Монобанки vs супераппы: как будет развиваться рынок банкинга в ближайшие годы
Еще недавно одним из самых обсуждаемых вопросов на рынке банковских услуг была конкуренция традиционных банков с необанками. Теперь соотношение изменилось: банки и необанки оказались по одну сторону баррикад, а их новым серьезным конкурентом стали супераппы.
Соперничество традиционных банков с необанками перестало быть одной из самых острых тем на финансовом рынке — в силу того, что граница между этими типами финансовых организаций становится все более эфемерной. С одной стороны, в попытке следовать трендам традиционные банки постепенно перестраиваются на цифровые рельсы. С другой — сами необанки с момента своего появления не сильно продвинулись в развитии и не придумали принципиально новых решений — по сути, они оказывают те же услуги, что и конкуренты. Да, они сделали свои продукты чуть удобнее, доступнее и понятнее — но их решения ненамного опережают предложение классических банков.
Как следствие — многие цифровые банки достигли в своем развитии потолка, что сказывается и на финансовых показателях. Достаточно посмотреть, как обстоят дела у ключевых европейских игроков. Так, в прошлом году оценка британского проекта Monzo упала с более чем $2 млрд до $1,25 млрд. Финтех-стартап Revolut в 2019 году вместе с выручкой в три раза увеличил и убытки. И даже единорог Startling, который этой весной оценивался в $1,5 млрд, сегодня может похвастаться лишь 2,5 млн клиентов (для сравнения: в традиционных банках этот показатель исчисляется десятками миллионов).
Взлет супераппов
В условиях стагнации банковского рынка новым конкурентом существующих игроков стали цифровые экосистемы. В отличие от банковских продуктов, их ценность для клиентов связана не столько с самими деньгами, сколько со способами их использования. Вместо множества разрозненных сервисов пользователь получает единый инструмент, с помощью которого можно сделать покупки в онлайн-магазине, подключить роуминг, оплатить налог и вызвать такси.
Рынку не хватает таких универсальных сервисов, поэтому аудитория вынуждена пользоваться целым набором разных приложений. Для поколения Z и поздних миллениалов норма — завести две, три и даже пять банковских карт: для накопления миль, для скидок на кофе, для заграничных поездок. Объединяя решения всех этих задач в один суперапп, вы занимаете все большую долю в голове клиента — а соответственно, и в его кошельке. Именно по такому пути развиваются китайские гиганты — например, Tencent, который постоянно находит новые «боли» потребителей и превращает их в точки роста.
Еще одно преимущество финтех-проекта, выросшего в суперапп, перед моносервисами — наличие большого массива данных об аудитории. Такие данные содержат в себе информацию о ее составе, потребностях и проблемах — а это позволяет запустить продукт, который будет максимально отвечать запросам клиентов, а значит, и пользоваться высоким спросом.
От востока на запад
Экосистем, объединенных с моделью супераппа, в мире пока не так много. В основном это азиатские проекты: Jio в Индии, Rakuten в Японии, Kaspi в Казахстане и, конечно, китайские гиганты Alibaba и Tencent.
Азия не случайно стала родиной супераппов: цифровая экосистема — крайне удачная модель для закрытого рынка, где нет равных возможностей для игроков. Регуляторам выгодно держать большие объемы пользовательских данных в одном месте, поэтому супераппам предоставляются большие финансовые возможности и законодательная защита — а в обмен государство пользуется информацией об их клиентах. Так, в Китае сведения о транзакциях, совершенных с помощью Alipay и WeChat, передаются в систему социального рейтинга граждан.
Западный же рынок намного более конкурентен, поэтому там достаточно сложно занять более 5% практически в любом сегменте. Более того, западные пользователи весьма консервативны и не готовы к быстрой смене привычных разрозненных продуктов на единые платформы — именно поэтому в Европе и США получили популярность только супераппы с ограниченным набором функций. В первую очередь это Uber, который объединяет сервисы такси и доставки.
В России экосистемы развиваются достаточно давно: самые крупные — это Яндекс, Сбер и Тинькофф. Но в полноценные супераппы они пока не превратились. Да, Яндекс сделал попытку создать свой аналог Uber под названием Яндекс.Go — но большинство сервисов корпорации все еще функционируют как отдельные продукты: например, платежный инструмент ЮMoney, агрегатор Яндекс.Недвижимость, маркетплейс Яндекс.Маркет, образовательный проект Яндекс.Практикум и другие. Сбер на своей большой презентации в 2020 году анонсировал запуск множества новых цифровых сервисов — таких, как «СберЗвук», «СберМаркет» и семейство виртуальных ассистентов «Салют» — но чтобы воспользоваться каждым из них, пользователю нужно скачивать отдельное приложение.
Не только банки
В России «донорами» для экосистем чаще всего становятся банки или IT-корпорации. Но в теории шансы вырасти в суперапп есть у всех больших сервисов. Они есть у Facebook, у Uber, у Amazon, у портала «Госуслуги». Это организации, которых объединяет наличие большой клиентской базы, частого контакта с пользователем и огромного массива клиентских данных данных — трех столпов, на которых строится любая экосистема.
Поэтому попытки запустить свои супераппы принимают не только финансовые и IT-гиганты. Так, экосистемное направление развивают многие операторы связи: в России это Мегафон и МТС, во Франции — Orange Telecom, в Турции — TurkCell, в США — T-mobile. У всех этих компаний есть собственные платежные карты, многие включают в себя развлекательные продукты, сервисы телемедицины и фитнес-приложения.
У таких компаний, которые изначально даже не имели отношения к финтех-рынку, есть все шансы стать новыми конкурентами для банков — как традиционных, так и цифровых. Более того: на рынок могут выйти и новые игроки. Так, в 2020 году на рынке Узбекистана появился пятый мобильный оператор Humans, который объединил телеком-услуги с финансовым сервисом и витриной онлайн-платежей. Компания стала первой в стране, кто предложил клиентам конструктор тарифных планов и запустил кэшбек на госуслуги — и такая модель оказалась востребованной: за первые полгода, несмотря на разгар пандемии, проект привлек миллион активных клиентов, а приложение стало самым скачиваемым в App Store в стране.
Экосистемы и нишевые сервисы
Чтобы выдержать конкуренцию с новыми игроками, запускающими свои платежные инструменты — как экосистемами, так и финтех-проектами — банкам придется развивать новые цифровые сервисы.
Однако это не значит, что нишевым игрокам не останется не места на рынке. Разрастаясь, суперапп становится неповоротливым, и это делает его слабым в нишах. А сфокусированные на конкретной проблеме сервисы могут то, что не под силу большой экосистеме. Если привести аналогию, никто не пойдет покупать массажный стол в ИКЕА или одежду для гольфа — в магазин Adidas: для этого есть свои специализированные продавцы. А супераппам, в свою очередь, придется искать пути сотрудничества с такими проектами, чтобы интегрировать их возможности в свои системы.
мир переполнен креативностью, есть потребность в простых решениях - она привлечет более широкие массы
Супераппы — зло. Лично мне, как пользователю, удобнее иметь отдельные приложения под разные задачи.
Создайте на главной странице своего мобильника папку. Положите туда те приложения, которые и хотите, и получите суперапп.
я вот за баллы от такси потом мороженое заказываю в Лавке, оч удобно! с папкой на главной, к сожалению, так не выйдет
Для этого не нужен суперапп, достаточно учетки Яндекса. А вот Лавка внутри приложения такси - не очень. А маркет вообще непонятно как туда вписывается.
Спрос и предложение , как существовали, так и будут существовать. Основой будет креативность!