{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как написать о своем бизнесе в Википедии и не облажаться: подробный гайд

Думаете, что в Википедии можно писать что угодно? А вы попробуйте создать страницу о своей компании. Малейшая неточность — и ее удалят. А будете спорить — улетите в блок. И модератору будет все равно, сколько у вас денег.

Привет! На связи агентство по управлению репутацией Digital Guru. Мы мониторим упоминания брендов в инфополе, работаем с негативом и помогаем бизнесу находить слабые места. А еще с нуля пишем тексты о компаниях и размещаем их в Википедии. В статье расскажем, зачем бизнесу страница в Вики и как создать публикацию, которую одобрят модераторы.

Зачем бизнесу статья о себе в Википедии

Википедия входит в топ популярных сайтов рунета. Если разместитесь там, получите дополнительный канал трафика на свой сайт. А еще Вики поможет вот в чем:

  • Получить +1 строчку в выдаче. Статьи из энциклопедии хорошо индексируются Яндексом и Гуглом и показываются в поисковике в числе первых. Всегда приятно иметь лишнюю подконтрольную страницу в топе.
  • Повысить доверие к компании. Вики у всех на слуху, поэтому когда люди находят в ней ваш бизнес, то понимают, что это не шарашкина контора, — доверия к компании больше.
  • Вытеснить негатив в результатах поиска. Статья о бизнесе в Википедии смещает результаты поисковика на одну позицию — пользователи видят меньше неприятной для компании информации, если она там есть.
  • Кратко рассказать о своей компании в выдаче. В десктопной версии поиска есть крутая штука — превью-блок из Википедии с небольшим описанием компании, который занимает пол-экрана. Чтобы узнать о бизнесе, некоторым пользователям достаточно прочитать краткую инфу оттуда.
Так выглядит превью-блок Сбербанка в поисковике. Обычно он содержит логотип, краткое описание, дату основания, ключевые фигуры, количество сотрудников и ссылку на сайт компании

Важно понимать, что далеко не каждый может написать о своем бизнесе в Википедии, так как это не рекламная площадка. Это место, куда заходят за полезной информацией, а не чтобы купить. Поэтому размещаться там нужно так, будто вы хотите внести вклад в развитие энциклопедии и рассказать читателям о чем-то интересном. Для этого нужно пройти шесть шагов и обойти много подводных камней.

👉 Шаг 1. Приготовьтесь к бою по правилам

Википедия — это открытая энциклопедия, которую наполняет и редактирует любой желающий. При этом все обладают разными техническими возможностями: кто-то может только корректировать публикации, а кто-то имеет право их удалять и кидать в блок. Чем активнее участник ведет себя в Вики, тем больше привилегий получает — при условии, что соблюдает правила площадки.

Перед публикацией вашу статью будут проверять модераторы. Это пользователи Википедии, которые обладают большим набором прав по сравнению с другими участниками.

Помимо правок от реальных людей, в замечаниях можно увидеть и комменты бота. Это специальная программа, которая автоматически сканирует статью и оставляет к ней правки. Некоторые модераторы используют ее для рутинных задач — например, когда текст нужно проверить на орфографию.

Правила Википедии не так просты, как кажется. Даже опытные пользователи не всегда однозначно их трактуют, из-за чего могут обсуждать статью месяцами. Поэтому не удивляйтесь, если столкнетесь с субъективностью и противоречиями в правках к вашей публикации. Например, один текст модераторы посчитают рекламой и удалят, а другой, похожий на него, пропустят и оставят. Другими словами, в Википедии нет прецедентного права.

Так как публикации в Вики проверяют люди, человеческого фактора здесь хоть отбавляй. Сложно спрогнозировать, попадет ли статья о компании на площадку, — каждый случай индивидуален. Но шанс, что повезет, всё же есть.

👉 Шаг 2. Убедитесь, что ваш бизнес подходит для Вики

Итак, вы не побоялись будущих правок модераторов и их ботов и решили разместить информацию о своей компании в Википедии. Начните вот с чего.

