Что мы узнали в ходе исследования более 100 презентаций стартапов
Масштабное исследование успешных питчей компаний от Airbnb и Tinder до Uber и YouTube на разных раундах финансирования.
Привет! Я Максим, основатель студии визуальных коммуникаций Presium. Наша команда проанализировала более 100 презентаций успешных стартапов за 1999–2018 годы, чтобы узнать, как сделать «идеальный питч» (полный список компаний и архив презентаций для скачивания).
Среди них мы обнаружили несколько интересных фактов и закономерностей, поэтому решили написать статью. Надеюсь, что это поможет кому-то из вас создать свою презентацию, впечатлить инвесторов или партнёров, а также получить инвестиции для дальнейшего развития.
Факт первый: большинство стартапов — сервисы
Наиболее популярный формат стартапа — сервис. Его отличает относительная простота реализации, не требуется серьёзной проработки технологической составляющей, а потенциальным потребителем фактически является каждый, у кого есть доступ к интернету.
Факт второй: до IPO доходят единицы
Больше двух третьих всех стартапов продолжают работать. На IPO смогли выйти лишь четыре компании из нашей выборки, тогда как почти каждый десятый стартап закрылся. Ещё 18 компаний в разное время были куплены стратегическими инвесторами или слиты с другими организациями. В их числе LinkedIn, YouTube, Soundwave
Факт третий: наиболее успешные сферы — технологии и аналитика
Все стартапы в сферах аналитики и технологий из нашей выборки продолжают работать — самостоятельно либо в составе других компаний. И гораздо чаще добиваются успеха, если судить по доле их выхода на IPO.
Инновации в сфере товаров и услуг оказались не столь востребованы, из нашей выборки до IPO дошла лишь одна компания, а почти каждый пятый стартап был закрыт.
Факт четвёртый: посевной раунд критически важен для будущего стартапа
Проанализировав распределение питчей по раундам финансирования, мы заметили следующее:
- 67 — относятся к посевному раунду.
- 14 — к раунду А.
- 9 — к раунду В.
- 5 — ангельские инвестиции от частных инвесторов.
- 4 — к раунду С.
- 2 — к раунду D (предфинансирование IPO).
- Всего один питч относится к наиболее ранней, предпосевной стадии.
Как правило, на этой стадии стартап не может представить даже прототип своего решения: его ещё не существует. Часто есть лишь идея, которую нужно грамотно и эффектно преподнести.
Именно для этого раунда важно сделать «идеальную» презентацию, чтобы впечатлить и заинтересовать инвесторов не только правильными словами, но и красивой визуальной историей.
Факт пятый: каждый слайд питча в среднем приносит $477 тысяч
Общий объём привлечённых инвестиций выборки составил $882 млн. Из этой суммы 42% стартапы привлекли в 2015 году (во многом благодаря гиганту WeWork, собравшему $335 млн в раунде D).
В 2012 году девять компаний привлекли $3 млн, в 2017-м ещё семь стартапов получили $6 млн. Отчасти это связано с тем, что подавляющее большинство из них находилось на посевном раунде.
Факт шестой: число слайдов в питче растёт на начальных раундах
С каждым новым раундом растёт объём средств, стоящих на кону, и стартапам приходится прикладывать всё больше усилий, чтобы убедить инвесторов в перспективности своей идеи и в готовности развивать продукт.
Им нужно не только более подробно раскрывать детали проекта, но и показывать промежуточные итоги. Рост числа слайдов наблюдается на начальных раундах финансирования. На раундах A, B, C, D среднее число слайдов в питче остаётся стабильным — от 22 слайдов до 25-ти.
Факт седьмой: существуют «обязательные» элементы презентации для получения финансирования
Есть множество подходов к построению структуры презентации, и в каждом из них предлагаются свои варианты элементов питча, которые «обязательно нужны». Часто рекомендации по использованию определённых смысловых блоков повторяются и пересекаются.
С учётом различных подходов, которые стали практически «общепринятыми», мы сформировали перечень наиболее популярных разделов, чтобы оценить, как часто они использовались в презентациях из нашей выборки.
Наиболее часто внимание уделяется:
- Команде проекта (87%).
- Описанию решения (84%).
- Целевой аудитории (81%).
Интересно, что в ряде презентаций не описана проблема, но описано решение. Наименее популярны блоки с конкурентами и дорожной картой.
Факт восьмой: по ряду блоков со временем наблюдается интересная динамика: с годами некоторые из них используются всё реже, другие — всё чаще
Заметно, что со временем стартапы стали уделять больше внимания описанию бизнес-модели и финансовым показателям, отходя, хоть и несущественно, от подробностей уникальности продукта и представления команды.
Вплоть до 2017 года с каждым годом всё чаще анализировали рынок и целевую аудиторию. То есть фокус постепенно смещается с описания того, «кто» делает продукт, на то, «как» и «для кого» его делают. По остальным блокам стабильных трендов не наблюдается.
Успешность стартапа можно условно описать его текущим статусом. В питчах стартапов, которые на сегодняшний день провели IPO, в 100% случаев были описаны рынок и целевая аудитория, а также уникальность продукта.
Интересно, но требуемые инвестиции не были показаны ни в одном из четырёх случаев. Реже, чем в других категориях, у этих стартапов уделялось внимание команде, конкурентам, метрикам и решениям.
Чтобы повысить шансы на получение инвестиций, стоит учесть следующее:
- Если стартап можно отнести к технологиям или аналитике, вероятность того, что он не закроется и даже выйдет на IPO, существенно выше.
- Посевному раунду инвестирования стоит уделить особое внимание, именно от него зависит будущее стартапа.
- В презентации обязательно стоит описать рынок, целевую аудиторию и уникальность продукта. Именно так поступали все те, кто смог выйти на IPO.
- Не стоит пренебрегать другими популярными смысловым блоками, все они несут важную для инвесторов информацию. Каждый слайд вашего питча теоретически может привлечь около $500 тысяч и более.
Аналитика про длину презентаций уровне ...
Ваша команда проанализировала более 100 презентаций успешных стартапов за 1999–2018 годы, чтобы узнать, как сделать «идеальный питч».
Но, не проанализировав такое же количество неуспешных стартапов, и не выявив системные различия между двумя группами, нельзя утверждать, что выявленные вами закономерности присущи только первой группе.
Alexandr, «неуспешные» стартапы в выборке тоже были. Они отмечены статусом «closed» (в начале поста есть ссылка на весь список компаний со статусами). Но, в целом, информации и презентаций о закрывшихся стартапах в свободном доступе меньше
Не обязательно. С моей точки зрения интерес в том, чтобы сделать презентацию, которая привлечёт деньги для стартапа, имеющего подобный потенциал в принципе.
Если этого потенциала у стартапа нет - то и презентация не поможет. Так что анализировать презентации провальных стартапов не критично.
Презентация в данном случае гигиенический фактор, и интересна с точки зрения достаточности...
Благодарю за прекрасную статью и интересную аналитику... Единственный забавный момент это $477K на слайд - это, конечно, притянуто за уши (количеством слайдов вопрос, увы не решается). Но в остальном очень интересно и полезно...
Да там 90% притянуто за уши))
Как говорит Алексей Каптерев: "Слайдами нельзя улучшить плохое содержание, слайдами легко убить хорошее".
Согласен. И видел много проектов, которые имея хорошее содержание умудрялись сильно себе осложнить жизнь плохими слайдами.
Естественно суть должна быть на первом месте, однако и форма её подачи так же имеет значение... Интересно, что многие ребята у которых с сутью хорошо об этом забывают...
Максим, красава! Полезная информация. Было бы круто увидеть такую же аналитику по Российским проектам.
Полезная? И что вы у себя измените, как используете? Чего-то не знали, но вот теперь..?
Ну то-есть вы Sergey и так все знали, правильно я понимаю?! Тогда риторический вопрос. Если вы такой умный, то почему такой бедный?? Предвидя ваш вопрос, почему я считаю, что вы бедный. Сразу спешу ответить. Мышление у вас нищего человека. Все обгадить, все опошлить.
P.S В свою очередь также считаю, что статья интересная и полезная и выражаю Благодарность автору!!
Сергей, рад, что вам понравилась статья. Спасибо!
Где вы нашли эти презентации стартапов, еще и на разных этапах?
Все презентации и информацию искали в открытых источниках компаний и интернете
А фактурка есть? (upd: есть)
На пханте иногда публикуют подборки.
Вот последняя (за 21 августа): https://www.producthunt.com/posts/startup-decks
Не понял, как скачать.
Скачать что?
ПХ — это сайт с обзором разных стартапов. Ежедневно на нем люди о себе заявляют.
Конкретно упомянутые ребята создали стартап — сайт, на котором разместили подборку презентаций. https://startupdecks.co/
Выбираете нужную и смотрите в онлайн, либо скачиваете по клику на download.
То чувство, когда 1 слайд из презентации стартапа в США поднимает больше инвестиций, чем весь набор во ФРИИ (((
Спасибо за статейку, я очень скептически настроен на стартапы, имею опыт работы, знаю что это такое, не часто пробивается куда то идея, если нет финансовых вложений. А как правило мало кто хочет рисковать и инвестировать.
Потому что инвестируют не в идею, а продукт, пусть и на ранней стадии ;)
Скорее в команду...
И в нее тоже, несомненно
Спасибо за обратную связь! Да, продвижение идей и проектов для привлечения инвестиций — это больная тема
Автор Data Сайентолог
И что вам даст эта аналитика? Максимум, что нужно знать о презентация это 10 слайдов из книги «Стартап» Гая Кавасаки. Этого достаточно, чтобы сделать качественную лаконичную презентацию.
Остальное время стоит посвятить продукту / продажам и прочему полезному.
Презентация - песчинка в море. Слишком переоценена. Особенно в России.
Олег, спасибо за мнение.
Моя позиция насчет значения презентаций отличается от вашей.
Согласен, модель Кая Кавасаки можно брать за логическую основу подготовки питча.
Но дальше начинаются детали: чем больше времени команда уделяет продукту, продажам и развитию проекта - тем больше дополнительных задач по коммуникациям у неё появляется.
Большинство людей проще воспринимают информацию визуально, поэтому начальная презентация "обрастает фактурой" в виде новых слайдов. Плюс делаются новые презентации, конкретно под текущие задачи развития проекта.
Как пример, в США, где объективно самый большой объём венчурного капитала - презентациям уделяют фантастическое внимание, как для коммуникаций с инвесторами, так и в синхронизации задач внутри команд.
Спасибо за интересную статью в понятной структуре! Мы строим ЭкоСистему в АвтоБизнесе.
Одним из ядер создали Платформу DataMotor.ru.
Приглашаю Вас рассмотреть возможность создать концепт презентации.
Филипп, спасибо за комментарий!
Конечно, давайте поговорим о создании презентации.
Пожалуйста, напишите мне в FB (ваш профиль, привязанный к VC по ссылке, оказался неактивен) или на почту [email protected]
100 презентаций это примерно половина одного батча YC ;)
Почему то вспомнил книгу "От хорошего к великому", советую)