Почему стартапы из России ищут деньги хуже, чем международные — на примере письма инвестору
Объясняет венчурный инвестор Алексей Менн.
Сегодня очень заметна разница в подходах международных и российских проектов к привлечению инвестиций.
Время тяжелое для фандрайзинга. Большинство инвесторов поставили на паузу новые сделки на четыре-шесть месяцев. Конкуренция за инвесторов, которые ещё активны, — большая.
Сегодня мы получаем около 10–14 предложений в день. Думаю, что фонды, которые, в отличие от нас, хоть как-то занимаются маркетингом, — в два-три раза больше. Примерно 70% предложений — проекты, никак не связанные с Россией, 10% предложений от российских фаундеров на международных рынках, 20% — Россия.
И российские проекты сильно отстают от международных аналогов уже на уровне первого письма.
Кажется, что написать такое письмо совсем не сложно. И я гарантирую, что конверсия в ответы (положительные или отрицательные, уже зависит от качества проекта), а не в игнор будет высокой. Теперь типичное письмо от российского основателя. Вы сейчас будете думать, что я шучу, но 80% пишут именно так:
Такое письмо имеет очень низкую конверсию в ответы. Всегда.
Письмо оставляет ощущения спам-рассылки и заранее настраивает на негатив при прочтении документов.
Письмо создаёт ощущение, будто вы пришли в новый ресторан, ещё не видели меню, но вас просят сначала оплатить счёт.
Эээ...
Если честно, то в тех, кого никто не понимает, и инвестировать обычно не надо.
Хорошо, что не сразу non-compete.
Обычно главная характеристика такого письма — категоричное избегание любых цифр и метрик.
Любое письмо, в котором рассказывают, как «нас завали предложениями», отдаёт разводняком.
Передайте — «привет!»
Я не пытаюсь сказать, что так делают все, но писем в таком стиле очень-очень много. И контраст с международным письмом (ок, оставим за скобками Индию, Китай и некоторые страны экс-СНГ) просто огромный. Так жить нельзя, надо исправляться.
Опубликовано с разрешения автора. Оригинальную заметку можно прочитать на странице Менна в Facebook.
Год поиска инвестиций в РФ: познакомился с кучей народа, сделал свой чат. Вывод: на рынке РФ одни шапитошники: приходите к нам, заплатите нам, у нас инвесторы.... Какого я бреда только не услышал: ангел: я даю деньги в рост.
Один типа инвестор: проект у тебя нормальный, денег не дам пока, ну так получилось познакомился поближе, через год увидел пару проектов, в которые он вложился, показал людям , эти проекты на стадии инвестиций разнесли сразу. Итог: все его проекты под списание.
Один инвестор решил мой проект реализовать своими силами, до сих пор реализует))).
Реально у нас в РФ очень плохо с инвестрами, но и посмотрев кучу проектов на разных мероприятиях я скажу так: какой херней страдают талантливые программисты))) это реально бред: прекратите создавать 100500 CRM для ноготочков. Одни делали такую беду... Когда их проект разобрали, он ни кому стал не нужен.
Ну а отношение инвесторов к стартапам просто наплевательское: договоришься, напишешь, пошлёшь презентацию, посчитаешь, в итоге просто мороз, ни те здрасти, ни до свидания.
Полностью согласен.