{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Нелегальный прокат вредит, а Голливуд «подарил шанс» измениться: глава «Централ партнершип» — о киноиндустрии России Статьи редакции

Главное из интервью «Ведомостям» об успехе «Чебурашки», проблемах индустрии и возможностях, которые её ждут.

  • С марта 2022 года голливудские кинокомпании, которые генерировали большую часть кассовых сборов в России, перестали выпускать в стране свои новинки. Из-за этого по итогам 2022-го сборы упали на 57,2% по сравнению с допандемийным 2019-м — до 23,7 млрд рублей. По сравнению с 2021-м — на 41,9%.
  • Гендиректор крупнейшего в России кинопрокатчика — компании «Централ партнершип» — Вадим Верещагин считает, что для восстановления показателей до уровня 2019-го индустрии понадобится два-три года.

Про успех «Чебурашки»

  • Фильм «Чебурашка» в начале 2023-го стал самым кассовым в истории российского кинопроката, опередив многолетнего лидера — «Аватар», вышедший в 2009-м. По словам Верещагина, причиной успеха стала совокупность факторов: во-первых, это «самый популярный персонаж в стране», во-вторых — это семейное кино. К тому же, сама картина «получилась».
  • При этом в «определённых сегментах» фильм «недобрал»: речь о молодёжи от 16 до 25 лет — отчасти потому, что они не ходят на российское кино, так как выросли в основном на голливудском, отчасти — потому что привыкли потреблять другой контент.
  • Фильм останется в прокате, пока «не иссякнет зрительский ручеёк»: то есть, пока его не посмотрит «последний зритель». Верещагин также выразил надежду, что «Чебурашка» — это «первая ласточка», и следующие фильмы также будут собирать большую аудиторию, что способствует популяризации российского кино.

Про нелегальный прокат

  • Хотя крупные киносети поставили в первые же после праздников выходные в прокат нелегальную копию «Аватара 2», на сборах «Чебурашки» это не сказалось, но другому фильму — драме «Мира» (сборы — 331,3 млн рублей) — это помешало, потому что у картин одна и та же аудитория.
  • В целом, по мнению Верещагина, нелегальный прокат создаёт проблемы для киноиндустрии. Последние десять лет кинопрокат пытались сделать «прозрачным» — например, запустили систему ЕАИС, в которой есть данные обо всех сборах и билетах. Но из-за нелегального контента эта «прозрачность» пропадает: потому что неясно, сколько он реально собирает. К тому же, эти фильмы не получают прокатное удостоверение — а значит, непонятно, соответствует ли их содержание законам.
  • Также неизвестно, на каких условиях показывают эти фильмы. В «классической» схеме кинотеатр оставляет себе 50% от кассы, а остальное делят между собой создатель фильма и его прокатчик. Сейчас пиратский контент позиционируют как «предсеансное обслуживание» — то есть его показывают перед каким-нибудь российским фильмом — и кинотеатры, «очевидно», забирают себе все деньги.
  • Поэтому кинотеатрам выгоднее ставить «Аватар», а не российские релизы, считает Верещагин. Он убеждён, что если бы с создателями фильмов делились деньгами, полученными от показа нелегальных картин, те смогли бы снимать крупнобюджетные картины.
  • В целом, эта практика мешает выпуску российских релизов — многим небольшим и средним прокатчикам приходится откладывать фильмы, потому что кинотеатры заявляют, что залов для их показа нет.

Про поддержку кинотеатров

  • Кинотеатры нужно поддерживать — они важная часть киноиндустрии. Государство может придумать способ это сделать, но, возможно не в виде прямой субсидии.
  • Придётся перестроиться под новую реальность: кинотеатры, возможно, должны стать определённым «местом притяжения» и продвигать фильмы. Те кинозалы, что подключаются к рекламным кампаниям, а не оставляют всё только на продюсера и дистрибьютора, уже «отлично» зарабатывают в отличие от тех, кто этого не делает.

Про принудительное лицензирование

  • Самая главная проблема — авторские права. Речь не только про фильмы, а ещё и об играх, ПО и прочем. И если закон примут, можно ждать ответа: в том числе отключение от иностранных магазинов приложений. В целом негативный эффект от этого будет больше положительного.

  • Кроме того, в этом механизме «нет необходимости» — потому что в России есть свой кинематограф, а голливудские фильмы вполне можно заменить отечественными. Это демонстрируют в том числе и сборы «Чебурашки».

Про региональные кинотеатры

  • Так как во всех регионах разные цены на билеты, лучше ориентироваться на то, сколько их продали — и здесь данные отличаются. Например, в Туве прокат упал на 77%, в Ямало-Ненецком округе — на 22%. В Москве — на 45%, в Московской области и Санкт-Петербурге — на 49%
  • В целом региональные кинотеатры чувствуют себя лучше, причины — активное развитие кинопроката в них. Раньше на Москву приходилось 30% сборов, в последние годы — 15%. Также стало меньше артхаусных и фестивальных фильмов, которые были популярны в Москве и Санкт-Петербурге. Могло сказаться и то, что именно из крупных городов в основном уезжали после начала «спецоперации». Точные причины ещё нужно изучить.

«Голливуд подарил шанс стать принципиально другой индустрией»

  • Своим уходом российской индустрии подарили «сумасшедший шанс» — она может не зависеть от иностранного контента и не бороться с главным конкурентом, выискивая дату для выпуска фильма.

  • Сейчас российскому кинематографу нужно выпускать больше «заметных» — со сборами от 500 млн рублей — фильмов и приучать аудиторию ходить на них. Сейчас в год выпускают около 150 российских фильмов, из них заметных — 10-15, а нужно 60.

0
324 комментария
Написать комментарий...
Good Mood Duck

Наши киноделы столько отечественного gøvna наштамповапли, я прокручивая Кинопоиск аж за голову схватился.
А многих, если не большинства старых зарубежных фильмов, которые хочется пересмотреть, нет.
Вывод: подписки в топку, торрент решает.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Егоров

Да ещё в платных подписках нужно фильмы докупать...красавцы

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вечерний

Короче, с товарищем скинулись на Я.Плюс с Амедиоткей (где-то он на два касаря откапал). Я всегда хотел на Амедиатеке погонять, т.к. часто с Кинопоиска была тема: смотрите на Амедиатеке.

Как же я ахуел когда в амедиатеке нарвался на фильм, за который нужно было ЗАПЛАТИТЬ на другом сервисе.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kruger

ну с учетом копеечной стоимости в 60 руб за месяц такое себе, тут тебе и кп и медиатека и музыка + может какие фишки еще пригодятся

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully

Чего, какая копеечная стоимость? Только плюс 299, плюс + амедитека - 699.

Причем и на кинопоиске, и на амедиатеке некоторые фильмы все равно нужно покупать отдельно.

Ответить
Развернуть ветку
Сан Ев

И таких фильмов (за которые дополнительно надо заплатить) становится всё больше. Очень скудная фильмотека на кинопоиске стала, причем это касается даже не новинок, а старой классики. Например, "Головокружение" Хичкока ещё в августе можно было посмотреть по подписке, сейчас надо заплатить 299. Решил, что продлевать подписку уже не буду.

Ответить
Развернуть ветку
321 комментарий
Раскрывать всегда