Диджитал-тенденции 2023 года и прогнозы на 2024-й
Близится конец года — а это значит, настало время подводить итоги и заглядывать в будущее.
Чем нам запомнился 2023-й и какие тренды из него мы заберём с собой в 2024-й? Провели анализ и разобрались в статье с экспертами Sendsay.
Анализируем настоящее и смотрим в будущее
Для начала предлагаем вспомнить 2022 год — что тотального произошло в маркетинге, определившее нашу работу на будущий 2023 год?
В 2022 году многое поменялось:
- Ушли сервисы, к которым мы давно привыкли
- Стала недоступна большая часть рекламных площадок
- Информационная повестка заострилась
- Клиенты стали меньше покупать
Большая часть года была потрачена на то, чтобы адаптироваться к ситуации: найти новые каналы и способы для коммуникации, поменять рекламные стратегии и бюджеты. Многие бренды лишились внушительной части контактной базы из-за резкого ухода иностранных сервисов, которые прихватили всю информацию о клиентах с собой.
Было и так, что в первые полгода многие компании молчали. Мало кто сумел быстро понять, что делать дальше. Вторая половина 2022-го прошла чуть бодрее: бренды вышли из оцепенения, клиенты — тоже. Постепенно все приучились жить в так называемой «новой реальности».
А в 2023 компании работали над тем, чтобы укрепить наработки — сделать «новую реальность» привычной и комфортной для существования. И действительно удалось по-новому посмотреть на привычные вещи и отчасти даже переизобрести их.
Персонализация против таргетинга
2022-й показал, что привлекать новых клиентов стало непросто и не всегда надёжно. В том смысле, что за последние два года кризисы стали новой реальностью. Мы должны принимать в расчёт, что инструменты привлечения новых покупателей в любой момент могут ограничить ещё больше. И в такой момент важно будет знать, что делать с теми клиентами, которые уже есть. Так как основу прибыли бизнеса составляют именно лояльные покупатели.
Инструменты таргетинга сократились — возможно, и из-за этого ему стали посвящать меньше времени. О таргетинге стали меньше говорить на конференциях, писать в экспертных блогах. Стало заметно, что вместо этого все активно занялись персонализацией — на сайте, в рассылках, приложениях и даже продуктах.
Поэтому бренды стараются выстраивать свою коммуникацию так, чтобы у клиентов создавалось ощущение персонализированного общения. В ход идут:
- Рассылки с динамическим контентом, который меняется в зависимости от интересов конкретного получателя
- Автоматические цепочки, которые запускаются в нужное время или в зависимости от действия/бездействия
- Персонализированные товарные подборки и не только
Маркетплейсы против поиска
Маркетплейсы за 2022-2023 годы стали силой, с которой нужно считаться. Увеличилось как количество продавцов, так и количество покупателей, активнее стали продавать товары из других стран, многие бренды начали использовать маркетплейсы как площадки для своих интернет-магазинов.
Теперь компаниям приходится соревноваться не только с конкурентами, но и с крупными агрегаторами товаров вроде Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет». О том, как выжить собственному интернет-магазину в таких условиях, мы рассказывали в статье «Как прокачать свой интернет-магазин в условиях конкуренции с маркетплейсами».
Главный тренд, о котором громко заговорили в связке с маркетплейсами — то, как они постепенно заменяют собой поиск. Об этом говорит, в частности, последнее исследование «Яндекс Маркета»: 80 % их покупателей ищут товары в первую очередь на маркетплейсах, а не в поиске.
Эту тенденцию мы наблюдаем уже последние пару лет, но именно в 2023 году она достигла своего пика. Например, в большом исследовании Mediascope конца 2021 года уже было видно, что маркетплейсы постепенно берут на себя функцию поисковых систем. Но тогда на них приходилось порядка 40–50 %. Эти данные коррелируют с данными «Яндекс Маркета»: мы видим, что два года назад на маркетплейсы приходилась где-то половина, а вторую половину делили между собой поисковики и специализированные интернет-магазины. Сегодня маркетплейсы «отъели» для себя ещё немного трафика: заняв уже ⅘ в FMCG категории.
Объясняется это, в том числе тем, что у площадок, в отличие от поисковиков, хорошо работают платные инструменты продвижения. В пользу этого говорит и тот факт, что количество партнёров за последний год у того же «Яндекс Маркета» увеличилось больше чем в два раза. То есть бизнес видит для себя пользу в том, чтобы продвигаться внутри площадки.
Из последних новостей — крупнейшие маркетплейсы создают ассоциацию. Wildberries, Ozon, Яндекс, Avito и СберМаркет создают Ассоциацию цифровых платформ. Она займётся развитием платформенной экономики в стране и решением ключевых вопросов в сфере онлайн-торговли. Источник.
Нейросети против дизайнеров и копирайтеров
Сколько роликов о Гарри Поттере, которого нейросеть опять куда-то перенесла, вы увидели за последний год? Подозреваем, что вы можете назвать, как минимум парочку десятков.
Нейросети действительно сильно изменили нашу жизнь, особенно за последний год. Не зря в финал конкурса за слово года от Оксфордского словаря вышел prompt — обозначает те вводные данные, которые вы указываете при общении с нейросетью.
Пока российские IT-гиганты разрабатывали свои нейросети, Midjourney и ChatGPT активно меняли рынок рекламы и маркетинга. Нейроинфлюенсеры, песни и клипы, полностью созданные нейросетями, и даже сериал по сценарию, написанному ИИ — за последний год всё это уже перестало нас удивлять. А SEO-тексты, написанные ChatGPT, и билборды, нарисованные Midjourney — теперь и вовсе считываются нами как что-то абсолютно рядовое и не заслуживающее отдельного внимания.
Что важно понимать: то, как быстро и плотно нейросети вошли в нашу жизнь, сигнализирует о том, что в ближайшее время они никуда не денутся. При этом с той же компанией Open AI последнее время происходят странные вещи: они то увольняют, то принимают обратно своего гендиректора. Останавливают регистрацию новых пользователей в платной версии ChatGPT из-за слишком высокого спроса. Не говоря о том, что для пользователей из России этот инструмент вообще недоступен — и чтобы получить возможность в нём работать, нужно сильно постараться.
Поэтому на нейросети стоит смотреть, но держать в уме, что для нас, увы, это не самый надёжный инструмент — и делать на него слишком большую ставку пока не стоит. Пока — потому что тот же «Сбер» и «Яндекс» сейчас тоже активно занимаются разработкой своих нейронок. Сейчас они ещё уступают своим зарубежным братьям, но вполне вероятно, что в том же 2024 году они станут достаточно прокаченными, чтобы использовать их в работе. Так что не сводим взгляда с ИИ — следим за новостями.
А если вы опасаетесь нейросетей и подозреваете, что они хотят захватить мир — советуем почитать наш экспертный материал на эту тему.
Автоматизация
Автоматизация всё глубже проникает во разные сферы деятельности человека. На 2023 год это уже сложно назвать трендом — скорее это жизненная необходимость. Автоматизируется всё — от маркетинга до бухгалтерии и управленческих процессов. Просто потому, что эти инструменты позволяют оптимизировать работу и улучшить её качество.
Так что в целом делегировать специализированным сервисам те задачи, которые раньше выполнялись и контролировались внутри — это здоровый тренд. Компании всё чаще обращаются к CRM-агентствам, CDP-сервисам или экосистемам для бизнеса — потому что это позволяет снять часть нагрузки с команды и перераспределить ресурсы так, чтобы вся система работала эффективнее.
Работа с инфлюенсерами и спецпроекты
Инфлюенс-маркетинг — ещё один тренд, который достался 2023 году в наследство от 2022-го, и точно так же перейдёт к 2024-му.
Стоит только посмотреть, какое количество агентств занимается именно инфлюенс-маркетингом и, например, сравнить их с количеством креативных агентств — чтобы понять, что услуги инфлюенсеров пользуются невероятным спросом.
Такое внимание к блогерам, опять же, объясняется и уходом зарубежных соцсетей, и драматическим сокращением инструментов лидогенерации и отсутствием монетизации на YouTube. Бренды идут к блогерам, потому что у них уже есть лояльная, «горячая» аудитория, которая готова покупать продукты и услуги по рекомендации любимого инфлюенсера. Поэтому совместный контент, интеграции, лимитированные линии продуктов от инфлюенсеров, амбассадорство и спецпроекты — всё это активно развивалось в 2023 году и также продолжит это делать в 2024-м.
Единственная преграда, которая возникла на пути развития инфлюенс-маркетинга в России — это, конечно же, новые законы о рекламе, в частности, о её маркировке в соцсетях. Но сейчас, когда все уже более-менее разобрались с юридическими тонкостями, мало кого это пугает и останавливает от работы с блогерами. Достаточно один раз разобраться в теме, например, с помощью нашей статьи — и смело следовать тренду.
Хотя отметим, что иметь собственного юриста под боком — тоже в какой-то степени стало трендом на фоне постоянно меняющихся законов.
Email-маркетинг навсегда
Актуальные остаются и «старые тренды» — например, email-маркетинг. Свою эффективность он особенно ярко показал в 2022 году, когда многие бренды оказались отрезаны от своей аудитории в некоторых соцсетях. Оказалось, рассылки — чуть ли не единственный надёжный инструмент, который связывает бренд и пользователей.
Уникальное преимущество почты перед другими каналами коммуникации в том, что она связывает людей, которые пользуются самыми разными почтовыми службами. Бренд, ведущий сообщество во «ВКонтакте» не может достучаться до человека, который там не зарегистрирован. А вот email даёт возможность одновременно общаться и с пользователями Gmail, и Yandex, и даже Outlook.
По нашим наблюдениям, почта как канал год от года только растёт, как и трафик писем. В 2023 году почта — это не просто письма с акциями и распродажами, это также:
- формы обратной связи
- персонализированные подборки
- мини-лендинги с полноценными играми или тестами
Всё то, что позволяет клиенту почувствовать, что бренд относится к нему с личным вниманием.
Так что мы не просто прогнозируем этот тренд — мы его видим собственными глазами.
Кратко: перспективы на 2024 год
Что мы видим: есть устойчивые тренды, которые нам достались в наследство ещё с 2020–21–22 годов (а некоторые и ещё раньше). Они укрепляются, меняются, развиваются — и точно никуда не собираются уходить.
Есть относительно новые тренды, которые особенно закрепились в 2023 году — например, повсеместное использование нейросетей в работе, беспрецедентный рост маркетплейсов, вытеснение таргетинга и его замена на всестороннюю персонализацию.
Если подытожить, тренды сводятся к следующему списку. В 2024-м:
- Бренды продолжат стремиться к максимальной персонализации контента, коммуникации и даже товаров.
- Маркетплейсы будут чаще использовать как площадку для платного продвижения товаров и услуг.
- Нейросети продолжат развиваться и интегрироваться в маркетинг-процессы.
- Инфлюенсеры останутся всё так же востребованы, в том числе как инструмент, позволяющий дотянуться до аудитории в запрещённых соцсетях или на YouTube, где нет других рекламных возможностей.
Теперь, когда мы вспомнили наш 2023-й и наметили себе перспективы для развития в 2024-м — остаётся только ждать, какие сюрпризы нам подготовит наступающий год. Ждать мы, конечно, будем, не складывая руки — а вовсю работая. Как мы это и делаем всегда.
С наступающими трендами!