{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Репутация Аяза Шабутдинова. Что пошло не так?

Привет! Я — Екатерина Городничева, CEO интернет-агентства YouStory Global. Неоднократно училась в «Like Центре». И хотя я лояльный клиент, их невнимание к вопросам репутации меня давно смущало, в т.ч. потому что это мешало лично мне. Расскажу подробнее.

Аяз Шабутдинов на предъявлении обвинения в мошенничестве. Фото — Анатолий Жданов, kommersant.ru

Начну издалека. В 2014 году я прошла обучение по администрированию YouTube-каналов, а потом попала в команду к основательнице компании: прошла отбор и мы стали сотрудничать, вели YouTube-каналы клиентов.

Курс стоил 15 000 рублей. После обучения я стала зарабатывать в среднем 10 000-15 000 рублей в месяц, параллельно заканчивая учёбу в институте на очном отделении. Компания стала официальным партнёром платформы, поэтому у нас были обучения, в т.ч. напрямую от команды YouTube.

Я была довольна обучением и новой профессией, своим заработком и новым опытом.

В образовательном центре начался второй поток, потом третий и в этот момент случился хейт по отношению к основательнице компании. Люди объединились и стали записывать видео разоблачения по поводу того, что курс ни о чем, а всю информацию можно найти в открытом доступе, что всё это обман и инфоцыганство. Да-да, заметьте, 2014 год. Обучение тогда закрыли и стали просто вести YouTube-каналы клиентов.

Кстати, получив эту профессию, я зарабатываю уже 9 лет. Позже появилось ещё одно направление: законное удаление нежелательной информации из интернета (из YouTube и других площадок). Причём эта работа сама меня нашла: магазин электроники, которому я предлагала ведение YouTube-канала, оказался заинтересован в удалении негативного видео.

Они просто спросили: «Возможно ли удалить чужое видео?». В ролике недовольные покупатели сняли диалог с продавцом.

Я сама на тот момент не знала, возможно ли это. Стала ещё раз внимательно изучать правила платформы, затем по доверенности подала жалобу и удалила видео, поскольку в нём нарушались правила площадки.

Моё первое обучение у Аяза

Про Аяза я узнала от своих знакомых, которые вели его YouTube-канал в 2017 году, а также посмотрела программу «Секретный миллионер». Меня заинтересовал этот человек как блогер, который открыто показывает свою жизнь, искренне ведет блог. На YouTube-канале у Аяза было много закрытых сейчас видео про личную жизнь, путешествия и мышление. Я начала наблюдать за ним.

В 2018 году в моём городе в офлайн формате проходил «Концентрат», я была там со своими друзьями все три дня и нам было очень любопытно, что это такое. На третий день я купила курс «Долина».

Я на своём первом обучении в «Like Центре», 2018 год

Обучение на «Долине» проходило также офлайн, мы все собирались и смотрели трансляцию из Москвы. Тогда я узнала, что для бизнеса нужны идея, команда и инвестиции. Нам дали кучу таблиц, множество информации по маркетингу, бухгалтерии, управлению персоналом. Обучение было по субботам и шло целый день. В течение 5 недель.

Самое важное, что мне запомнилось тогда, это то, что нам всем дали задание найти наставника в своей сфере и написать ему.

Это было и правда страшно страшно, я написала Дмитрию Сидорину. На удивление он мне ответил и мы встретились в Москве.

Тогда это был для меня невероятный опыт: вот так бесплатно и очень открыто со мной делился знаниями Дмитрий из «Сидорин Лаб» — крупнейшей российской компании по управлению репутацией.

Кстати сказать, мало кто из моих сокурсников выполнил это задание. А я запомнила одно: надо просто делать то, что тебе говорит человек, которому ты доверился и отдал свои деньги.

После этого обучения я открыла свое агентство по управлению репутацией YouStory Global.

Поскольку мне удалось достигнуть результатов, руководство «Like Центра» меня заметило и мы даже посотрудничали. Вопрос касался удаления видео на YouTube. Был один ролик, который по мнению юристов компании носил недостоверный характер и порочил честь, достоинство и репутацию Аяза. Заметьте, уже тогда, в 2018 году.

Я провела консультацию по поводу того, как действуют правила YouTube. Дело в том, что их юрист отправил жалобу на незаконное использование в ролике товарного знака. Не все знают, что такая жалоба попадает прямиком к автору канала. Конечно, очень быстро появился еще один ролик уже с описанием жалобы. Это же хайп!)

В итоге, получив от меня консультацию, они заблокировали это видео. В нем было нарушение авторских прав на логотип, а не на товарный знак. Для YouTube это две разные вещи.

Проблемы с репутацией «Like Центра»

Компания «Like Центр» стала активно расти, очень много денег вкладывалось в рекламу и, как теперь называют, «агрессивный маркетинг». Соответственно и хейта стало все больше и больше. А поскольку репутацией Аяза занимался отдел маркетинга и юристы компании, а не профессиональный подрядчик по управлению репутацией, то и результат был соответствующий.

Я на долгое время забыла про «Like Центр», потому решила, что итак получила много полезного и нет смысла покупать другие курсы, тем более, что информация в них повторяется. Просто иногда смотрела аккаунт Аяза и наблюдала, как он развивается.

За это время компания сильно выросла в доходе, в количестве учеников и, соответственно, в количестве отзывов. На YouTube стало появляться всё больше разоблачений, не все они имеют под собой основания, но они есть и это факт. Аяз перестал вести свой канал и конечно же место на YouTube стали занимать негативные видео о нём.

Скрин YouTube-выдачи об Аязе Шабутдинове

Все это появлялось хаотично, неуправляемо и оставалось без ответов.

Когда Аяз продал компанию «Coffee Like» за 200 млн рублей и объявил об этом, он добавил в презентацию скриншоты негативных отзывов. Тем самым ответив на них, что он не балабол.

Далее была громкая история, где Аяз выиграл суд. А после началась СВО и история затихла.

Репутацией компании никто не занимался профессионально. Не было мониторинга упоминаний и ответов на негатив в соцсетях, должного размещения реальных позитивных отзывов на площадках, публикаций в СМИ.

Этим никто не занимался и об этом не задумывался. Аяз считал, что ответов достаточно. Они даже создали специальный сайт с ответами на разоблачения:forhaterswithlove.ru. Но при таком объёме рекламы и учеников этих действий мало.

Аяз снял видео с ответом на разоблачения, а под роликом поместил ссылку с подробными доказательствами и документами в пользу своей правоты. Но ссылка работает через раз и совсем не тот сайт, что должен быть. Когда ролик опубликовали все работало, а сейчас нет.

Если кому-то что-то не нравилось, человек оставлял негативный отзыв или рассказывал своим друзьям, что все это инфоцыганство.

А NPS собирали только для самой компании, не делились реальными отзывами на сайтах-отзовиках и специализированных площадках. Правда, создали сайт с кейсами предпринимателей. Но, чтобы управлять общественным мнением, этого недостаточно. Мало кто вообще знает о существовании этого сайта.

Сайт ayaz-vs.likecentre.ru с кейсами учеников не индексируется в поиске

«Миллион с Аязом»

В 2022 году после начала СВО, когда рынок, в том числе, услуг сильно тряхнуло и отключились привычные источники рекламы, я решила снова пойти учиться в «Like Центр», чтобы понять, как быть сейчас и как продолжать получать заявки.

Я пошла учиться на «Скорость», но поняла, что от «Долины» курс мало чем отличается, мне это уже не так интересно. Поэтому я рискнула купить участие в бизнес-программе МСА за 1,5 млн рублей.

Я на первом оффлайн обучении после покупки МсА

Что могу сказать? Программа называется «Миллион с Аязом». Я ждала, что Аяз проведет разбор моей компании, укажет точки роста. Но по факту моя очередь в zoom дошла во втором часу ночи и мой разбор за 1,5 млн длился 5 минут. Да вот так. Я получила ответ, что все правильно делаю и трекер мне поможет.

Разочаровалась ли я? Да. Но немного поразмыслив решила все-таки остаться, не стала возвращать деньги, хотя возможность такая была в течение 30 дней с начала обучения.

Спустя год после начала программы МсА Аяз начал проводить еженедельные прямые эфиры для участников

Мне дали трекера — человека, который должен привести меня к результату. Со мной созванивались, общались и помогали. Дали доступ к обучающей платформе, где много полезной информации и не только от Аяза. Многое мы внедрили. Например, инструменты по маркетингу, воронке продаж. Начали вести финансовый учет в программе «План-факт».

На офлайн мероприятиях я познакомилась с очень интересными ребятами, которые делились своим опытом, знаниями, давали контакты подрядчиков. Один диалог наталкивал на множество мыслей и действий.

Одно из офлайн мероприятий для участников МсА

Также Аязу можно было задать вопрос из зала, он на все отвечал. Каждый четверг проходят Bat-сигналы с экспертами (пример в скрине ниже).

Bat-сигнал — это как кнопка SOS: запрос о помощи в конкретной ситуации. У всех участников программы есть возможность получить консультацию по своему вопросу от эксперта в нужной нише.

Как изменился «Like Центр»?

Тем не менее, «Миллион с Аязом» по факту уже совсем не с Аязом. Если раньше Аяз лично принимал дипломные работы, то сейчас этого нет, всё упростили.

А личное сопровождение и разборы от Аяза стоят 50 млн рублей. При этом Аяз обещает довести своих учеников до миллиарда за год.

Изменив индивидуальный подход к обучению и поставив работу на поток, компания по-прежнему оставалась привязана к личному бренду Аяза и все ученики шли на его имя: он ведёт «Концентрат», он лицо компании.

А с Аязом не так много встреч, тем более, личных разборов. Из-за этого, в том числе, и негатив.

Внутри сообщества атмосфера очень дружная, а сейчас и очень сплочённая. Еще в 2022 году, когда мы с участниками программы обсуждали репутацию «Like Центра» и Аяза, пришли к выводу, что примерно 70% внешнего мнения о компании является негативным. Многие (и я в том числе) опасались выкладывать информацию о том, что учатся у Аяза из-за наплыва хейтеров.

Почему компания не занималась репутацией? Большой вопрос.

Летом 2023 года я услышала ответ на него от генерального директора «Like Центр» Василия Алексеева. Его идея была примерно такой: «мы честно делаем свое дело, а кейсы скажут всё за нас». Это большая ошибка.

Можно ли исправить репутацию?

Сейчас они в чатах ищут амбассодоров бренда с условием, что это должны быть люди не из консалтинга и наставничества, которых и правда много на обучении, около 20% точно. Но есть и ребята из твердых ниш, производства, есть управляющие заводами, магазинами, салонами красоты и тд. Эту работу надо было делать гораздо раньше.

Сейчас компания столкнулась с невероятным наплывом хейта. Репутация рушится на глазах за счёт нелестных упоминаний в СМИ, в трастовых СМИ. Это очень печально.

Выйти из этой ситуации будет очень сложно и многое будет зависеть от исхода дела Аяза. Хотя, даже если дело будет выиграно и Аяза отпустят, у людей может сложиться впечатление, что «занесли кому надо».

Исправить такую репутацию помогут только избирательный отбор учеников, индивидуальный подход или уход от позиционирования «Like Центр»=Аяз и создание компании в формате Skyeng или Skillbox.

А вы задумывались о репутации своей компании? Ведете работу в этом направлении? Поделитесь в комментариях.

0
137 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Abramov

Я удивляюсь некоторым комментаторам, как они высмеивают Аяза и автора статьи, интересно чего они такого в жизни добились что могут писать фразы типа «детский сад» , « божечки» и им подобные. Вы прежде чем написать что то напишите: я предприниматель создал столько то рабочих мест, или я хирург спас столько то людей. Просто у автора я вижу что человек что то достиг в жизни и пишет честно, а вы придурки чего в этой жизни достигли , что бы решать что детский сад и что правильно?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Рябинюк

Я тут писала комент. отвечу вам, лично у меня 2 высших, 15 лет фин директором, свои бизнесы и успешные и нет. А вот те что ходили у нему на курсы те так и продолжают ходить на курсы, только уже от другого инфоцигана

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гаугаш

Это ваше оценочное суждение ничего с реальностью не имеет общего, я про то «что те ребята которые ходят на курсы, так и продолжают на них ходить». У вас же 2 высших, говорите так уверено, подменяя мнение фактом.

И даже если мы возьмем за факт, что они ходят и ходят на курсы? То скорее всего если мы углубимся (мнение мое), то увидим, что ребята растут в доходе и могут позволить себе, и даже не ради возможно самого обучение (могу ошибаться, мнение) а для того чтобы попасть в тусу предпринимателей — а это очень важно для предпринимателя и не только, среда. А так, можно барахтаться самому где-то на дне и бегать по комментариям и строчить с пеной у рта какие они все приспешники аяза и сам аяз «не очень хорошие люди».

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Городничева
Автор

Согласна, я шла на обучение в том числе за окружением.

Ответить
Развернуть ветку
134 комментария
Раскрывать всегда