{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Битва кремов: как сравнить свой продукт с конкурентами и понять, куда расти

Провели сравнительный анализ популярных отечественных брендов косметики, чтобы показать, как устроен анализ конкурентов на данных соцмедиа и ответы на какие вопросы он помогает получить.

Этот материал — краткая выжимка статьи о том, как анализировать конкурентов в соцмедиа. Погрузиться подробнее можно в блоге Brand Analytics.

Если вы хотите развивать продукт — узнайте у покупателей, чего они хотят, почему выбирают вас среди конкурентов и за что готовы платить больше. Чтобы получить такие данные, необязательно проводить дорогие и долгие исследования. Можно использовать автоматизированный анализ соцмедиа — соцсетей, блогов, форумов, отзовиков и геосервисов. Именно там аудитория уже рассказала всё, что думает о вашем товаре и конкурентах.

Анализ продуктов конкурентов на данных соцмедиа даёт возможность:

  • собрать живые отзывы реальных покупателей;
  • получить честную обратную связь, а не социально одобряемые ответы;
  • провести исследование быстро и получить инсайты буквально за несколько дней.

Анализ продуктов конкурентов в соцмедиа может стать дополнением и даже альтернативным способом наряду с традиционными маркетинговыми методами исследований.

Для кейса мы провели сравнение отечественных марок косметики из схожей ниши — для молодой аудитории с акцентом на экологичный подход. В анализ попали 4 896 упоминаний брендов Openface, Don’t touch my skin, Art & Faсt и Alpika в соцмедиа с 1 февраля по 15 апреля 2023 года в публикациях 2 967 авторов. Данные собраны и проанализированы с помощью системы Brand Analytics. В ходе сравнения искали ответы на такие вопросы:

  • какие марки действительно можно назвать конкурентами;
  • чем продукты — кремы для лица — сравниваемых марок нравятся и не нравятся покупателям;
  • какие продуктовые линейки брендов чаще предпочитают пользователи соцмедиа.

1. Как понять, между какими брендами реально есть конкуренция

Вы наверняка знаете своих конкурентов и можете объяснить, чем вы отличаетесь. Но что если в глазах потребителя ваши продукты закрывают разные задачи, а где-то есть компания N, о которой клиенты вспоминают, если, например, не нашли ваш продукт на полке?

Выяснить, с кем бренд действительно конкурирует за покупателя, может помочь анализ совместного упоминания в сообщениях соцмедиа. Подробное изучение публикаций, в которых две марки упоминаются одновременно, позволяет определить, кого и с кем сравнивают, и выявить пересечения целевой аудитории.

В нашем кейсе чаще всего в публикациях соцмедиа пользователи одновременно пишут о продуктах Openface и Don’t Touch My Skin. Другие марки чаще всего фигурируют в сообщениях соцмедиа отдельно, без упоминания других игроков.

Матрица совместного упоминания марок: посчитан % публикаций в соцмедиа, в которых автор пишет одновременно о двух брендах

У Openface и Don’t Touch My Skin высокий риск оттока клиентов к конкуренту, поскольку так или иначе их сопоставляют в публичном поле. Помочь в такой ситуации маркам могла бы выстроенная стратегия позиционирования, в которой сделан упор на конкурентные преимущества бренда и отдельных продуктов.

2. Как найти конкурентные преимущества и недостатки продукта

Определить, за что товары бренда аудитория хвалит и ценит, а за что критикует, поможет анализ продуктовых характеристик, которые чаще других попадают в поле внимания аудитории.

Сравнение свойств товаров, обсуждаемых в сообщениях в соцмедиа, помогает:

  • выявить сильные и слабые стороны продукта и конкурентов;
  • лучше понять клиентский опыт и подсветить трудности на пути клиента к покупке;
  • найти идеи, которые помогут улучшить продукт и продвижение.

В анализе брендов косметики мы рассматривали обсуждения схожих продуктов у всех марок — кремов для лица. Пользователи соцмедиа чаще всего пишут о таких свойствах или аспектах этих товаров, как:

  • Эффективность;
  • Стоимость;
  • Состав;
  • Ощущения на коже.
Ключевые характеристики кремов для лица сравниваемых марок по мнению аудитории соцмедиа

Для поиска идей по улучшению продукта и клиентского опыта важно не только определить характеристики товаров, но и проанализировать тональность — позитивно или негативно о них отзывается аудитория. Последующее сравнение продуктов конкурирующих марок в разрезе характеристик товаров и их тональности помогает определить конкурентные преимущества и недостатки вашего продукта.

Позитивные и негативные упоминания свойств продуктов — в разбивке по брендам

Больше всего позитивных сообщений — о свойствах крема Openface. Пользователи соцмедиа отмечают его качества эффективности (хорошо увлажняет), хвалят состав и отсутствие неприятных ощущений на коже после нанесения. Также аудитория позитивно оценивает приятный запах продукта. Не нравится пользователям маленькая упаковка: средство быстро заканчивается, и из-за этого его нужно докупать.

Пользователи соцмедиа позитивно оценивают стоимость крема Art&Fact. По этой характеристике марка обгоняет лидера сравнения — Openface. Возможно, для Art&Fact было бы выигрышной стратегией использовать стоимость как конкурентное преимущество продукта, и продвигать его в рекламных кампаниях, построить вокруг него позиционирование.

Продукт Don’t Touch My Skin аудитории нравится за эффективность (свойства увлажнения) и состав. Не нравятся аудитории ощущения на коже после нанесения средства, а именно ощущение плёнки. Пользователи позитивно отзываются о новой рефил упаковке бренда — тюбиках и баночках с с возможностью пополнения.

Продукт Alpika аудитория ценит за приятную текстуру. При этом пользователям соцмедиа не нравится, что для эффективного воздействия нужно наносить много крема, и средство быстро расходуется.

Каким могло бы быть позиционирование кремов для лица сравниваемых марок по итогам конкурентного анализа продуктов:

3. Как сравнить продуктовые линейки

Какие функции товаров популярны у аудитории — используют клиенты ту или иную марку чаще для очищения или для увлажнения кожи, предпочитают пользователи скрабы или лосьоны определённого бренда и так далее. Такой анализ помогает найти сходства и различия в продуктовых линейках и понять, в каком направлении разворачивается конкуренция, а какие ниши свободны.

Объём упоминаний средств для ухода за кожей лица — по функциям

В нашем кейсе пользователи соцмедиа чаще пишут о таких функциях средств по уходу за лицом:

  • Openface и Alpika лидируют в задачах очищения кожи;
  • Don’t Touch My Skin отвечает за увлажнение и борьбу с высыпаниями;
  • Art&Fact — за омоложение.

Функции, которые чаще других упоминают пользователи соцмедиа в сообщениях о бренде, можно использовать как фокус в позиционировании, а также для поиска идей для новых продуктов, валидации сегментов покупателей.

В нашем примере мы проанализировали не только функции, но и формы продуктов.

Какие формы косметических средств сравниваемых брендов чаще упоминают пользователи соцмедиа

Так, для увлажнения кожи лица у Openface помимо кремов есть гель и спрей-мист. Средства в виде гелей также фигурируют в сообщениях о Don’t Touch My Skin. У Alpika как одного из лидеров в очищении кожи пользователи соцмедиа часто упоминают пенки для умывания и пилинги. Сыворотки для лица активно упоминаются в сообщениях об Art&Fact и Don’t Touch My Skin.

Понимание, какие формы средств чаще всего обсуждают покупатели, позволит усовершенствовать привычные для аудитории средства, или предложить рынку новые продукты в удобной форме.

Итоги

Анализ конкурентов в соцмедиа позволяет буквально за несколько дней собрать и исследовать реальные и честные мнения о ваших продуктах. В результате вы сможете:

  • узнать, с кем вас действительно сравнивают покупатели;
  • выявить конкурентные преимущества товаров;
  • понять слабые места продуктов и найти точки роста;
  • обнаружить наиболее конкурентные и, наоборот, свободные ниши для развития продукта и запуска новых.

Анализ конкурентов в соцмедиа можно автоматизировать с помощью Brand Analytics. Используйте 7 дней бесплатного демонстрационного доступа, чтобы протестировать возможности системы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда