{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

В попытках создать нетоксичное комьюнити мы сделали ламповую группу во ВКонтакте, победили хейтерский телеграм-чат и наконец разрешили курьерам общаться в комментариях.

Семь лет назад мы в Dostavista стали изучать, что такое комьюнити. Почитали исследования, посмотрели, что происходит в других компаниях, и поняли, что нам нужно сообщество курьеров. Это повысит лояльность к компании — курьерам будет интересно работать, они смогут получать информацию от нас и общаться между собой. Улучшится узнаваемость Dostavista.

Начали с лампового сообщества во ВКонтакте

В 2016 году мы создали группу во ВКонтакте для курьеров. Там не только размещали информацию от сервиса, но и устраивали конкурсы, голосования.

С самого начала в группу во ВКонтакте мы вовлекали курьеров в общение: проголосовать, отправить фото

Дополнительно в группе мы сделали ветки с обсуждениями: вопрос-ответ, предложите новость, а также статьи и общение. Последний чат — это болталка, в которой можно общаться на любые темы. Обсуждение активно и сейчас — в нем курьеры делятся ценами на заказы, любимыми и не очень маршрутами, скидывают мемы.

Например, курьеры рассказывают о случайных попутчиках на заказах

В группе мы сразу установили правила. Запрещено размещать спам, рекламу, ссылки на сторонние ресурсы. Также нельзя материться и оскорблять других участников или администраторов. Если подписчик нарушает правила, его добавляют в бан-лист или исключают из группы навсегда.

Активным опытным курьерам мы предлагаем стать наставниками. Добавляем их в группы с новичками, где нужно оперативно отвечать на рабочие вопросы, подсказывать по заказам.

Сообщество во ВКонтакте хорошо развивалось, и нам захотелось построить комьюнити и в других социальных сетях. В Инстаграме (принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) сообщество не сложилось с самого начала: мы проводили конкурсы, звали участвовать в обсуждениях, но общение не шло. Тогда решили сделать упор на Телеграме — мессенджер как раз становился популярным.

Создали телеграм-канал — и столкнулись с хейтерами

В 2019 году создали канал в Телеграме. Хотелось, чтобы как можно больше курьеров читали наши новости, поэтому мы добавили в курьерское приложение приглашение подписаться на канал.

Когда мы делали сообщество, в мессенджере не было комментариев и реакций. Поэтому в дополнение к каналу не создали чат, в котором курьеры могли бы переписываться. Позже в Телеграме комментарии и реакции появились, но мы не подумали, что нужно открыть их в нашем канале. Казалось, что всех всё устраивало: общение идет во ВКонтакте, а Телеграм — источник новостей.

Долгое время телеграм-канал сообщества курьеров выглядел как канал новостей

В 2022 году мы узнали, что кто-то из действующих курьеров создал свой телеграм-чат Dostavista. В группе царила токсичная атмосфера и «дедовщина»: сервис поливали грязью, а новичков унижали за вопросы.

Например, участникам чата не нравились слоты: это несколько заказов, которые нужно выполнить за определенное время, а маршрут и сами заказы формируются сервисом. Поэтому людей, которые про них писали, могли даже забанить в группе.

Группа хейтеров назвалась именем бренда. Получалось, что если курьер искал в поиске Телеграма Dostavista, то первым он находил именно чат, а не наш официальный канал.

Мы попытались пойти на контакт с создателями чата. Не настаивали на удалении токсичного сообщества, но попросили добавить представителей Dostavista администраторами и ввести правила для общения — по аналогии с теми, что мы вводили в группе во ВКонтакте. Администраторы чата отказались.

Тогда мы решили договориться хотя бы о смене имени чата. Написали администраторам, но они отказались менять название. Попробовали обратиться в поддержку Телеграма, однако мессенджер может вернуть аккаунт только в том случае, если докажешь, что он твой. Нам отказались помочь, тем более что здесь речь шла о названии чата.

Исправили ошибки в Телеграме

У нас не получилось договориться с администраторами чата хейтеров. Приходить туда в комментарии, спорить или пытаться заблокировать чат было бы неправильно, ведь в нем участвуют наши курьеры.

Мы отпустили эту историю и занялись развитием собственного сообщества, тем более в мессенджере уже был официальный канал с 20 000 подписчиков. Мы решили строить комьюнити на его основе.

Чтобы отличаться от хейтерского чата и сделать поиск нашего канала легче, мы получили галочку от Телеграма.

Сразу открывать комментарии было страшно: боялись, что придут участники хейтерского чата. Поэтому для начала дали возможность ставить реакции на посты.

Количество реакций росло быстро: разница между постами — всего месяц

Реакций было много: мы поняли, что курьерам важно с нами взаимодействовать. Поэтому прикрепили к каналу чат. В нем сейчас общается 1400 человек.

Мы следим за атмосферой в чате. Чтобы вступить в него, нужно подать заявку, и мы проверяем, что это реальный человек, а не бот или спамер.

Как ведем сообщества сейчас

У нас продолжают активно действовать два сообщества: группа во ВКонтакте и канал с чатом в Телеграме. Вот что мы делаем для вовлечения курьеров в комьюнити:

  • Рассказываем про самых успешных курьеров за месяц. Кто-то бьет рекорды по заработанным деньгам, кто-то попадает в топ курьеров.

Комментарий курьера, который попал в топ, показывает, что мы даем реальные цифры, и другие тоже могут у нас заработать

  • В группе во ВКонтакте создали рейтинг участников: за лайки и комментарии люди получают очки — чем их больше, тем выше рейтинг. Каждую неделю система определяет топ-5: победители получают баллы в курьерском приложении. Подписчики часто комментируют записи, чтобы попасть в число лучших. Раньше победителей недели призывали в комментариях под постом, но большинство ставят себе напоминалки и сами проверяют, на каком они месте.

  • Ищем разные подходы для сообществ. В Телеграме курьеры предпочитают читать новости от сервиса и обсуждать рабочие вопросы. В группе во ВКонтакте участники любят конкурсы и неформальное общение.

У нас есть метрики, чтобы следить за активностью комьюнити: количество подписок и отписок за месяц в обоих сообществах. Отслеживаем и уровень вовлеченности, когда человек:

  • Просто просматривает записи
  • Лайкает, репостит, иногда комментирует
  • Делится своими фото, активно пишет в чате

Сообщество во ВКонтакте хорошо развивается: в группе 14 000 участников, в болталке 340 000 сообщений. Участники комментируют и лайкают посты, участвуют в обсуждениях. Мы видим, что в социальной сети сложилось свое комьюнити курьеров.

Общение в Телеграме тоже набирает обороты: у официального канала 21 000 подписчиков, в чате участвуют 1400 человек.

Охват публикаций показывает, что курьеры вовлечены в общение с компанией

Вывод простой: давать людям высказаться — хорошо, размещать только новости — плохо

Мы поняли, что людям важно общение между собой и обратная связь от нас. Если нет официального чата, курьеры сделают его сами, но там не будет правил и поддержки от нас.

Поняли, что для компании чаты — это тоже плюс: с их помощью можно получать обратную связь, оперативно узнавать о проблемах. Например, курьеры делятся тем, что расстояние рассчиталось неправильно. Также можно отслеживать, что пользователям нравится и не нравится в сервисе: курьеры могут сравнивать наш сервис с другими.

Опыт показал нам лучше статистики, что комьюнити внутри команды должно существовать. Поэтому мы будем развивать его и дальше. А читателей vc.ru приглашаем попробовать сервис.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Polizist

Вы лучше расскажите, как у вас курьеров сажают, потому что доставляют запрещенные заказы, сами того не зная.

Ответить
Развернуть ветку
Borovoleg

интриги, расследования, преступления...ммммм вкуснятина....

Ответить
Развернуть ветку
Dostavista
Автор

Здравствуйте, Вадим. Курьер в праве проверить заказ перед тем как его отвозить. У вас есть конкретный пример?

Ответить
Развернуть ветку
Polizist

То есть необходимо посылку полностью разбирать, чтобы не получить подвоха? Причем глубина разбора посылки может в теории повредить саму посылку, странное решение. Пример есть в интернете, ну и мне мои знакомые рассказали, что их знакомый так встрял.

Ответить
Развернуть ветку
Dostavista
Автор

Вы уверены, что это было в нашей службе?

Ответить
Развернуть ветку
Polizist

Если в России существует несколько доставист, то не уверен.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

@Участковый а это попадает под п.п. №1.5 “Подражание” или это другое?

@Вадим Д.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

О, фигасе О_о Это точно не я!
@Инспектор Какая-то ерунда происходит (-:

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Я этот аккаунт давно заметил, но вначале назывался иначе, не до такой степени смешения.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Да хвост с ним, с названием. Аватарку мою рукодельную взял. И главное, зачем?!

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Чтобы быть твоим злым братом-близнецом }:>

Ответить
Развернуть ветку
Polizist

Это другое

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Кто ты, Вадим П и зачем упёр мою аватарку?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бровкин

Достависта, эта та компания которая поможет Вам понять, как не должен работать сервис доставки для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Dostavista
Автор

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, чем мы вас так расстроили?

Ответить
Развернуть ветку
ArtemRE2

Не хуже других. Как и все справляются с разовыми заказами. На постоянную основу, как и все прочие, этот сервис не годится.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бровкин

Перешли от них к Яндексу, да, там тоже много претензий, те еще ушлепки, но по крайней мере, я точно знаю, что в 20 минут смогу заказать курьера.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернышев

Но и не лучше других))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бровкин

Тем, что курьеров было невозможно дождаться. Заказываешь курьера и его поиск может много несколько часов. Иногда заказывали в 9 утра, и к 16 все еще шел поиск. Единственный вариант, заказа за день и то было пара случаев, когда даже в таких условиях он не приходил.

Ответить
Развернуть ветку
Dostavista
Автор

Курьеры находятся всегда, вопрос лишь во времени. Например, в пятницу или в предпраздничные дни, когда заказов существенно больше, чем в обычные дни, поиск курьера может затянуться на час и более. Могли бы, пожалуйста, указать номер заказа для примера? Проверим информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бровкин

Не можем, больше года назад отказались от работы с вами. И речь идёт не о пятнице или праздничных, обычные будни. Слышали про масштабируемость? Вы просто взяли на себя больше, чем можете. Пытаться обслужить всех, не имея на то ресурсы, вы испортили себе репутацию.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда