Локальное SEO — делаем продвижение на ГЕО сервисах своими руками
Актуальная инструкция по локальному SEO аудиту, оптимизации профилей для сервисов Яндекс карты, Google карты, 2GIS
Почему стоит внедрить рекомендации из гайда - посмотрите каких результатов мы достигли
Вывод
С чем столкнулись - очень много времени ушло на сбор всех имеющихся профилей бизнеса и восстановление к ним доступов.
Суммарно потрачено ~43 часа работы специалиста за три месяца.
На одном из проектов загруженность по записи в автосервис увеличилась на + 40%, а именно:
- + 59.63% звонков из Яндекс.Карт;
- + 15.8% доля новых посетителей сайта;
- - 9% процент отказов на сайте;
Посещаемость сайта с Яндекс Карт также растёт
Кратко что внутри
- большая пошаговая инструкция
- шаблоны, чек-листы и таблички
- ссылки на дополнительные сервисы, или материалы
1. Какие задачи бизнеса решает гайд по SEO-оптимизации карточек в геосервисах?
Создание, или усиление дополнительного канала для локального продвижения - профилей компании в картах. Оптимизированные профили способствуют решению двух задач:
- привлечение новых клиентов за счет присутствия в локальном поиске и удобства использования профиля для связи с организацией;
- увеличение трафика сайта (за счет переходов из профиля, найденного по целевым запросам).
2. Ожидаемые результаты от использования гайда
- Научитесь самостоятельно делать локальный SEO аудит и продвижение;
- Привлечение новых клиентов: заявки и звонки из локального профиля;
- Повышение удобства коммуникации с точками продажи услуг;
- Рост трафика сайта за счет переходов с локального поиска. Данный результат не является приоритетным при наличии роста продаж из профиля. В этом случае профиль уже удовлетворяет потребность клиента;
- Выход в ТОП локального поиска по целевым запросам;
- Повышение узнаваемости в целевом регионе.
3. Описание процессов
3.1. Кому и для чего нужно локальное SEO?
Локальная оптимизация необходима для компаний, осуществляющих оффлайн продажи товаров и услуг. В картах чаще всего ищут:
- услуги, требующие личного присутствия клиента: автосервис, салон красоты, парикмахерская, клиника, стоматология и т.д.
- магазин, реализующий алкогольную, или табачную продукцию (в силу запрета на дистанционную продажу);
- услуги, не обязательно требующие личного присутствия, но возможность их предоставления в офисе повышает доверие к компании: консалтинг, сделки с недвижимостью, турагентство и т.д.
3.2. Подготовка: анализ имеющихся профилей*
*Если у организации еще нет локальных профилей, то шаг пропускаем. Он необходим если проект пришёл на продвижение и нет информации о наличии карточек в геосервисах.
3.2.1 Поиск локальных профилей в геосервисах
При обнаружении нескольких профилей необходимо установить, какие из них являются актуальными или просто предпочтительными для развития. Выбираются профили с хорошей историей: много положительных отзывов, наиболее “живая” и “свежая” статистика по просмотрам.
3.2.2 Удаление неактуальных профилей
После установления профилей, подходящих для оптимизации, необходимо удалить недействующие профили. Это важно, так как “мертвые” профили отрицательно влияют на ранжирование целевого профиля в поиске.
Чтобы избежать проблем необходимо удалить или исправить такие профили.
Сделать это можно следующим образом:
В сервисе Яндекс Бизнес
Необходимо восстановить доступ к аккаунту по инструкции Яндекс >> Восстановление доступа к профилю Яндекс Бизнес
После восстановления прав профиль может быть удален.
В сервисе Гугл Мой бизнес
Потребуется вначале восстановить доступ через кнопку “Я владелец компании”.
Подробная инструкция от Гугл по запросу права собственности на профиль >> Инструкция Гугл по запросу прав на профиль.
После восстановления прав профиль может быть удален.
В 2ГИС
Сервис 2ГИС предлагает два способа удаления организации с карты. Оба способа основаны на обновлении информации в карточке:
- Воспользоваться специальной формой для владельцев компании и сообщить о прекращении деятельности;
- Внести изменения непосредственно в профиле. Восстановление доступа производится через адрес электронной почты или телефон. Для расширения возможности восстановления доступа в профиль рекомендуется заранее добавить разные способы авторизации Добавление способов входа в профиль 2ГИС.
3.2.3 Анализ профилей, подлежащих оптимизации
Анализ профилей производится по трем направлениям:
- наличие/ отсутствие нужных профилей (у всех филиалов, магазинов, автосервисов...);
- полноте, качеству и корректности заполнения профилей;
- единообразию заполнения профилей (при наличии сети).
Основные разделы профиля Яндекс Бизнес
Основные разделы профиля Гугл Мой бизнес
Основные разделы профиля 2ГИС
Какие дополнительные опции стоит использовать?
Дополнительные опции для Яндекс Бизнес
✅Заявки — при включении опции клиентам будет доступна форма заявки из профиля.
✅Истории — позволяет добавить в истории фото/ видео
✅Публикации — дает возможность добавить новости/ инфо о скидках или акциях
Дополнительные опции для Гугл Мой бизнес
✅Сообщения >> опция “Включить чат” — Опция позволяет общаться с пользователями, оперативно отвечать на вопросы
✅Бронирование — В раздел можно добавить ссылку на запись
✅Запросить отзывы — Сервис предлагает ссылку для клиентов на отзывы
Дополнительные опции для 2ГИС
✅Данные о компании >> Контакты и адрес >> Онлайн-чат Jivo — Можно подключить чат для общения с клиентами. Опция платная (сам чат), информация о стоимости >> https://www.jivo.ru/pricing/
✅Все справочники — Опция позволяет добавить компанию на 26 крупных площадок, повысить видимость. Стоимость уточняется только по заявке
✅Товары и услуги >> Мои товары >> Сервис “Витрина” — Опция позволяет добавлять фото и подробные описания услуг.
Подробное описание и преимущества: https://account.2gis.com/orgs/4504136498419829/signboard/promo
Стоимость: https://account.2gis.com/orgs/4504136498419829/signboard/period
3.3. Анализ профилей конкурентов
3.3.1 Поиск локальных конкурентов
В качестве локальных конкурентов выбираются профили, соответствующие следующим критериям:
- близкое расположение: профиль присутствует на карте, например, в пределах определенного радиуса, в одном микрорайоне или в шаговой доступности от того же метро, что и оптимизируемый профиль;
- схожая бизнес-модель: совпадающая сфера деятельности и масштаб бизнеса, в профиле это услуги, категория компании и количество филиалов;
- профиль должен быть активным, с видимыми обновлениями фото, отзывов и информации об организации.
3.3.2 Анализ профилей конкурентов
Анализ профиля конкурента производится аналогично анализу профиля из п.3.2.3. Также оцениваются полнота и качество заполнения профиля для дальнейшего сравнения с анализируемым профилем.
Анализ локальных конкурентов на примере автосервисов ⤵
В результате сравнения выявляются параметры, где анализируемый профиль уступает по объему и качеству заполнения конкурентам. Данные параметры включаются в ТЗ на доработку профиля.
3.4. Составление ТЗ на создание/ удаление/ изменение профилей
По результатам анализа составляется ТЗ на доработку заполнения профилей, куда включаются недостающие параметры и опции, собранные в таблицах из пунктов 3.2 и 3.3.
Для своего удобства внесения изменений можно составить чек-лист с параметрами и работами.
3.5. SEO птимизация локальных профилей по ключам
3.5.1 Сбор ключей из профиля
Каждый из сервисов, представленных в этом гайде, ведет свою статистику по поисковым фразам. Статистика в профилях достаточно общая, но она дает представление о популярных у пользователей поисковых фразах. На момент составления гайда можно выделить следующие особенности статистики в сервисах:
Ключевые фразы в Яндекс Бизнес
Период/ количество сеансов или запросов: 50 последних визитов.
Формат данных: данные о визитах, некоторые содержат текстовые запросы.
Доступность экспорта: нет.
Расположение статистики поисковых запросов:
Также в профиле Яндекс Бизнес можно посмотреть статистику самых популярных запросов за неделю в разделе “Конкуренты”:
Ключевые фразы в Гугл Мой бизнес
Период/ количество сеансов или запросов: максимум за 6 месяцев, период можно выбирать. Сами запросы обновляются ежемесячно.
Формат данных: запрос и количество показов по нему (частота).
Доступность экспорта: нет.
Расположение статистики поисковых запросов:
Ключевые фразы в 2ГИС
Период/ количество сеансов или запросов: месяц или год (на выбор).
Формат данных: запрос и % частоты запроса в общей массе введенных запросов.
Доступность экспорта: нет.
Расположение статистики поисковых запросов:
Собранная статистика будет иметь разный формат, как указано выше. Поэтому из имеющихся данных компонуется в файл, где каждая вкладка соответствует профилю в определенном сервисе и его формату.
При мониторинге запросов файл можно обновлять, добавляя новые вкладки с датами выгрузки. Выгрузку и анализ запросов лучше проводить периодически (оптимально - раз в квартал или месяц), так как сервисы хранят довольно небольшой отрезок истории поиска.
3.5.2 Проверка релевантности ключей
После обнаружения ключей в профиле важно просмотреть их и проверить релевантность фраз тематике профиля. Нерелевантными можно считать фразы, по которым профиль ошибочно появляется в результатах поиска. Чаще всего это фразы, которые:
- явно не подходят по интенту, тематике (например, словосочетания со словами “вИна” и “винА”);
- являются частью других слов из другой тематики (например, “авто” входит в слова “автомобиль”, “автоматический”, “автомойка”, “авторизованный” и т.д.).
В случае обнаружения нерелевантных фраз необходимо обратиться в техподдержку сервиса с просьбой убрать организацию из поиска по таким запросам.
Также необходимо следить за тем, чтобы фразы, указанных типов не встречались в чистом виде в имени компании и в описании профиля. Их присутствие может помешать правильному ранжированию.
3.5.3 Поиск дополнительных ключей
Кроме статистики запросов в локальных профилях компании, есть и другие источники получения поисковых фраз:
- Профили конкурентов. В процессе аналитики профилей (п.3.3) стоит обратить внимание на их текстовые поля: описания и названия профилей. В них содержатся ключи, по которым продвигается конкурент. Особенно ценны в этом отношении “прокаченные”, хорошо оптимизированные профили конкурентов;
- Поиск частотных ключей для целевого вида деятельности. Для этого подойдет парсинг сайтов конкурентов, расширение и дополнение целевых запросов или любые другие способы, применимые в обычном SEO.
Поиск частотных ключей для целевого вида деятельности. Для этого подойдет парсинг сайтов конкурентов, расширение и дополнение целевых запросов или любые другие способы, применимые в обычном SEO. Отличие в том, что найденные ключи необходимо проверять в локальном поиске сервиса, где оптимизируется профиль. Фраза, по которой ранжируется сайт в обычном поиске не всегда даст тот же результат в локальном.
Пример: возьмем фразу “поменять шины” и введем ее в поисковую строку сервиса 2ГИС. Для “большого” поиска интент очевиден, но сервис выдает такой результат: По запросу “поменять шины” (Результаты поиска)
По запросу “шины” (Результаты поиска)
3.5.4 Куда и как добавлять ключи и как избежать переспама?
Поля “название компании” и “описание”
Важно помнить, что не стоит вписывать в название компании ключи, если это неуместно. Такое наполнение раздела может быть расценено как переспам в картографических сервисах, но в Google (в зависимости от тематики) это по прежнему работает.
✅Допустимо указать в профиле виды деятельности, например: “Сервис Форд”, “Автосервис Трак-М”.
❌Не желательно: “ТО, ремонт Форд, замена масла автосервис Форд Транзит Трак-М”.
Отзывы
В последнее время приобретает все большее значение наличие ключевых слов в отзывах. Запросы в отзывах необходимы так как:
- повышают релевантность профиля интенту пользователя (ту же роль выполняют и тематические слова (LSI) их тоже нужно включать в текст);
- напрямую влияют на ранжирование, так как поиск выводит именно профили с ключевыми словами в отзывах. Ниже примеры поиска на картах по запросу “поменять шины” в Яндекс и Гугл картах, в 2ГИС отзывы не выводятся в результатах поиска, как было показано выше.
Яндекс карты (Результаты поиска)
Гугл карты (Результаты поиска)*
* поиск Гугл ищет более точное соответствие, это необходимо учитывать при добавлении фраз.
3.6. Как отслеживать результаты локального SEO продвижения?
В локальных профилях существуют встроенные счетчики статистики и они отличаются от сервисов аналитики. Их функционал заметно скромнее, но там тоже есть много полезной информации. У каждого из сервисов свой набор показателей доступных для просмотра и выгрузки.
