Почём на Руси стадионы? Кейс от Human Code

У каждого маркетолога есть в портфолио кейсы, о которых нельзя толком рассказать. Крупный заказчик, строгое NDA, отсутствие стильных скриншотов и ярких лозунгов о том, как вы за два часа увеличили продажи в миллион раз — всё это выбивается из общего представления о том, что такое кейс. Но мы в Human Code не пасуем перед вызовами. Поэтому сегодня мы поделимся с вами нетипичным кейсом с нетривиальной задачей.

Предыстория: сравнение на глазок

К нам обратился крупный бизнес, который планировал провести выкуп нейминга стадиона. Известные примеры подобных сделок — выкуп брендинга стадиона Динамо банком ВТБ, стадиона Спартак банком Открытие, и тому подобные. Но это узкий рынок, особенно в России: подобные сделки заключаются редко, и ни о каком регулировании цены на основе спроса и предложения речи не идёт. Поверить партнеру, что цена установлена справедливо — сомнительное решение, поскольку остаётся открытым вопрос: справедливо относительно чего?

Заключая сделку на крупную сумму, бизнес хочет оценивать её рентабельность на основании метрик, а не слов и обещаний. Перед тем, как обратиться к нам, заказчик привлёк консультантов, которые провели предварительную оценку. Её методология была проста: существует известная сделка по выкупу нейминга другого стадиона. Если разделить сумму сделки на годовую посещаемость, получится условная стоимость за человека в год. Дальше это число умножается на проходимость обсуждаемого стадиона и — вуаля! — всё готово, стоимость рассчитана.

Расчет стоимости стадиона ДО

Что считать, чтобы ничего не забыть?

Вооружившись предыдущим опытом коллег и проанализировав рынок, точнее, его отсутствие, мы честно признались себе: не понятно, с какой стороны браться за задачу. Пожалуй, не существует агентства, для которого такая оценка была бы профильной, нет и открытых кейсов. Поэтому методологию придётся создавать с нуля.

Хорошая новость заключалась в том, что это и есть профиль нашей команды — разработка новых решений, даже под единичные задачи. Итак, из чего же, на наш взгляд, состоит стоимость стадиона?

Первый и самый очевидный параметр: количество посещающих в год. Люди, которые посетят мероприятие на брендированной площадке, гарантировано увидят материалы держателя бренда. Данные по посещаемости были предоставлены стадионом, сверить их с открытыми источниками также не представляло труда. Но это только первый шаг.

Второй параметр, который мы считали: упоминания в СМИ. Именно он позволяет посчитать, чем отличаются Лужники от стадиона в Кургане. Для понимания значимости этой метрики приведём цифры, на которые не распространяется наше NDA: 8 504,6 млн просмотров по данным Медиалогии составил медиаохват стадиона «Открытие Арена» за 2019 год, при годовой посещаемости в 672 299 человек. Соотношение цифр говорит само за себя: количество контактов с брендом в СМИ и интернете в разы превышает оффлайн-охват, и не брать его в расчет нельзя. Для подсчёта охвата мы использовали сервис мониторинга СМИ и собрали данные по упоминаниям текущего названия стадиона. Поскольку речь шла о больших цифрах и долгосрочном контракте на брендинг, мы не стали учитывать дополнительный охват потенциальной новости о сделке.

Третьим и последним параметром стало количество упоминаний названия стадиона в социальных сетях. Методология та же: мы собрали данные за год и сравнили их с другими объектами, стоимость покупки которых была известна. Для подсчёта упоминаний в СМИ и социальных сетях мы использовали Медиалогию, впрочем, подойдёт любой аналогичный сервис.

А что с деньгами?

Может показаться, что мы решили повторить путь наших коллег, просто учтя большее количество параметров. Но это не так, поскольку единственный бизнес, значимой метрикой которого является проходимость стадиона — это стадионный бизнес. Для рекламодателя же важно количество людей, увидевших упоминание его бренда. Поэтому мы ориентировались на стоимость контакта с брендом. Разумеется, она отличается для оффлайна и онлайна. Но к этому моменту все цифры были собраны и нам оставалось только сосчитать.

Вернёмся к вымышленному стадиону Центральный. Его оффлайн-посещаемость не изменилась с начала статьи, и составляет 67 229 человек в год. При этом за год он получает 31,3 млн охват за счёт упоминаний в СМИ и 1,3 млн охвата за счёт упоминаний в социальных сетях. Оценим оффлайн-контакт в 40 рублей, контакт в СМИ в 0,14 рублей, а контакт в соцсетях — в 0,01 рубль. Вот что у нас получится:

66 229*40+31 300 000*0,14+1 300 000*0,01 = 7 044 160

Выгода держателя бренда за год выкупа нейминга стадиона составит 7,04 млн рублей. Умножим её на 6, чтобы сравнить с цифрой из начала статьи и получим 42,26 млн. Выгодно ли для держателя бренда осуществлять инвестицию в озвученные в начале 100,208 млн ради такого результата? Сомневаемся.