Проверьте значимость своего бизнеса. Чтобы понять, что подразумевается под значимостью, прочитайте статью «Википедия:Значимость». Главное, что здесь нужно уяснить: бизнес можно назвать значимым, если о нем подробно пишут в авторитетных источниках. Такие источники независимы и напрямую не связаны с вами. То есть социальные сети, корпоративные блоги, проплаченные публикации в СМИ и статьи на сайтах партнеров в качестве источников не подойдут.

Если о вашей компании пишут Ведомости, РБК, РИА, Forbes и другие федеральные и отраслевые издания, то вы подходите для энциклопедии. Подробнее об источниках читайте в статье «Википедия:Авторитетные источники».

Посчитайте количество авторитетных источников. В Википедии публикации создаются на основе надежных источников. Если информация в тексте вашей статьи не будет подтверждена таким источником — модераторы ее удалят. Нафантазировать и выдумать факты из головы не получится.

Для публикации в Вики должно найтись хотя бы два-три источника, которые достаточно подробно рассказывают о вашем бизнесе. Но лучше, если их будет 7–10 — так проще доказать модераторам достижения компании.

Маленькие квадратные скобки после каждого абзаца с числом внутри — это те самые ссылки на авторитетные источники

❌ Вы не подойдете для Википедии, если:

  • в интернете можно найти только официальный сайт вашей компании, ИНН и страничку во ВКонтакте;
  • О бизнесе пишут крупные СМИ, но вскользь — например, о том, что представитель компании посетил экономический форум;
  • Вы уже пытались рассказать о своем бизнесе в Вики, но словили бессрочный блок — в этом случае создать страницу о компании невозможно.

Бывает, что компания известна и у нее есть все основания создать о себе страницу в Википедии. Но в интернете о ней пишут много негатива, который легко можно найти на первой странице поиска — например, о том, что она задерживает зарплату сотрудникам, использует несертифицированное сырье или обманывает акционеров. После размещения на Вики статьи о бизнесе все эти неприятные факты могут быстро в ней оказаться. Так произойдет, если кто-нибудь из участников площадки найдет их и захочет добавить.

Чтобы своими же руками не отправить неприятную для вас инфу в топ выдачи, отложите на время публикацию в Вики. Лучше поработайте с репутацией вашей компании в сети: увеличьте количество позитивных упоминаний бренда и нейтрализуйте негатив.

👉 Шаг 3. Подготовьтесь к публикации

Вы проверили значимость вашего бизнеса и убедились, что авторитетных источников для статьи хватает, негатива о компании в интернете немного либо вы готовы к тому, что он может появиться в Вики. Тогда смело двигайтесь дальше.

Прокачайте аккаунт. Учетная запись, с которой будет размещена статья, должна быть активной. Если создадите новый аккаунт и сразу опубликуете статью, вызовете подозрения у модераторов. Они могут зайти в историю профиля и посмотреть, что вы делали за все время нахождения в Вики. Если ничего не найдут, будут предвзяты и решат, что вы хотите прорекламировать компанию (вы и правда этого хотите, но модератором про это знать не нужно).

Чтобы сделать учетку «живой», сымитируйте действия пользователя энциклопедии: вносите дополнения в чужие статьи, участвуйте в их обсуждении. Хорошо, если эти публикации будут по вашей теме. Например, если производите авто, заходите и предлагайте улучшения в статьи про коробку передач или трансмиссию. Так вы продемонстрируете модераторам ваши интересы и сформируете к себе доверие.

Так все пользователи Википедии видят вашу активность, или, как его называют, вклад. Это правки и изменения, которые вы внесли в публикации площадки

👉 Шаг 4. Напишите статью

Чтобы написать статью о компании, сперва нужно ознакомиться со сводом правил Википедии. Он обалде-е-енно большой — читать можно неделю. Если вкратце, вот что важно сделать.

Соблюдайте структуру и логическую последовательность. В статье нужно указать наименование компании, дать ее краткое описание, отразить историю по годам, основные проекты, финансовые показатели, достижения, социальную активность и критику, а еще добавить источники и литературу. Коротко о каждом пункте — в галерее.

Пишите в энциклопедическом стиле. Используйте повествовательный стиль и избегайте личных оценок, эмоций и рекламы. Даже если у вас действительно уникальный и инновационный продукт, все равно преподносите информацию нейтрально.

