«Яндекс» и «Сбербанк» разделят «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет» Статьи редакции
Интернет-компания выкупит «Маркет», а банк — «Деньги».
«Яндекс» и «Сбербанк» официально объявили о разделении совместных активов:
- «Яндекс» выкупит долю «Сбербанка» в «Маркете» за 42 млрд рублей. Банку принадлежит 45% в компании.
- «Сбербанк» заплатит за долю «Яндекса» в «Деньгах» 2,4 млрд рублей. Сейчас банку принадлежит 75% этой компании.
Стороны планируют закрыть сделки в третьем квартале 2020 год, их уже одобрили совет директоров «Яндекса» и правление «Сбербанка». Сделку о выкупе доли в «Яндекс.Маркете» должна согласовать Федеральная антимонопольная служба России, уточнили в интернет-компании.
Президент «Сбербанка» Герман Греф останется членом совета директоров «Яндекса» до следующего собрания акционеров компании, но в будущем он покинет совет.
Что станет с «Маркетом»
«Яндекс» выкупит у «Сбербанка» 45% «Яндекс.Маркета» за 42 млрд рублей при общей оценке компании около 87,3 млрд рублей. При создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета» в 2018 году партнёры оценивали его в 60 млрд рублей, банк вложил 30 млрд рублей в обмен на 45% акций «Яндекс.Маркета».
«Совокупная прибыль "Сбербанка" от сделки составит около 20 млрд рублей, её окончательный размер будет определён на момент закрытия», — сообщили в пресс-службе «Сбербанка».
После «развода» «Яндекс» получит 100% «Маркета» и, как и раньше, выделит часть акций под мотивационную программу сотрудников. Команда «Маркета» продолжит свою работу под руководством гендиректора Максима Гришакова.
Компания «Яндекс.Маркет» развивает одноимённый агрегатор товаров в разных магазинах и онлайн-маркетплейс «Беру». По собственным данным «Яндекса», оборот «Беру» составляет около 4 млрд рублей в месяц, а каждый день покупателям доставляют более 130 тысяч товаров.
«Яндекс» уже анонсировал развитие «Маркета» в связке с другими своими сервисами:
- Водители «Яндекс.Такси» и курьеры «Еды» и «Лавки» смогут доставлять заказы на «последней миле».
- «Поиск» и «Дзен» начнут показывать пользователям «новые сценарии покупки и новые услуги».
Благодаря таким партнёрствам «Маркет» сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей, рассчитывают в компании. Новая стратегия предполагает увеличение инвестиций в развитие маркетплейса, отметили в «Яндексе», но не уточнили, сколько потребуется денег.
Что станет с «Деньгами»
«Яндекс.Деньги» и все её сервисы продолжат работать в обычном режиме, но до конца 2020 года компания проведёт ребрендинг и сменит название. Новое название пока неизвестно.
Пользователи по-прежнему смогут авторизоваться с помощью аккаунта на «Яндексе», а банковские карты «Денег» будут работать до окончания срока, после чего их можно будет перевыпустить.
«Сбербанк» выкупит у «Яндекса» 25% плюс один рубль в «Яндекс.Деньгах» и станет единственным собственником компании. Предварительная сумма выкупа — 2,4 млрд рублей, окончательная сумма будет зависеть от курса доллара на дату закрытия сделки.
В «Сбербанке» отметили, что сделка проходит с «существенным дисконтом к рыночной стоимости», поскольку проводится по цене, определённой на базе соглашения о покупке доли в «Яндекс.Деньгах» от 2012 года.
По итогам 2019 года оборот «Яндекс.Денег» составил 502,7 млрд рублей, показав рост в 13 раз, чистая прибыль составила 1,9 млрд рублей. На 31 декабря у компании было 6 млрд рублей собственных денег, сообщили в «Сбербанке». На осень 2019 года в «Яндекс.Деньгах» зарегистрировано больше 60 млн кошельков, выпущено 2 млн пластиковых и 19 млн виртуальных карт.
«Яндекс» получит возможность развивать собственные сервисы финансовых услуг, соглашение о неконкуренции из-за «Денег» запрещало это делать. Осенью 2019 года источники The Bell говорили, что «Яндекс» готовится запустить сервис для покупки и продажи ценных бумаг «Яндекс.Инвестиции», а его партнёром может стать ВТБ.
«Мы считаем финтех перспективной отраслью, которая будет активно развиваться в ближайшие годы, и внимательно изучаем возможности развития этого направления. Однако мы не раскрываем конкретные планы заранее», — рассказал vc.ru представитель «Яндекса».
«Яндекс» получит инвестиции и новых акционеров
«Яндекс» привлечёт $800 млн дополнительных инвестиций для дальнейшего развития и новых инициатив. Компания выпустит акции класса A, их экономическая доля в капитале составит около 5, голосующая доля — 2,5%.
Акции на $600 млн в равных долях купят «ВТБ Капитал», инвесткомпания Романа Абрамовича и инвесткомпания, бенефициарами которой выступают Александр Абрамов и Александр Фролов. Остальные акции на $200 млн будут проданы по ускоренной подписке.
Инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции «Яндекса» в течение двух лет. Кроме этого, в течение двух лет они не могут увеличить свою долю в компании более чем до 3,99%.
Впервые о возможном «разводе» «Сбербанка» и «Яндекса» сообщили источники The Bell в июне 2020 года. Причиной могло стать «непорядочное отношение» со стороны «Сбербанка», который начал развивать свою экосистему сервисов вместе с Mail.ru Group, главным конкурентом «Яндекса».
Как можно было Сберу отдать ЯДеньги... непанимаю.
Очень просто. ЯД по сути единолично (не) развивался Сбером, и никакой важной роли в экосистеме Яндекса не принимал, при этом по условию договора Яндекс не мог запускать другие финтех сервисы. Сейчас же Яндекс от этого обременения избавился, чтобы запустить полностью свои новые ЯД 2.0, которые будет развивать под свои нужны и таким как они его видят, о чем и сказано в пресс-релизе.
Вангую будет что-то типа собственной карты Яндекс.Плюс уже без кооперации с Тинькофф и Альфой, с бесплатным обслуживанием и повышеным кэшбеком на Беру, Такси, Драйве, Еде, Лавке и т.д.
Для этого Яндексу нужна будет банковская лицензия, которая, к слову, на дороге не валяется. Придется или долго мучиться для ее получения или купить какой-нибудь захудалый банк с потрохами.
Нужна, но не думаю что для такой компании как Яндекс эта проблема.
Именно. Решаемая задача - и алгоритм решения очень понятен.
Строго говоря, нужна не банковская лицензия, а лицензия НКО - небанковской кредитной организации. Посмотрите как оформлен юридически Озон.card - правда с помощью, как я понял, «золотой короны». Но это не точно.
Яндекс уж точно решит все проблемы.
Комментарий недоступен
Как с такси монополизировать рынок не удастся, зубастые соперники.
Комментарий недоступен
У Озона white label (включая инет-банк) от РНКО "Платежный Центр", которая до этого много лет развивала карту Кукуруза. Надеяться, что Яндекс с меньшими бюджетами с разбегу прыгнет в этот котел - несколько странно
Яндекс до этого много лет развивал Яндекс Деньги с не меньшим успехом. Не уловил, при чем здесь бюджеты, на что они тут нужны и почему у Яндекса они меньше.
Более того - можно сразу сделать Яндекс Плюс своей картой - вы же в курсе что у Яндекса и такая карточка есть?
Бгг. Ага, так успешно Яндекс развивал Деньги и такими сильными компетенциями обладал, что еще в 2012 продал их с потрохами Сберу 🤣 Когда нынешней конкуренции в онлайн-банках не было и рядом
Он их продал под давлением государства, а не по экономическим причинам. В то время кроме яденег и вебмани нечем было расплатиться в интернете.
Сперва заставили выпустить золотую акцию с возможность заблокировать любую операцию. А потом уже было делом техники целиком забрать.
Сказки не рассказывайте. Из помоек еще Киви цвела и пахла, нормальные онлайн-банки вроде Альфы тоже уже были (у меня ощущение, что инет-версия с тех годов вообще не изменилась))) У меня до сих пор с тех лет в Альфе привязки карты к кошелькам в ЯД и ВМ остались, которые наверняка много лет не работают))
А где конкуренция с онлайн банками? В чем?
Яндексу если и нужно финтех приложение - то для работы со своими клиентами - лояльность, маркетинг, бонусы, кэшбек, легкие платежи и тп.
Конкуренция в продукте. Вы считаете, миллионы карт они оформят, просто потому что люди очень хотят надпись "Яндекс" на уже десятом куске пластика?)) Или что понимается под громкими словами "лояльность" и "маркетинг"?
Бонусы, кэшбек у них есть и сейчас без карт. Легкие платежи - смешно, сейчас везде данные карты можно вбить 1 раз и сохранить, не говоря уже об платежках гугла, яблока, самсунга и пр.
Что в остатке? Ничего
Нет, люди оформят миллионы карт с надписью Яндекс, если по ним будет дополнительные 2-3-5% кэшбека/скидки на сервисах Яндекса. Это и будет программа лояльности.
1. Откуда деньги на нее возьмутся? От эквайринга хорошо, если 1.5% накапает
2. Что мешает сейчас замутить баллы в Плюсе, забив на гемор с финансовыми заморочками и не сжигая бабло в маркетинге?
Деньги возьмутся оттуда же, откуда и сейчас на скидки 5 и 10% по плюсу - из доходов Яндекса от сервиса в целом. Только карту можно выпустить не банка партнера, а свою, крепче привязывая клиента к своей экосистеме.
Нынче, знаете ли - конкуренция экосистем. Фин инструмент в ней не лишний.
Впрочем, пока конкретных планов Яндекс не объявлял - только возможности открываются в рамках этой сделки со Сбером. Посмотрим по факту что они сделают. Думаю, не раньше конца года и переименования Я.Денег.
Facepalm
Ну вот, что-то в сетевом сленге все-таки шарите. Не все так плохо)
Тинькофф купят
Олег же, кстати, в прошлом году публично на экономическом форуме прямым текстом предлагал Воложу купить у него банк, так как без своего банка Яндексу будет тяжело развиваться, и Волож ответил что готов начать обсуждения конкретных предложений.
Пусть потом ещё Яндекс.пиво возродят.
а Яндекс.Шлюхи будут?
Нет. Сбер же ушёл. Разные что партнёрство с аэрофлотом.
И пельмени
К слову - не думаю что это нужно Яндексу. Фин услуги и привлечение денег - штука своеобразная и низкорентабельная. Кредитование клиентов на базе инфы, что собрал Яндекс? Сомнительно.
А сделать свою банковскую организацию для платежей и бонусов - вполне может быть интересно. Яндекс.Плюс очень даже в карте хорошо смотрится.
Уверен что в кредитование они не полезут. Уж очень большой риск очернить репутацию (о которой крайне бережно заботятся со дня основания) новостными заголовками типа "Коллекторы Яндекса подожгли входную дверь должника".
Именно. Поэтому - расчетные карты, с кэшбеком и бонусами. Не более, кмк. Для этого хватит НКО.
У Яндекс.Денег есть лицензия, но если я правильно понял, она уходит Сбербанку.
Нет. Это НКО, а не банк
Я имел в виду, что у Яндекс.Денег есть лицензия ЦБ. Пусть не банковская, потому что они не банк, а НКО. Но у Яндекса и сейчас есть свои карты, именно выпущенные НКО, а не Тинькофф как когда-то давно.
https://www.cbr.ru/banking_sector/credit/coinfo/?id=512007244
Эмитентом карт является не НКО. Они через банк-агент могут только.
https://money.yandex.ru/page?id=528789
Карта (Карта Яндекс.Денег) — эмитированная НКО в соответствии с правилами платежной системы MasterCard и законодательством Российской Федерации предоплаченная банковская карта…
Нет. Посмотрите на карту озона.
Комментарий недоступен
Беру!
Вы слишком уверенно рассуждаете об этом, что я даже положу коммент в закладки, чтобы через год убедиться, что я правильно понял, что вы ошибаетесь.
Да, пожалуйста. Можете так же в закладки добавить пресс-релиз Яндекса, ссылка на который есть в новости, и где об этом почти прямым текстом написано.
Пришлите мне английский абзац этого из прессухи:
"Вангую будет что-то типа собственной карты Яндекс.Плюс уже без кооперации с Тинькофф и Альфой, с бесплатным обслуживанием и повышеным кэшбеком на Беру, Такси, Драйве, Еде, Лавке и т.д."
Я рекомендую вам не переобуваться на лету, выглядит комично. Вы написали «Вы слишком уверенно рассуждаете (!)...». В приведённом вами абзаце никаких моих рассуждений нет, есть вангования. Рассуждения были в абзацах до этого. Или вам нужно объяснять смысл слова «вангую»?
Объясняю, вангую = предсказываю, предполагаю, высказываю мнение о будущем.
Это так в интернете пишут, сленг типа.
И зачем это Яндексу? Кучу бабла вкинуть в лицензию, в поддержку и безопасность. Как конкурировать с переименованными ЯД, у которых аудитория уже есть? Как - со Сбер.Онлайном и прочими банками? 1-2% комиссии хватит на оплату этого банкета? 🤔 Они пока предпочитают за бабло продавать подписку на Плюс с оплатой любой картой вместо всего описанного геморроя 😏
Затем, что у новой зелёной конкурирующей экосистеме свой банк есть! И, например, он способен сколь угодно долго заливать свои сервисы Спасибами.
Как конкурировать?Создаёшь продукт и конкурируешь! Или как и зачем Яндексу было конкурировать с Убером, таксопарками и бомбилами? Ради комиссии в 1-2%? А зачем было начинать конкурировать с Google, Waymo и Tesla в создании беспилотников? А зачем вкачивать кучу бабла в доставку чужих блюд из чужих ресторанов? А зачем пытаться конкурировать с Озоном и Али?
Можно же просто вечно контекстную рекламу в выдаче продавать и не парится!
Про ЯД вообще забудьте, без Яндекса это просто недобанк без плюшек внутри полноценного банка. Назовут его ещё наверное как-нибудь смешно типо СберДеньги или Сбер@КиберКошелек Онлайн.
Пример с Такси слабый)) С таксопарками и бомбилами Яндекс не конкурировал, не льстите этим ребятам из прошлого века)) Был полностью свободный рынок (в России рынок - это Мск и СПб, если что), куда начал лезть Убер. У Яндекса, который имел в наличии основу этого бизнеса - карты и навигатор, да еще и трафик - не было "выбора". Зашли и всех нагнули. Не случайно Сбер - совладелец Ситимобил - купил 2гис, больше толковых карт и навигаторов в стране нет, рынок окуклился, даже великий и могучий Убер с убогим гугл.мэпом крякнул и продался Яндексу
К тому же, в Такси комиссия 20% 😏
Нах Яша пошел в Беру - не знаю. Вероятно, "все побежали - и я побежал". Хотели как-то монетизировать Маркет, да еще и Сбер на уши присел)) Я не вижу у этого магазина прибыльного будущего. Маржа там, внезапно, не 20%, а офлайн-гемора - еще больше, чем в Такси. Мне, как рядовому покупателю, в конце 2019 (когда обильно поливали баблом) было интересно там затовариваться. Сейчас -цены как у всех стали, а сервис ниже Озона и ВБ, в которых куда больше бабла закопано и перспективы тоже странные
Зачем лезут в беспилотники - это вообще без комментариев 🤦🏻♂️
О, любимая рубрика «бизнес-аналитика из 7-го Б»!
Могли бы более корректно сказать, что по теме аргументированно возразить нечего 😏 Или перешедших в 8 класс этому еще не научили?))
Комментарий недоступен
Очевидно что они идиоты и занимаются какой-то чепухой)))
Комментарий недоступен
Объясняю на пальцах зачем Яндексу своя карта.
Есть пицерия на районе, и есть два способа заказать из неё пиццу: через зелёное и через жёлтое приложение.
Пицца приедет одна и та же, только если заказать через зелёное приложение - на бонусный счёт в зелёном банке вернётся 100 условных единиц, которые можно будет использовать при оплате чего-нибудь другого.
А если заказать в жёлтом - вы не получите ничего.
Далее, даже если вы откажетесь от 100 бонусных единиц, и закажете пиццу через жёлтое приложение, зелёный банк заработает на этом 1-2% комиссии, которое направит на развитие зелёной доставки и бонусы тем, кто выбрал заказать пиццу через зелёное приложение.
Кэшбэк - это трата своей выручки на удержание клиента. Прибыль тут очень сбоку стоит. Да и потом: что, у Яндекса нет кэшбека в Еде? Что им мешает сделать общий кшбек для всех сервисов внутри своего виртуального Плюса?
Нет комиссии с вала всех карточных операций - да. Но для раскидывания фантиками не надо ни НКО делать, ни гемор, связанный с финансами и безопасностью оплачивать. А конские комиссии по картам рано или поздно в России должны урезать, так что в перспективе кэшбек по картам исчезнет вовсе
Вы путаете кэшбэк с бонусной системой, молодой человек. Бонусы возвращает покупателю бизнес из выручки, кэшбэк - банк выпустивший карту из комиссии эквайринга. Вы предлагаете мне ответить на вопрос в чем выгода платить один раз, вместо двух?
Что за дичь? 🤣 Какой ресторан в здравом уме будет из своей выручки давать клиенту "бонусы", которые этот клиент может потратить у конкурента?)) Это ровно тот же самый кэшбек, который платит юзеру Яндекс из своей конской комиссии. Как и кэшбек, который платят юзерам банки со своих конских комиссий за эквайринг. Причем, в Такси, где конкуренция у Яндекса только на горизонте видится в образе Ситимобила, кэшбеком клиента пока что не кормят. Или уже не кормят, как раньше, когда Гетт и Убер представляли опасность
🤣 Какой ресторан в здравом уме будет из своей выручки давать клиенту "бонусы", которые этот клиент может потратить у конкурента?))
Хороших каникул, не забывай про читательский дневник
Противоречия в моих цитатах нет. Кэшбэк делает Яндекс за счет своей выручки для развития своего бизнеса.
А ты переставай мыслить маркетинговым булшитом: "бонусы - это не кэшбек", "рестораны платят не 20% комиссии Яндексу, а 18% и еще 2% возвращают покупателю в виде бонусов"))
А что такое кэшбек в Вашем понимании, @Анон Плиз? Как работает перечесление средств в случае покупки товара, скажем, картой чужого банка (эквайер и эмитент - различные банки)?
Что мешает перевод слова сделать?
Возврат покупателю части уплаченных денег после совершения оплаты. Как правило, неликвидными "фантиками", мотивирующими следующую покупку сделать через тот же канал. В этом главное отличие от скидки, которая делается на текущий заказ
Все остальные эвфемизмы: бонусы, баллы, спасибы и пр - булшит, не несущий нового смысла
Комментарий недоступен
Откуда эта цифра? Это какая то константа в банковском бизнесе?
Комментарий недоступен
Оборот чего? Всего российского эквайринга?
Комментарий недоступен
А какие-то другие операции, кроме доставки, по вашему картой нельзя будет совершать? А если владелец желтой карты оплатит ей продукты в супермаркете, счёт в ресторане или джинсы в левисе, операция должна быть отклонена или желтый банк не сможет на ней заработать свои 1,5%?
просто коммент
Лицензия - недорого для Яндекса. Это ж лицензия НКО. Поддержкой и безопасностью Яндекс и так занимается.
Зачем? Привлекать аудиторию сервисов бонусами и акциями. Покупки в кредит запустить на Беру. Кэшбек за такси давать. Мало ли
Комментарий недоступен
Ну - расширят лицензию до банковской или банк купят и переименуют. Было б надо им - сделают
Комментарий недоступен
Я сомневаюсь что Яндексу интересен именно банковский бизнес. Максимум что из может интересовать в текущий момент - это кредитование покупок пользователей на Беру. Для этого много денег не надо, всегда можно занять в таких масштабах или даже сделать Кредитный маркетплейс - пустив банки партнеры.
Поэтому - вряд ли Яндексу нужно кредитование в любой форме.
Комментарий недоступен
1. У Яндекса довольно много данных на клиентов - они же берут данные не только от маркетплейса. Поэтому скоринг будет вполне себе нормальный.
2. Много - понятие относительное. Если выручка беру примерно 30-40 млрд в год, то 20% в кредит - это в пределах 10млрд. Яндекс легко займёт такие деньги мгновенно - облигациями или кредитом.
3. Кредитный маркетплейс - это я имел ввиду что кредитовать покупателей беру можно не своими деньгами, а пустив на площадку партнеров (типа - купи в кредит, кредит предоставят банки-партнеры).
Комментарий недоступен
Думаю - единственный смысл Кредитования на площадке - это увеличение привлекательности площадки и маркетинг. Сам по себе бизнес кредитования - он неинтересный, малорентабельный, да.
Комментарий недоступен
Едва ли бизнес, который выкупают за много десятков миллиардов рублей просто спишут за год
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
И нафига деньги 2.0 нужны? Из-за распространения дебетных/кредитных карт все фиатные деньги повымирали. Более менее жив был киви, и то потому что за него было легко наркотики купить, щас вроде гайки подкрутили и дилеры перешли на битки.
Вы так говорите, как будто индустрия платежных карт - зло.
Я и не писал что ЯД 2.0 будут копией ЯД 1.0, наоборот написал про дебетовую карту как раз.
И в чем отличие от того что было? В свое время они подвинули конкурентов с фиатными деньгами только за счет карт, в их интеграции, которую прикручиваешь к сайту можно было принимать платежи через карты, у остальных в то время с этим все было очень плохо, плюс на руки выдавали карту.
В том что это будут не фиатные деньги. Разница такая же, как между Qiwi и Tinkoff Black.
ну, немного не так. айтишная часть была на яндексе. у сбера заведомо более херовая айтишная составляющая
Это очень круто будет.
Комментарий недоступен
Дай бог, что бы так и было. А то бывает понимание, ожидание и реальность. А реальность Сбера может погубить.