{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как увеличить продажи без дополнительных затрат на рекламу и персонал просто перестроив свою воронку продаж?

Если встаёт вопрос поднятия прибыли, на ум приходят очевидные вещи. Подключить ещё один канал привлечения, увеличить рекламный бюджет, нанять дополнительных продажников на холодный обзвон. Но какой в этом смысл, если ваш отдел продаж похож на дырявое ведро? Заявки теряются, покупатели не дозваниваются, продажники вовремя не перезванивают по оставленным заявкам и пропущенным звонкам. Не соблюдают обговоренные сроки. Забывают вовремя отправить КП. «Сливают» неудобных заказчиков, не отрабатывают возражения.

Я хочу сделать акцент на неочевидном способе увеличить прибыль: минимизировать потери по обработке заказов. Как это сделать мы и поговорим.

Меня зовут Гунин Сергей - сертифицированный партнёр Битрикс24. Занимаюсь внедрением этой системы с 2017 года. Опыт в продажах более 20 лет. Топлю за то что фундамент любой CRM, правильно построенная воронка. То есть описан и перенесён в систему основной бизнес процесс, который приносит деньги в фирму. Вспомогательные процессы строятся на этом фундаменте. И да, в этом обзоре я описываю свой опыт и свой подход в этом. Он основан на шестилетней практике внедрения CRM. И так как я внедряю только Битрикс24, все примеры взяты из практики настроек этого сервиса. Но в принципе этот метод можно применить к любой CRM.

Предлагаю определиться что означает этот термин.

Воронка продаж — это простыми словами движение клиента по стадиям с момента первичного касания с вашим предложением до оплаты и исполнения обязательств. Обычно этот путь делится на две составляющие: лидогенерация и лидоконвертация.

Лидогенерация — это процедура «влюбления» покупателя в ваш оффер и «побуждение» оставить заявку. Иными словами генерация Лида. За это отвечает маркетинговый блок.

Лидоконвертация — это процедура превращения Лида в покупателя. Это уже ответственность отдела продаж и CRM системы.

В этом обзоре поговорим как построить правильно лидоконвертацию в CRM.

Неоспоримый факт, если человек проявил интерес (заполнил форму, написал, позвонил, оставил e-mail, телефон), значит его уже можно рассматривать как потенциального заказчика. Это обращение важно автоматически зафиксировать в CRM. Для этого интегрируйте с ней источники коммуникации: телефония, почта, соцсети, мессенджеры, Авито, онлайн-чат, заявки с сайта.

На основе интеграций автоматически создаётся Лид.

Всё!!! Вы никогда не потеряете ни одного обращения.

Все последующие коммуникации происходят внутри сервиса. Вся история взаимодействия отражена внутри сервиса. Вы видите комментарии, читаете переписку, слушаете звонки.

После того как мы исключили потери заявок, нам нужно как можно быстрее обработать Лид.

Статистика показывает что если с человеком связаться в течение 5 минут с момента оставления заявки, то шансов продать в разы выше. Для этого настройте квалификацию. За это в Битрикс24 отвечает раздел Лиды. Она создаётся, чтобы отсеять нецелевые и исключить создание контактов и сделок на основании «мусорных» обращений (спам, ошибся номером, запрос от поставщика). То есть это фильтр, чтобы понять интересен Лид или нет. После он конвертируется в сделку, или проигрывается. Поэтому хватит двух-трёх этапов: Не обработан, Квалифицирован. Далее успех, или проигрыш.

Чтобы ускорить обработку, следует создать цепочку автоматических действий: уведомление о создании лида, задача взять его в работу, квалифицировать.

Если задача просрочена, уведомление РОПу. Если Лид переведён в некачественный, автозадача РОПу проверить корректность проигрыша. Если это сделать сразу, то шансов реанимировать Лид намного больше. А причины проигрыша по факту часто оказываются некорректными: продаван долго отвечал, ошибочно посчитал заказчика неперспективным, не сошлись характерами, неправильно провел квалификацию, не предложил альтернативу.

Ускорьте обработку лида роботами. Например, робот-коллбэк. В момент когда продаван взял Лид, робот сразу инициирует звонок. Не давая шанс отложить разговор на потом.

И так, мы с вами уже прошли две важных фазы: исключили потери входящих заявок при помощи интеграций и повысили конверсию из Лида в сделку за счёт квалификации.

Теперь идём дальше: займёмся созданием конверсионной воронки.

Мы уже разобрали выше что Лиды идеальны для квалификации и дальнейшего распределения по направлениям. Теперь рассмотрим выгоды деления процесса продаж на этапы.

Продажи — это обычный конвейер, как на заводе.

Сделка переходит на этап, на котором ответственный за эту стадию (как правило менеджер) должен сделать целевое действие за установленное время, чтобы передать деталь (сделку) на следующий шаг. При таком методе у него цель каждого шага не продажа в общем, а выполнение критерия перехода на следующий этап. КПД (конверсия) от такого метода, как правило выше. Конечно, если заказчик говорит, что выставляйте счёт на стадии "Квалифицирован", выставляйте его быстрее. А сделку переводите на соответствующий статус.

Деление на шаги позволяет находить и исправлять узкие места, там где теряется прибыль. Кроме того воронка позволяет устранять так называемые «заторы». Те места, где скапливается необоснованно много сделок. Например, после отправки КП идёт этап «Возражения отработаны». Здесь образуется скопление. Менеджер должен дозвониться покупателя, уточнить по КП и далее отработав возражения получить согласие совершить покупку. Добавьте статус «Получена обратная связь» перед «Возражения отработаны». В результате вы увидите, что сделки скапливаются на статусе «Получена обратная связь». Это значит, что у продажников просто не получается дозваниваться: им не отвечают, в отпуске, откладывают рассмотрение КП. А с преодолением возражений всё хорошо. Значит улучшайте алгоритм дозвона после отправки КП. Тем самым устраняйте эту причину . Или наоборот: с получением обратной связи всё хорошо, а при отработке возражений образуются «заторы». Значит устраняем это узкое место.

Воронки по видам делятся на конверсионные и процессные.

Если простыми словами, конверсионные ориентированы на контроль конверсии (результата), а процессные на контроль процесса. Например, «Встреча назначена» - конверсионный метод. А «Назначаем встречу» - процессный подход. Выбирать конечно вам. Но как показывает мой опыт аудитов уже настроенных порталов, при процессном подходе число узких мест выше конверсионного способа. Часто встречается «Клиент думает». Там несколько сотен или даже тысяч сделок. Непонятны цели этапа. Какие критерии перехода на следующий статус? О чём он думает? Когда он в итоге надумает? Поэтому и создаются "заторы", вместо того чтобы двигаться вперёд. Если название заменить на «Возражения отработаны», описать детально этап (что конкретно по шагам должен делать исполнитель), прописать цели (критерии перехода), ответственного, дедлайн, варианты отработки возражений, менеджеру самому чётко становится понятным алгоритм действий. И соответственно конверсия вырастает.

Отразите это в регламенте по работе в CRM, в котором отобразите все сценарии для каждого направления.

Дать выучить исполнителям этот документ наизусть. Необходимо «зашить» регламент в автозадачи. Автозадача — это программный робот, который срабатывает при попадании сделки на этап сразу или с задержкой по условию или без.

Первая задача ставится на ответственного отработать описанный в регламенте сценарий с дедлайном. Если по истечении этого времени она не сменила статус, то ставится вторая задача — контроль сроков нахождения на стадии РОПу проверить причину зависания и помочь достигнуть цели.

Пример этапов.

Конверсионная: Контакт состоялся; Вышли на ЛПР; Встреча проведена; Доставка согласована; Оплата получена

Процессная: Готовим предложение; Отправляем КП; Ожидание решения; Получение предоплаты; Ожидание оплаты.

Важный момент!

Никогда не смешивайте эти воронки в одну. Во-первых, будет путаница с мерилом перехода на следующий статус. И ещё вы не сможете корректно выстроить аналитику.

Все бизнесы уникальные. У двух примерно одинаковых фирм из одной отрасли процессы наверняка отличаются плюс минус . Неправильно пытаться подстроить свои процессы под так называемую идеальную воронку. Её в природе просто не существует. Резонно будет сначала описать свои процессы, а далее перенести их в Битрикс24. Поэтому нет смысла публиковать пример идеальной воронки. Так делать неправильно.

Грамотный алгоритм построения продающей воронки выглядит так:

Сначала описываете бизнес процессы (начинаете с главного, который приносит выручку в компанию, то есть с пути клиента, а далее переходите к вспомогательным) После их оптимизируете, а потом переносите в Битрикс24.

Теперь рассмотрим факторы деления на воронки.

Выделяют три основных блока по лидоконвертации практически на любом предприятии: Квалификация, Продажа, Исполнение обязательств.

Рассмотрим подробно.

Квалификацию используют чтобы понять интересен ли данный заказчик, или выгоднее отказаться от него и заниматься более перспективными. Да, да не все потенциальные покупатели «одинаково полезны». Не надо пытаться продать всем обратившимся.

Признаки оценки перспективности у каждой фирмы, как правило разные. Если у вас таких признаков пока нет, то используйте квалификацию BANT, или ABC.

А именно есть ли у Лида потребность в вашем продукте/услуге, есть ли полномочия у лица с кем общаетесь принимать решение, как срочно нужно и самое главное есть ли у него деньги. Более подробно про способы квалификации можете почитать в интернете. Статей и видео на эту тему предостаточно.

За квалификацию в Битрикс24 отвечают Лиды.

В карточке создаете раздел под одноимённым названием. В нем настраиваете списочные поля, «Бюджет», «Срочность», «Потребность» и в каждом прописываете несколько вариантов на выбор. Эти поля могут заполняться автоматически при заполнении формы на сайте. Или продавец заполняет их вручную. Далее с помощью роботов в название этой сущности подставляется присвоенная категоризация. Например, «ААА» или просто «А». Это означает что у заказчика есть ярко выраженная потребность в продукте ему необходимо незамедлительно и у него есть деньги. Это самые горячие заказчики, так называемые «низко висящие фрукты».

С ними работайте в первую очередь. После переходите к другому сегменту «В». С категорией «С» рекомендуется взаимодействовать в последнюю очередь или вовсе отказывать.

Квалификация ценна ещё тем, что позволяет отсеять СПАМ, запрос от поставщика, партнера, соискателя. Чтобы не создавались сделки и контакты на основании таких «мусорных» запросов которые сразу приходится удалять или переводить в отказ. Далее если это не коммерческий запрос, переводите в отказ и указываете причину. Также в Битрикс24 эти контакты можно добавить в список исключений. После этого лиды создаваться не будут .

Кроме того, квалификация используется для маркетологов или специалистов по лидогенерации. А также для РОПа или собственника, чтобы оценить эффективность маркетинга. В ней отслеживается общее количество лидов, количество квалифицированных лидов, конверсию из Лида в сделку . В ней проверяется качество приводимых маркетологами Лидов. Прослушав звонки, прочитав переписку, изучив квалифицирующие ответы. Это отчасти снимает вечный спор между продавцами и маркетологами, что одни не умеют продавать, а маркетологи приводят не целевые заявки.

После проведения квалификации вы конвертируете Лид в сделку, или проигрываете. Это фильтр между запросом и сделкой. Поэтому в Лидах создавайте небольшое количество статусов. Достаточно двух-трёх: Не обработан, Взят в работу, Квалифицирован.

Конечно, квалификация используется не всегда. Существуют бизнес модели, когда каждое обращение в компанию — это потенциальная сделка. Например, интернет магазин. Или вы продаёте только дилерам, холодным поиском не занимаетесь, рекламу не даёте. Или если торгуете только через тендеры.

Продажа.

Это ответственность блока «Сделки». Здесь, как правило, и строится главный конвейер по заработку денег на любом предприятии.

Цель блока — получить первую оплату от клиента и далее перевести его в регулярно платящего

Логику построения, мерило разбивки на туннели мы обсудим дальше.

Исполнение обязательств.

Совершить продажу — полдела.

Важно ещё исполнить обязательства: произвести отгрузку, выполнить услугу, изготовить изделие, смонтировать, провести настройку, обучение.

Исполнение обязательств может содержать от одной до нескольких десятков стадий. А если это изготовление, то возможно делить и на несколько туннелей.

Если фаз исполнения обязательств всего несколько, то достаточно просто включить их в направление. Например, «Доставка принята» «Монтаж назначен» и «Монтаж проведён».

Если фаз много, то логичнее выделить их в отдельный туннель. Раньше это можно было сделать только в сделках. Но это не совсем верно, так как ломалась аналитика. Ввиду того что успешный статус это оплата получена полностью и обязательства выполнены. А если на сделках настроено допустим производство, здесь факт успешного закрытия — изделие изготовлено и смонтировано. Это вспомогательный процесс.

Не так давно в Битрикс24 появилась новинка — смарт процессы.

Это конструктор, на котором можно создать свою сущность, необходимую для реализации определённых бизнес процессов со своим набором функций. Например, производство, база объектов недвижимости, реестр документов, согласование документов, обучение. Эти созданные сущности по необходимости привязываются к элементам CRM (Лидам, сделкам), или без привязки.

Например, если взять производство мебели, то это выглядит следующим образом. С покупателем заключается договор. Один договор — одна сделка. В нём может быть несколько изделий (кухня, прихожая, шкаф купе и т. д.). Доставка и монтаж может проводиться одновременно, по мере готовности или по желанию заказчика. Соответственно важно понимать на каком этапе готовности находится каждое изделие. Для этого в смарт процессе создаётся столько элементов смарт процесса, сколько изделий в договоре. Одно изделие — один элемент смарт процесса. В сделке создаётся ссылка на «Производство». Кликнув на которую откроется слайдер с карточками изделий конкретно по этому договору. В слайдере визуально видно на каком этапе находится каждое изделие. Если кликнуть на элемент, то можно провалиться в карточку изделия и увидеть, что с ней происходит. Или задать вопрос начальнику производства и получить ответ именно по конкретному изделию. На мой взгляд это очень удобно.

Теперь поговорим о том, по каким критериям делить продажи на воронки.

Первый принцип деления — отличаются стадии. Здесь надеюсь всё понятно. Разные продукты или каналы — разные шаги продаж.

Второй принцип — по клиентским сегментам. Например, физ лица и юр лица (розница и опт). Квалификация АВС или BANT. Новые или повторные клиенты. Сомневающиеся — прогрев. Отказники.

Третий принцип — аналитика. Например, вы продаёте один продукт. Но занимаются этим разные отделы. И вы хотите отслеживать аналитику отдельно по каждому.

Четвёртый принцип — безопасность, права доступа. Если хотите индивидуально настроить права для разных отделов.

Чек-лист разбивки:

  • По отделам

  • По продуктам/услугам

  • По каналам (опт, розница)
  • По источникам (офлайн, онлайн, тендер и т. д.)
  • По первичным клиентам и повторным
  • По квалификации АВС
  • Телемаркетинг (холодный обзвон или актуализация базы)
  • Прогрев (для «утепления» "сомневающихся")
  • Отказники — для реанимации тех кто отказался. Используем вторичные касания по целевым статусам (дорого, недозвон, купил у конкурентов, отложил покупку и т. д.)

Пример.

Возьмём мебельный бизнес.

Своё производство.

Продукты — мебель и отдельно фасады.

Мебель продаем в розницу и оптом. Фасады только оптом.

Мебель в розницу — только новым заказчикам.

Мебель в розницу продаём через офис и через свои розничные точки.

Мебель оптом — новым и повторным покупателям.

Фасады — новым и постоянным.

Необходимый минимум воронок для этого бизнеса:

  • Лиды

  • Розница мебель офис

  • Розница мебель Магазин
  • Опт Мебель новые
  • Опт Мебель постоянные
  • Фасады новые
  • Фасады постоянные
  • Прогрев
  • Отказники

Также два туннеля: Производство и Рекламации.

Но они как я уже говорил ранее не являются продажей, поэтому их лучше создавать на смарт процессах.

Ещё пример.

Компания занимается автономными канализациями и системами водоочистки.

Продукты и услуги:

  • Септики

  • Автономные канализации

  • Запчасти
  • Системы водоочистки
  • Дренаж
  • Техническое обслуживание

Покупатели — физические лица.

Продают в розницу и только новым.

Постоянные - Техническое обслуживание

Воронки:

  • Лиды

  • Септики
  • Запчасти
  • Системы водоочистки
  • Дренаж
  • Техническое обслуживание
  • Прогрев
  • Отказники

Здесь все вспомогательные процессы небольшие, укладываются в 1-2 шага. Поэтому они встроены в сделки. Без использования смарт процессов.

Третий пример.

Оптовая компания.

Продукт — напольные покрытия.

Клиенты — юридические лица.

Продают новым заказчикам через рекламу и через холодные звонки.

Также продают постоянным покупателям (дилерам) и через тендеры.

Воронки:

  • Квалификация

  • Новые

  • Телемаркетинг
  • Активная база
  • Тендеры
  • Утепление
  • Отказники

Основные вспомогательные процессы: закупка товара и доставка. Они реализованы на смартах.

Продающая воронка выглядит в виде «лесенки» вниз.

Это когда количество сделок от начального этапа к завершающему уменьшается постепенно. Без скачков, заторов, необоснованного увеличения в середине. Если она выглядит как неправильная лесенка, значит с ней явно что-то не так. И она требует доработки.

Повторюсь, вспомогательные процессы правильнее строить в Битрикс24 на смарт-процессах.

В большинстве случаев это - Исполнение обязательств (например производство, строительство дома, квартирный ремонт, изготовление и установка пластиковых окон, обучение онлайн или офлайн, подбор и поставка оборудования, проведение мероприятий).

Успешно закрытые элементы смарт-процессов не попадут в статистику по выручке. Этим вы не поломаете аналитику.

Например, в HR успешный статус — выход сотрудника на работу.

В производстве — готовое изделие.

В закупке — закупка товара.

Алгоритм построения продающей воронки

  • Сначала зафиксируйте все направления продаж вашей фирмы (Например, у вас оптовая фирма. Два основных направления: подвесные потолки и напольные покрытия)

  • Опишите квалификацию

  • Если шаги отличаются для разных направлений, то необходимо сделать разные направления под каждый продукт или отдел
  • Опт и розницу тоже необходимо разделить

  • Также каждое направление необходимо разбить на новых клиентов и повторных
  • Разделить офлайн и онлайн

  • Если используете квалификацию АВС — то можно разделить на три туннеля по сегментам

  • Если используете холодный обзвон как способ лидогенерации или хотите актуализировать свою базу, то добавьте туннель телемаркетинга. Как правило его цель - «продать» встречу с клиентом или звонок специалиста, а далее переводите в воронку первых продаж
  • Если у вас сложный продукт, для принятия решения заказчику требуется больше информации и времени, добавьте туннель прогрева. В нем настройте цепочку сообщений на почту или в WhatsApp, Telegram. Запустите ретаргетинг в яндекс директ или в VK.

  • Отказники — самая недооценённая. Существует предубеждение, если заказчик отказался от покупки, то второй раз обращаться бессмысленно. Это совсем не так. При грамотном подходе в месяц удаётся реанимировать до 30% клиентов
  • Определитесь какие воронки будете создавать

  • Опишите путь клиента с момента первого касания до закрытия (оплачено, обязательства исполнены) для каждого направления
  • В построении соблюдайте принцип стадийности - лестницы продаж (Пример: Установка контакта; Выявление потребности; Презентация и аргументация; Отработка возражений; Заключение договора)

  • Каждая стадия должна как бы «продавать» следующий шаг
  • Исключайте варианты возврата на предыдущие этапы. Двигаться только вперед

  • Стадии должны быть в совершённой форме: Согласие получено, КП отправлено, Акт подписан
  • Если получается больше 15 стадий, то лучше делить на туннели

  • Детально опишите каждый шаг. Кто и что должен делать
  • Установите ответственного

  • Опишите цель каждого шага, критерии смены статуса. Менеджер должен стремиться выполнить цель данного шага, для перехода на следующий
  • Пропишите дедлайн. То есть, сколько сделка максимально должна находиться на каждом этапе. Если сроки нарушены, то автозадача РОПу проверить причину и помочь достичь цели

  • Выделите КЭВ — ключевой этап воронки. Критически важная стадия в продажах. На этом шаге вероятность продать наиболее высока. КЭВ - это ступенька, где заказчик делает окончательный выбор и покупает за счёт вызванного доверия. Примеры КЭВ: тест драйв в автобизнесе, просмотр объекта в недвижимости, замер в мебельном или оконном бизнесе, диагностика в автосервисе, первичный приём врача в медицине и т.д. Подумайте какой этап может быть КЭВом. И старайтесь по возможности всех квалифицированных лидов приглашать на него. Обязательно отслеживайте конверсию КЭВ.
  • Пропишите Автозадачи для каждого шага. Первая задача ответственному выполнить целевое действие, прописанное в регламенте с дедлайном. Вторая задача РОПу если дедлайн просрочен. Автозадачи в Битрикс24 реализуются на роботах

  • Помечайте разным цветом стадии. Обязательно выделяйте красным цветом критически важные (Не обработан, КЭВы, Возражения отработаны, Оплата получена). Те этапы, в которых теряется наибольшая прибыль. И старайтесь фокусироваться чтобы проходить эти стадии быстрее
  • Создайте разделы в карточке (данные, даты, оплата, документы) исходя из той информации которую нужно фиксировать

  • Создайте для них поля
  • Сделайте эти поля обязательными для заполнения с определённых моментов

  • Ставьте заявки с высоким чеком на контроль РОПу (автозадача)
  • Добавьте номенклатуру в раздел «Товары»

  • Загрузите базу в Битрикс24 (контакты, компании)
  • Загрузите шаблоны документов в Битрикс24 (КП, счёт, договор, акт) для генерации и отправки в один клик

  • Создайте регламент работы менеджера в CRM

Итог: правильно построенная воронка даст вам возможность устранять узкие места (быстрее идти и сокращать отказы), тем самым повышать конверсию

Как поставить повторные продажи на автопилот в Битрикс24

Или работа с постоянными клиентами.

  • Ваш бизнес систематически недополучает прибыль, если уделяете мало внимания повторным продажам!

  • LTV или жизненный цикл покупателя – наше всё!

  • Продать повторно клиенту, который у вас хоть раз что-то купил, намного легче и, главное, дешевле, чем привлекать нового.

Иногда достаточно одного звонка или грамотно составленного письма.

Не позвонишь сам – не продашь.

Или продашь потом когда-нибудь, если покупатель сам позвонит.

Для этого в Битрикс24 используются три основных сценария:

  1. Для каждого отдельного заказчика в зависимости от того сегмента в котором он находится, сделка автоматически создается раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц, в определенный день и т. д. Менеджеру ставится задача связаться с покупателем и принять заказ.

  2. При успешном закрытии она копируется и переносится либо в начало воронки, либо в другую. В заданное время продажнику ставится задача связаться с покупателем и получить заказ.

  3. Генератор продаж. Например, когда создаются сделки на отказников или на заказчиков которые не совершали покупки допустим три месяца. Далее ставится задача созвониться с покупателем, напомнить о себе и получить заказ. Либо сразу отправить счёт.

Если вы работаете без CRM, то всё это действие выглядит хаотично.

Редко кто из менеджеров напоминает клиентам, что пора бы уже оформить заявку. В основном, они ждут этих активностей от самих покупателей. Особенно менеджеры-старички, которые уже обросли клиентской базой и считают, что лишние движения им ни к чему. Сам через это проходил, когда работал продаваном. Не позвонишь сам, он заказ не скинет. А позвонишь – оказывается, что он уже готов заказать, просто самому всё время некогда.

В CRM это можно автоматизировать.

Например, я продаю лицензии Битрикс24. Заказчики оплачивают сразу за год. После того, как клиент оплатил, и я активировал лицензию, сделка закрывается как успешная, копируется и переносится в начало. За 25 дней до окончания лицензии она меняет этап на следующий, и мне ставится задача напомнить о продлении.

Всё!!! Я никогда не забуду продать лицензии этому клиенту. И так по кругу.

Похожие сценарии применяются в автосервисе (плановое ТО), в обслуживании септиков, в страховании, в доставке воды, даже в оптовой торговле.

Ещё одно узкое место при работе без CRM

Если клиентская база находится в Excel у менеджера, в его блокноте, в телефоне, то есть огромный риск её потерять. Менеджер уволился, увел её с собой – и ваш бизнес лишился пула заказчиков. Конечно, многие «найдутся» сами, многих и вы найдёте, но какая-то часть всё равно отвалится.

Иная картина будет, если у вас внедрена CRM-система и вся база находится в ней. Вы на 100% сохраните её у себя при любых раскладах. Менеджер не сможет базу удалить или скачать. После его увольнения вы меняете ответственного за базу и всё. Новый менеджер начинает с ней работать.

CRM менеджмент

Ещё один важный элемент увеличения выручки - CRM менеджмент

Это контроль работы менеджеров в CRM системе.

Итак, мы подключили все источники коммуникаций с клиентами к CRM.

Настроили воронки квалификации и продаж.

Поставили повторные продажи на автопилот.

Теперь для увеличения эффекта нужно отслеживать метрики на ежедневной основе.

Конечно кто-то скажет, что есть регламенты. Которые менеджеры должны знать и выполнять. Всё верно. Но здесь такая же ситуация как с правилами дорожного движения. Которые все должны выполнять, но почему-то не все это делают. Во всём виноват пресловутый человеческий фактор.

У менеджера бывает плохое настроение, он плохо себя чувствует, его отвлекли, он забыл, не посчитал важным.

Если он знает, что его активности в CRM никто не контролирует, будет ли он на 100% соблюдать регламенты? Ответ очевиден.

CRM – инструмент контроля и аналитики.

Кто-то из вашей компании обязан будет этим заниматься каждый день на системной основе. Вести CRM менеджмент. Это может быть сам собственник, РОП, бизнес ассистент, CRM менеджер внутренний, CRM менеджер внешний.

Какие метрики важно контролировать?

  • Пропущенный звонок

  • Зависшие лиды

  • Отказные стадии в Лидах (контроль корректности отказов по горячим следам)
  • Контроль КЭВ

  • Контроль заказов с высоким чеком
  • Вкладка «Мои дела»

  • Сделки с просроченными делами, без дел
  • Задачи без срока

  • Количество задач на каждого сотрудника
  • Количество лидов на каждого сотрудника

  • Неясно, что происходит в карточке (поля, комментарии не заполнены, нет записи звонков)
  • Не назначен следующий шаг

  • Некорректно заполнены поля (в формате s1nbvc[w/q)
  • Неверный статус (сделка находится на шаге отгрузки, но ещё не заключен договор и не взята оплата; или наоборот оплата получена, товар отгружен, а сделка всё еще на стадии КП отправлено)

  • Не выполнены обязательные действия
  • Конверсии (из Лида в сделку, на каждом этапе, общая)

  • Контроль "заторов" и их анализ
  • Контроль сроков нахождения на стадиях

  • Прослушка и анализ звонков
  • Отказные стадии (контроль по горячим следам)

  • Контроль ключевых метрик (количество новых лидов, повторных, новых сделок, повторных, средний чек, конверсия на каждом шаге, цикл сделки)
  • Контроль опережающих показателей (звонки, встречи, отправленные КП, оплаченные счета)

Ошибки в построении воронки

  • Не настраивать автогенерацию лидов (интеграция с телефонией, почтой, соцсетями, мессенджерами)

  • Не делить воронки по продуктам/услугам, по каналам, по отделам, но новым и постоянным

  • Не использовать принцип «лестницы продаж»
  • Настраивать процессную воронку с «размытыми» формулировками: Обрабатываем, Думает, Зависшие, На завтра, Через месяц, Отгрузка; Звонок

  • Создавать в одной воронке слишком мало или слишком много стадий. Антикейс - одна. Обратный антикейс - больше 50
  • Смешивать в одной воронке конверсионный и процессный подход

  • Разрешать возвращать сделки на предыдущий статус
  • Пытаться построить полноценную воронку для продаж в разделе лиды

  • Не включать обязательность заполнения полей
  • Не настраивать автозадачи

  • Не выделять КЭВ
  • Не отслеживать максимальное время нахождения сделки на каждом шаге

  • Не пытаться реанимировать отказные стадии
  • Не использовать квалификацию

  • Не работать с отказниками в отдельном направлении
  • Не использовать туннель утепления

  • Пытаться строить воронки вспомогательных процессов в сделках (найм, закупки, логистика и т.д.)
  • Не автоматизировать повторные продажи

  • Не проводить CRM менеджмент на ежедневной основе

И это конечно не все ошибки....

Также усилить вашу воронку можно с помощью автоматизации. Это когда вам на помощь приходят роботы, приложения и Rest Api. Они ускоряют в разы многие процедуры и освобождают от рутины продажников, тем самым освобождая их время. В этой статье я лишь немного описал это: интеграция с каналами коммуникации (телефония, почта, мессенджеры, соцсети), автозадачи, робот-коллбэк.

Исходя из своего опыта я на 100% уверен, что первым делом нужно заложить фундамент CRM, а именно спроектировать и построить продающую воронку.

А уже после автоматизировать

Поэтому в этой статье в основном про базис. Вариантов автоматизации довольно много. Это тема отдельной статьи, а возможно и нескольких. Поэтому чтобы не пропустить новые материалы подписывайтесь на блог.

У многих в голове сейчас возникает вопрос: «А можно ли всё это построить без внедрения CRM системы?». Ответ: можно конечно. Но... с ней это будет гораздо эффективнее!

Во первых, это визуальная составляющая. Все заказы, клиентская база как на ладони.

Во вторых, аналитика. Любые отчёты в один клик.

В третьих, прозрачность действий или бездействий. Все активности будут зафиксированы. Звонки, письма, сообщения в мессенджеры, комментарии, заполненные поля, движение заказов и т. д.

В четвёртых, автоматизация повторных продаж, рутины.

В пятых, накопление и сохранение клиентской базы.

Вот всего лишь несколько пунктов того, что поможет сделать ваши продажи управляемыми с помощью Битрикс24.

Конечно, это не полный список того, чем можно усилить вашу воронку. Но даже этого будет достаточно, чтобы увеличить прибыль.

Статья получилась довольно объёмной, так как хотелось донести максимум информации. Надеюсь, что было полезно и в моём подходе вы увидели логику. А в логике здравый смысл. За лайки, репосты и комментарии буду отдельно благодарен.

Если всё-таки что-то осталось для вас неясным, показалось слишком сложным или вам просто нужна консультация, или появилось желание улучшить свою воронку, пишите мне в личные сообщения в Телеграм, в WhatsApp или звоните по телефону: +79993336541

Буду рад ответить на все вопросы!

P.S.

А если хотите увидеть как это настроено у меня, запишитесь на экскурсию по правильно настроенной CRM Битрикс24. Записаться можно тут

Или скачайте чек-лист, в котором собрал 10 часто встречающихся ошибок при внедрении CRM, не допустив которые вы быстрее продвинетесь к успеху в этом.

Скачать чек-лист можно здесь

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда