Почему стартапы из России ищут деньги хуже, чем международные — на примере письма инвестору
Объясняет венчурный инвестор Алексей Менн.
Сегодня очень заметна разница в подходах международных и российских проектов к привлечению инвестиций.
Время тяжелое для фандрайзинга. Большинство инвесторов поставили на паузу новые сделки на четыре-шесть месяцев. Конкуренция за инвесторов, которые ещё активны, — большая.
Сегодня мы получаем около 10–14 предложений в день. Думаю, что фонды, которые, в отличие от нас, хоть как-то занимаются маркетингом, — в два-три раза больше. Примерно 70% предложений — проекты, никак не связанные с Россией, 10% предложений от российских фаундеров на международных рынках, 20% — Россия.
И российские проекты сильно отстают от международных аналогов уже на уровне первого письма.
Кажется, что написать такое письмо совсем не сложно. И я гарантирую, что конверсия в ответы (положительные или отрицательные, уже зависит от качества проекта), а не в игнор будет высокой. Теперь типичное письмо от российского основателя. Вы сейчас будете думать, что я шучу, но 80% пишут именно так:
Такое письмо имеет очень низкую конверсию в ответы. Всегда.
Письмо оставляет ощущения спам-рассылки и заранее настраивает на негатив при прочтении документов.
Письмо создаёт ощущение, будто вы пришли в новый ресторан, ещё не видели меню, но вас просят сначала оплатить счёт.
Эээ...
Если честно, то в тех, кого никто не понимает, и инвестировать обычно не надо.
Хорошо, что не сразу non-compete.
Обычно главная характеристика такого письма — категоричное избегание любых цифр и метрик.
Любое письмо, в котором рассказывают, как «нас завали предложениями», отдаёт разводняком.
Передайте — «привет!»
Я не пытаюсь сказать, что так делают все, но писем в таком стиле очень-очень много. И контраст с международным письмом (ок, оставим за скобками Индию, Китай и некоторые страны экс-СНГ) просто огромный. Так жить нельзя, надо исправляться.
Опубликовано с разрешения автора. Оригинальную заметку можно прочитать на странице Менна в Facebook.
Если честно, имел опыт общения с некоторыми частными инвесторами, они стартапы ни во что не ставят. Отношение как к рабам. Если инвестор не хочет тратить даже немного своего времени на того, кто заработает за него денег, то такого инвестора нужно сдать прямым текстом на х**. Бизнес это взаимовыгодное сотрудничество и доверие.
Что касается писем, то у многих стартапов корни вырастают из науки и иди с ними. Многие специфические люди, которые не имеют эффективного опыта публичной жизни. Это российские реалии. Но при этом сам проект может быть интересен. Если инвестор не хочет тратить даже пять - десять минут своего времени на то, чтобы разобраться даже поверхностно, то врятли это эффективный инвестор, который хочет чего то добиться.
А проектов в России всё меньше. Вон взять конкурс криптонит. Всего около 500 проектов на всю страну. Смех да и только.
А если посмотреть на предложения инвесторов, то многие просто не серьезные и предлагают смешные суммы.
Может их имя твоё насторожило?
Вроде нормальное у него имя. Не Камаз Узбеков же)
Да, самое главное скромное)
2020 год на дворе. Среди молодежи кругом одни Харитоны, Снежаны и Аполлоны. Все уже в порядке вещей