{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Слово, без которого ваш стартап никогда не взлетит в Европе

Время прочтения: 5 мин.

Меня зовут Рустам Рафиков, я юрист, управляющий партнер в "Рафиков и Партнеры". Я сопровождаю венчурные сделки и стартапы. Также, я получаю MBA в Maastricht School of Management (Голландия). Много путешествую по Европе, общаюсь с местными акселераторами и бизнес-хабами.

Я считаю, что российские предприниматели должны знать о самом главном тренде и слове, которое нужно активно использовать и адаптировать любому стартапу. Если вы ориентированы на европейский маркет - это must have. Если нет -- начинайте использовать сейчас, ведь скоро тренд доберется до России.

Sustainability (от англ. устойчивое развитие) - концепция, согласно которой ваш бизнес должен быть ориентирован на долгосрочные цели, отвечать интересам общества и, прежде всего, заботиться об окружающей среде.

Сустейнабилити - это больше чем модное слово из раздела green marketing. Не важно, производите ли вы физические продукты или просто стартап в сфере диджитал маркетинга, -- сустейнабилити касается вас.

Вывеска рыбного ресторана в Антверпене, Бельгия с указанием на сустейнабилити.  Рустам Рафиков, 2019

Зарождение тренда

Всё началось очень давно, еще в 1987 г. когда в ООН заседала комиссия на которой провозгласили обязательность устойчивого развития (sustainable development). Позже, Генеральная ассамблея ООН неоднократно затрагивала вопросы сустейнабилити, необходимости соблюдения норм экологии и т.д.

Сейчас слово "сустейнабилити" это хайп, перерастающий в тренд. По поводу трансформации хайпа в тренд, предлагаю взглянуть на график Гарнера.

Цикл хайпа в цифровом маркетинге Garner, 2015.

График показывает рост популярности направлений цифровой экономики и используется в диджитал маркетинге. На графике наглядно видно, что какой-то термин в определенный момент становится "хайпом" т.е. достигает пика, а позже стремительно развивается, становясь трендом. Кстати, то же самое сейчас происходит с блокчейном и криптовалютой - технологии переросли в тренд.

Использование компаниями

Компания Volkswagen в этом году заявила, что будет выбирать поставщиков запчастей по принципу сустейнабилити. Таким образом, где-то на другом конце океана производители запчастей потеряют свой бизнес, если не успеют перестроиться. Впрочем, компания Volkswagen занимает активную позицию в вопросах устойчивого развития не первый год, публикуя доклады на эту тему. Концепция проста, и она понравится потребителю.

Life-cycle автомобилей Гольф VII и VIII. Green Car Congress, 2014

Если ранние автомобили Гольф 1980-х годов выпуска имели ресурс до 10 лет, то новые автомобили Гольф имеют ресурс около 5 лет (150 тыс. км). Цель - увеличить ресурс, сократить выброс углеводорода (СО2), чтобы автомобили не сгнивали, а людям не хотелось их менять.

Я почти убежден, что эту статью читает человек не из концерна ВАЗ которому до сустейнабилити дела нет. Поэтому есть примеры для читателей vc.ru.

Компания Booking запустила программу, согласно которой, компания поощряет туризм и сустейнабилити. Даже компания Uber поощряет такси-шеринг в своей концепции сустейнабилити. Да что говорить, компания Google заявляет:

Увеличивая повторное использование конечных ресурсов в нашей операционной деятельности, продуктах и сети поставок, мы показываем пример другим.

Google

Как использовать концепцию

Если вы развиваете стартап или уже имеете бизнес, используйте концепцию сустейнабилити. Например, сокращение использования бумаги, бумажных стаканов, пластиковых вилок в вашем офисе. Концепция сустейнабилити хорошо отражена у Элкингтона:

Три основания для бизнеса с устойчивым развитием Elkington J. (1998). 

Таким образом, чтобы ваш бизнес был устойчивым, воспринимался как современный и достойный европейского потребителя и инвестора, используйте концепцию сустейнабилити.

Личный опыт

Если вы хотите показаться умным, образованным и начитанным, ну и конечно не отпугнуть европейских инвесторов и клиентов, используйте слово сустейнабилити. Вы должны понимать что это такое. В России этот тренд подхватил и развивает ВкусВилл. Я убежден, другие сети FMCG также его подхватят, ведь старый добрый green marketing никто не отменял.

Если вы хотите, чтобы к вам не относились с презрением европейские клиенты и инвесторы, лучше примите эту концепцию на веру. Не пытайтесь рассуждать о разумности, лучше подумайте о вечности - о концепции сустейнабилити.

Автор имел неосторожность возразить коллеге из Германии на предложение не покупать новые вещи, ходить в секондхэнд, донашивать старое по максимуму в целях устойчивого развития, и был чуть ли не четвертован другими коллегами. Сознание российского человека хочет избавиться от воспоминаний жизни в 90-х: стирка пакетиков, устойчивое донашивание одежды старших братьев и ношение с собой авоськи, вместо покупки пакета. Однако, все эти действия были благоприятны для природы и сегодня в тренде.

В Евросоюзе разрабатываются стратегии, пишутся доклады на тему устойчивого развития, вектора развития технологий и т.д. Многие университеты выпускают менеджеров по устойчивому развитию, запустили специальные курсы повышения квалификаций. Законодательство также постоянно изменяется в сторону устойчивого развития и отказ от пластиковых пакетиков - всего лишь начало.

А если вашему стартапу или бизнесу нужна будет помощь в освоении европейских рынков, то мы с радостью поможем профессиональным юридическим советом.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда