{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Репутация Аяза Шабутдинова. Что пошло не так?

Привет! Я — Екатерина Городничева, CEO интернет-агентства YouStory Global. Неоднократно училась в «Like Центре». И хотя я лояльный клиент, их невнимание к вопросам репутации меня давно смущало, в т.ч. потому что это мешало лично мне. Расскажу подробнее.

Аяз Шабутдинов на предъявлении обвинения в мошенничестве. Фото — Анатолий Жданов, kommersant.ru

Начну издалека. В 2014 году я прошла обучение по администрированию YouTube-каналов, а потом попала в команду к основательнице компании: прошла отбор и мы стали сотрудничать, вели YouTube-каналы клиентов.

Курс стоил 15 000 рублей. После обучения я стала зарабатывать в среднем 10 000-15 000 рублей в месяц, параллельно заканчивая учёбу в институте на очном отделении. Компания стала официальным партнёром платформы, поэтому у нас были обучения, в т.ч. напрямую от команды YouTube.

Я была довольна обучением и новой профессией, своим заработком и новым опытом.

В образовательном центре начался второй поток, потом третий и в этот момент случился хейт по отношению к основательнице компании. Люди объединились и стали записывать видео разоблачения по поводу того, что курс ни о чем, а всю информацию можно найти в открытом доступе, что всё это обман и инфоцыганство. Да-да, заметьте, 2014 год. Обучение тогда закрыли и стали просто вести YouTube-каналы клиентов.

Кстати, получив эту профессию, я зарабатываю уже 9 лет. Позже появилось ещё одно направление: законное удаление нежелательной информации из интернета (из YouTube и других площадок). Причём эта работа сама меня нашла: магазин электроники, которому я предлагала ведение YouTube-канала, оказался заинтересован в удалении негативного видео.

Они просто спросили: «Возможно ли удалить чужое видео?». В ролике недовольные покупатели сняли диалог с продавцом.

Я сама на тот момент не знала, возможно ли это. Стала ещё раз внимательно изучать правила платформы, затем по доверенности подала жалобу и удалила видео, поскольку в нём нарушались правила площадки.

Моё первое обучение у Аяза

Про Аяза я узнала от своих знакомых, которые вели его YouTube-канал в 2017 году, а также посмотрела программу «Секретный миллионер». Меня заинтересовал этот человек как блогер, который открыто показывает свою жизнь, искренне ведет блог. На YouTube-канале у Аяза было много закрытых сейчас видео про личную жизнь, путешествия и мышление. Я начала наблюдать за ним.

В 2018 году в моём городе в офлайн формате проходил «Концентрат», я была там со своими друзьями все три дня и нам было очень любопытно, что это такое. На третий день я купила курс «Долина».

Я на своём первом обучении в «Like Центре», 2018 год

Обучение на «Долине» проходило также офлайн, мы все собирались и смотрели трансляцию из Москвы. Тогда я узнала, что для бизнеса нужны идея, команда и инвестиции. Нам дали кучу таблиц, множество информации по маркетингу, бухгалтерии, управлению персоналом. Обучение было по субботам и шло целый день. В течение 5 недель.

Самое важное, что мне запомнилось тогда, это то, что нам всем дали задание найти наставника в своей сфере и написать ему.

Это было и правда страшно страшно, я написала Дмитрию Сидорину. На удивление он мне ответил и мы встретились в Москве.

Тогда это был для меня невероятный опыт: вот так бесплатно и очень открыто со мной делился знаниями Дмитрий из «Сидорин Лаб» — крупнейшей российской компании по управлению репутацией.

Кстати сказать, мало кто из моих сокурсников выполнил это задание. А я запомнила одно: надо просто делать то, что тебе говорит человек, которому ты доверился и отдал свои деньги.

После этого обучения я открыла свое агентство по управлению репутацией YouStory Global.

Поскольку мне удалось достигнуть результатов, руководство «Like Центра» меня заметило и мы даже посотрудничали. Вопрос касался удаления видео на YouTube. Был один ролик, который по мнению юристов компании носил недостоверный характер и порочил честь, достоинство и репутацию Аяза. Заметьте, уже тогда, в 2018 году.

Я провела консультацию по поводу того, как действуют правила YouTube. Дело в том, что их юрист отправил жалобу на незаконное использование в ролике товарного знака. Не все знают, что такая жалоба попадает прямиком к автору канала. Конечно, очень быстро появился еще один ролик уже с описанием жалобы. Это же хайп!)

В итоге, получив от меня консультацию, они заблокировали это видео. В нем было нарушение авторских прав на логотип, а не на товарный знак. Для YouTube это две разные вещи.

Проблемы с репутацией «Like Центра»

Компания «Like Центр» стала активно расти, очень много денег вкладывалось в рекламу и, как теперь называют, «агрессивный маркетинг». Соответственно и хейта стало все больше и больше. А поскольку репутацией Аяза занимался отдел маркетинга и юристы компании, а не профессиональный подрядчик по управлению репутацией, то и результат был соответствующий.

Я на долгое время забыла про «Like Центр», потому решила, что итак получила много полезного и нет смысла покупать другие курсы, тем более, что информация в них повторяется. Просто иногда смотрела аккаунт Аяза и наблюдала, как он развивается.

За это время компания сильно выросла в доходе, в количестве учеников и, соответственно, в количестве отзывов. На YouTube стало появляться всё больше разоблачений, не все они имеют под собой основания, но они есть и это факт. Аяз перестал вести свой канал и конечно же место на YouTube стали занимать негативные видео о нём.

Скрин YouTube-выдачи об Аязе Шабутдинове

Все это появлялось хаотично, неуправляемо и оставалось без ответов.

Когда Аяз продал компанию «Coffee Like» за 200 млн рублей и объявил об этом, он добавил в презентацию скриншоты негативных отзывов. Тем самым ответив на них, что он не балабол.

Далее была громкая история, где Аяз выиграл суд. А после началась СВО и история затихла.

Репутацией компании никто не занимался профессионально. Не было мониторинга упоминаний и ответов на негатив в соцсетях, должного размещения реальных позитивных отзывов на площадках, публикаций в СМИ.

Этим никто не занимался и об этом не задумывался. Аяз считал, что ответов достаточно. Они даже создали специальный сайт с ответами на разоблачения:forhaterswithlove.ru. Но при таком объёме рекламы и учеников этих действий мало.

Аяз снял видео с ответом на разоблачения, а под роликом поместил ссылку с подробными доказательствами и документами в пользу своей правоты. Но ссылка работает через раз и совсем не тот сайт, что должен быть. Когда ролик опубликовали все работало, а сейчас нет.

Если кому-то что-то не нравилось, человек оставлял негативный отзыв или рассказывал своим друзьям, что все это инфоцыганство.

А NPS собирали только для самой компании, не делились реальными отзывами на сайтах-отзовиках и специализированных площадках. Правда, создали сайт с кейсами предпринимателей. Но, чтобы управлять общественным мнением, этого недостаточно. Мало кто вообще знает о существовании этого сайта.

Сайт ayaz-vs.likecentre.ru с кейсами учеников не индексируется в поиске

«Миллион с Аязом»

В 2022 году после начала СВО, когда рынок, в том числе, услуг сильно тряхнуло и отключились привычные источники рекламы, я решила снова пойти учиться в «Like Центр», чтобы понять, как быть сейчас и как продолжать получать заявки.

Я пошла учиться на «Скорость», но поняла, что от «Долины» курс мало чем отличается, мне это уже не так интересно. Поэтому я рискнула купить участие в бизнес-программе МСА за 1,5 млн рублей.

Я на первом оффлайн обучении после покупки МсА

Что могу сказать? Программа называется «Миллион с Аязом». Я ждала, что Аяз проведет разбор моей компании, укажет точки роста. Но по факту моя очередь в zoom дошла во втором часу ночи и мой разбор за 1,5 млн длился 5 минут. Да вот так. Я получила ответ, что все правильно делаю и трекер мне поможет.

Разочаровалась ли я? Да. Но немного поразмыслив решила все-таки остаться, не стала возвращать деньги, хотя возможность такая была в течение 30 дней с начала обучения.

Спустя год после начала программы МсА Аяз начал проводить еженедельные прямые эфиры для участников

Мне дали трекера — человека, который должен привести меня к результату. Со мной созванивались, общались и помогали. Дали доступ к обучающей платформе, где много полезной информации и не только от Аяза. Многое мы внедрили. Например, инструменты по маркетингу, воронке продаж. Начали вести финансовый учет в программе «План-факт».

На офлайн мероприятиях я познакомилась с очень интересными ребятами, которые делились своим опытом, знаниями, давали контакты подрядчиков. Один диалог наталкивал на множество мыслей и действий.

Одно из офлайн мероприятий для участников МсА

Также Аязу можно было задать вопрос из зала, он на все отвечал. Каждый четверг проходят Bat-сигналы с экспертами (пример в скрине ниже).

Bat-сигнал — это как кнопка SOS: запрос о помощи в конкретной ситуации. У всех участников программы есть возможность получить консультацию по своему вопросу от эксперта в нужной нише.

Как изменился «Like Центр»?

Тем не менее, «Миллион с Аязом» по факту уже совсем не с Аязом. Если раньше Аяз лично принимал дипломные работы, то сейчас этого нет, всё упростили.

А личное сопровождение и разборы от Аяза стоят 50 млн рублей. При этом Аяз обещает довести своих учеников до миллиарда за год.

Изменив индивидуальный подход к обучению и поставив работу на поток, компания по-прежнему оставалась привязана к личному бренду Аяза и все ученики шли на его имя: он ведёт «Концентрат», он лицо компании.

А с Аязом не так много встреч, тем более, личных разборов. Из-за этого, в том числе, и негатив.

Внутри сообщества атмосфера очень дружная, а сейчас и очень сплочённая. Еще в 2022 году, когда мы с участниками программы обсуждали репутацию «Like Центра» и Аяза, пришли к выводу, что примерно 70% внешнего мнения о компании является негативным. Многие (и я в том числе) опасались выкладывать информацию о том, что учатся у Аяза из-за наплыва хейтеров.

Почему компания не занималась репутацией? Большой вопрос.

Летом 2023 года я услышала ответ на него от генерального директора «Like Центр» Василия Алексеева. Его идея была примерно такой: «мы честно делаем свое дело, а кейсы скажут всё за нас». Это большая ошибка.

Можно ли исправить репутацию?

Сейчас они в чатах ищут амбассодоров бренда с условием, что это должны быть люди не из консалтинга и наставничества, которых и правда много на обучении, около 20% точно. Но есть и ребята из твердых ниш, производства, есть управляющие заводами, магазинами, салонами красоты и тд. Эту работу надо было делать гораздо раньше.

Сейчас компания столкнулась с невероятным наплывом хейта. Репутация рушится на глазах за счёт нелестных упоминаний в СМИ, в трастовых СМИ. Это очень печально.

Выйти из этой ситуации будет очень сложно и многое будет зависеть от исхода дела Аяза. Хотя, даже если дело будет выиграно и Аяза отпустят, у людей может сложиться впечатление, что «занесли кому надо».

Исправить такую репутацию помогут только избирательный отбор учеников, индивидуальный подход или уход от позиционирования «Like Центр»=Аяз и создание компании в формате Skyeng или Skillbox.

А вы задумывались о репутации своей компании? Ведете работу в этом направлении? Поделитесь в комментариях.

0
137 комментариев
Написать комментарий...
Rol

Простите, это детский сад какой-то )

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Городничева
Автор

У меня до этого не было ни команды, не инвестиций. Поэтому я описала то, как это было в 2018 году, свое впечатление от обучения. Это Ваше право так считать.

Напишите хотя бы одну свою статью, где покажите свою взрослую позицию?

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина
Напишите хотя бы одну свою статью...

Этот абзац лишний, первый абзац вполне годится в качестве нейтрального ответа.
Не призывайте человека/людей плодить контент в интернете — мы уже и так по уши в...эээ... этом самом контенте.

Ответить
Развернуть ветку
134 комментария
Раскрывать всегда