Формула расчета стоимости ПОСЛЕ

Остаётся ещё один вопрос: почему мы определили стоимость контакта именно таким образом? Для оценки стоимости контакта мы использовали открытые данные из смежных сфер. Оффлайн-контакт оценили в 40 рублей, опираясь на данные event-индустрии. Для СМИ мы взяли стоимость самого дешёвого рекламного контакта (им до сих пор остается телевизор) — 0,14 рублей. Сложнее всего было оценить контакт в социальных сетях: по этому каналу мы не нашли никаких общепринятых данных и самостоятельно оценили контакт в 0,01 рубля. Да, все эти цифры не точные. Но они подходят для оценки “снизу” — то есть, наш клиент точно выиграет, ведь для него мы считаем по-минимуму.

Кроме того, нам была известна сумма сделки по выкупу брендинга стадиона Открытие. И когда мы подставили её в нашу формулу, данные сошлись. Что дополнительно показало, что наш метод расчета коррелирует с реалиями рынка.

Вот и всё. Так мы рассчитали выгоду, которую бизнес получит от выкупа нейминга стадиона.

Вот так просто?

И да, и нет. Решенная задача всегда выглядит просто, да и в том, чтобы собрать и суммировать данные нет ничего сверхестественного. Наше ноухау не в том, как считать упоминания в СМИ, а в том, какие факторы учитывать. А чтобы не пытаться превратить кейс на VC в слащавую историю успеха, раскроем действительно сложные моменты.

Приблизительная оценка

История про стадион случилась с нами в разгар пандемии, зато спустя два года после чемпионата мира по футболу. Показатели текущего года не подходили для прогнозирования из-за ограничений, показатели позапрошлого — из-за чемпионата. Более-менее релевантными выглядели данные 2019 года, но один год для подобной оценки недостаточный период. Кроме того, стадион имеет план мероприятий на будущее, развивается…или, напротив, стагнирует. В рамках подготовки сделки предсказать, насколько процентов обещания потенциального партнёра воплотятся в реальность, невозможно.

Да, мы точно рассчитали показатели прошлых лет, в том числе того, что касается соотношения заявленного стадионом плана мероприятий с реальностью. Кроме того, мы всё же имитировали существование рынка — приведя заказчику подробные вычисления по сопоставимым объектам, суммы сделок с которыми были опубликованы в открытых источниках.

Разумеется, это не точный расчёт. Для точного понадобилась бы машина времени, с помощью которой стоило бы как минимум предсказать продолжительность ковидных ограничений. Остаются не учтены и пожелания самого стадиона, как и теоретическое наличие других претендентов на сделку. Принятие решения об итоговой цене — часть бизнес-процесса нашего заказчика. Мы лишь разработали методологию, позволяющую перевести оценку на язык цифр и собрали необходимые цифры.

И вы просто всё рассказали в Интернете?

Да. Мы в Human Code считаем, что одно из основных качеств кейса — воспроизводимость. Любой читатель может использовать описанную в статье методологию и сам оценить выгоду от брендирования того или иного стадиона. Однако это узкая и редко встречающаяся задача. И этим кейсом мы не стремимся показать, какие мы крутые оценщики стадионов.

Наша задача в другом. Human Code — лаборатория, умеющая и любящая разрабатывать решения для самых разных задач, даже для тех, к которым не ясно, как подступиться. Не важно, оценка это стоимости стадиона или концепция для продвижения зубочисток при помощи телевизионной рекламы. И мы любим свою работу и бизнес (и свой, и клиентов).

Расскажите в комментариях, что мы не учли в нашей оценке?

Как бы считали стоимость выкупа нейминга стадиона вы?

0
2 комментария
Михаил Сурков

Ну, я бы не списывал со счетов наружку. Но, в целом - очень приятный фестивальный кейс

Ответить
Развернуть ветку
Roman Pustovoit

Согласен, у нас даже была модель с прогнозированием отдачи от наружки, но по факту там проходимость не такая высокая, это не ВТБ-арена, поэтому решили отказаться.
Можно было бы считать ещё имиджевый эффект, но опять же, это то, что не имеет жесткого обоснования в модели, поэтому тоже отказались.
Кейс к сожалению не фестивальный, так как ничего показать нельзя. Выкупили — хотя бы был бы бизнес-результат.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда