Что важнее — маркетинг или продукт?
Наблюдал тут, как один мой товарищ в своем канале на несколько тысяч подписчиков настойчиво пытался протащить идею о том, что маркетинг на фиг не нужен, если у тебя классный продукт. Мол, классный продукт сам себя продаст: люди будут его советовать друг-другу и всё случится само собой. А вы как думаете?
На мой взгляд, неправильна сама постановка вопроса. Для создания успешного продукта важны даже не две, а как минимум три компоненты: дизайн, маркетинг и, собственно говоря, сам продукт.
Дизайн — то, как продукт спроектирован и как он выглядит, — важнейший элемент успешных продуктов. Дизайн отвечает за то, что сейчас модно называть CX (Customer Experience) — то, какие впечатление оставляет после себя продукт, впервые попав в руки потребителя. Формула отличного дизайна: удобство + интуитивность + эстетическое удовольствие.
Маркетинг отвечает за то, чтобы потребитель в принципе узнал о продукте, проявил к нему интерес и, в конечном счете, купил бы продукт. Маркетинг сегодня — понятие гораздо более широкое, чем просто “реклама”. Это и глубокое знание своего потребителя и его предпочтений, и выбор каналов коммуникации с ним, и многое другое. Пресловутый “касдев”, если уж на то пошло, — тоже часть комплекса маркетинга.
Успех без самого продукта, разумеется, невозможен. Хороший продукт решает задачу, ради которой создавался, работает надежно и без ошибок, отвечает ожиданиям пользователя или даже превосходит их и, в идеальном мире, имеет уникальное конкурентное преимущество — то есть его непросто заменить на аналогичный продукт.
Может ли быть успешным качественный продукт с хреновым дизайном и полным отсутствием маркетинга? Может. Но скорее всего будет влачить жалкое существование, а основатели будут еле-еле сводить концы с концами.
Можно ли при гениальном маркетинге и классном дизайне раскрутить полное “фуфло”? Тоже можно, но скорее всего всплеск интереса будет непродолжительным и, если компания быстро на вырученные деньги не построит по-настоящему ценный продукт, вряд ли сумеет долго удерживаться на плаву.
Более или менее жизнеспособная конструкция — это качественный продукт с классным дизайном, но слабым или отсутствующим маркетингом. Такой продукт может быть успешным благодаря “виральности” — довольные пользователи будут охотно рассказывать о продукте другим, что способно на первых порах, отчасти, заменить маркетинг.
Моя гипотеза заключается в том, что если хороши все три компонента — есть все шансы на создание выдающегося и высокомаржинального продукта.
Больше моих мыслей и честного мнения в телеграм канале
О продуктовой разработке, развитии стартапов и управлении IT-командами.