{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

«Ломать проще, чем строить»: главы концертных агентств рассказали, как изменилась индустрия и поможет ли приход VK и МТС Статьи редакции

Главное из материала РБК, которое поговорило с гендиректором TCI Эдуардом Ратниковым, президентом PMI Евгением Финкельштейном и президентом NCA Михаилом Шурыгиным.

Как изменилась индустрия после 24 февраля 2022 года

  • Доля «активных» артистов сильно сократилась, говорит президент PMI Евгений Финкельштейн. Многие российские музыканты публично высказались против действий правительства, поэтому больше не могут выступать. Украинские исполнители, как и зарубежные, не едут «по понятным причинам».
  • Но в пандемию ситуация была хуже, считает он: сейчас агентства могут «подстраиваться под обстоятельства», а тогда проводить массовые мероприятия в принципе не разрешалось. С этим согласен и руководитель группы NCA Михаил Шурыгин.
  • По словам гендиректора TCI Эдуарда Ратникова, после февраля одна только «Москва потеряла порядка 700 тысяч "качественных людей"»: это и профильные специалисты, и артисты, и аудитория, которая ходила на концерты.

Оба этих фактора — [пандемия и «операция»] — разрушали всё, что мы строили четверть века. Но последний нанёс существенно больший ущерб: как говорится, мир уже не будет прежним.

Эдуард Ратников

Что пришлось пересмотреть в бизнес-модели

  • TCI отдавало приоритет иностранным артистам, но теперь считает работу с концертным сегментом «второстепенной». Агентство сотрудничает с музыкантами из России, но сконцентрироваться хочет на сегменте шоу. Что компания понимает под «шоу» — Ратников не уточнил. В группе во «ВКонтакте» у TCI нет запланированных мероприятий, узнало vc.ru.
  • Переключиться на шоу решило и PMI. На сайте агентства указаны будущие показы литературно-театрального проекта «БеспринцЫпные чтения», а также поэтический моноспектакль художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина.
  • В NCA тоже развивают новое направление — это поиск и поддержка местных молодых артистов. В 2022 году, например, компания устроила в Самаре фестиваль «Сам.Фест», который включал в себя не только живые выступления, но ещё и лекции и мастер-классы для новичков индустрии.

Существует ли «чёрный список» артистов, которым нельзя проводить концерты

По данным «Фонтантки», после 24 февраля промоутеры стали получать списки исполнителей, чьи выступления считаются «нежелательными» (издание получило сам документ). В них оказались «Би-2», «Аквариум», «ДДТ», Noize MC, Anacondaz, Oxxxymiron, IC3PEAK, Моргенштерн и другие.

  • «Отвечу кратко: это не домыслы, и концертная индустрия на себе это ощущает», — заявил Финкельштейн. Шурыгин сказал, что сам список не видел и не слышал, чтобы его получали коллеги.
  • Ратников тоже не получал никаких реестров, но признался, что был бы не удивлён: «Проблема в том, что одна из точек зрения опасна текущему положению дел в государстве, и государство будет бороться с этой опасностью».
Иван Дорн. Источник: NCA

Как рынок относится к тому, что в отрасль приходят непрофильные игроки вроде VK и МТС

  • Это закономерный процесс, считает Ратников: часть концертного рынка освободилась, поэтому «произошла перегруппировка бизнеса». По его словам, время покажет, смогут ли VK и МТС привнести в индустрию что-то интересное. «Нередко это заканчивается "эффективным менеджментом", который всё постригает, не взрастив», — добавляет он.
  • Шурыгин отмечает, что концертная сфера — «нежная» экосистема, где не всё зависит от бюджетов. С тем же согласны и в PMI.

Я вообще не верю в экосистемы. «Экосистема» — это модный бренд, который все пытаются развивать. По сути люди просто строят бизнес, который должен принести для своих подписчиков и пользователей какие-то блага.

Когда экосистема заходит на концертный рынок, она начинает переплачивать за артистов. Это отражается на конечном покупателе и качестве.

Не могу сказать, что заход в отрасль таких игроков, как МТС, плох. Но каждый должен заниматься своим делом. А концертный бизнес — это вообще «закрытый клуб».

Евгений Финкельштейн

Есть ли перспективы работы в странах СНГ

  • Рынок СНГ уже давно «плотно интегрировался в российскую концертную сферу», а сейчас принимает тех российских музыкантов, которые не могут или не хотят выступать в России, говорит президент NCA Шурыгин. Но к полноценному бизнес-развитию в СНГ относится со скепсисом. Почему — не уточнил.
  • Ратников не отрицает перспектив, но запрос на концерты там ниже, а ещё есть проблемы с логистикой: «Организовывать в условном Казахстане концерт Rammstein сложно: чтобы туда доехать, нужно отработать часть России хотя бы до Новосибирска или Омска». К тому же «большой артист» привык работать с национальным оператором, добавил глава TCI.
Московское концертное агентство Pop Farm запустилось в Европе под названием Honeycomb Статьи редакции

Теперь оно работает в более чем десяти странах, а в России только раздаёт оставшиеся долги за отменённые концерты.

Основатели Pop Farm Дмитрий Зарецкий и Андрей Саморуков

Как участники отрасли оценивают её будущее

  • Интерес к концертным мероприятиям, мюзиклам и шоу растёт на фоне отсутствия киноновинок, говорит Финкельштейн. Помогают также развитие культурной программы «Пушкинская карта» и то, что «отрасль давно прошла импортозамещение: до прошлогодних событий 80% рынка занимали российские исполнители», заявил он.
  • Шурыгин признаёт, что есть нехватка артистов, но зато больше интереса привлекают новые проекты и молодые музыканты, а это «благоприятная обстановка для творчества». С последним отчасти согласен и Ратников. По его словам, сейчас хорошие условия, чтобы создавать «продукты-заменители» и разрабатывать новые концертные форматы.

Не существует способов быстро заместить всё выбывшее. Если вот прям завтра воцарится мир, и мы начнём выстраивать связи с цивилизованным миром, пройдёт еще года четыре перед тем, как появятся реальные результаты.

Ломать всегда проще, чем строить.

Эдуард Ратников
Ноэль Галлахер. Источник: PMI
0
88 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Kulakov

Они не сказали где деньги за 6 билетов на отмененные концерты 2020 года, заявки на возврат которых были поданы больше года назад?)

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

а кто вам задолжал — кто-то из этих ребят? я уже перестала следить за тем, что мне вернули, а что нет, но, кажется, что большую часть точно отдали :—(

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Уже не помню, кто был организаторами, но концерты были Billy Talent, Green Day и Park Live 😸

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Romanov

А почему вы не напишете досудебную претензию организатору?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Да как-то пофиг уже, если честно. Один из организаторов даже ответил на письмо, что начали рассматривать мою заявку, даже реквизиты какие-то уточнили, но на этом все закончилось)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда