Открыть суши-бар в Таиланде с прибылью 340 тысяч рублей в месяц
Андрей и Ира мечтали пожить в Азии какое-то время. А в итоге открыли один из лучших суши-ресторанов на острове Панган. Рассказываем подробно и с цифрами, как это получилось.
В 2015 году Андрей Листкин переехал из Москвы в Таиланд. Два года он работал поваром и сушистом в пляжном клубе. Накопив деньги, открыл свой суши-бар.
Изначально он не был уверен в успехе и планировал сделать небольшое кафе на шесть столов: днём работать в других местах, а вечером у себя. Но клиентов оказалось так много, что искать другую работу не пришлось. Сейчас суши-бар приносит в среднем 340 тысяч рублей в месяц.
Переезд в Таиланд
Первый раз Андрей поехал в Таиланд в 2014 году. Из Бангкока за компанию с новыми знакомыми поехал на Панган.
Это пятый по величине остров Таиланда, его население 12 тысяч человек. Он не так популярен у туристов, как Самуи или Пхукет. Здесь меньше развлечений и ниже уровень сервиса. Люди едут сюда не за событийным отдыхом, а ради природы и тишины. Хотя здесь проходит одна из крупнейших в мире ежемесячных пляжных вечеринок — Full Moon Party.
На Пангане несколько небольших населенных пунктов. Самый крупный — Тонг Сала. Здесь находится пирс, куда приплывают паромы с туристами. Аэропорта на острове нет. По всей береговой линии раскинулись отели и резорты. Живущие здесь русские называют Панган большой деревней.
Андрею остров понравился. Он решил пожить здесь и устроился поваром в русский ресторан. Там он познакомился с Ирой, которая работала официанткой. Ребята стали встречаться. Поработав в ресторане полгода, они вернулись в Москву. Но вскоре поняли, что суета мегаполиса их не радует. И решили отправиться обратно в тепло.
Почему суши
У Андрея большой опыт работы поваром. Восемь лет он трудился в хороших ресторанах в Алма-Ате, Санкт-Петербурге и Москве. Работал в разных кухнях: европейской, азиатской, молекулярной. Ира занималась фотографией и графическим дизайном.
Вернувшись на остров, Андрей устроился на работу в большой пляжный клуб. На Пангане почти нет суши и роллов. А тех, к которым привыкли европейцы, американцы и русские («Филадельфия», «Калифорния» и тому подобные) не было совсем. Поэтому Андрей предложил владельцу запустить суши-меню. Оно стало популярным у туристов и местных.
Андрей работал без оклада, получал третью часть от продаж. Сам активно привлекал клиентов: печатал флаеры, запускал рекламу в Facebook. Постепенно у него созрело желание открыть собственное кафе.
За два года Андрей накопил $20 тысяч. Попутно узнавал, как открыть компанию, цены на аренду, прикидывал расходы и подводные камни. Когда контракт закончился, он попрощался с владельцем заведения и начал искать помещение.
Поиск помещения
В низкий сезон — с мая по октябрь — многие иностранцы закрывают бизнес и уезжают с Пангана. Найти помещение в этот период проще. В январе–феврале, наоборот, всё уже занято. Ребята начали поиск в мае 2018 года. Смотрели в основном уличные объявления.
Сначала они хотели найти вариант с видом на море. Но цены оказались слишком высокими. Владельцы требовали плату на несколько лет вперёд. Через неделю поисков решили остановиться на юните в центре Тонг Салы. Это популярный в Таиланде формат двухэтажных домов. На первом этаже — нежилое помещение под бизнес, на втором — жилые комнаты.
Помещение в 160 м² (80 м² на каждом этаже) обошлось в 30 тысяч рублей в месяц. Заплатили за шесть месяцев вперед и депозит 60 тысяч рублей — всего 240 тысяч рублей.
Первый этаж на две равные части делила перегородка. Поскольку ребята хотели небольшое заведение, решили задействовать только одну комнату, а вторую пока не трогать.
Подготовка к открытию
Ремонт Андрей делал сам, навыки у него были. Покрасил зал, сделал барную стойку и рабочие поверхности для кухни. На месте парковки, которой решили пожертвовать, построил веранду в 16 м².
