«Пока у нас не рассказывают про выращивание баклажанов — на рынке всё плохо»: какие ниши не заняты в подкастах в России Материал редакции

Создатели студий «Либо/Либо», «Подкастерская», Brainstorm.fm и авторы подкастов «Завтракаст» и «Это провал» — о том, какие темы могут заинтересовать слушателей.

В закладки
Слушать

Большинство россиян, по данным «Яндекс.Музыки», слушают подкасты о технологиях и ИT, саморазвитии, кино, иностранных языках и лайфстайле. Но, по мнению игроков рынка, аудитории не хватает узких тем, например, о жизни в деревне, настольной игре или футбольном клубе.

Они советуют обратить внимание на темы, которые интересны автору, потому что слушатели ценят искренность и выбирают подкасты по тому же принципу, что и друзей: ищут совпадение взглядов и интересов. Создатели популярных подкастов рассказали vc.ru, как развивается российский рынок, какие жанры и форматы могут заинтересовать слушателей и почему.

Запись подкаста «SILA права» в студии «Подкастерская»

Каких подкастов нет в России

Основатель студии «Подкастерская» Лев Пикалёв уверен, что в России мало и подкастов, и слушателей. Поэтому занятых ниш нет — можно создавать проекты в любой тематике.

Многие живут с ощущением, что всё уже написано, изобретено, создано. Но это не так. И пока у нас нет подкастов про условные настольную игру или выращивание баклажанов — на рынке всё очень плохо.

Когда люди начнут делать узкоаудиторные подкасты, можно будет сказать, что рынок набирает популярность. Когда обычный человек сможет найти подкаст по своим интересам и почувствовать себя частью сообщества.

Лев Пикалёв
основатель студии «Подкастерская»

Пикалёв проводит параллель с YouTube: там есть десятки узконаправленных каналов, например, влогов про жизнь людей, которые переехали из города в деревню, разборов двигателей внутреннего сгорания. Такая тенденция говорит о большом проникновении материала: люди готовы его создавать и потреблять, — рассуждает он.

Весной 2020 года вышло исследование на тему слушания подкастов в США. За последний год их аудитория выросла на 16% и превысила 100 млн человек — треть населения. Соосновательница студии «Либо/Либо» Лика Кремер, сравнивая число слушателей в России — не более 5 млн, предполагает, что у рынка есть потенциал для роста в 10 раз.

Ощущение, что есть подкасты обо всём на свете, — обманчиво, потому что наверняка есть любители собак с обрезанными хвостиками или владельцы старых машин, для которых пока не сделали подкасты. Именно потому что люди пока не привыкли к такому формату, подкасты не вошли в их рутину.

Лика Кремер
соосновательница студии «Либо/Либо»

Кремер считает, что русскоязычному рынку не хватает популярных новостных подкастов, как, например, американский The Daily издания The New York Times. Это самый популярный в мире подкаст, по данным отраслевой аналитической компании Podtrac.

«Каждый день его слушают 2 млн человек, это утренний ритуал для существенной части аудитории. Успех The Daily пока никто не повторил, и я уверена, что ежедневные новостные подкасты будут набирать популярность», — говорит Кремер.

Она приводит ещё один пример — The Joe Rogan Experience, подкаст, в котором актёр, телеведущий и мастер боевых искусств беседует с гостями о новостях, политике, юморе. В 2020 году Spotify купила этот подкаст для эксклюзивного выхода в стриминговом сервисе. The Wall Street Journal оценивает сделку в $100 млн.

«В России нет ни одного подкаста, сравнимого по размеру аудитории и дохода с The Joe Rogan Experience, поэтому всё, что мы сейчас делаем, — нишевые вещи», — говорит основательница студии «Либо/Либо».

Сооснователь студии Brainstorm.fm Константин Колосков считает, что русскоязычным подкастам не хватает аудиодневников, документальных историй, журналистских зарисовок, таких тем, как философия и религия.

«А ещё не особо раскручен fiction — художественные подкасты, их на своих плечах тащат SoundStream и “Стереотеатр”», — рассказывает Колосков.

Когда мне захотелось побольше узнать про футбольный клуб Arsenal, я начала искать подкасты на эту тему. И на английском языке мне выпало более 10 подкастов (не одноразовых выпусков) про этот клуб, а на русском языке нашла всего около 10 в общем про футбол. Поэтому простор для творчества просто невиданный.

Кристина Вазовски
автор подкастов «Это провал», «Кристина, добрый день!», «Извини, что голосовым», «К тебе или ко мне?» и Am I Ghana Die

Что слушают россияне

Пока в русскоязычном сегменте более популярны разговорные подкасты, — рассказали Пикалёв, Кремер и автор подкаста «Завтракаст» Тимур Сейфельмлюков. Нарративных, где есть какой-то сюжет, например, подкаст «Трасса 161» в жанре true crime, значительно меньше. И их аудитория тоже небольшая.

Кремер связывает это с отсутствующей культурой слушания репортажей и расследований по радио. Наибольшая часть аудитории слушает в фоновом режиме, а разговорные подкасты лучше подходят к этому способу потребления.

Разговорные подкасты быстрее наращивают аудиторию, они проще и дешевле в производстве. Но нарративные — это настоящая журналистика, жанр позволяет по-новому рассказать интересные истории.

Лика Кремер
соосновательница студии «Либо/Либо»

Тематически Кремер выделяет семь наиболее популярных видов подкастов как во всём мире, так и в России:

  • Подкасты, в которых рассказывают или обсуждаю новости и то, как они повлияют на каждого человека.

  • О сексе, потому что, несмотря на просветительскую деятельность, это всё ещё табуированная тема.

  • Подкасты про психологию
  • О кино и сериалах, потому что после просмотра многим хочется обсудить фильм или сериал, а люди часто слушают подкасты от одиночества, им не с кем поговорить о том, что их волнует. Так подкасты становятся некими воображаемыми друзьями.
  • Стендап-подкасты.
  • Подкасты известных людей.
  • О технологиях. Люди, которые интересуются технологиями, чаще первыми осваивают новые способы медиапотребления, поэтому их очень много среди аудитории подкастов.

По наблюдениям Сейфельмлюкова, в России, в отличие от США, очень востребованы жанры, связанные с психологией. В них рассказывают о том, как жить, сделать себя лучше и воспитывать детей.

Это связано с тем, что в России не развита культура обращения к психологу и в целом обследования своего ментального здоровья.

И поскольку любые психологические отклонения стигматизированы, люди идут к кому угодно, только не к специалисту. И нередко в авторах подкастов они находят собеседников, к чьим советам им хочется прислушиваться.

Тимур Сейфельмлюков
автор подкаста «Завтракаст»

Колосков отмечает зарождение подкастов-реакций, где профессионалы высказываются о событиях в индустрии их экспертизы. Например, «Продажные Блоггеры».

В скором времени Колосков прогнозирует появление подкастов в формате «Голого землекопа», где биолог и журналист Илья Колмановский рассказывает о научных открытиях. Этот формат распространится на другие сферы — экономику, историю, маркетинг.

Как аудитория выбирает, что слушать

Подкасты — это про искренность, а не про то, чтобы делать продукт по какому-то алгоритму, уверен Пикалёв. Люди слушают тех, кто им интересен как личность, с кем у них резонирует внутри.

Подкаст похож на личное общение, но немного односторонне. Люди, которые вас слушают, вставляют наушники и впускают вас к себе в голову, это достаточно интимная история. Многие слушатели воспринимают подкасты как беседы, чувствуют себя участником событий.

Гриша Пророков, автор подкаста Blitz and Chips, часто говорит, что подкасты — это про парасоциальность: отношения слушателя с автором похожи на дружбу, но одностороннюю. Потребитель контента думает, что хорошо знает автора, но на самом деле они не знакомы.

Лев Пикалёв
основатель студии «Подкастерская»

Поэтому, по мнению Пикалёва, мы выбираем, кого слушать так же, как и тех, с кем хотели бы дружить. И чтобы делать подкасты, необязательно обладать какими-то определёнными качествами — одни ищут для дружбы отзывчивых людей, другим интересны начитанные, третьим — резкие и категоричные.

Сейфельмлюков делит подкасты на три категории по тому, как их воспринимают:

  • Слушают ради ведущих. Пользователям не так важно, на какие темы рассуждают авторы, главное — их харизма и личность. Сейфельмлюков приводит в пример подкаст «Отвратительные мужики» и свой «Завтракаст».

  • Слушают ради контента. В этом случае аудитории интересны не люди, которые стоят за подкастом, а тема и инсайты. Ведущие, как правило, не отличаются харизмой, и если их заменить, аудитория не уйдёт, потому что пришла за контентом.
  • Ради контента и ведущих. «Например, The Big Beard Theory слушают из-за тем, которые там поднимают, но и ведущие тоже интересны. И если их заменить, часть аудитории уйдёт», — объясняет Сейфельмлюков.

Какие темы не подходят для подкастов

Кремер уверена, что любую историю можно попытаться обернуть в аудиоформат, если уметь интересно рассказывать и работать в долгую, потому что на подкастах быстро не заработаешь.

Когда в студию «Либо/Либо» приходят питчить идеи, авторов спрашивают, почему они хотят делать именно подкасты, а не текст или видео, есть ли у них какой-то особенный способ передавать продукт через аудио.

Важная часть американского подкаста Serial — звонки в тюрьму журналистки Сары Кёниг главному герою подкаста Аднану Сайеду. Всё расследование связано с аудио: запись допросов, следственных экспериментов, свидетельств очевидцев. И этот эффект подслушивания с той степенью откровенности и честности возможен только в подкасте.

Правильный ответ на вопрос, почему вы хотите делать подкаст: не потому, что это проще и дешевле, а потому что понимаете, как интересно рассказать историю.

Лика Кремер
соосновательница студии «Либо/Либо»

Колосков считает, что автору важно понимать, какой из форматов наиболее полно раскроет то, что хочется донести аудитории. Например, в подкастах не очень хорошо работают цифры и масштабы.

Если ты рассказываешь о фабрике, где трудятся тысячи людей, хватит одного кадра, чтобы показать масштаб. А если ты в аудио скажешь «ого, да тут тысячи людей», всем будет плевать.

Константин Колосков
cооснователь студии Brainstorm.fm

Сейфельмлюков считает, что можно записывать подкасты о чём угодно, если хватит харизмы и креативности. Даже об интерьере, хотя может показаться, что материалы на эту тему необходимо смотреть, а не слушать. В iTunes есть функция показывать картинки пользователям, пока идёт подскаст, отмечает Сейфельмлюков.

Поэтому любая тема, которая интересна определённому кругу людей, может стать основой подкаста. Это вопрос не столько востребованности темы, сколько профессионализма автора, который создаёт и продвигает продукт.

{ "author_name": "Ольга Такмазьян", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u043e\u0434\u043a\u0430\u0441\u0442\u044b"], "comments": 60, "likes": 30, "favorites": 84, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 139007, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 03 Jul 2020 11:10:41 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Как бизнесу заработать в соцсетях в 2020 году: полноценное руководство с прогнозами и примерами
Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами внедрения от директора «Студии…
Объявление на vc.ru
0
60 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

"Пикалёв проводит параллель с YouTube: там есть десятки узконаправленных каналов, например, влогов про жизнь людей, которые переехали из города в деревню, разборов двигателей внутреннего сгорания. Такая тенденция говорит о большом проникновении материала: люди готовы его создавать и потреблять, — рассуждает он."
А можно вот эту вот отсебятину не печатать? Создать подкаст это не в магазин сходить.
Какой порог вхождения - стоимость оборудования, какие мощности необходимы, на какие площадки выходить?
А главное сколько стоит привлечение одного слушателя? 
Вы пришли на  vc.ru поделиться информацией - где она? То что вы милые и пушистые это отлично, но люди интересуются не "говорильней" а реальными цифрами. Например - в период такой-то во время пандемии мы за счет такого "инструмента" и "темы" привлекли  n+1 кол-во слушателей. А запускались на такой-то площадке начав с такого-то и того-то. 
А так я текст прочитал, есть подкасты, есть ниши и мало - ну ок. 

Ответить
3

Текст не про то, какой порог вхождения, сколько стоит привлечение слушателя и т.д. Текст отвечает на один основной вопрос: какие темы не охвачены создателями русскоязычных подкастов. На остальные ваши вопросы можно ответить в отдельных материалах.

Ответить
2

Это текст от автора редакции VC, а не от подкастеров и сотрудников студий. Какие им вопросы задали, так они и ответили ) 

Ответить
1

Порог вхождения - диктофон в телефоне. Есть у каждого, о чём речь?) Я сам так запустил один из своих подкастов, просто в айфон на старте и норм

Ответить
5

Как это нет? Вот выпуск моего подкаста про настолки: https://www.youtube.com/watch?v=AIY_gSi1GxI

Ответить
0

Спасибо, послушаю! Я имел ввиду подкаст про конкретную игру и ее любителей. Например, подкаст для тех, кто рубится в Ticket to Ride :–) 

Ответить
2

Послушайте ещё уникальные подкасты:
Про жизнь двух парней из Ганы в Екатеринбурге (на английском) https://we.fo/1498750759
Про то, как 2 косноязычных ведущих (картавая и шепелявый) пытаются исправить свое произношение https://we.fo/1495776289

Ответить
0

Классные примеры! Полагаю, что основной посыл статьи был в том, что этого в разы меньше в сравнении с западной индустрией. Круто, что подобные эксперименты появляются и очень жаль, что о них знает не так много людей. Наша статья нацелена как раз на популяризацию жанра и призыв к дальнейшему развитию

Ответить
0

Да, популяризация крайне сейчас актуальна, мы это особенно чувствуем в регионах, что нам не хватает. У нас даже не знаю что такое подкасты

Ответить
1

Как рекламировать подкасты и где собирать статистику прослушиваний? 
Какая платформа наиболее удобна?

Ответить
4

Если вкратце, то подкасты не так уж отличаются от Telegram-каналов на заре своего развития. Так что отлично работают такие механики продвижения как: (1) рассказать всем своим друзья, что ты делаешь подкаст, желательно не один раз; (2) попасть в подборки подкастов в профильных и непрофильных медиа; (3) написать другим подкастерам и сделать кросс-промо в подкасте или в социальных сетях; (4) прийти на специальный выпуск гостем к другому шоу; (5) закупать рекламу у блогеров/просить своих друзей делиться шоу. Наверное, это самый базовый действенный набор рекламы

Статистика аккумулируется на хостинге, их много, но, наверное, самые популярные это Anchor и Libsyn. А так их много, каждый подкастер выбирает по своему вкусу и бюджету, кто-то пишет свои собственные.

Ответить
–12

Почему рассуждают о российской аудитории, а примеры берут из американской жизни? У российского общества совсем другие культурные коды и не надо нас смешивать.

Ответить
0

примеры берут разные, большая часть из них — российские

Ответить
–7

Вы намерено соединяете вместе, а это разные по менталитету общества.

Ответить
0

а какой конкретно пример, на ваш взгляд, противоречит нашему менталитету?

Ответить
–10

"Автор", "приходят питчить идеи" для кого вы пишите или просто тискаете перевод?

Ответить
4

вы говорили о примерах американских подкастов, которые якобы противоречат российскому менталитету. Причём тут слово "питчить"? или вы не можете привести аргументы? Я пишу для аудитории vc.ru, которая говорит на современном языке. И да, кстати, слово "менталитет", которое вы используете, тоже, между прочим, не является русским)

Ответить
–17

Ваша статья бессмысленна, поскольку построена на плохом машинном переводе американской статьи и попытке накинуть это на российские реалии. При этом вы не удосужились сделать это читабельным по форме. Получился случайный  набор шрифта.

Ответить
5

што

Ответить
4

опять не по теме. свои претензии следует обосновывать

Ответить
–12

Тяжело уловить смысл в таком изложении и изначально соединение несоединяемого. Примерно как написанное бессмысленным роботом по определённым критериям.

Ответить
3

я всё ещё не дождалась от вас примеров "соединения несоединяемого" в той части, где герои приводят примеры зарубежных и российских подкастов.

Ответить
–10

у вас очень плохо с пониманием. Этот материал не воспринимается для чтения, несвязная белиберда, английские слова мешаются с русскими, примеры американские, общество российское. Бессмысленная мешанина печатных знаков, такое ОБЩЕЕ ощущение после вашей статьи.

Ответить
1

хотят быть похожими на них, мечтают об Силиконовой долине и т.д.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Очковый сортир ваше все?

Ответить

Комментарий удален

0

@Инспектор призываю
Новорег, все комменты про вред прививок и вред капитализма. Вам это нужно тут?

Ответить
0

Спасибо за бдительность!

Ответить
2

Несколько лет мечтал вести свой подкаст, еще когда увидел впервые Джо Рогана.

Постоянно откладывал, и вот "спасибо карантину", появилось больше свободного места. И вот я выпустил свой маленький уютный подкаст "Цифровая трансформация" про бизнес и технологии

Раз такая тема, вот вам последний выпуск про искусственный интеллект и оценку людей: https://youtu.be/faSh0lTwCDU ^_^

Ответить
0

Что такое подкаст и почему для него используют новое слово?

Ответить
0

Очень люблю аналогию: подкасты относятся к радио также, как ютьюб к телевизору

Ответить
1

Есть сайт чтобы я записывал разговоры о чем угодно и выкладывал?

Ответить
0

В смысле есть ли что-то типа ютьюба для подкастов?

Ответить
0

Да

Ответить
0

В этом и проблема. Очень много платформ и единоличного победителя пока нет

Ответить
0

С подключением. Подкастам русскоязычным уже больше десяти лет

Ответить
0

Максимальный ответ

Ответить

Комментарий удален

0

В России очень трудно раскрутиться и дойти до пользователя, если не вливать десятки тысяч в рекламу, по себе знаю...

Ответить
1

Мы потратили на рекламу нашего подкаста 0 денег. Правда, усилий мы потратили на тысячи человеко-часов. Что эквивалентно миллионам :)

Ответить
0

Может поделитесь опытом в личной переписке? Понятно, что рыбак не скажет хорошие места, но хотя бы в общих чертах)

Ответить
0

Нужно делать хороший продукт :) А еще вот можете посмотреть наше старое видео: https://www.youtube.com/watch?v=LiQBl6n2pfo

Ответить
0

Владимир,  а вы записываете подкасты?)

Ответить
0

Да, пробовал в разных тематиках, с разными людьми и сейчас последний из подкастов(надеюсь не забанят за мини рекламу) вот https://anchor.fm/beer-talkers

Уже и вроде по всем подкаст системам раскидались и старались по разному к тегам и описанию подойти, но пока только хороший отрицательный опыт.

Ответить
1

спасибо, послушаю!

Ответить
0

Послушал немного, вот вам хот-тейк: если люди вас не знают, а подача подкаста у вас не харизматичная, то лучше не делать шоу "ни о чем", а сфокусироваться на чем-то, в чем вы разбираетесь. То есть размеренно, медленно, без музыки, без фокусировки рассуждать про будущее айфона, учитывая, что вы явно не очень разбираетесь в теме, приведет к тому, что вас никто слушать и не будет :(

Ответить
0

Спасибо за отзыв, подумаем :)

Ответить
0

Насчёт искренности согласен. Я изначально выбрал не популярный формат для своего подкаста "Уехавшие" - длинные выпуски, но это то, как я вижу свой проект. Кого-то продолжительность отпугнет от того, чтоб нажать "плей", но большинство людей умеет пользоваться кнопкой "пауза", и интересный выпуск всегда можно послушать в несколько подходов.
Считаю, что в долгой беседе можно не только глубже копнуть тему и обсудить её с разных сторон, но и лучше раскрыть характер героев.

Ответить
1

Не переживайте за время) у того же Завтракаста по 3-4 часа выпуски и они слушаются очень легко и не хочется выключить.
У нас тоже рубрика "Жизнь за рубежом" длинная, по 2-3 часа, но я вижу что слушателям это интересно.

Ответить
1

Да, я не переживаю совсем. Изначально знал, что хочу делать, и получаю удовольствие как от процесса создания каждого выпуска, так и от результата. :)
Отдельная радость - позитивная реакция слушателей. :)

Ответить
–5

Подкасты не слушаю, ибо там воду любят лить. А вообще-то глупо говорить, что это что-то новое. Эти подкасты равестники радиопередачам.

Ответить
1

В смысле воду льют? Да бывают подкасты, где ведущие мало осведомлены и порой говорят не совсем правду. Сейчас стало появляться много интересных и качественно сделанных подкастов, это радует.

Ответить
–3

Да потому что этот треп пустой. Бесполезный. Я лучше книжку почитаю, а лучше выжимку из нее

Ответить
1

Нескромный вопрос, сколько вы подкастов послушали и если не секрет какие?)

Ответить
–1

главная цель подкастов сделать передачу о том что тебе интересно, а набрать побольше слушателей и подороже продать рекламу. не то что я против заработка таким способом, но давайте будем честными хотя бы перед собой.
поэтому и появляются эти сотни подкастов ниочём, а не о выращивании баклажанов.

Ответить
0

бляя посмотрев на картинку увидел паука робота)))) 

Ответить
0

В подкастах Apple в категории fiction уже давно на 1м месте стоит аудиосериал "Арсанты"- смесь фантастики, истории и приключений. Оформление просто божественное, слушать интересно. Кстати он же стоит в рекомендациях подкастов Яндекса. Так что говорить, что у нас нет художки не совсем корректно, просто вы нахваливаете только проекты своих студий

Ответить
0

А какой маркетинг у подкастов?
Вот какие критерии нужно учитывать, чтобы выделяться в начале?
Аватарка, название, этапы содержания (те же 5 этапов повествования), длительность.

И еще!?
Какой по вашему мнению может быть тестовый запуск?

Ответить
–1

Вот ещё уникальные подкасты:
Про жизнь двух парней из Ганы в Екатеринбурге (на английском) https://we.fo/1498750759
Про то, как 2 косноязычных ведущих (картавая и шепелявый) пытаются исправить свое произношение https://we.fo/1495776289

Ответить

Комментарии

null