Введение ограничений и комиссий на переводы с карты на карту в кредитных организациях после нового запроса ЦБ РФ
После жалоб на «Альфу» за последние сутки по поводу внезапного введения комиссии за стягивание с карт «Альфы» через сторонние сервисы ситуация по поводу возможных причин произошедшего начинает проясняться.
Более подробная информация о новой комиссии:
Примеры жалоб:
По информации различных информагентств оказалось, что ЦБ РФ запросил у банков новую информацию о переводах с карты на карту. ЦБ интересуют лимиты и ограничения, а также, как банки мониторят переводы и выявляют подозрительных плательщиков и выявляют «дроперов» (тех, через кого обналичивает украденные деньги).
Согласно тексту письма ЦБ банкам необходимо предоставить данные о механизмах контроля таких операций, оценить возможные риски при их совершении, а также предоставить их реестр с указанием ФИО отправителя и получателя переводов. Сторонние эксперты считают, что в случае если инициатива получит развитие и правовую основу, то для осуществления переводов будет недостаточно указания только информации о номере карты получателя. В этом случае потребуется перенастройка механизма работы как со стороны банков, так и со стороны платежных систем.
Также появилась информация, что "в профильных ведомствах" обсуждается инициатива о необходимости сбора сведений (ФИО, адреса, паспортных данных) получателей таких платежей.
Похоже всё постепенно, но неумолимо идёт к тому, что переводы с карты на карту будут все более жестко ограничиваться и контролироваться. РНКО «Платежный центр» (Платёжная система «Золотая корона»), как сообщает Коммерсант, уже полностью отказался от предоставления услуг по переводам с карты на карту, после получения такого запроса. Объяснили этом тем, что «Не существует эффективных методов по контролю за операциями "карта-карта", когда сервис предоставляется внешним клиентам». Вышеупомянутый Альфа-банк ввел с октября комиссию ~2% за стягивание средств со своих карт и активно предлагает переходить на СБП и переводы по реквизитам.
При этом на самом деле создается ощущение пассивно-агрессивного продвижения банками СБП и переводов по реквизитам, то есть чисто внутренних и хорошо контролируемых государством каналов переводов. Например, в комментариях к данной жалобе Альфа многократно и упорно предлагал всем не расстраиваться по поводу новой комиссии и переходить на переводы по СБП и по реквизитам, примеры подобных комментариев Альфы ниже:
Похоже, это ещё один шаг, который ведёт к тому, что СБП останется единственной системой переводов — от всех остальных банки будут вынуждены отказаться. Переводы по реквизитам, конечно, тоже останутся, но они обрабатываются не сразу и только в рабочее время. То есть, если человеку нужно переводить деньги в какое-либо время, кроме рабочего времени в будни (а таковых людей, полагаю, большинство), то переводы по реквизитам уже будут, мягко говоря, неудобны.
С точки зрения прозрачности и контролируемости СБП более удобна для ЦБ в отличие от международных платежных систем. Также технически совершенно несложно реализовать хранилище данных клиентов и транзакций на уровне СБП, а также блокировку клиента на уровне СБП и мгновенно блокировать клиенту переводы в рамках системы полностью, в любые банки. Какая-то блокировка уже реализована на уровне системы, но я сталкивался с ней только однажды и то из-за действий банка, некорректно обрабатывавшего оформление переводов по СБП.
Также во всем этом усматривается постепенное, но неумолимое ограничение свободы распоряжения денежными средствами. Ведь с помощью переводов с карты, обслуживаемых международными платежными системами, человек может пополнять не только свои счета в российских банках, а еще много чего и много где. В то время как с помощью СБП можно только отправить деньги подключенному к данной системе лицу все. Можно даже теперь заплатить за что-то в магазинах, только без кэшбэка и чарджбэка) А карта международной системы используется и принимается немного в большем количестве мест, чем перевод по СБП. И подобное пассивно-агрессивное принуждение к пользованию именно СБП и ограничение пользования картами МПС не может не смущать людей, заинтересованных в чем-то, кроме как в отправке денег по СБП.
В качестве итога хотел бы порекомендовать всем клиентам банков быть в ближайшее время бдительнее и внимательно следить за появлением новых комиссий за стягивание (списание) с карт с помощью реквизитов карты через сторонние банки и сервисы аналогичных комиссии, введённой с октября Альфой.
"Фактически у каждого клиента есть только один счёт в СБП и заблокировав его один раз, он лишится возможности пользоваться СБП в любых банках."
Поменял номер телефона в банке - и всё, у чем проблема?
Насколько я знаю, СБП привязана к человеку, к его ФИО и другим данным, а не к его телефону. Даже сама система СБП показывает при переводе, что он будет направлен Иванову С. То есть в системе есть данные человека, и смена телефона вряд ли здесь поможет. Так же, как если банк заблокировал вам операции, то смена телефона не поможет прикинуться другим человеком).
В системе есть данные, что номер ХХХ принадлежит Иванову Ивану Ивановичу. Информации о том, что номер YYY принадлежит тому же самому Иванову Ивану Ивановичу, там нет
Имхо, пост высосан из пальца, достаточно большое число банков берет комиссию за такие операции и брали они её ещё до СБП
Перевод осуществляется человеку, а не телефону. В системе хранится информация о людях и привязанных к ним номерах телефонов. От того, что вы поменяете номер телефона или добавите новый, в системе не появится независимый клон человека с новым номером телефона. Нет, просто к уже имеющемуся человеку привяжется ещё один номер. И блокировка осуществляется именно по человеку, а не по его конкретному одному номеру телефона.
Статья направлена на информирование аудитории о новых действиях ЦБ и сопутствующих фактических и потенциальных ограничениях и комиссиях на переводы с карт на карту.
По поводу "достаточно большого числа" других банков с комиссией ещё до СБП. Чтобы не быть голословным, назовите, пожалуйста, хотя бы 10 таких же крупных и общеиспользуемых "народных" банков, как, например, Альфа, с подобной комиссией, которая была ещё до СБП?
По моим данным таких банков подавляющее меньшинство, и далеко не все из них крупные и "народные".
Какая, по вашему, информация передаётся в систему для идентификации человека? Номер паспорта? Нет, там такого нет. Больше никак однозначно идентифицировать человека нельзя.
10 таких же крупных назвать невозможно, так как Альфа на 4 месте по России. Из тех, кто в топ-10 это ПСБ, Газпромбанк, МКБ, Россельхозбанк (при превышении 100к). В топ-30 - Санкт-Петербург, Уралсиб, УБРиР, Тинькофф (при превышении лимита 150к, а по карте Яндекс.Плюс - без этого лимита),
В систему передается номер телефона, который привязан к человеку. У человека может быть несколько номеров. Человек определяется системой один и тот же даже по разным номерам телефонов. Если человеку блокируются переводы, то они блокируются по всем телефонам, в том числе и новым, добавленным после блокировки.
Речь шла о комиссии без всяких лимитов, именно как у Альфы, поэтому Тиньков не в счёт. По СБП и то во многих банках лимит меньше - 100 тыс. вместо 150 тыс.
РСХБ тоже не в счёт - в нем комиссия только с июня и лимит 100К без комиссии.
Теперь посчитайте, сколько других банков, где нет такой комиссии, и какой процент от общего числа составляют перечисленные вами банки? Если по вашему это "достаточно большое число", то значит у нас разное понимание данного термина. А также понятий "отдельное явление" и "новый общий тренд".
Как он может определяться системой как один и тот же человек? С помощью каких данных? Я жду ответа на этот вопрос. Потому что ФИО - не уникальные данные. А обязана быть пара "уникальный идентификатор человека" - "номер телефона"
Из банков в топ-10 уже 4 банка. Это 40%. 40% - достаточно большое число. Я не говорил "большинство".
И Вы умудрились спутать дневной лимит в 150к с бесплатным месячным лимитом 100к. Браво
Банк привязывает номер счета к телефону, а физическое лицо уже через счёт связано. Поэтому вполне можно дальше подтянуть ИНН, и это будет уникальный идентификатор, в массе своей.
Но нельзя заблокировать человека (кроме списка экстремистов), можно заблокировать только счёт в банке, согласно законодательству, поэтому блокировка счёта просто должна приземлить деньги на другой доступный счёт, в другом банке, если такие зарегистрированы. Как на практике это сейчас работает, не могу сказать, возможны нюансы.
про ИНН кстати клёвая версия, тот же SSN в штатах работает тыщу лет уже
Это не версия, это факт. Банки сводят клиентов из разных систем по ИНН, государственные органы по СНИЛС (тот же SSN).