22 архетипа Юнга vs 12 архетипов брендинга: почему Юнг продаёт лучше?
Только ленивый не слышал про архетипы мага, правителя и любовника, которые используют в визуале аккаунтов и прогревах. И сводится это в основном к цвету подсветки, стилю одежды и все на том. Что с этим делать дальше — непонятно, поскольку выглядит это картонно и все время чего-то не хватает. И не зря не хватает, теория архетипов в брендинге — это сильно урезанная теория Юнга, из которой вообще выкинули женские архетипы. При том что 90% применяющих её сейчас — женщины-эксперты. Вот такая вот нестыковочка. В этой статье я расскажу, почему я использую теорию архетипов Юнга в продажах и почему она круче.
Всем здравствуйте! Меня зовут Кристина Лыга, я бизнес-консультант с 10-летним стажем и коуч. Работаю с личностью предпринимателя, поэтому в продажах миксую "мягкие" методы поиска внутренней мотивации и твёрдые бизнес-инструменты, активно применяю продажи по архетипам. Веду канал "Крис: Королева системы". А теперь к сути проблемы архетипов в маркетинге.
Будем разбираться, что ж такое Архетипы, и почему мы вообще решили их использовать для продаж и прогревов, а не для брендинга или просто самопознания.
Архетипы и Путь героя используют многие исследователи мифов и легенд, сценаристы, маркетологи: тот же "Тысячеликий герой" Дж. Кемпбелла, который стал стартом для многих сценаристов, авторов книг и бренд-стратегий.
И вообще стоит ли их противопоставлять, а может они части одного целого?
Конечно, не стало понятнее. Переведу на человеческий, Юнг принимал, что психика человека состоит из следующих уровней.
Например, если человеку сказать влюбленность или радость, то каждый представит что-то своё, при чём будет влиять возраст, окружение, контекст, даже место проживания, но общий архетипический смысл будет схож.
У каждого явления есть суть, выжимка, первоидея (собственно архетип, мыслеформа в лингвистике, вы мыслите не вполне словами, а мыслеформами, концептами) и материальное выражение (собственно, то, как вы представляете себе «любовника», «мать», «старца»).
К одной мыслеформе можно привязать большое количество материальных вариаций, которые ей будут отвечать. Т.е. вы и ваша сестра представят «любовника» чуть — по-разному.
Откуда взял Юнг все эти Архетипы? Например, из исследования Таро и астрологии + описание этих всех исследований в своих научных трудах. А развитие теории есть в работах, которые написаны по Юнгу.
Очень объемно, многогранно + прикладной формат, но к Юнгу мы вернемся чуть-чуть попозже, а пока посмотрим в сторону маркетологов и их Архетипов.
Как же определили Архетип маркетологи и почему они урезали до 12 Архетипов? Погнали разбираться. Определение, которое в концепции 12 архетипов американской исследовательницы Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson).
Мягко говоря вообще про другое. Давайте посмотрим концепт.
Вроде всё классно, но лично у меня паззл не складывается, потому что:
- определяешь ведущий Архетип по тестированию (а мы все знаем, что любим приукрасить или приуменьшить в ответах на вопросы);
- ГДЕ хоть один женский Архетип? вот хоть один? вы как мне предлагаете приложить на себя Правителя или Бунтаря? я всегда поражалась, когда девушки такие: я Искатель, вот мой концепт и бренд-бук. Сириосли?
Зачем так усекать концепцию дуальности?
В 22 Архетипах Юнга и Таро есть последовательный концепт развития Архетипов, который можно использовать в проживании развития психики, в различных психологических практиках, философских и мифологических исследованиях, а также в прогревах и продажах.
Дальше будет мой концепт, в котором я адаптировала Старшие Арканы и их видение Юнгом в продажи и прогревы.
1 этап - уровень Души. Если вы хотите создать контакт с аудиторией + присоединение в стиле: мы с тобой одной крови, ты и я, то вам на этот уровень.
Шут - это импульс любого нового действия или события (да-да, тот самый вброс идеи при запуске), Маг – активность и внедрение. Жрица – пассивность и принятие, а также эмпатия и подстройка.
2 этап - уровень Семьи, тут уже про материальное и управление правилами социума.
Видите, как много разницы между Императрицей и Императором? как это можно попытаться свести к одному: к Правителю? это как сравнивать кислое и мягкое. А Жреца, который может обращать в свою веру и собирать вокруг себя людей, свели к банальному Мудрецу (хотя возможно это Отшельник) или Родителю.
3 этап - Уровень социализации, когда герой переходит и встречается с обществом: делает выбор, ставит цели, отсекает лишнее, набирается опыта и потом идёт дальше.
На этом уровне решаются задачи, которые связаны с реализацией в обществе: человек проходит этапы выбора и дуальности по Влюбленным, социальной реализации по Колеснице, отсечения лишнего по Справедливости, чтобы на этапе Отшельника пройти просвещение Героя в перспективе его скорой встречи с первыми серьезными преградами.
3 этап - Уровень идей. Начиная с Колеса Фортуны мы переходим на уровень идей - Колесо Фортуны, Сила, Повешенный, Смерть, Умеренность.
Когда человек становится Отшельником, он постигает идеи. И не только узнает, но и проживает их, получая опыт. Идей пять. Они выражены в пяти мировых религиях:
- Первая идея, с которой встречается Отшельник, – это идея о карме по Колесу Фортуны. Среди религий эта идея лучше проявляется в буддизме.
- Сила - воплощение той части жизненного пути героя, которая предшествует пробуждению в Герое Духа. Эта идея лучше воплощена в таких монотеистических религиях, как иудаизм и мусульманство.
- Повешенный - христианство. Необходимо прийти к качественно новому состоянию – к инсайту. Это в том числе и христианская мысль об искуплении: в страданиях душа совершенствуется.
- Смерть – идея о трансформации, о том, что жизнь постоянно меняется. Это естественный процесс, который происходит постоянно и прямо сейчас. Жизнь движется благодаря смерти. Эта идея ясно развита в шаманизме.
- После Смерти мы встречаемся с Ангелом-Хранителем, неким светоносным существом. В Таро и Архетипах Юнга его являет Умеренность. Это Архангел Михаил в христианстве, или бодхисатва в буддизме.
Вот такой паззл на уровне идей и верований.
4 этап - Уровень реализации своего потенциала.
Дьявол - Архетип Тени, в которой мы встречаемся со всеми отрицаемыми качествами.
Дьявол аллегорически представляет собой сошествие в ад, Башня – чистилище (по мифам, промежуточное место между адом и раем), а следующий Архетип – Звезда – архетип чистоты и надежды.
Луна - Архетип бессознательного, предрассветного часа, самая глубокая точка проживаемого опыта, сказок, мифов и легенд.
Солнце - это вот сейчас происходит самое главное, то, ради чего я появился на свет.
Страшный Суд иллюстрирует включенность человека в сложную систему, неотделимость его души и судьбы от душ и судеб других людей, нации, этноса, всего человечества.
Архетип Мир означает завершение; цель всего вашего путешествия, начавшегося с Архетипа Шут.
Все противоречия примирены; это одновременно и начало и конец. Колесо совершило полный круг, развитие личности завершено. Порядок, единство, наступила гармония.
А теперь при чем тут эта непростая теория архетипов и маркетинг?
В теории Юнга личность не сводится к одному архетипу, человек проживает разные архетипы. И понимая это, мы не делаем сценарий картонным, мы миксуем сразу несколько архетипов – а это и сюжетные линии сценариев, и способ коммуникации с аудиторией.
Где я применяю теорию архетипов Юнга:
• Концепция продуктов и продающие смыслы;
• Сценарии прогревов;
• Рекламные подачи.
Получается в моем арсенале бесконечный конструктор, который позволяет максимально персонализировать рекламную коммуникацию под конкретного человека. Но об этом в следующих статьях, буду разбирать детально, что и как работает.
Если вас заинтересовал мой подход, подписывайтесь на канал @taron_tina Там я разбираю свой архетипический подход к продажам на реальных примерах (например, как сократила стоимость подписчика в Телеграм в 8 раз., изменив рекламную подачу по своим архетипам)
Есть вопросы и сомнения, спрашивайте в комментариях! Я готова к дискуссии:)
Крутая статья! Спасибо! +++
Спасибо, очень рада, что зашло.
Обязательно разберем на практике, как это использовать для своих коммуникаций и продаж, конечно.
Подписался! +++
Спасибо, если есть какие-то вопросы, то спрашивайте. Я под запрос буду готовить статьи.
Из ближайшего про рекламные подачи и короткие прогревы, чтоб нативно и легко продавать свои услуги.
Хорошо! +++