Маркетинг
Publicis Groupe
4865

Привлечь внимание к жестокой «традиции» похищать невест: кейс от Leo Burnett Moscow, взявший золото на Cannes Lions

О проекте «Я не говорила "да"» про девушек из Киргизии, которых похищают для насильственного вступления в брак.

В закладки
Аудио

Агентство Leo Burnett Moscow получило золотого и три бронзовых льва фестиваля Cannes Lions 2019 за проект «Я не говорила "да"» («Кошого») про девушек, которых похищают для насильственного вступления в брак. Награды присудили в категориях Outdoor, Media, PR и Sustainable Development Goals.

Кошого — это белый занавес в домах Киргизии, за который должна зайти невеста, если она согласна стать женой. Это означает её окончательное решение быть с мужем до конца дней. К сожалению, обряд из дани традиции стал символом жестокого преступления.

В стране существует практика ала качуу — похищение девушек и принуждение их к браку. Часто похищенных девушек через запугивания вынуждают зайти за кошого. Если девушка убежит, то вся родня будет считать это позором, поэтому многим страшно возвращаться домой, и они остаются жить с похитителем.

Статистика поражает: каждая семнадцатая киргизка была похищена для вступления в брак без её согласия. С 2012 года было зафиксировано 895 случаев обращения в милицию по преступлениям такого характера, но только 28 из них дошли до суда.

В милиции Киргизии работают в основном мужчины, которые считают, что если девушка сбежала, ей надо не заявление подавать, а поговорить с похитителем. Согласно некоторым исследованиям, каждый третий мужчина в стране считает это нормой.

Поводом к кампании стало громкое дело об убийстве в Бишкеке 19-летней Бурулай в мае 2018 года, которую похитили, а потом убили прямо в отделении милиции.

Независимое СМИ Киргизии Kloop и агентство Leo Burnett Moscow решили придать этой трагедии огласку и привлечь к ней внимание властей. Так как девушкам страшно не то что публично говорить о своей беде, но даже рассказать ближайшим родственникам — за них всё сказали кошого.

По всему Бишкеку были развешаны белые занавесы с написанными на них жуткими историями реальных жертв этой преступной практики. На сайте можно послушать эти истории и поддержать проект.

Про этапы создания и сложности проекта рассказывает автор кампании, креативный директор Leo Burnett Moscow Илья Прямилов.

Как всё начиналось

Мы работали над одним проектом для восточного фуд-бренда, идея была разобраться, какие традиции сегодня имеют право на существование, а какие уже потеряли какой-либо смысл. В поиске информации наткнулись на новость про Бурулай, дело ещё не было в суде, но киргизские СМИ об этом активно писали.

Стало очевидно, что тема похищения невест не совсем вписывается в наш бриф, остросоциальный вопрос не мог стать частью кампании на тот момент. Но мы всё равно решили не бросать эту тему и придумать идею, чтобы показать её, если почувствуем, что клиент к такому готов.

Изучали обряды, традиции и нашли кошого — очень сильный символ для этого обряда. Стало очевидно, что мы должны его использовать. Дальше с командой мы придумали, что с ним делать. Быстро сделали презентацию. Но решили не терять время, каждый из нас понимал, что фуд-бренд такую идею делать не будет — это большой риск для него, поэтому начали искать того, кому это может быть близко.

Kloop — самое суровое и независимое СМИ в Киргизии, они активно освещали дело Бурулай, я решил написать главреду. Через час на моё письмо с короткой презентацией пришел ответ: «Ок, нам это интересно».

О съёмках и сложностях

В России баннер в 100 на 900 пикселей утвердить сложнее, чем сделать политическую акцию в Киргизии. Журналисты меня сразу предупредили: власти могут болезненно отреагировать на такую остросоциальную тему, учитывая, что в Киргизии ала качуу до сих пор многими воспринимается как «традиция».

Вообще Kloop — очень отважные ребята, без их поддержки это было бы невозможно. Оператору, которого я попросил поехать со мной всё документировать, постоянно звонила девушка. Узнавала, как дела, и очень волновалась за него. Нашим оружием стала камера в руках — местные и полиция безумно боятся публичности, поэтому, завидев нас с ней, старались обходить стороной.

Самым сложным было вешать кошого рядом с Академией МВД. К нам всё время выходили люди, пытались узнать, зачем мы это делаем. Вежливо, никакой агрессии не было. Мы говорили, что снимаем фильм или что делаем репортаж.

Какие-то кошого быстро срывали, но у нас было еще несколько километров веревки и три мешка простыней. Мы вешали их около 20 часов без передышки, сразу писали и рассылали пресс-релизы всем, кому только можно, начиная от местных СМИ до BBC и «ООН-Женщины», чтобы на нас быстрее обратили внимание.

Наша акция проходила во время суда по делу об убийстве Бурулай ― это была дополнительная защита, милиция не хотела добавлять ещё огня в эту жуткую историю, поэтому нам удалось сделать всё в таком масштабе.

Про интервью с девушками и корень проблемы

Мы работали в паре с Kloop, они собирали все истории и заявления. Нам также помогал общественный фонд «Открытая линия», который занимается защитой женщин, ставших жертвами ала качуу, и ведёт свою статистику. Это был самый сложный этап.

На эту тему все боятся говорить: многим девушкам проще смириться и жить с похитителем, чем сказать об этом вслух. В некоторых семьях Киргизии, если девушка сбежала от похитителя — это позор и для семьи невесты, и для семьи похитителей. Именно поэтому большая часть девушек остаются там на всю жизнь.

Меня тронула история про девушку, которая решила сбежать, но перед ней на пороге легла бабушка похитителя ― в местной культуре переступить через пожилого человека значит навлечь на себя проклятия, и она осталась.

