«Яндекс» и «Сбербанк» разделят «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет» Статьи редакции
Интернет-компания выкупит «Маркет», а банк — «Деньги».
«Яндекс» и «Сбербанк» официально объявили о разделении совместных активов:
- «Яндекс» выкупит долю «Сбербанка» в «Маркете» за 42 млрд рублей. Банку принадлежит 45% в компании.
- «Сбербанк» заплатит за долю «Яндекса» в «Деньгах» 2,4 млрд рублей. Сейчас банку принадлежит 75% этой компании.
Стороны планируют закрыть сделки в третьем квартале 2020 год, их уже одобрили совет директоров «Яндекса» и правление «Сбербанка». Сделку о выкупе доли в «Яндекс.Маркете» должна согласовать Федеральная антимонопольная служба России, уточнили в интернет-компании.
Президент «Сбербанка» Герман Греф останется членом совета директоров «Яндекса» до следующего собрания акционеров компании, но в будущем он покинет совет.
Что станет с «Маркетом»
«Яндекс» выкупит у «Сбербанка» 45% «Яндекс.Маркета» за 42 млрд рублей при общей оценке компании около 87,3 млрд рублей. При создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета» в 2018 году партнёры оценивали его в 60 млрд рублей, банк вложил 30 млрд рублей в обмен на 45% акций «Яндекс.Маркета».
«Совокупная прибыль "Сбербанка" от сделки составит около 20 млрд рублей, её окончательный размер будет определён на момент закрытия», — сообщили в пресс-службе «Сбербанка».
После «развода» «Яндекс» получит 100% «Маркета» и, как и раньше, выделит часть акций под мотивационную программу сотрудников. Команда «Маркета» продолжит свою работу под руководством гендиректора Максима Гришакова.
Компания «Яндекс.Маркет» развивает одноимённый агрегатор товаров в разных магазинах и онлайн-маркетплейс «Беру». По собственным данным «Яндекса», оборот «Беру» составляет около 4 млрд рублей в месяц, а каждый день покупателям доставляют более 130 тысяч товаров.
«Яндекс» уже анонсировал развитие «Маркета» в связке с другими своими сервисами:
- Водители «Яндекс.Такси» и курьеры «Еды» и «Лавки» смогут доставлять заказы на «последней миле».
- «Поиск» и «Дзен» начнут показывать пользователям «новые сценарии покупки и новые услуги».
Благодаря таким партнёрствам «Маркет» сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей, рассчитывают в компании. Новая стратегия предполагает увеличение инвестиций в развитие маркетплейса, отметили в «Яндексе», но не уточнили, сколько потребуется денег.
Что станет с «Деньгами»
«Яндекс.Деньги» и все её сервисы продолжат работать в обычном режиме, но до конца 2020 года компания проведёт ребрендинг и сменит название. Новое название пока неизвестно.
Пользователи по-прежнему смогут авторизоваться с помощью аккаунта на «Яндексе», а банковские карты «Денег» будут работать до окончания срока, после чего их можно будет перевыпустить.
«Сбербанк» выкупит у «Яндекса» 25% плюс один рубль в «Яндекс.Деньгах» и станет единственным собственником компании. Предварительная сумма выкупа — 2,4 млрд рублей, окончательная сумма будет зависеть от курса доллара на дату закрытия сделки.
В «Сбербанке» отметили, что сделка проходит с «существенным дисконтом к рыночной стоимости», поскольку проводится по цене, определённой на базе соглашения о покупке доли в «Яндекс.Деньгах» от 2012 года.
По итогам 2019 года оборот «Яндекс.Денег» составил 502,7 млрд рублей, показав рост в 13 раз, чистая прибыль составила 1,9 млрд рублей. На 31 декабря у компании было 6 млрд рублей собственных денег, сообщили в «Сбербанке». На осень 2019 года в «Яндекс.Деньгах» зарегистрировано больше 60 млн кошельков, выпущено 2 млн пластиковых и 19 млн виртуальных карт.
«Яндекс» получит возможность развивать собственные сервисы финансовых услуг, соглашение о неконкуренции из-за «Денег» запрещало это делать. Осенью 2019 года источники The Bell говорили, что «Яндекс» готовится запустить сервис для покупки и продажи ценных бумаг «Яндекс.Инвестиции», а его партнёром может стать ВТБ.
«Мы считаем финтех перспективной отраслью, которая будет активно развиваться в ближайшие годы, и внимательно изучаем возможности развития этого направления. Однако мы не раскрываем конкретные планы заранее», — рассказал vc.ru представитель «Яндекса».
«Яндекс» получит инвестиции и новых акционеров
«Яндекс» привлечёт $800 млн дополнительных инвестиций для дальнейшего развития и новых инициатив. Компания выпустит акции класса A, их экономическая доля в капитале составит около 5, голосующая доля — 2,5%.
Акции на $600 млн в равных долях купят «ВТБ Капитал», инвесткомпания Романа Абрамовича и инвесткомпания, бенефициарами которой выступают Александр Абрамов и Александр Фролов. Остальные акции на $200 млн будут проданы по ускоренной подписке.
Инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции «Яндекса» в течение двух лет. Кроме этого, в течение двух лет они не могут увеличить свою долю в компании более чем до 3,99%.
Впервые о возможном «разводе» «Сбербанка» и «Яндекса» сообщили источники The Bell в июне 2020 года. Причиной могло стать «непорядочное отношение» со стороны «Сбербанка», который начал развивать свою экосистему сервисов вместе с Mail.ru Group, главным конкурентом «Яндекса».
На мой взгляд это сделка наглядно показывает почему не стоит брать в парнеры-инвесторы банк, особенно такой хитро..пый как Сбер.
Логика подсчетов на салфетке, в руб.:
1) Оборот Маркета 200млрд за 2019, капитализацию оценили 87млрд, т.е. 43% от оборота.
2) Яндекс выкупает 45% за 42млрд.
3) оборот Денег 502млрд за 2019 (ЧП=1,9млрд). Берём принцип оценки капитализации такой же как и с маркетом, т.е. 40% от оборота. Итого Капитализация денег = 200млрд.
4) Яндекс продает 25% за 2,4млрд, т.е. за х5 чистых прибылей, которые кстати наверняка занижаются. Вместо продажи своей доли за 50млрд, т.е. в 20раз дешевле рыночной стоимости. Ах да Сбер когда стал партнёром зафиксировал опцион.
Итог: Яндекс готов продать свою долю в 20раз дешевле и выкупить долю Сбера по рынку +30% лишь бы разорвать партнёрство с Грефом и заниматься развитием компании отдельно!
PS Вы все ещё хотите брать деньги у банков?
PPS Невольно вспоминается как ВТБ выкупил Магнит у Галицкого...
Ваш метод оценки компаний по фиксированному проценту от оборота очень интересен. Сами придумали или где-то прочитали?
Оценка компании при покупке это всегда переговорный процесс. Также важно кто покупает стратег, рейдер или инвестор.
Стоимость может считаться и от годового оборота, например 0,1Х в случае с рейдерством, или скажем более толерантно враждебным поглощением, до 2Х в случае со стратегом.
Другой момент, что в нашей финансово сжимающийся экономике не так много игроков, которые готовы заходить в такие сделки. Поэтому все оценки это условности.
Комментарий удален модератором