{"id":14281,"url":"\/distributions\/14281\/click?bit=1&hash=ab757d18c623a4013353d71493ed166f5261785dc223f01a84b7b3412c030874","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438? ","buttonText":"","imageUuid":""}

Как уехать работать в США по визе О1 — опыт не-программиста

Привет! Меня зовут Илья Сизов, уже много лет я занимаюсь дизайном и визуальными коммуникациями. Примерно год назад я решил перебраться в Америку — без оффера или работодателя, готового везти меня за свой счёт. Вот как это было.

На разработчиков в Америке большой спрос, поэтому считается, что им получить визу проще, чем другим специалистам. Что делать, если вы не инженер?

Для начала надо разобраться с тем, на каких условиях ехать. На мой взгляд, полезнее всего обсудить это с людьми, которые сами прошли через те же сложности. Среди моих друзей вариантов было два: рабочие визы или лотерея грин-карт DV lottery. Лотерея — непрогнозируемый способ переезда, мне это не подходило. А вот с рабочей визой вы контролируете результат.

Среди знакомых с рабочими визами были те, кто поехал по приглашению работодателя — это виза H1B, и те, кто доказывал свои «заслуги» в индустрии — виза О1, для людей «с экстраординарными способностями». Тут вторая развилка: что вам больше подойдёт? Уже тогда я подозревал, что с моим опытом стоит попробовать О1: люди, которые имеют отношение к креативной индустрии, чаще всего переезжают с ней. Нужно доказать свою крутость: пригодятся награды, упоминания, благодарности, участие в конкурсах — любые социальные одобрения от известных фирм и брендов, знаменитых людей, СМИ.

Следующий пункт — поиск юриста. Лучшее решение, чтобы максимально повысить шансы на заветный штамп в паспорте — найти хорошего специалиста с опытом успешно закрытых дел. Так спокойнее: от него вы узнаете самую точную информацию, он предостережёт от ошибок и направит в нужную сторону.

На встрече с юристом я рассказывал о себе, бэкграунде, опыте. Мой запрос был: «хочу переехать в Америку, чтобы жить и работать». Юристы поддержали идею с визой О1. Значит, надо собирать кейс — дело с доказательствами вашей «экстраординарности».

Результаты сотрудничества с агентствами должны были стать «фундаментом» в подготовке визы. За последние пять лет у меня накопилось достаточно работ, которые выигрывали награды, про которые писали интернет-издания. Повезло, что приступать можно было сразу же. В тот момент никто ещё не знал, что скоро начнётся коронакризис, Трамп приостановит выдачу H1B, и все засядут по домам с Нетфликсом на экране.

Это классно, если успешные работы у вас уже есть. Что делать, если их нет? Не отчаиваться и заниматься проектами, которые оценит профессиональное сообщество.

Собираем кейс

Следующий шаг — подготовка портфолио. Из всех моих проектов иммиграционный адвокат выбрал около десяти.

Принципы, по которым отбирается проект для вашего кейса

Работы должны быть

  • для известных международных брендов,
  • с наградами на фестивалях/конкурсах,
  • те, которые упоминаются в новостях/прессе.

Необязательно, чтобы в одном проекте совпадали все три пункта, может быть только один. Но чем больше пересечений, тем портфолио сильнее и больше шансов на положительный исход дела.

Дальше — самое кропотливое: собрать проекты для кейса.

Надо подготовить

  • их презентацию: картинки и небольшие описания как на Бихансе,
  • всё, что было кем-либо о проектах сказано,
  • все упоминания, что они выиграли/опередили других/отличились на фоне, архивные сайты фестивалей — ВСЁ.

Рассказ о проекте — полбеды. Дальше — рассказ о вас. Эта часть называется personal press: те же манипуляции, но герой — вы. То есть собираем любые статьи, в которых вы — главное действующее лицо или интервьюируемый. Могут быть и публикации от вашего имени.

У меня ничего такого не было. Нужно было придумать, где взять эти статьи.

Я искал ресурсы поприличнее, которые принимают гостевые публикации, и писал статьи, чтобы заинтересовать эти издания. Получилось три заметки про некоммерческие дизайн-проекты и развёрнутое интервью. Чтобы найти платформы, готовые опубликовать ваши материалы, рекомендую гуглить фразу “guest posts”, плюс писать всем из любых списков best design blogs. Даже если на словах они не принимают гостевые публикации — всё равно пишите. Важно: посты в ЖЖ друзей не считаются, нужны ресурсы, которые можно назвать медиа.

Сделать публикации о вас — быстрее, чем на ходу «слепить» проект-победитель конкурса. Поэтому если конкурсные работы у вас уже есть — пробел с personal press можно добивать в процессе подготовки документов. Теперь остаётся собрать портфолио и статьи о вас в ПДФ и распечатать.

Дальше — testimonial letters. То есть письма от людей, хорошо известных в индустрии, в которых сказано, что вы талантливый человек. Они должны подтвердить, что вы отличились в своих проектах и без вас всё вообще пропало бы. Задача довольно простая: если вы расстались с людьми в нормальных отношениях — отчего бы им не написать?

Testimonial letters у меня было три: все от руководителей рекламных агентств, с которыми я работал.

Ещё нужны письма от американских компаний, в которых говорится, что они заинтересованы в работе с вами — engagement letters. Обратите внимание: письма — не офферы, никто не обязуется непременно устроить вас к себе.

Здесь я решил искать связи и контакты с американскими компаниями через знакомых и друзей друзей. На мой взгляд, такой способ самый быстрый. Не думаю, что отправлять резюме по студиям или ждать отклика рекрутера на Линкедине было бы результативнее. Это единственная часть подготовки, где с самого начала не всё было понятно и не всё зависит от меня. В итоге я собрал пять писем.

Их остаётся дополнить отзывом от профессионального союза или института: нужно, чтобы они оставили отзыв на портфолио. В моём случае это была AIGA.

Напоследок — petitioner. То есть американский гражданин, который от своего имени подаст петицию: он хочет, чтобы вам выдали визу. Многого от него не требуется, только поставить подписи в нужных местах. Хорошо, что я успел поработать в русско-американской компании, и у меня с тех пор был хороший приятель с американским гражданством. Он согласился помочь.

Всё! С подготовкой закончили, дальше остаётся подать документы и ждать ответа. Свою визу я получил в конце февраля.

Самым большим стрессовым фактором для меня стало время. Начать заниматься personal press и engagement letters я мог бы и пораньше, тогда процесс подготовки шёл бы спокойнее. Но повезло: сбор материалов закончил в феврале и в конце месяца отдал все документы. Ровно перед тем моментом, когда из-за коронавируса всё начало постепенно закрываться, а Трамп ввёл ограничения по выдаче виз.

А что после?

Виза открывается на три года, для продления нужно доказать американскому государству, что вы ему полезны. Поэтому сейчас мой план: доказать полезность уплатой налогов и работой над хорошими проектами.

Итого

Список документов для кейса:

  • распечатанное портфолио с вашими проектами,
  • публикации о проектах,
  • personal press — публикации о вас,
  • testimonial letters — отзывы бывших работодателей/руководителей проектов,
  • engagement letters — приглашения к сотрудничеству от компаний,
  • отзыв от профессиональной организации,
  • петиция от человека с американским гражданством.

Плюсы работы с юристами:

  • они знают специфику общения с представителями власти,
  • помогут избежать ошибок при подаче документов,
  • исходя из вашего личного опыта, выберут тип визы, подходящий именно вам.

Минусы:

  • нужно найти проверенного специалиста,
  • рассчитывайте, что работа с ним будет стоить около 5000–6000 $.

Сколько времени у меня на всё ушло?

Подготовку кейса начал в октябре-ноябре и закончил в конце февраля — всего около 4 месяцев.

На портфолио, personal press ушли первые 2,5 месяца.

Поиском компаний для engagement letters и testimonial letters я занимался 1,5 месяца.

Сколько денег было потрачено?

Работа юриста обошлась в 6 000$.

Издержки в процессе подготовки и ускоренная подача визы суммарно обошлись в 2 500$.

Так что я бы закладывал примерно 8 000$ на все расходы.

Выводы

  • Нужно сделать так, чтобы ресурсы работали на вас — время и финансы. Заранее прикинуть сроки и возможные траты: юрист, подача заявки, расходники. Чтобы в момент, когда надо действовать, не упустить свой шанс.
  • Идеально по продуктивности — выбрать хорошего юриста, который возьмётся за дело не из-за денег, а потому что знает, как вам помочь.
  • Если получение визы не горит, подготовьте публикации заранее. Это то, что можно сделать относительно быстро, и усилия требуются только от вас.
  • Если вы пока не планируете оформлять визу, помните: нетворкинг — добро, а хорошие отношения с бывшими работодателями — большая ценность.

Вся подготовка кейса: составить портфолио, найти упоминания в прессе, собрать публикации — очень трудоёмкая задача. Но если чётко понимать, что и когда вы собираетесь делать — вполне выполнимая. Плюс по всем мелочам помогает иммиграционный адвокат. Возможно, если вас будет перевозить работодатель, будет проще. Сейчас много и дизайнерских позиций с релокейтом.

Уже после переезда я начал делать сайт для @g_jobbot. Это бот по поиску работы, его запустили мои бывшие коллеги. Там куча позиций с релокейтом — посмотрите, если интересно найти для себя новое место.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Bender Rodriguez

АХхаха, Госдеп! АСТАНАВИСЬ!

Третий материал за неделю от восторженных мигрантов :)

На самом деле я просто завидую.

/irony

Ответить
Развернуть ветку
Ilia N

Согласен. Живу в США уже два года. Не так уж тут и здорово.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

возвращайтесь на родинку

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда