Рынки fashion и beauty. Изменения за 3 года и тренды в РФ и мире
Привет! Это команда Ресурса. Мы запустили подкаст — о данных, бизнесе и данных для бизнеса. Вместе с экспертами обсуждаем, как и зачем бизнесу работать с данными, делимся источниками, свежими аналитическими отчётами и своими инсайтами.
Главное будем фиксировать в удобном формате конспекта — ищите ссылки на конспекты всех выпусков на телеграм-канале Ресурса.
Это конспект об аналитике данных в Telegram. В гостях — Евгений Князев, CEO Antro.
Что такое Antro?
Это компания, занимающаяся консалтингом, продуктовыми исследованиями, проектированием, дизайном интерфейсов и разработкой в сегменте retail, E-commerce. В частности в нишах pharma, fashion, beauty и других.
За 5 лет сформировали уникальный подход, который учитывает данные как внешних исследований, так и собственных, приоритизируя здоровый баланс между целями бизнеса и качеством клиентского опыта.
Как меняется fashion e-commerce? Тренды за последние годы
Fashion индустрия неоднородна. Премиальный сегмент ведет себя одним образом, масс-маркет сегмент – другим. Но если давать им общую характеристику, то главным характеризующим их поведение элементом является экономия.
Причина этого факта в том, что в России сейчас 59% россиян стали экономить на одежде и обуви, соответственно многие тренды продиктованы именно этим явлением. Например, так появился тренд на ресейл (перепродажу), на classified сайты (сайты, доступ к которым получают по приглашениям) – 3/4 опрошенных в исследовании ответили, что использовали сайты объявлений, чтобы продавать свою одежду.
Среди более позитивных трендов, можно отметить сдвиг критериев выбора в fashion с “красота”, “модность” и “трендовость” к “удобство”, “свое видение красоты”. Люди не модельной внешности чувствуют тенденцию к спаду в токсичности индустрии по отношению к себе. Так, 95% людей отметили, что выбирают вещи, в которых они нравятся в первую очередь себе. Power reviews в своем исследовании отмечали, что 74% опрошенных людей говорят, что на первом месте среди факторов, на которые они опираются при выборе одежды – удобство и комфорт одежды. И уже только потом – мода.
Ключевые тезисы, которые определяют потребительское поведение в сегменте fashion
- ESG (Ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная ответственность и высокое качество корпоративного управления). Люди обращают внимание на экологию и на медленную моду.
- Импортозамещение
- Тренд на экономию
- Новые технологии: AR (дополненная реальность), VR (виртуальная реальность)
- AI – искусственный интеллект
- Персонализация и инклюзивность – расширение ассортимента c учётом персональных потребностей большого количества людей
- Омниканальность – все данные и каналы коммуникации с клиентом синхронизированы и скомбинированы в одном сервисе/источнике
ESG в России – больше медийный тренд, о котором только говорят, или реальная ценность?
55% людей говорят, что обращают внимание на экологичность товаров при покупке. Это не означает, что каждый из них купит продукт, но держать в голове специфику его производства будут.
64% людей говорят, что выберут немного более дорогой товар, если он будет безопаснее для окружающей среды. Следует отметить, что к этим данным надо относиться с осторожностью. Они были получены в контексте опроса людей на тему, в которой озвучивание непопулярного мнения может считаться социально-осуждаемым, поэтому искренность ответов (а значит и достоверность данных) не гарантирована.
Mash и ВШЭ проводили исследования, связанные с экологией, в результате которых тоже была очевидна тенденция людей к искренной обеспокоенности вопросом экологичного производства продуктов. По их данным в рамках beauty сегмента:
- 90% людей готовы заплатить больше за упаковку не из пластика,
- 94% готовы заплатить больше за продукт с натуральным составом,
- 90% покупателей расположены к тому, чтобы попробовать неизвестный им товар из категории “здоровый образ жизни”.
- 14-15% склонны покупать продукт с маркировками “эко”, “био”, “органика”.
- 59% говорят, что они лучше относятся к брендам, в стратегии которых присутствует фокус на экологию,
- 20% стараются покупать продукцию компаний с позицией бережного отношения к окружающей среде
Какие особенности можно отметить в тренде на медленную моду?
Быстрая мода характерна быстрой сменой коллекций одежды, низкой износоустойчивостью продуктов – это то, к чему на данный момент привык обычный потребитель.
Медленная мода – новый контртренд. Эта тенденция характеризуется повышенным качеством одежды, соответствием этическим стандартам и сниженным разнообразием моделей одежды.
Качественные ресурсы по поиску данных в fashion и beauty
Источники разнообразны. От известных (таких как большая четверка и приближенные к их уровню компании) к совершенно новым, но тем не менее достоверным. Среди некоторых примеров:
- Коммуникационные агентства
- Forbes,
- NielsenIQ,
- Яков и Партнеры,
- Аналитические отчеты, сделанные большими компаниями для себя (например, исследования AliExpress),
- РБК тренды,
- SOSTAV,
- Ритейл ру,
- Brandwatch,
- Технологии доверия