, чтобы подогреть клиента и продать ценность высшего образования для будущего абитуриента.
- Проводим NPS-опрос среди обучающихся студентов — ещё один вариант, как эффективно работать с целевым сегментом своей клиентской базы. Менеджеры отдела продаж звонят студентам, которые проходят обучение в университете и проводят короткий опрос. Цель такого NPS-звонка — получить бесплатные целевые лиды. Студенты делятся контактами друзей и знакомых, которые планируют поступление и выбирают для себя ВУЗ.
Выше мы перечислили основные каналы привлечения «теплых» лидов. Далее расскажем, как работаем с «холодным» трафиком:
- WantResult — это технология, позволяющая нам получать контакты клиентов, которые посетили наш сайт и по какой-то причине не оставили заявку.
Технология WantResult лицензирована в Министерстве связи (на сайте компании лицензии в общем доступе). Компания напрямую заключает договор с компаниями-агрегаторами данных и имеет данные к контактам только тех клиентов, которые давали согласие на получение рекламной информации.
- Далее по этим контактам звонит робот и отсеивает нецелевые запросы — мы используем сервис Скорозвон. Целевые лиды переходят в воронку квалификации.
- Массовые рассылки по «холодной» базе — сначала касаемся клиентов «горячим» оффером. Например, предлагаем консультацию для поступления в ВУЗ. Тех клиентов, которые ответили на оффер перенаправляем в отдел «теплого» трафика к менеджерам-квалификаторам.
Клиентов, которые не дали обратной связи — определяем к «холодному» трафику и активно прогреваем контентом. Добавляем к «холодным» и клиентов из закрытых в отказ сделок. Какие инструменты подогрева работает эффективнее всего? Бесплатные инструменты: чек-листы, гайды и мануалы по поступлению — эту экспертизу мы зашили в мини-курс в Telegram-канале.
Реклама запущена. Как минимизировать риски провала, когда вы запустили уже рекламу на большой бюджет? Мы держим руку на пульсе — маркетолог отслеживает показатели каждые несколько часов и оперативно реагирует на ненормальную динамику.
Например, когда заявки не попадают в CRM или новые ключевые слова и рекламные объявления могут набирать слишком много кликов — это приведет к перерасходу бюджета. В случае, если произошел сбой интеграции — мы подключим подрядчика по CRM, а если проблема в настройке рекламы — быстро правим сами.
Результаты в цифрах — что по конверсиям?
На этапе планирования мы рассчитали — какие результаты нам нужно получить по итогу каждого месяца, чтобы выполнить план по продажам для ВУЗа. Сверяемся с декомпозицией — определяем идем ли мы по плану.
Еженедельно собираемся на встречах и сверяемся с показателями в таблице «Рука на пульсе». В таблице рассчитаны еженедельные плановые показатели по количеству и стоимости лидов — каждый понедельник сверяем план с фактом.
В качестве заключения
Итоги рекламной кампании для Московского психолого-социального университета за период с 1 мая 2022 года по 30 ноября 2022 года — это период приемной комиссии в ВУЗе:
- Общее количество входящих заявок: 9 194.
- Средняя конверсия в заявку по всем рекламным компаниям: 3,2%. При этом конверсия по рекламным объявлениям в Вконтакте — 10%. В кейсе мы сделали упор на этот источник лидогенерации, как на один из самых эффективных.
Если подводить общие итоги сотрудничества с МПСУ в 2022 году — мы привлекли более 700 новых студентов для университета, которые оплатили обучение.
Средний чек в данном ВУЗе за I семестр составляет около 45 тысяч рублей и по результатам приемной комиссии 2022 года — университет уже получил 31 миллион 500 тысяч рублей.
При этом потенциальная прибыль составляет 21 миллион рублей, так как стоимость обучения за период студенту обходится в сумму около 300 тысяч рублей.
Для сравнения добавим таблицу показателей за период последних нескольких лет: с 2019 по 2022 года другого ВУЗа, с которым мы уже сотрудничаем несколько лет — Московского Университета им. Грибоедова. При подготовке плана по продажам и разработке маркетинговой стратегии для МПСУ, мы опирались на свой же опыт с ИМПЭ им. Грибоедова.
По итогу каждого года мы собираем KPI показатели — замеряем какое количество лидов нам приносят основные рекламные каналы. Далее оцениваем изменение от года к году.
Понять, как складывается ситуация с лидогенерацией в пиковые месяцы и по спросу в целом быстрее и понятнее, благодаря визуализации. Подкрепляем гистограмму ниже.
Главный итог
Благодаря глубинным исследованиям мы научились выявлять потребности целевой аудитории и эффективно работать, как с «теплым» так и с «холодным» трафиком. Эта экспертиза и опыт позволили нам за 5 лет в продаже образовательных продуктов получить более 10 тысяч оплат. Научились находить наиболее конверсионные связки и не выходить за рамки планируемого бюджета. Стоимость лида в прошлом году составляла не более 1100 рублей, а итоговые затраты на клиента — до 12 тысяч рублей.
Добрый день. Занимаюсь продвижением образовательных проектов тоже, спасибо большое за материал, очень много полезного + кейсы, с которыми можно сравниться. Как Вы считаете, исходя из Вашего опыта, наш результат - CPA 3000 руб с Директа для маленькой частной школы не в центре Мск это хороший результат?
И еще, я правильно поняла, что конверсия в заявку по компаниям была 3% по этому кейсу. А какая получилась конверсия в продажу из лида?
Спасибо!