❌ Не подойдет для Википедии:

→ Работаем для наших любимых клиентов с 2005 года!

✅ А вот это в самый раз:

→ Компания основана в 2005 году.

Следите за оригинальностью статьи. В Википедию нельзя полностью копировать текст из источника — нужно переписать факты своими словами, но не менять их смысл. А вот добавлять небольшие цитаты можно.

Так выглядит цитата в статье о фирме звукозаписи «Мелодия». Как и все факты, цитаты тоже нужно подтверждать источником

Отформатируйте текст. Приведите статью в порядок: выделите разделы и заголовки, используйте маркированные списки и расставьте внутренние ссылки. А еще добавьте иллюстрации в карточку компании и в текст, если это поможет лучше донести информацию. На модерацию форматирование не повлияет, но пользователям Википедии будет проще читать вашу статью.

Карточка компании располагается в статье справа. Обычно сюда добавляют логотип или фото главного офиса

Убедитесь, что иллюстрации не нарушают авторские права. Подробнее о том, какие картинки нельзя добавлять в текст, читайте в статье «Википедия: Лицензирование изображений».

Проведите фактчекинг. Сверьте каждое предложение с источником — все данные, цифры и факты должны совпадать. Незначимые вещи, личную информацию и лишние детали можно смело удалять. Если оставите в статье фразу о том, что председатель правления любит кататься на лыжах по воскресеньям, то выбьете джекпот по нерелевантной инфе и получите замечания от модераторов. Помните, что Википедия ценит только значимые факты, которые будут интересны ее пользователям.

👉 Шаг 5. Опубликуйте статью и пройдите модерацию

Вы написали текст, проверили структуру и логическую последовательность, убрали рекламные слоганы, повысили его оригинальность, отформатировали и сверили каждый факт с источником. Теперь двигайтесь дальше.

Создайте черновик в Инкубаторе. Это место, куда вы закидываете вашу статью и работаете над ней до финальной публикации. Можно отправить ее прямо в Вики, минуя Инкубатор. Но мы не советуем этого делать: так выше вероятность схлопотать уйму правок и поймать блок.

Создать статью в Инкубаторе просто: зайдите на главную страницу Википедии → нажмите «Создать статью» → Пройдите опрос в мастере статей → Введите имя черновика → Нажмите «Создать новый черновик».

Мастер статьей — это что-то вроде краткого свода правил, с которыми нужно ознакомиться, а затем ответить на вопросы и подтвердить, что будущая публикация подойдет для Вики

Сверстайте текст готовой статьи. Можно воспользоваться универсальным шаблоном, который предназначен для рассказа о компании. Достаточно скопировать оттуда структуру, вставить ее в окно в Инкубаторе и удалить ненужные вам пункты. Например, если ваша компания ни разу не переименовывалась, уберите строку «Прежние названия».

Так выглядит окно в Инкубаторе, куда нужно перенести текст. Для удобства есть предпросмотр, который показывает готовый вид публикации

Отправьте публикацию на проверку. Чтобы это сделать, добавьте в самом начале статьи дополнительную строчку «{{подст:проверить}}» и нажмите «Опубликовать изменения». Так модераторы начнут ее оценивать. Но делайте это, только если уверены, что ничего не упустили и текст полностью готов. Иначе можете столкнуться со шквалом замечаний или удалением публикации.

Строчка «{{подст:проверить}}», то есть шаблон проверки, просигнализирует модераторам, что ваша статья готова к проверке и публикации в Вики

Дождитесь замечаний от модераторов. Вскоре после размещения шаблона проверки модераторы начнут оценивать, можно ли перенести ваш текст в основное пространство Википедии. Основное пространство — это все публикации площадки, которые можно найти в поиске. Если статья, по мнению модераторов, подходит под правила площадки, можно хлопать в ладоши: вы официально попали в Вики. Если нет, внимательно изучите причины отказа.

В замечаниях можно увидеть подробное описание нарушений, которые были выявлены в статье

Бывают случаи, когда никто из модераторов не пришел проверить ваш текст, хотя вы вшили в него шаблон проверки. Тогда можно перенести статью в основное пространство Википедии самостоятельно. Но сначала еще раз убедитесь, что она полностью готова. Торопиться не нужно.

Чтобы перенести статью в основное пространство, нужно зайти в ее код и убрать строчку «{{В инкубаторе}}», а затем опубликовать внесенные изменения

Отработайте замечания модераторов. Если вы не согласны с правкой модератора, спокойно приведите аргументы, которые докажут вашу правоту. Для этого прикрепите ссылки на разделы правил Википедии, которыми вы руководствовались при написании статьи, и укажите факты, которые показывают соответствие этим правилам.

Чего точно делать не стоит, так это игнорировать замечания модератора и доказывать, что ваша компания лучшая в мире. И тем более не стоит грубить — говорить, что модератор дурак и ничего не понимает в вашем шедевральном тексте. Так вероятность блокировки аккаунта приблизится к 100%. Правила дружелюбного общения в Википедии тоже есть.

Если замечаний у модератора окажется много, увы, ваш текст снесут или предложат к удалению. В последнем случае в публикации появится плашка «Эту статью предлагается удалить». Тогда модераторы начнут обсуждать статью друг с другом и решать, стоит оставлять ее в основном пространстве Вики или все-таки стоит снести. Это может затянуться на многие месяцы, а то и годы.

Если плашка «Эту статью предлагается удалить» висит над текстом много лет, это значит, что модераторы так и не пришли к единому мнению. При этом все это время пользователи Вики видят вашу публикацию

Если статью удалили, не публикуйте один и тот же текст 10 раз подряд — за это можно получить блок. Хитрить и размещать его под разными названиями тоже бесполезно. Лучше внимательно прочитайте причины удаления, поймите ошибку и исправьте ее. Но если ваш бизнес оказался недостаточно значимым для Википедии, по мнению модераторов, — смиритесь.

На скрине — пример того, как компания несколько раз пыталась опубликовать текст о себе в Википедии под разными названиями, но потерпела фиаско. Страницы удаляли за спам и рекламу, а также за их повторное создание

👉 Шаг 6. Мониторьте страницу

Мы не советуем забрасывать статью после одобрения модератором, так как чужие тексты в Вики могут править любые пользователи. Заходите на страницу о вашей компании хотя бы раз в день и следите, чтобы злопыхатели не добавляли в текст всякую ерунду. Тролли и умышленные вредители статей на площадке тоже есть. Обычно откровенный бред модераторы быстро находят и удаляют, но проверить статью самому лишним не будет.

А вот нелицеприятные факты о компании, которые очень нравятся конкурентам, могут быть добавлены в вашу публикацию и висеть там не один день. Разумеется, если они взяты из авторитетных источников, удалить их будет крайне сложно. Но если нет, смело их оспаривайте и редактируйте текст.

Еще не забывайте регулярно дополнять статью новой информацией. Вносите в публикацию любые значимые достижения или весомые события, которые произошли в компании. Например, о том, что вы заняли первое место в отрасли по выручке или у вас сменилось руководство.

Википедия — хоть и замороченный, но очень крутой инструмент, который хорошо работает на имя компании в сети. Следить за репутацией в инфополе долго и трудозатратно. Особенно сложно, когда есть люди, которые любят просто так писать негатив и портить рейтинг компании.

Если хотите оперативно отслеживать упоминания вашего бренда в сети, анализировать негатив и знать, что о вас говорят, пишите на почту. Возьмем на себя задачи управления репутацией и грамотно отреагируем на негатив. Возникли вопросы — пишите в комментариях.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Geolog

Помню у нас в универе один препод всё свободно время между лекциями уделял правке статей в Вики, чтобы его студенты могли получать достоверные пояснения к лекциям) Правил в Вики уже тогда было море, но он умудрялся обходить злостных модераторов) Сколько же тут подводных камней..

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Ну если эти правки не затрагивали спорные темы, то это весьма несложно. Одно дело, например, поправить статью о современных политических событиях, а другое — статью о математической сущности. Да и то, вряд ли кто-то будет возражать о правке запятых или орфографии даже в спорной статье. Но надо понимать, что имя пользователя или айпишник останутся в истории правок :)

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда