«Яндекс» и «Сбербанк» разделят «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет» Статьи редакции
Интернет-компания выкупит «Маркет», а банк — «Деньги».
«Яндекс» и «Сбербанк» официально объявили о разделении совместных активов:
- «Яндекс» выкупит долю «Сбербанка» в «Маркете» за 42 млрд рублей. Банку принадлежит 45% в компании.
- «Сбербанк» заплатит за долю «Яндекса» в «Деньгах» 2,4 млрд рублей. Сейчас банку принадлежит 75% этой компании.
Стороны планируют закрыть сделки в третьем квартале 2020 год, их уже одобрили совет директоров «Яндекса» и правление «Сбербанка». Сделку о выкупе доли в «Яндекс.Маркете» должна согласовать Федеральная антимонопольная служба России, уточнили в интернет-компании.
Президент «Сбербанка» Герман Греф останется членом совета директоров «Яндекса» до следующего собрания акционеров компании, но в будущем он покинет совет.
Что станет с «Маркетом»
«Яндекс» выкупит у «Сбербанка» 45% «Яндекс.Маркета» за 42 млрд рублей при общей оценке компании около 87,3 млрд рублей. При создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета» в 2018 году партнёры оценивали его в 60 млрд рублей, банк вложил 30 млрд рублей в обмен на 45% акций «Яндекс.Маркета».
«Совокупная прибыль "Сбербанка" от сделки составит около 20 млрд рублей, её окончательный размер будет определён на момент закрытия», — сообщили в пресс-службе «Сбербанка».
После «развода» «Яндекс» получит 100% «Маркета» и, как и раньше, выделит часть акций под мотивационную программу сотрудников. Команда «Маркета» продолжит свою работу под руководством гендиректора Максима Гришакова.
Компания «Яндекс.Маркет» развивает одноимённый агрегатор товаров в разных магазинах и онлайн-маркетплейс «Беру». По собственным данным «Яндекса», оборот «Беру» составляет около 4 млрд рублей в месяц, а каждый день покупателям доставляют более 130 тысяч товаров.
«Яндекс» уже анонсировал развитие «Маркета» в связке с другими своими сервисами:
- Водители «Яндекс.Такси» и курьеры «Еды» и «Лавки» смогут доставлять заказы на «последней миле».
- «Поиск» и «Дзен» начнут показывать пользователям «новые сценарии покупки и новые услуги».
Благодаря таким партнёрствам «Маркет» сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей, рассчитывают в компании. Новая стратегия предполагает увеличение инвестиций в развитие маркетплейса, отметили в «Яндексе», но не уточнили, сколько потребуется денег.
Что станет с «Деньгами»
«Яндекс.Деньги» и все её сервисы продолжат работать в обычном режиме, но до конца 2020 года компания проведёт ребрендинг и сменит название. Новое название пока неизвестно.
Пользователи по-прежнему смогут авторизоваться с помощью аккаунта на «Яндексе», а банковские карты «Денег» будут работать до окончания срока, после чего их можно будет перевыпустить.
«Сбербанк» выкупит у «Яндекса» 25% плюс один рубль в «Яндекс.Деньгах» и станет единственным собственником компании. Предварительная сумма выкупа — 2,4 млрд рублей, окончательная сумма будет зависеть от курса доллара на дату закрытия сделки.
В «Сбербанке» отметили, что сделка проходит с «существенным дисконтом к рыночной стоимости», поскольку проводится по цене, определённой на базе соглашения о покупке доли в «Яндекс.Деньгах» от 2012 года.
По итогам 2019 года оборот «Яндекс.Денег» составил 502,7 млрд рублей, показав рост в 13 раз, чистая прибыль составила 1,9 млрд рублей. На 31 декабря у компании было 6 млрд рублей собственных денег, сообщили в «Сбербанке». На осень 2019 года в «Яндекс.Деньгах» зарегистрировано больше 60 млн кошельков, выпущено 2 млн пластиковых и 19 млн виртуальных карт.
«Яндекс» получит возможность развивать собственные сервисы финансовых услуг, соглашение о неконкуренции из-за «Денег» запрещало это делать. Осенью 2019 года источники The Bell говорили, что «Яндекс» готовится запустить сервис для покупки и продажи ценных бумаг «Яндекс.Инвестиции», а его партнёром может стать ВТБ.
«Мы считаем финтех перспективной отраслью, которая будет активно развиваться в ближайшие годы, и внимательно изучаем возможности развития этого направления. Однако мы не раскрываем конкретные планы заранее», — рассказал vc.ru представитель «Яндекса».
«Яндекс» получит инвестиции и новых акционеров
«Яндекс» привлечёт $800 млн дополнительных инвестиций для дальнейшего развития и новых инициатив. Компания выпустит акции класса A, их экономическая доля в капитале составит около 5, голосующая доля — 2,5%.
Акции на $600 млн в равных долях купят «ВТБ Капитал», инвесткомпания Романа Абрамовича и инвесткомпания, бенефициарами которой выступают Александр Абрамов и Александр Фролов. Остальные акции на $200 млн будут проданы по ускоренной подписке.
Инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции «Яндекса» в течение двух лет. Кроме этого, в течение двух лет они не могут увеличить свою долю в компании более чем до 3,99%.
Впервые о возможном «разводе» «Сбербанка» и «Яндекса» сообщили источники The Bell в июне 2020 года. Причиной могло стать «непорядочное отношение» со стороны «Сбербанка», который начал развивать свою экосистему сервисов вместе с Mail.ru Group, главным конкурентом «Яндекса».
Как можно было Сберу отдать ЯДеньги... непанимаю.
Очень просто. ЯД по сути единолично (не) развивался Сбером, и никакой важной роли в экосистеме Яндекса не принимал, при этом по условию договора Яндекс не мог запускать другие финтех сервисы. Сейчас же Яндекс от этого обременения избавился, чтобы запустить полностью свои новые ЯД 2.0, которые будет развивать под свои нужны и таким как они его видят, о чем и сказано в пресс-релизе.
Вангую будет что-то типа собственной карты Яндекс.Плюс уже без кооперации с Тинькофф и Альфой, с бесплатным обслуживанием и повышеным кэшбеком на Беру, Такси, Драйве, Еде, Лавке и т.д.
И зачем это Яндексу? Кучу бабла вкинуть в лицензию, в поддержку и безопасность. Как конкурировать с переименованными ЯД, у которых аудитория уже есть? Как - со Сбер.Онлайном и прочими банками? 1-2% комиссии хватит на оплату этого банкета? 🤔 Они пока предпочитают за бабло продавать подписку на Плюс с оплатой любой картой вместо всего описанного геморроя 😏
Затем, что у новой зелёной конкурирующей экосистеме свой банк есть! И, например, он способен сколь угодно долго заливать свои сервисы Спасибами.
Как конкурировать?Создаёшь продукт и конкурируешь! Или как и зачем Яндексу было конкурировать с Убером, таксопарками и бомбилами? Ради комиссии в 1-2%? А зачем было начинать конкурировать с Google, Waymo и Tesla в создании беспилотников? А зачем вкачивать кучу бабла в доставку чужих блюд из чужих ресторанов? А зачем пытаться конкурировать с Озоном и Али?
Можно же просто вечно контекстную рекламу в выдаче продавать и не парится!
Про ЯД вообще забудьте, без Яндекса это просто недобанк без плюшек внутри полноценного банка. Назовут его ещё наверное как-нибудь смешно типо СберДеньги или Сбер@КиберКошелек Онлайн.
Комментарий недоступен
Очевидно что они идиоты и занимаются какой-то чепухой)))
Комментарий недоступен
Объясняю на пальцах зачем Яндексу своя карта.
Есть пицерия на районе, и есть два способа заказать из неё пиццу: через зелёное и через жёлтое приложение.
Пицца приедет одна и та же, только если заказать через зелёное приложение - на бонусный счёт в зелёном банке вернётся 100 условных единиц, которые можно будет использовать при оплате чего-нибудь другого.
А если заказать в жёлтом - вы не получите ничего.
Далее, даже если вы откажетесь от 100 бонусных единиц, и закажете пиццу через жёлтое приложение, зелёный банк заработает на этом 1-2% комиссии, которое направит на развитие зелёной доставки и бонусы тем, кто выбрал заказать пиццу через зелёное приложение.
Комментарий недоступен
Откуда эта цифра? Это какая то константа в банковском бизнесе?
Комментарий недоступен
Оборот чего? Всего российского эквайринга?
Комментарий недоступен
А какие-то другие операции, кроме доставки, по вашему картой нельзя будет совершать? А если владелец желтой карты оплатит ей продукты в супермаркете, счёт в ресторане или джинсы в левисе, операция должна быть отклонена или желтый банк не сможет на ней заработать свои 1,5%?