Для Kloop наша кампания стала важным элементом борьбы с этим и другими явлениями, которые ошибочно называют традицией и которые нарушают права человека.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Publicis Groupe", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043d\u043d\u0441\u043a\u0438\u0435\u043b\u044c\u0432\u044b"], "comments": 29, "likes": 46, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 74105, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 04 Jul 2019 18:23:42 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 74105, "author_id": 319130, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/74105\/get","add":"\/comments\/74105\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/74105"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
16

Жесть, конечно.
Удивляет, как в 2019 такие вещи могут считаться нормой в стране, где есть вода, электричество и интернет.
Но еще больше удивляет, почему фем и радфем движения занимаются дискуссией на тему, нужно ли добавлять "ка" к профессиям, а не решают настоящие женские проблемы, вроде этой.

Ответить
2

а есть ли у них реальные политические силы - или силы есть только там, где общество достаточно развилось, чтобы выслушивать любую точку вежливо?

Ответить
0

Вопрос не в силах, а в желании и энтузиазме. Ничего не стоит сегодня привлечь внимание общественности к проблеме - твитер, челленджи, хэштеги. Можно не полениться и на акцию поддержки выйти в своей стране. Много чего можно сделать, главное здесь - придать ситуации общественный резонанс.
Но вместо этого яро обсуждается совсем другое.
Я поддерживаю феминизм как принцип равенства, но не как движение по обливанию говном неугодных, во что вылился феминизм в России и США сегодня (но не в скандинавии, например). Конечно, наличие таких названий профессий, как "врачка" или "парикмахерка" успокоят горячие сердца некоторых дам и привнесут больше равенства в этот неравный мир. Но сделает ли это жизнь женщин платены лучше?

Ответить
–1

Потому что одно не мешает другому и на самом деле не отделимо от другого, просто на ещё не для всех очевидном уровне. Язык определяет гораздо больше, чем кажется

Ответить
0

Есть такая вещь, как приорететы. Как по мне, спорить о нормах языка, когда за углом законно похищают, насилуют и принуждают к замужеству женщин - стыдно. Не говорю, что проблема не достойна обсуждения, но в свете наличия "реальных" проблем женщин, подобное выглядит как лицемерие.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

12

Борьба за права женщин здорового человека.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

5

крутая кампания)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

3

Интересная тема, ведь матери похищаемых прошли через это.

Ответить
2

Логично что матери не видят проблем. В свое время у них был вариант либо адаптировать свою психику и начать считать это нормой, либо выселить кукуху.

Ответить
2

"В России баннер в 100 на 900 пикселей утвердить сложнее, чем сделать политическую акцию в Киргизии" — не понял к чему это предложение и о чем?

Ответить
1

о том что рашка говно естественно

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

1

Киргизия в моем мире смыслов и ощущений занимает 0,000001% , я виноват в этом, скажите пожалуйста?

Ответить
1

Зайдите в ближайший KFC

Ответить
0

И выберите себе невесту что бы можно было безнаказанно ее сапогом херачить

Ответить
0

Виталий, в нашей провинции все свои, даже в КFC. Новороссийск.

Ответить

Комментарий удален

0

Это реально или передергивание и фейк?
То есть понятно, что может быть и похищение и свадьба, но интересует, само изнасилование, избиения с браком как-то связаны, это действительно в одном ряду идет или журналисты искажают?

Ответить
1

Доброе утро. В чечне только 10 лет назад это Кадыров лично запретил делать

Ответить
5

Могу сказать Вам больше... в кыргызских семьях раньше висела камча. Спросите "для чего?". Она висела, дабы женщина боялась, а в большинстве случаев, она использовалась для воспитания женщины.

Ответить
0

Я просто думал это как традиция, типа знакомство там, или... ну не знаю... думал, что без изнасилований и избиений, а как сватовство.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Автомобиль Илона Макса летит к Марсу. А где-то в Киргизии украли невесту.
По теме - в Казахстане происходит то же самое.

Ответить
0

В Казахстане похищение невесты обычная практика, ничего не имеющая с описанным в клипе. Это договорная ситуация, когда официально свататься нет возможности, и молодые и их родители решают пойти на такой вариант.
Изредко родителей невесты, а иногда и жениха ставят перед фактом.
Чтобы без воли девушки, а потом и без задабривания её родителей это уже чп и практически не встречается, о таких пишут в криминальных новостях.
Уверен, что в Чечне и Киргизии похожая ситуация.

Ответить
0

"когда официально свататься нет возможности" — а почему такая ситуация возникает?

Ответить
0

Например необходимо свататься, что недешево, затем сторона невесты провожает- почти та же свадьба, а жениха встречает, затем свадьба... А тут только свадьба.
Или случилось горе, и сватовство не уместно в период траура- около года.
Ещё вариант родители невесты не желают замужества и их ставят перед фактом...

Ответить
0

А вам не кажется, что можно оспаривать традиции, если они несут деструктивное зерно? Даже если опустить часть про насилие. Банально то, что при свадьбе нужно вывалить минимум годовой доход свой, а то "не как у людей"?

Ответить
0

Традиция совершенно архаичная, но не мешает, как то вписалась. Дебилы любую идею обкакают, и таких судят, адекватные родственники невесты забирают девушку и уточняют у неё добровольность решения. В 90% родители невесты знают жениха... Чаще гораздо горестнее истории, когда девушка обманута и брошена, замуж не зовут, дите зреет, и некуда податься...

Ответить
0

не мешает кому?
Так вышло, что у меня достаточно много близких людей из Киргризии. И как-то от женщин плюсов про эту традицию я слышу гораздо меньше

Ответить
0

Сообщение удалено

Ответить
0

Если украли, пусть жгет все что видит, до нищеты доведет всю их семью, чтобы на улице жили..

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }