«Пока у нас не рассказывают про выращивание баклажанов — на рынке всё плохо»: какие ниши не заняты в подкастах в России Статьи редакции
Создатели студий «Либо/Либо», «Подкастерская», Brainstorm.fm и авторы подкастов «Завтракаст» и «Это провал» — о том, какие темы могут заинтересовать слушателей.
Большинство россиян, по данным «Яндекс.Музыки», слушают подкасты о технологиях и ИT, саморазвитии, кино, иностранных языках и лайфстайле. Но, по мнению игроков рынка, аудитории не хватает узких тем, например, о жизни в деревне, настольной игре или футбольном клубе.
Они советуют обратить внимание на темы, которые интересны автору, потому что слушатели ценят искренность и выбирают подкасты по тому же принципу, что и друзей: ищут совпадение взглядов и интересов. Создатели популярных подкастов рассказали vc.ru, как развивается российский рынок, какие жанры и форматы могут заинтересовать слушателей и почему.
Каких подкастов нет в России
Основатель студии «Подкастерская» Лев Пикалёв уверен, что в России мало и подкастов, и слушателей. Поэтому занятых ниш нет — можно создавать проекты в любой тематике.
Пикалёв проводит параллель с YouTube: там есть десятки узконаправленных каналов, например, влогов про жизнь людей, которые переехали из города в деревню, разборов двигателей внутреннего сгорания. Такая тенденция говорит о большом проникновении материала: люди готовы его создавать и потреблять, — рассуждает он.
Весной 2020 года вышло исследование на тему слушания подкастов в США. За последний год их аудитория выросла на 16% и превысила 100 млн человек — треть населения. Соосновательница студии «Либо/Либо» Лика Кремер, сравнивая число слушателей в России — не более 5 млн, предполагает, что у рынка есть потенциал для роста в 10 раз.
Кремер считает, что русскоязычному рынку не хватает популярных новостных подкастов, как, например, американский The Daily издания The New York Times. Это самый популярный в мире подкаст, по данным отраслевой аналитической компании Podtrac.
«Каждый день его слушают 2 млн человек, это утренний ритуал для существенной части аудитории. Успех The Daily пока никто не повторил, и я уверена, что ежедневные новостные подкасты будут набирать популярность», — говорит Кремер.
Она приводит ещё один пример — The Joe Rogan Experience, подкаст, в котором актёр, телеведущий и мастер боевых искусств беседует с гостями о новостях, политике, юморе. В 2020 году Spotify купила этот подкаст для эксклюзивного выхода в стриминговом сервисе. The Wall Street Journal оценивает сделку в $100 млн.
«В России нет ни одного подкаста, сравнимого по размеру аудитории и дохода с The Joe Rogan Experience, поэтому всё, что мы сейчас делаем, — нишевые вещи», — говорит основательница студии «Либо/Либо».
Сооснователь студии Brainstorm.fm Константин Колосков считает, что русскоязычным подкастам не хватает аудиодневников, документальных историй, журналистских зарисовок, таких тем, как философия и религия.
«А ещё не особо раскручен fiction — художественные подкасты, их на своих плечах тащат SoundStream и “Стереотеатр”», — рассказывает Колосков.
Что слушают россияне
Пока в русскоязычном сегменте более популярны разговорные подкасты, — рассказали Пикалёв, Кремер и автор подкаста «Завтракаст» Тимур Сейфельмлюков. Нарративных, где есть какой-то сюжет, например, подкаст «Трасса 161» в жанре true crime, значительно меньше. И их аудитория тоже небольшая.
Кремер связывает это с отсутствующей культурой слушания репортажей и расследований по радио. Наибольшая часть аудитории слушает в фоновом режиме, а разговорные подкасты лучше подходят к этому способу потребления.
Тематически Кремер выделяет семь наиболее популярных видов подкастов как во всём мире, так и в России:
Подкасты, в которых рассказывают или обсуждаю новости и то, как они повлияют на каждого человека.
О сексе, потому что, несмотря на просветительскую деятельность, это всё ещё табуированная тема.
- Подкасты про психологию
- О кино и сериалах, потому что после просмотра многим хочется обсудить фильм или сериал, а люди часто слушают подкасты от одиночества, им не с кем поговорить о том, что их волнует. Так подкасты становятся некими воображаемыми друзьями.
- Стендап-подкасты.
- Подкасты известных людей.
- О технологиях. Люди, которые интересуются технологиями, чаще первыми осваивают новые способы медиапотребления, поэтому их очень много среди аудитории подкастов.
По наблюдениям Сейфельмлюкова, в России, в отличие от США, очень востребованы жанры, связанные с психологией. В них рассказывают о том, как жить, сделать себя лучше и воспитывать детей.
Колосков отмечает зарождение подкастов-реакций, где профессионалы высказываются о событиях в индустрии их экспертизы. Например, «Продажные Блоггеры».
В скором времени Колосков прогнозирует появление подкастов в формате «Голого землекопа», где биолог и журналист Илья Колмановский рассказывает о научных открытиях. Этот формат распространится на другие сферы — экономику, историю, маркетинг.
Как аудитория выбирает, что слушать
Подкасты — это про искренность, а не про то, чтобы делать продукт по какому-то алгоритму, уверен Пикалёв. Люди слушают тех, кто им интересен как личность, с кем у них резонирует внутри.
Поэтому, по мнению Пикалёва, мы выбираем, кого слушать так же, как и тех, с кем хотели бы дружить. И чтобы делать подкасты, необязательно обладать какими-то определёнными качествами — одни ищут для дружбы отзывчивых людей, другим интересны начитанные, третьим — резкие и категоричные.
Сейфельмлюков делит подкасты на три категории по тому, как их воспринимают:
Слушают ради ведущих. Пользователям не так важно, на какие темы рассуждают авторы, главное — их харизма и личность. Сейфельмлюков приводит в пример подкаст «Отвратительные мужики» и свой «Завтракаст».
- Слушают ради контента. В этом случае аудитории интересны не люди, которые стоят за подкастом, а тема и инсайты. Ведущие, как правило, не отличаются харизмой, и если их заменить, аудитория не уйдёт, потому что пришла за контентом.
Ради контента и ведущих. «Например, The Big Beard Theory слушают из-за тем, которые там поднимают, но и ведущие тоже интересны. И если их заменить, часть аудитории уйдёт», — объясняет Сейфельмлюков.
Какие темы не подходят для подкастов
Кремер уверена, что любую историю можно попытаться обернуть в аудиоформат, если уметь интересно рассказывать и работать в долгую, потому что на подкастах быстро не заработаешь.
Когда в студию «Либо/Либо» приходят питчить идеи, авторов спрашивают, почему они хотят делать именно подкасты, а не текст или видео, есть ли у них какой-то особенный способ передавать продукт через аудио.
Колосков считает, что автору важно понимать, какой из форматов наиболее полно раскроет то, что хочется донести аудитории. Например, в подкастах не очень хорошо работают цифры и масштабы.
Сейфельмлюков считает, что можно записывать подкасты о чём угодно, если хватит харизмы и креативности. Даже об интерьере, хотя может показаться, что материалы на эту тему необходимо смотреть, а не слушать. В iTunes есть функция показывать картинки пользователям, пока идёт подскаст, отмечает Сейфельмлюков.
Поэтому любая тема, которая интересна определённому кругу людей, может стать основой подкаста. Это вопрос не столько востребованности темы, сколько профессионализма автора, который создаёт и продвигает продукт.
"Пикалёв проводит параллель с YouTube: там есть десятки узконаправленных каналов, например, влогов про жизнь людей, которые переехали из города в деревню, разборов двигателей внутреннего сгорания. Такая тенденция говорит о большом проникновении материала: люди готовы его создавать и потреблять, — рассуждает он."
А можно вот эту вот отсебятину не печатать? Создать подкаст это не в магазин сходить.
Какой порог вхождения - стоимость оборудования, какие мощности необходимы, на какие площадки выходить?
А главное сколько стоит привлечение одного слушателя?
Вы пришли на vc.ru поделиться информацией - где она? То что вы милые и пушистые это отлично, но люди интересуются не "говорильней" а реальными цифрами. Например - в период такой-то во время пандемии мы за счет такого "инструмента" и "темы" привлекли n+1 кол-во слушателей. А запускались на такой-то площадке начав с такого-то и того-то.
А так я текст прочитал, есть подкасты, есть ниши и мало - ну ок.
Текст не про то, какой порог вхождения, сколько стоит привлечение слушателя и т.д. Текст отвечает на один основной вопрос: какие темы не охвачены создателями русскоязычных подкастов. На остальные ваши вопросы можно ответить в отдельных материалах.
Это текст от автора редакции VC, а не от подкастеров и сотрудников студий. Какие им вопросы задали, так они и ответили )
Порог вхождения - диктофон в телефоне. Есть у каждого, о чём речь?) Я сам так запустил один из своих подкастов, просто в айфон на старте и норм
Как это нет? Вот выпуск моего подкаста про настолки: https://www.youtube.com/watch?v=AIY_gSi1GxI
Спасибо, послушаю! Я имел ввиду подкаст про конкретную игру и ее любителей. Например, подкаст для тех, кто рубится в Ticket to Ride :–)
Как рекламировать подкасты и где собирать статистику прослушиваний?