3.6.1 Показатели в Яндекс Бизнес
Справка по статистике профиля в Яндекс Бизнес: Статистика профиля Яндекс
В профиле Яндекс Бизнес мы отслеживаем следующие метрики:
- Переходы в профиль компании - общие данные по всем целевым событиям во всех сервисах Яндекса;
- Проложенные маршруты - количество кликов по кнопке “Построить маршрут”;
- Нажатия «Позвонить» - количество кликов по кнопке “Позвонить”;
- Переходы на сайт - количество кликов по ссылке на сайт в профиле компании.
Статистика доступна для скачивания (кнопка выделена красным на скрине). В кабинете Яндекс Бизнес раздел выглядит так:
При нажатии на поле период можно выбрать временной отрезок, за который выводится статистика:
В профиле доступен и еще один аналитический параметр - “Позиция профиля в локальном поиске”. Он относительный, но основан на алгоритмах Яндекс, а значит, заслуживает внимания. Ранжирование происходит среди 10 профилей конкурентов, выбранных системой.
Место в данном рейтинге рассчитывается на основе переходов в профиль, когда пользователь в процессе поиска перешёл в профиль по небрендовому запросу (дискавери-переходы). Например, из:
- результатов поиска по товару, услуге, адресу, типу организации;
- блока «Похожие места»;
- рекомендаций.
Параметр считается актуальным на указанную в шапке неделю:
Ниже можно увидеть еще один сравнительный показатель: количество дискавери - переходов в профиль компании и в профили компаний-конкурентов. Этот показатель выводится как отдельно для профиля так и по конкурентам. Здесь же указано:
3.6.2 Показатели в Гугл Мой бизнес
В сервисе от Гугл доступна инструкция по работе со статистикой профиля Справка по статистике Гугл
В Гугл Мой бизнес доступны следующие показатели статистики профиля*:
- Взаимодействие с профилем - сводные данные обо всех взаимодействиях пользователей с профилем вашей компании;
- Звонки - количество кликов по кнопке “Позвонить” в профиле компании;
- Сообщения - количество диалогов с пользователями через профиль (учитываются только уникальные диалоги. Должна быть подключена опция “Чат” - см. раздел 3.2.3);
- Бронирования - количество завершенных бронирований, сделанных через профиль, см. также раздел 3.2.3);
- Маршрут - количество уникальных нажатий на кнопку “Построить маршрут”;
- Переходы - количество кликов по ссылке на сайт в профиле.
* Показателей может быть больше, если речь идет о ресторане/доставке еды или гостинице, для этих сфер есть отдельные функции и статистика по ним. В рамках настоящего гайда рассмотрены показатели, имеющие значение для автосервиса.
Все показатели выводятся в числовом значении, а их динамика проиллюстрирована с помощью графика:
Кроме вышеуказанных показателей есть еще и статистика по просмотрам профиля компании, где можно увидеть сколько раз и с каких устройств пользователи посещали профиль:
В Гугл Мой бизнес также доступен экспорт статистики. Для экспорта статистики необходимо:
- Найти в списке компаний на https://business.google.com/locations нужную компанию;
- Выделить компанию, после чего появится выбор действия с ней:
Выбрать в выпадающем меню пункт “Статистика”:
Выбрать “Данные о поиске вашей компании”:
Далее нужно установить период, за который необходимо выгрузить статистику, после этого нажать “Скачать отчет” (скачивается в формате csv):
3.6.3 Показатели в 2ГИС
Информация о статистике размещена на странице 2ГИС Статистика
Доступны следующие разделы и показатели для просмотра:
- Лента событий - сессии пользователей. Это не совсем статистика, но данные о действиях пользователей в профиле и просмотренных ими материалах.
- Раздел “Присутствие в выдаче”:
- Позиция в выдаче и показы карточки компании - показывает позицию профиля в локальной выдаче и количество показов за выбранный период:
Конкуренция в рубрике - показывает видимость конкурентов в выдаче по выбранному запросу в выдаче и карточках конкурентов (блок рекомендаций). Позволяет оценить конкуренцию по запросам в рубрике:
Раздел “Поисковые запросы”:
- Поисковые запросы - были рассмотрены в разделе 3.5.1;
- Интерес к сфере деятельности компании - показывает общее количество поисков в рубрике:
Раздел “Страница компании” - общая информация, которая позволяет оценить, что больше всего интересовало пользователей в профиле компании за последний месяц:
В сервисе доступен экспорт данных, над которыми расположена кнопка экспорта - это “Позиция в выдаче и показы карточки компании”, “Конкуренция в рубрике” и “Интерес к сфере деятельности компании”. Выгрузка происходит в формате Excel и PDF:
Также доступна выгрузка в виде таблицы:
3.7. Вопросы-ответы
Когда необходимо применять локальное SEO?
Оптимизация локальных профилей наиболее важна тогда, когда бизнес напрямую связан с оффлайн-продажами или оказанием услуг. Онлайн ресурс, в этом случае, является средством привлечения клиентов для взаимодействия в очном формате.
Нужно ли локальное SEO, если компания осуществляет продажи только онлайн?
Как показывает практика, да. Ранжирование по коммерческим запросам предполагает учет региональности. Поэтому сайт компании, имеющей представительство в регионе продаж будет лучше продвигаться в поиске. Подтвержденный профиль компании на карте дает поисковику возможность точнее определить регион и включить сайт в выдачу по соответствующему запросу.
С чего лучше начинать работу по локальному продвижению?
Начинать стоит с анализа текущего состояния профилей. Если их нет, то со сбора информации для заполнения профиля. Какую именно информацию добавить в профиль можно посмотреть у конкурентов.
Для чего нужны отзывы?
Положительные отзывы повышают рейтинг профиля и повышают доверие пользователей. Кроме того, отзывы, содержащие релевантные сфере деятельности слова помогают профилю появляться в выдаче. Это происходит потому, что поисковые роботы лучше понимают, какой интент пользователя закрывает профиль и ранжируют его выше.
Дополнительные материалы по теме
- Платные инструменты и возможности 2Gis.
- Как настроить рекламу в геосервисах Яндекса инструкция от 2022 года.
- Шаблон анализа профилей в ГЕО сервисах.
- Шаблон анализа профилей конкурентов в ГЕО сервисах.
- Шаблон ТЗ на корректировку профилей компании.
- Чек-лист оптимизации профилей.
- Шаблон запросов с локальных профилей.
Вроде как "Google приостановил добавление новых, а также подтверждение и публикацию существующих профилей компаний в Google Мой бизнес на территории РФ." Или я что-то пропустила?
Там наскоками. Я в августе штук 5 добавил - прошли все без запинок и запросов кодов. А после - уже фиг. Саппорт в полной отморозке, только робот шлёт вопросы типа "Тепло ль тебе девица, тепло ль тебе синяя".
Я так понял, вопрос чисто алгоритмический, надо периодически пытаться.
В голос :D
Ну вот так и воспринимается, с тем же уровнем эмпатии, что у злобного зимнего элементаля, глумящегося над жертвой
Ольга все верно, но есть нюансы. А именно рандом.
Новые компании с большой вероятностью отклонят, но попытаться можно.
В нашем случае было несколько старых профилей ГМБ к которым получилось восстановить доступ.
То есть как бы нет, но возможно, и да )
классная статья🔥🔥🔥
Спасибо большое!
Олег уточните пожалуйста, в "Дополнительные материалы по теме" пункт 3 и 4 - один и тот же файл должен быть?
Спасибо большое! Отличное замечание, они схожи но в №4 другой шаблон https://docs.google.com/spreadsheets/d/1NoR9raB5OwsFLXUN_gQdSAyhBxQEgHqgIWKkuZQlVmI/edit#gid=0
заменил
Интересненько, сейчас займусь:)
А вот, кстати, вопрос, на примере шиномонтажа, раз уж речь в статье о нём:)
Стоит ли в услуги написать только минимальную цену, например "Шиномонтаж 1000 рублей" или для каждого размера с ценой добавить портянку текста, например - шиномонтаж R13 1000 рублей, шиномонтаж R14 1200 рублей... и т.д.
Цифры условные, интересен сам принцип.
Пробовала уточнить в службе поддержки Яндекс-карт, но там ничего вразумительного не сказали.
Мария хороший вопрос. Я бы сделал по каждому радиусу отдельную запись
-услугу. Но лучше стоит принимать решение на анализе конкурентов, шаблон анализа приложил, его можно докрутить по себя.
У конкурентов и так есть, и эдак:)))
И с точки зрения удобства пользования карточкой - вот, грубо говоря, написали цену на самый дешевый шиномонтаж - 1000 рублей на 13 диаметр, а пришел клиент с 24 диаметром - и как лучше, чтоб он искал свой диаметр в куче предложений, или чтоб ориентировался на цены самого маленького диаметра и их сравнивал с конкурентами...
Но это у меня так, мысли вслух:)
Проанализирую, посчитаю у кого как сделано.
Спасибо вам за статью:)