История digital-рекламы в цифрах и фактах
Digital-рекламу сейчас хотят все: даже самые консервативные индустрии и компании уже признают ее эффективность, а бюджеты крупнейших рекламодателей в digital растут с каждым годом. Алексей Ковтуненко, менеджер по programmatic-рекламе Publicis Media, решил вспомнить с чего все началось и кому мы всем обязаны
1. Первый в истории спам на электронную почту был отправлен 3 мая 1978 года. В списке адресатов числилось всего 400 пользователей, чьи email были взяты из каталога «ARPAnet» (Advanced Network Research Agency) – предшественника современного интернета. Создателем рассылки был менеджер по маркетингу компании Digital Equipment Гэри Ток, а сам он стал известен как «отец спама». Теперь вы знаете кого благодарить за многочисленные рассылки.
2. Компания AT&T в 1994 г. стала первопроходцем и разместила первый баннер для продвижения кампании You will.
Трехмесячное размещения одного баннера обошлось телекомоператору в $30 тыс., зато кампания собрала рекордные 44% переходов. Казалось бы, $30 тыс. за три месяца – это дорого. Но уже в 1995 году всего одна неделя размещения баннера могла стоить $11 тыс.
3. Навязчивость интернет-рекламы, которая в последствие сыграла с рекламодателями злую шутку, была инициативой первых интернет-площадок и рекламодателей. Баннеры не удовлетворяли обе стороны, поэтому был создан новый формат - всплывающие окна, навязчивые, неудобные, но эффективные: для площадок окна стал новым источником дохода, а рекламодатели получили большие охваты. Формат потерял свою актуальность с появлением блокировщиков.
4. Возможность корректировать рекламные кампании бренды получили только в 1996 году с открытием сервиса Doubleclick. Система «DART» (Dynamic Advertising Reporting and Targeting - «Динамика, Реклама, Отчеты и Таргетинг») позволяла рекламодателям отслеживать клики и оптимизировать объявления в ходе самой кампании. Тогда цену размещения стали считать по CPM.
5. Многие думают, что Google первый ввел рекламу на основе ключевых слов («Adwords») и формат CPC. Однако Yahoo запустил свою платформу еще в 1995 году, а в 1998 – модель CPC. Тогда средняя ставка за клик составляла $1.
6. DSP (платформы спроса) и SSP (платформы предложения) появились еще в конце 90ых годов, но требовали настраивать рекламу для каждой рекламной сети или биржи с «нуля», но уже в 2010 году кампания IAB (Interactive Advertising Bureau) разработала протокол «RTB». Эта технология объединила в одну систему несколько разрозненных технологий (DSP, SSP, DMP).
7. А потом появился Programmatic, и помимо открытого аукциона дал возможность торговаться на закрытом и заключать частные сделки.