Какая платформа наиболее удобна?
Если вкратце, то подкасты не так уж отличаются от Telegram-каналов на заре своего развития. Так что отлично работают такие механики продвижения как: (1) рассказать всем своим друзья, что ты делаешь подкаст, желательно не один раз; (2) попасть в подборки подкастов в профильных и непрофильных медиа; (3) написать другим подкастерам и сделать кросс-промо в подкасте или в социальных сетях; (4) прийти на специальный выпуск гостем к другому шоу; (5) закупать рекламу у блогеров/просить своих друзей делиться шоу. Наверное, это самый базовый действенный набор рекламы
Статистика аккумулируется на хостинге, их много, но, наверное, самые популярные это Anchor и Libsyn. А так их много, каждый подкастер выбирает по своему вкусу и бюджету, кто-то пишет свои собственные.
Vc.ru идеально подойдет
Почему рассуждают о российской аудитории, а примеры берут из американской жизни? У российского общества совсем другие культурные коды и не надо нас смешивать.
примеры берут разные, большая часть из них — российские
хотят быть похожими на них, мечтают об Силиконовой долине и т.д.
Комментарий удален модератором
@Инспектор призываю
Новорег, все комменты про вред прививок и вред капитализма. Вам это нужно тут?
Несколько лет мечтал вести свой подкаст, еще когда увидел впервые Джо Рогана.
Постоянно откладывал, и вот "спасибо карантину", появилось больше свободного места. И вот я выпустил свой маленький уютный подкаст "Цифровая трансформация" про бизнес и технологии
Раз такая тема, вот вам последний выпуск про искусственный интеллект и оценку людей: https://youtu.be/faSh0lTwCDU ^_^
Что такое подкаст и почему для него используют новое слово?
Очень люблю аналогию: подкасты относятся к радио также, как ютьюб к телевизору
С подключением. Подкастам русскоязычным уже больше десяти лет
Комментарий удален модератором
В России очень трудно раскрутиться и дойти до пользователя, если не вливать десятки тысяч в рекламу, по себе знаю...
Мы потратили на рекламу нашего подкаста 0 денег. Правда, усилий мы потратили на тысячи человеко-часов. Что эквивалентно миллионам :)
Владимир, а вы записываете подкасты?)
Насчёт искренности согласен. Я изначально выбрал не популярный формат для своего подкаста "Уехавшие" - длинные выпуски, но это то, как я вижу свой проект. Кого-то продолжительность отпугнет от того, чтоб нажать "плей", но большинство людей умеет пользоваться кнопкой "пауза", и интересный выпуск всегда можно послушать в несколько подходов.
Считаю, что в долгой беседе можно не только глубже копнуть тему и обсудить её с разных сторон, но и лучше раскрыть характер героев.
Не переживайте за время) у того же Завтракаста по 3-4 часа выпуски и они слушаются очень легко и не хочется выключить.
У нас тоже рубрика "Жизнь за рубежом" длинная, по 2-3 часа, но я вижу что слушателям это интересно.
Подкасты не слушаю, ибо там воду любят лить. А вообще-то глупо говорить, что это что-то новое. Эти подкасты равестники радиопередачам.
В смысле воду льют? Да бывают подкасты, где ведущие мало осведомлены и порой говорят не совсем правду. Сейчас стало появляться много интересных и качественно сделанных подкастов, это радует.
главная цель подкастов сделать передачу о том что тебе интересно, а набрать побольше слушателей и подороже продать рекламу. не то что я против заработка таким способом, но давайте будем честными хотя бы перед собой.
поэтому и появляются эти сотни подкастов ниочём, а не о выращивании баклажанов.
бляя посмотрев на картинку увидел паука робота))))
В подкастах Apple в категории fiction уже давно на 1м месте стоит аудиосериал "Арсанты"- смесь фантастики, истории и приключений. Оформление просто божественное, слушать интересно. Кстати он же стоит в рекомендациях подкастов Яндекса. Так что говорить, что у нас нет художки не совсем корректно, просто вы нахваливаете только проекты своих студий
-
А какой маркетинг у подкастов?
Вот какие критерии нужно учитывать, чтобы выделяться в начале?
Аватарка, название, этапы содержания (те же 5 этапов повествования), длительность.
И еще!?
Какой по вашему мнению может быть тестовый запуск?
Вот ещё уникальные подкасты:
Про жизнь двух парней из Ганы в Екатеринбурге (на английском) https://we.fo/1498750759
Про то, как 2 косноязычных ведущих (картавая и шепелявый) пытаются исправить свое произношение https://we.fo/1495776289