Обман года: четыре миллиона прослушиваний в день
У российского писателя и сценариста Александра Молчанова, который работал главным редактором и шеф-редактором изданий «Метро», «Новый Крокодил», «Взгляд» и «Частный корреспондент», больше шести лет назад появился подкаст и YouTube-канал — «Сценарная мастерская».
К октябрю 2021 года официальный сайт этого подкаста показывает больше четырех миллионов прослушиваний в сутки. Это подтверждает и Александр в своих социальных сетях.
Как так вышло, что, якобы, самый успешный по количеству слушателей подкаст на российском (и не только) рынке не попадает в топы приложений, подборки изданий и вообще никак не появляется в медийном пространстве?
Я зашел найти спикера
На творчество Александра Молчанова обратили внимание в телеграм-чатах, посвященных подкаст-индустрии: «Подкасты и подкастеры» и «Подкастология» после видео «ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ/КАК УГОМОНИТЬ ХЕЙТЕРОВ?». К сожалению, на данный момент доступ к нему был ограничен.
Однако, в нем автор говорил о формате «ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ», который выходит в основном фиде подкаста «Сценарная мастерская»:
Подкаст Александра хостится на SoundCloud, поэтому вся статистика из Apple Podcasts, о котором идет речь, видна у каждого эпизода. Ни один из первых пяти выпусков в этом формате не собрал больше 700 прослушиваний.
А учитывая, что это данные SoundCloud, которые могут быть легко накручены и в целом завышены — реальных прослушиваний может быть еще меньше.
Комментировать свою статистику Александр отказался:
Это просто сумма
В тех же чатах довольно быстро обнаружили официальный сайт подкаста — mpodcast.ru, который тоже рассказывал о миллионах прослушиваний, причем теперь за сутки.
«Сценарная мастерская» выходит на разных платформах, не только подкаст-площадках. Поэтому мы решили посчитать на основе публичных данных, сколько прослушиваний собирает один эпизод этого подкаста.
Для чистоты эксперимента мы взяли выпуск, которому уже больше суток: «#718 ИДУЩИЙ В ТЕМНОТЕ / ИНЕССА ДРАЧЕВА И ВЛАДИМИР ВАСКЕВИЧ»:
На хостинге SoundCloud (то есть: туда входят прослушивания со всех платформ, кроме Spotify, «Яндекс.Музыки», «Вконтакте» и Soundstream) — 113 прослушиваний.
На YouTube — 173 прослушивания.
Во «Вконтакте» к группе Молчанова привязан подкаст, но появляются лишь некоторые выпуски. Этого эпизода в ленте нет.
На SoundStream подкаст не обновляется уже больше четырех лет — соответственно, этого выпуска там нет.
Наконец, на «Яндекс.Музыке» у подкаста всего 289 подписчиков. Даже если предположить, что все они включили этот выпуск — суммарно он все равно не соберет даже тысячи прослушиваний.
Мы также проверили и другие соцсети проекта — нигде больше подкаст отдельным аудиофайлом не выгружается.
При этом сам Молчанов не только на сайте пишет о миллионах прослушиваний (можно было бы списать это на сломанный счетчик), но и в своих социальных сетях.
300 тысяч на рекламу
Александр Молчанов утверждает в постах и в комментариях в чатах, что рекламный бюджет подкаста от 200 до 350 тысяч рублей в месяц.
С помощью TargetHunter мы проверили наличие промопостов группы в ВК за последние три месяца – не было найдено ни одного поста.
Мы проверили также группу в Facebook — ни одного рекламного поста найти не удалось.
Наконец, мы проверили телеграм-канал. За 7 лет его упомянули всего 15 раз — в каналах, не превышающих 5 тысяч человек.
Может быть имелась в виду реклама в поисковиках? Тоже нет — всего 9 показов за последний месяц.
Остается реклама на YouTube и наружная реклама – стоит ли спрашивать, сталкивались ли вы с подкастом Молчанова хотя бы раз?
Человек пятьдесят точно наберется
Подкаст «Сценарная мастерская» выходит каждый день, иногда по несколько эпизодов в сутки. Как это удается Александру Молчанову?
Мы связались с Роксаной Рымаренко, писательницей, которая откликнулась на пост Молчанова в социальных сетях с призывом делать интервью с интересными людьми и выкладывать в фиде «Сценарной мастерской».
По ее словам, Молчанов не оплачивает труд интервьюеров и рассказывает им о все тех же миллионах прослушиваний на выпуск.
Антон Поздняков, автор подкаста The Big Beard Theory, попытался анонимно достучаться до Молчанова и тоже присоединиться в качестве интервьюера. Молчанов прислал ему вот такую инструкцию, но как только речь зашла о статистике, рекламе и оплате труда — «отозвал предложение».
Так зачем это все?
В подкасте Молчанова действительно нет рекламы, но, кажется, не потому что он не хочет ее продавать, а потому что не может. Как минимум один рекламодатель в подкастах сталкивался с предложением разместить интеграцию в «Сценарной мастерской», но отказался, так как усомнился в статистике.
Однако, Молчанов зарабатывает не напрямую с подкаста, а с помощью продажи курсов и книг.
Ближайший курс «Сценарий полнометражного фильма» обойдется вам как минимум в 70 тысяч рублей, а одна книга-треннинг — в 400 рублей.
При этом раскручивает эти продукты Молчанов с помощью рассказов о невероятных миллионах слушателей подкаста и с помощью неоплачиваемого труда других людей.
Podcasts.ru стремится к тому, чтобы показывать положительные примеры, рассказывать о качественных подкастах, проводить новые исследования, а не заниматься критикой или, тем более, писать разоблачения.
Однако, данный случай — пример настолько бесстыдного и неприкрытого вранья, что мы были вынуждены написать этот текст. В группе Молчанова во «Вконтакте» 13 тысяч человек, ему помогает делать контент почти 50 человек — кажется, что одного обсуждения и осуждения в подкастерских чатах недостаточно, чтобы обратить на это внимание.
Спустя несколько дней после публикации материала Александр Молчанов стер обвинительные посты на своей странице в Facebook в сторону Podcasts.ru, закрыл проект «Диалоги» и уволил человека, который отвечал за рекламу и аналитику подкаста. Вполне вероятно, что и он сам стал жертвой мошенничества.
Мы следим за ситуацией и готовы написать дополнительный материал, когда ситуация прояснится.
Для сравнения и понимания, НАСКОЛЬКО завышены цифры. Я представляю платформу для подкастеров mave.digital У нас сейчас больше 900 активных подкастов, то есть те подкасты, к которым есть обращения от пользователей и стриминговых платформ.
Так вот. За неполный ноябрь ВСЕ подкасты платформы собрали примерно 2 млн прослушиваний. Это с учётом того, что у нас хватает проектов из первых строчек Apple Podcasts, то есть не все малыши и многие узнаваемые проекты.
2 млн за месяц у 900+ проектов... Это без учёта прослушиваний с Яндекс.Музыки и Spotify, но всё равно.
Тут товарищ рассказывает о 2 - 5 млн прослушиваний в ДЕНЬ. Я не уверен, что вообще весь российский сегмент подкастинга столько собирает в сутки.
это при том что mave — ведущий российских хостинг для подкастов
А что в России много хостингов? Я знаю 2: Mave и Podster
) не знал, как поддержать Алексея, понимаю, что камент довольно тупо выглядит, но для тех кто ничего не знает про подкасты типа пояснял, что mave — это не просто какая-то мелкая площадка
Лайк за поддержку) Ну к хостинг-платформам можно добавить и ВКонтакте, там тоже можно размещать и дистрибутировать подкаст. Но никто же не живёт в парадигме "российские подкасты хостятся только на локальных сервисах, поэтому конкурентов хватает)
SoundStream и ВК ещё