Гайд: 5 шагов к мощному портфолио редактора, копирайтера и креативщика
Парадокс: школ, курсов и экспертов становится больше, но вот специалистов, которые умеют работать — меньше. Большинство копирайтеров на рынке не способны закопирайтить даже своё портфолио. Давайте исправлять.
Большая проблема нашей профессии в том, что мы пишем дофига текста, и почти все наши результаты работы состоят из буков. А из буков крайне сложно сделать красивое лаконичное и эффектное портфолио.
Но я не зря кучу лет пытаюсь решить эту задачу. Поэтому с каждым годом получается всё лучше. Мой промежуточный результат покажу в конце. А сейчас расскажу про способы усиления любого портфолио.
1. Один файл или одна ссылка
Пожалуйста, постарайся и упакуй все свои достижения в один PDF-файл или одну ссылку. Не нужно никому скидывать десяток своих статей, гугл-доков и соцсетей.
Заботься о читателе! Заказчик — тоже читатель, а не ассенизатор.
Если ты копирайтишь, пишешь и редактируешь — это твой основной навык. Учись применять его на себя. Если не получается — либо что-то не умеешь, либо ленишься и пытаешься недостаточно.
Все статьи и проекты можно собрать на простом лендинге в Tilda или Notion бесплатно (где верстать презы — должны уже знать сами, если не знаете — идите гуглите или купите ещё десяток онлайн-курсов). А соцсети можно объединить в taplink или чем-нибудь таком подобном.
Это РЕАЛЬНО просто. Не нужно быть продвинутым гением, чтобы сделать пару таблиц в Ноушене или тыкнуть «Создать блок» на Тильде. Займёт минут 40, чтобы всё аккуратно причесать и выделить себя на фоне сотен неопрятных конкурентов.
Дай читателю (работодателю, заказчику) возможность быстро и качественно разобраться в твоем опыте. Не надо заставлять никого колупаться в твоём хаосе.
Для этого присылай одну ссылку или один файл. Всё.
2. Не усложняй, умоляю
Используй только нужную информацию и базовые инструменты.
Ответь себе на вопрос: ты профессиональный дизайнер?
Если нет, тогда не надо играться с цветами, шрифтами и формами. Делай черные буквы на белом фоне с квадратными картинками. Или выбери аккуратные шаблоны. Спасибо.
Или на другой вопрос: ты даешь интервью Юрию Дудю?
Если нет, тогда не надо рассказывать о каждом аспекте своей жизни и работы, о своих взглядах и вкусах. Хватит имени, контактов и кейсов.
> Выбирай базовый конструктор лендингов, сайтов или презентаций и юзай базовые инструменты.
> Пойми, что ты будешь скидывать это человеку, который видит тебя впервые.
> Дальше пиши только имя, контакты, опыт работы и достижения по конкретным кейсам, которые ты почему-то показываешь в своем портфолио.
> Если ты что-то показываешь, на это должна быть причина — опиши её.
Если хочешь найти работу получше — сделай дополнительное усилие. Посмотри уроки по Тильде на Ютубе, заплати 700 рублей за хостинг и собери более крутой лендос. Или попроси знакомого дизайнера помочь. Или не помочь, а хотя бы дать консультацию.
Сделай что-то, чтобы немного развиться, чтобы быстрее вписаться в этот рынок, где просто «хорошо писать» уже недостаточно.
3. Покажи самое лучшее
Опять же — не надо скидывать ссылки на 20 своих текстов. Понимаю, они все у тебя крутые, но проведи редакторскую работу над собой, выбери ТРИ самых лучших и скинь ссылки на них.
Если у тебя в портфеле много крутых проектов, тогда вверху страницы/в начале презентации держи самые лучше и релевантные. Если мне будет интересно углубиться — я пролистаю дальше или попрошу скинуть ещё.
Главное — не перекладывай на читателя ответственность за выбор и оценку твоих достижений. Сделай это самостоятельно, это очень важно.
Если встает вопрос «А что же у меня лучшее, когда у меня всё супер-крутое?», значит, ты ещё новичок в этом деле. Тогда проси помощи у людей со стороны, чтобы они как следует тебя покритиковали и помогли выбрать реально ценные работы.
У любого профессионала индустрии в шкафу спрятана огромная куча дерьма, которую он делал случайно, по ошибке, за деньги или по приколу.
4. Опиши кейс: роль, задача, результат
Посмотри сайты креативных агентств. Чуваки в этом деле давно делают нормальные бабки, а их самый главный инструмент продаж — портфолио. Вот они умеют их делать хорошо. Я тоже учился у агентств. И вот к чему пришел:
> Раздели свой опыт на кейсы по сферам, категориям, годам или брендам, с которыми работал
> Дальше выставляй их в порядке крутости и/или актуальности
> В каждом кейсе укажи название и дату, прикрепи ссылку
> В описание добавь свою роль, задачи и результаты
Преувеличивать или нет — дело твоё. Если обманешь, но вывезешь — это окей, fake it till you make it. Если же ты нагородишь кучу умных терминов, за которые не сможешь пояснить на собеседовании — тоже твой косяк, не надо было брать на себя больше, чем можешь унести.
Давай приведу пример оформления кейса, когда ну прям вообще НЕТ опыта:
Поверьте, с таким опытом тоже можно попасть в большую корпорацию. Там не дураки сидят, они увидят, что если тексты и картинки норм, а человек адекватный — брать можно.
Запомни: тебе НЕ НУЖНО работать с большими брендами или звездами, чтобы сделать крутое портфолио. Многие люди забивают на самопрезентацию, потому что не могут похвастаться яркими названиями в своем опыте. Но это так не работает.
Не нужно складывать руки, если ты из деревни, а твой единственный опыт — это смм кофейни и пара статей в местной газете. В этой работе важен ПОДХОД, а не имена.
Если я вижу твой подход даже к этой работе в местной газете, то ставлю плюсик. Если я вижу подход и старания при создании портфолио — ещё один. Два плюса — это уже на два плюса больше, чем я бы поставил подавляющему большинству копирайтеров на рынке.
5. Не удивляй, а создай впечатление
Удивляет китаец в тиктоке, который научился играть на двух гитарах пальцами ног. Твоя цель — не удивить. Тебе нужно создать впечатление адекватного человека, с которым хочется работать дольше одного дня.
Если ты сумасшедший креативщик, который перевернёт рынок своим талантом — это будет видно по твоим кейсам. Но эти кейсы должны быть понятно оформлены, чтобы твой талант могли заметить и оценить.
Почему? Потому что люди обычно ищут человека, с которым нужно работать долго. Поэтому нужно ещё и вызвать ощущение надежности. Как? Теми же самыми способами.
Если я вижу, что этот копирайтер способен не только КРУТО писать всякие каламбуры, но и ещё закопирайтить, систематезировать информацию О СЕБЕ, тогда я понимаю, что он сможет и отчёт написать, и презу сделать, и с коллегами общаться, и с бухгалтером сразу найдет общий язык, не надо будет месяц тратить на оформление документов и отвечать на кучу тупых вопросов.
Здравый смысл. Вот какой вайб нужно создавать своим портфолио.
Способов его создать — бесконечное количество. Я приведу несколько примеров, которые, как мне кажется, эту задачу решают:
У меня всё. Надеюсь, хороших портфолио станет лучше, и нам всем станет проще искать крутых спецов на проекты, где нужны мощные тексты и редактура.
" идите гуглите или купите ещё десяток онлайн-курсов" (с)
Ну все - портал в ад открылся.
Продавцы курсов повышенной эффективности теперь пожизненно будут купать коней в шампанском Мадам Клико. )))