На вход заказали красивую стеклянную дверь. Еще купили проектор и сделали на одной из стен экран. Вечером на нем показывают без звука фильмы с японской тематикой. Получилось атмосферно — экран привлекает посетителей с улицы.
Всю мебель и оборудование ребята купили на Пангане. В зале и на террасе поставили по четыре стола. Всего вышло 24 посадочных места. Обстановка получилась минималистичной, но приятной и комфортной. Ресторан открылся в августе 2018 года.
Расположение оказалось удачным. По улице гуляет много туристов. А за счет того, что здание стоит на повороте, водители байков притормаживают и успевают все рассмотреть.
На входе повесили вывеску и установили лайтбокс с ценами. Меню сверстали сами, на этом тоже сэкономили. Под открытие сделали рекламу в Facebook и Instagram.
Оборудование суши-бара — 316 тысяч рублей:
три холодильника — 106 тысяч рублей;
стиральная машина — 24 тысяч рублей;
кондиционер — 40 тысяч рублей;
экран и проектор — 40 тысяч рублей;
две морозилки — 30 тысяч рублей;
фритюрница — 4000 рублей;
вакуумный упаковщик — 2000 рублей;
блендер — 4000 рублей;
кухонные принадлежности (чайники, формы и так далее) — 20 тысяч рублей;
посуда — 46 тысяч рублей.
Подготовка к открытию — 48 тысяч рублей:
вывеска — 18 тысяч рублей;
- печать меню — 16 тысяч рублей;
- уличный лайтбокс с меню — 3000 рублей;
- реклама в соцсетях 11 тысяч рублей.
Но занимать не пришлось. Через неделю после открытия, поняв, что не справляются с потоком клиентов, ребята убрали с террасы два стола и наняли двоих бирманцев. Повар готовит супы и салаты, девушка убирается и моет посуду. Суши и роллы Андрей готовит сам. А Ира обслуживает зал.
Производство
Все продукты и алкоголь Андрей закупает в «Макро». Это тайская сеть гипермаркетов вроде «Ашана». На Пангане у них всего один небольшой магазин. Но если бы не он, речи о суше-ресторане быть не могло. Здесь есть все нужные продукты. Еще одно преимущество — не нужен собственный склад с большими холодильниками. Можно закупаться по мере необходимости.
У «Макро» хорошая логистическая сеть. Они привозят норвежский лосось не в замороженном, а в охлажденном виде. Это сохраняет вкус и качество рыбы.
Раз в неделю Андрей закупает ящик лосося — четыре–пять больших рыб. Их он очищает, режет и расфасовывает в вакуумные пакеты, чтобы сохранить свежесть. Другие рыбы и морепродукты тоже экспортные — из Китая, США и Австралии. Рис и васаби из Японии, саке из Китая, вино французское, австралийское и итальянское. Из местного только креветки, пиво и фрукты.
Покупки Андрей делает утром, до открытия ресторана. Со временем он столкнулся с проблемой, что на байке невозможно увезти всё разом. Нужна машина или тележка. Но пока приходится ездить несколько раз.
Помимо суши, сашими и роллов, в меню четыре супа, два блюда из риса и пара салатов. Из напитков — чай, фруктовый шейк, свежий кокос, молочные коктейли и алкоголь. Десерт только один, зато уникальный — глазированные сырки, как в России. Для их производства ребята сами делают творог. Поскольку в Таиланде такого продукта не найти, русские с радостью его скупают.
Всего на Пангане шесть заведений с суши и роллами. У большинства, по наблюдениям Андрея, есть проблемы с кухней. Переваренный рис, не очень свежие продукты, маленькие порции. С сервисом тоже бывают проблемы. Тайский общепит часто представляет из себя бамбуковые хижины, в некоторых местах и вовсе антисанитария.
Ребята уделяют сервису много внимания. Девушка европейской внешности в зале, чистота, влажные полотенца, приглушенный свет и приятная музыка — большая редкость для здешних недорогих ресторанов.
Всем посетителям подают бесплатную бутылку холодной воды. Многие после этого не заказывают напитки. Кроме того, пока у ребят нет бармена. Поэтому бар приносит только 10% от выручки. В ближайшем будущем Андрей планирует нанять бармена и поработать над коктейльной картой.
В новогодний пик в ресторане работала ещё одна официантка — тайка, но вскоре её уволили. Тайцы часто относятся к работе спустя рукава, иногда доходит до саботажа. Это опыт не только Андрея, но и многих его знакомых. Спасают гастарбайтеры из соседней Бирмы. Они трудолюбивее и ответственнее местных, а зарплата у них ниже.
Цены у Андрея не выше, чем у конкурентов. А по сравнению с Бангкоком или Самуи — вовсе небольшие. Например, набор роллов «Филадельфия» стоит 250 бат — около 500 рублей. В роллы Андрей кладет много рыбы — «как себе». Они получаются большие и сытные. Средний чек на двоих — 2000–2400 рублей. Пятую часть выручки приносят заказы на вынос.
Важный момент — помимо туристов, ресторан оказался популярен и у местных. Тайцы часто сюда заглядывают. Поэтому в низкий сезон у Андрея, в отличие от многих конкурентов, не падает выручка.
Ресторан работает шесть дней в неделю с 13:00 до 22:00. Выходной по вторникам. Сейчас Андрею тяжело совмещать кухню с другими задачами. В ближайшие месяцы ребята планируют расширяться. Нанять и обучить персонал, увеличить посадку в два раза, задействовав пустующую часть помещения и убрав барную стойку. Сами хотят сосредоточиться на управлении.
Документы
Открыть компанию в Таиланде может любой иностранец, вид на жительство не нужен. По закону иностранец может владеть только 49% компании, 51% процент должен быть у гражданина Таиланда.
Регистрация компании заняла две недели. Еще понадобились разрешение от СЭС и лицензия на алкоголь. А также рабочие визы — work permit. Без них в своём ресторане делать ничего нельзя. Документы на их получение подавали в посольство Таиланда в Малайзии. Всё было готово на следующий день.
Есть нюанс с продлением виз — для этого раз в три месяца ребятам приходится выезжать из страны. Самое популярное решение — ехать в соседнюю Малайзию и в этот же день возвращаться обратно. На двоих такая поездка обходится в 6000 рублей.
Еще есть затраты на оформление работников в компанию. Наём гражданина Бирмы обходится в 7000 рублей, увольнение — в 3000 рублей. Брать на работу тайцев можно бесплатно. Зато им приходится платить социальную страховку, около 10% от зарплаты.
Расходы и прибыль
Андрей был готов инвестировать в бизнес $20 тысяч — и у него получилось уложиться в эту сумму. Он сильно сэкономил, самостоятельно сделав ремонт.
В Таиланде компании платят прогрессивный налог с прибыли. Ставка варьируется от 0 до 30% в зависимости от размера уставного капитала и прибыли.
Открытие суши-бара — 1 111 600 рублей:
аренда на шесть месяцев и депозит — 240 тысяч рублей;
- открытие компании и рабочие визы — 180 тысяч рублей;
- ремонт — 74 тысячи рублей;
оборудование — 316 тысяч рублей;
- мебель — 111 600 рублей;
- реклама и полиграфия — 30 тысяч рублей;
- закупка продуктов к открытию — 80 тысяч рублей.
Затраты каждый месяц — 463 480 рублей:
- аренда — 30 тысяч рублей;
- зарплата — 94 тысячи рублей;
- электричество — 7000 рублей;
- вода — 1800 рублей;
- газ — 1200 рублей;
- интернет — 1480 рублей;
- продукты — 320 тысяч рублей;
- налог на две рабочие визы — 6000 рублей;
- реклама в Facebook — 2000 рублей.
После вычета всех расходов и платежей чистая месячная прибыль у ребят выходит в среднем около 340 тысяч рублей.
Советы тем, кто решит открыть общепит в Таиланде
На маленьком Пангане около 400 ресторанов. Их владельцы — тайцы, итальянцы, французы, скандинавы, иранцы, греки, русские и другие иностранцы. Люди знают, что готовят. Открывая общепит, нужно либо самому хорошо знать кухню, которую собираешься делать, либо нанимать профессионалов. Если будешь открывать то, в чем не разбираешься, — вряд ли получится.
Не стоит экономить на оформлении документов. Нужен нормальный юрист. У тех, кто обращался к непроверенным людям, иногда возникали проблемы. Например, под видом лицензии на алкоголь посредники могут подсунуть другой документ — условно, лицензию на продажу попугаев.
Также обязательно заключать договор аренды помещения. Иногда хозяева предлагают поработать на «честном слове». Соглашаться на такое не нужно. К тому же без договора не получится открыть компанию.
В целом Андрей и Ира очень довольны своим первым ресторанным опытом. В ближайших планах — расширение. Также одна из идей — наладить в Таиланде производство глазированных сырков.
А какова чистая прибыль у заведения, если не секрет, в низкий сезон (сезон жары и сезон дождей)? И есть ли она?
Там написано: в низкий сезон прибыль почти не падает за счет того, что кроме туристов, местные тоже активно посещают )
Местные (тайцы) активно кушают суши и роллы, а не квитиэу (куриный суп с лапшой) или кхао пад гай за 40 бат/порция? Ничего не путаете? Я бывал на Пангане и долго жил в Таиланде. Немного в теме.
Простите, не верю.
Ну, герой статьи так сказал. Не думаю, что есть смысл врать ) наверное, они кушают и то и другое. Есть же тайцы с доходом повыше среднего, наверняка.
В Бангкоке есть такие тайцы, целый обширный, полноценный городской средний класс. И в столице действительно бурно расцветают сети японских ресторанов, суши-баров и буфетов со средним чеком 600-1000 тайских бат. Есть платежеспособный спрос - есть предложение, причем часто в этих заведениях работают повара-японцы. Своими глазами видел. Но на острове Панган в низкий сезон нет денежных тайцев.
Так что, статья ваша хорошая, мотивационная. Но неправдоподобная. Пусть лет 10 там поработают успешно хотя бы, тогда против фактов будет сложно что-то возражать.
Комментарий недоступен
Dear guests :)
Last month we not only had a vacation, but also visited many tasty and interesting restaurants. We received a charge of strength and inspiration.
Very soon we will finish a small renovation of the restaurant.
We will be open soon
Это от хорошей жизни они на месяц закрылись, я так понял.
Ну отпуск + ремонт. Все написано ведь. Или они должны гостей принимать среди строительных работ?))
Вы прикалываетесь, что ли?
Ресторан три года обрастает постоянной клиентской базой, зарабатывает типа 300 кусков в месяц чистыми и чтобы сделать косметику на 40 квадратных метрах ребята закрывают его на месяц, вместо того, чтобы сделать за пару дней?
Комментарий недоступен
А в 80% кафешек и тайские макашницы подают гостям влажные полотенца и суши с кучей рыбы? Сравниваете уличную тележку с кафешкой человека, который 8 лет работал поваром в ресторанах.
Комментарий недоступен
Я сам был на Пангане в 2015 и ужинал несколько раз за 250-400 бат. Это вы всех собираете в одну корзинку.
Комментарий недоступен
Они открылись в августе 2018. До этого Андрей работал в чужом заведении. Добавил в статью про месяц открытия.
Вот проработали год почти, закрылись на отпуск, недавно вернулись.
в отпуск они ездили
Дорогой отпуск вышел, да?
Это откуда текст?
фб, ссылка в посте.
Как показывает практика - смысл врать всегда есть и у каждого он свой индивидуальный. Но в основном всё враньё делится на 1.банальное хвастовство вперемешку с глупостью и 2. корыстные/мошеннические мотивы: продать франшизу, привлечь инвестиции.
Есть третий вариант - пропиарить свое бизнес-начинание. И не столько откровенное вранье, здесь скорее window dressing. Как презентации создаются: о плохом намеренно умалчивают, зато хорошее рисуется в самых ярких красках. А жизнь - не сказка, поэтому вырабатывать критическое мышление будет полезно многим.
раз там 400 ресторанов и всего 6 суши-льниц, то с предыдущим автором можно согласиться. Да и из своего опыта могу сказать, что такая еда не пользуется у среднего тайца популярностью
Зависит от качества.
У нас в Таланге открылся маленький ресторан японской кухни.
Причем на задворках, без особой рекламы.
Правда шеф работал 20 лет на дядю, теперь открыл свое.
Цена блюда - 200-400 батов.
Иностранцев я там ни разу не видел.
Так вот, пятницу-субботу там аншлаг
http://lurkmore.to/%D0%9E%D0%91%D0%A1