Иностранные компании, ушедшие из России, с февраля потеряли $240 млрд — исследование Статьи редакции

Больше всех убытков у компаний из США, Великобритании и Германии.

  • На начало сентября 2022 года 34% крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили работу в стране, 15% покинули её через передачу российского бизнеса новому собственнику и 7% заявили о полном уходе. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) «Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться».
  • Всего под наблюдением ЦСР — 5 тысяч компаний. К крупнейшим он относит компании с выручкой в России от 5,7 млрд рублей, их — 600. Из них 44% продолжают работать в штатном режиме. В тройке стран, компании из которых активнее других заявляли об уходе из России, Финляндия — 80%, Дания — 73% и Великобритании — 35%. Бизнес других стран «более гибок и прагматичен», говорится в исследовании. В России, например, остаются компании из Австрии, Японии, Швейцарии и Польши.
  • Причины ухода назвали не все иностранные компании. Больше половины из объявивших их, по оценке авторов, руководствовались «субъективными»» мотивами (например, чтобы избежать репутационных потерь), а около 40% — «объективными» обстоятельствами (запрет внешнеторговых операций, изменения валютного курса, сбои в логистике и сложности с транзакциями).
  • По оценкам исследователей, с конца февраля 2022 года иностранные компании, ушедшие из России или ограничившие свою работу, потеряли от $200 млрд до $240 млрд. Из них от $70 млрд до $90 млрд приходится на тех, кто покинул страну. Больше всех, по расчётам ЦСР, потерял бизнес из США — $102 млрд, Великобритании — $78 млрд и Германии — $51 млрд.
  • При этом потери компаний, уходящих из России с передачей бизнеса новому собственнику, на 23% выше, чем у тех, кто ликвидирует российское подразделение. Но в то же время — на 19% ниже, чем у фирм, ограничивших свою работу.
  • Всего среди компаний, решивших продать бизнес в России, 33% передали его новым собственникам, 34% — в процессе передачи, 33% — ищут покупателя. При этом не меньше 30% сделок предусматривают возврат подразделения иностранному владельцу. Также среди проданных компаний около трети заявили о ребрендинге. А в списке Минпромторга для параллельного импорта не учтены 25% ушедших из страны или ограничивших свою работу компаний.
0
132 комментария
Написать комментарий...
Sergey Lystsev

А что значит потеряли? Это оценка рыночной стоимости российских подразделений? Их балансовой стоимости (имущество и тп)? Это оценка их выручки в рф? Оценка их прибыли в рф? Это все очень разные цифры

Сами эти бизнесы могут совсем не видеть потерь. Например, нормальный международный бизнес будет иметь в рф долю 1-2%. 7% как у Леруа это редкость. Стоимость бизнеса оценивают часто по ebitda x N, где N это так называемый мультипликатов, специфичный для индустрии и ожиданий от бизнеса. Мультипликатор 20 это уже шикарно-шикарно.

Теперь положим у бизнеса ebitda 100m и мультипликатор 20. Бросить российский рынок это потеря 20-40 млн длр оценки. Печаль.

А За ведение дел в мутной и непредсказуемой юрисдикции мультипликатор снизится ну пусть на 1 всего. Потеря в оценке - уже 100млн длр . То есть в 2-5 раз хуже, чем бросить. Что скажут инвесторы руководству компании? Какие решения надо принять?

Далее, болеее менее норм большой бизнес растет ну хотя бы на 5% в год. Ну пусть даже на 1-2%. То есть все потери от утраченного рынка через год отыграются. Инвесторы это вполне поймут, что была чрезвычайная ситуация, ну типа как ковид, оценка компании не пострадает (потому что она про будущие ожидания, а проблема россии уже решена)

Вот и вся логика

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Lystsev

А инвестор дурак и не видит отдельное юр.лицо… ага-ага…

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Lystsev

Если оно учреждено материнской компанией и както с ней взаимодействует, то оно прекрасно видно и на оценку влияет

Если оно учреждено левым лицом, то такая схема называется «вкусно и точка» и описывается в данной статье как потеря

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Сейчас любая публичная компания — это сотни локальных «дочек» и офшоры, чтобы оптимально распределять налоги.

Проблемы в любой из этих дочек сразу отражаются на материнской компании, как было с расследованием журналистов по уходу от налогов через Ирландию.

Крупнейший налогоплательщик в мире даже выпускал специальное заявление по этому поводу: https://www.apple.com/ru/newsroom/2017/11/the-facts-about-apple-tax-payments/

Ответить
Развернуть ветку
129 комментариев
Раскрывать всегда