Исследование: на развитие российского рынка микрочипов к 2040 году понадобится 700-800 млрд рублей Статьи редакции

Деньги нужны для строительства собственного оборудования и производства критически важных расходников. Окупятся ли инвестиции — неизвестно.

Источник: iTCrumbs
  • Аналитики бывшего российского подразделения McKinsey «Яков и партнёры» составили отчёт о рынке микрочипов в России — с ним ознакомились РБК и «Ъ». Без микрочипов, считают авторы, «не может нормально функционировать ни одно современное производство».
  • Доля российского выпуска микроэлектроники в мировом объёме составляет менее 1%. При этом с зарубежными контрактами у страны трудности с февраля 2022 года. Из-за санкций чипы в Россию не доставляют Intel и Nvidia, а тайваньская TSMC отказалась выпускать российские процессоры «Эльбрус» и Baikal.
  • Критические элементы, которых не хватает России для развития производства, — это оборудование для создания кремниевых пластин (основа чипа) и фотолитографии (нанесение схем на пластины). Текущие разработки «значительно отстают от мировых», заключают авторы. Строительство своих же может занять пять лет, допустил председатель совета Торгово-промышленной палаты по развитию цифровой экономики Николай Комлев.
  • На это и на научные исследования понадобится около 400-500 млрд рублей, подсчитали аналитики «Яков и партнёры», причём половину нужно выделить из госбюджета. С этими деньгами страна «обеспечила бы базовый уровень» развития отрасли к 2030 году и покрыла бы внутренний спрос по «критичной номенклатуре». Чтобы к 2040-му отточить также «собственные компетенции в разработке», понадобится ещё 300 млрд.
  • Ещё одна задача, стоящая перед рынком, — не допустить, чтобы работу остановили действующие предприятия вроде «Микрона» и «Ангстрема». По оценке «Яков и партнёры», потенциально фабрики чипов размером более 90 нанометров (одни из наиболее востребованных) могли бы выпускать 26 тысяч пластин в месяц, но делают только 8000. Спрос на них при этом оценивают в 30 тысяч штук в месяц, а в 2030-2035 годах он может превысить 100-150 тысяч.
  • Помимо производства оборудования стране также придётся наладить изготовление качественных расходников — вроде газов и фотошаблонов, считают авторы. Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский добавляет: чтобы технологии пользовались спросом, «нужно уходить от лобовой конкуренции с Китаем и США в кремнии и делать ставку на аналоговую, СВЧ и силовую электронику — в том числе некремниевую».
  • О том же говорят и авторы исследования. Они предлагают развивать создание тех материалов, которые помогут частично или полностью заменить кремний. Это синтетические алмазы, германий и графен.
  • Объём конечной продукции для России и стран-соседей, возможно, не поможет окупить вложения, не исключает Николай Комлев. Но, по его словам, «космические ракеты тоже не всегда окупаются». Авторы исследования также считают, что есть способы сэкономить и, например, купить подержанное оборудование у производителей из Юго-Восточной Азии.
  • 12 мая 2022 года министерства согласовали с Михаилом Мишустиным версию нацпроекта по развитию электронной промышленности в России. Чтобы реализовать его до 2030 года, требовалось 2,74 трлн рублей: 900 млрд из бюджета, остальное — внебюджетные источники.
  • В сентябре Минпромторг озвучил ключевые проблемы рынка: технологии отстают на 10-15 лет от мирового уровня, производственных мощностей не хватает, предприятия критически зависят от зарубежных поставок.
0
125 комментариев
Написать комментарий...
Балкон.Ру
Окупятся ли инвестиции — неизвестно.

Известно.

Ответить
Развернуть ветку
Финтанк Точка Ру

А большой адронный коллайдер окупился за сколько?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Розарио Агро

Но выделять надо срочно. Завтра уже может быть поздно 😂

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Чтобы «развивать российский рынок микрочипов» он должен вообще существовать.

Как известно, развивать «то, чаво на белом свете вообче не может быть» невероятно сложно и доступно только в головах чиновников.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Eddie Nolan

Эльбрусы давно перестали существовать?
Проблемы будут в том, сколько дойдёт до производства, но вот говорить про «то, чего нет» — не правильно

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Финтанк Точка Ру

Эти отсутствующие российские чипы с тобой в одной комнате?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита

"на развитие российского рынка микрочипов ... понадобится 700-800 млрд рублей"
И столько же лет

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Палец, от ржача, зациклился на ^. 😂

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Оценка выглядит заниженной.
Нужно построить не просто индустрию машин для печати чипанов. Начинать придется со всех утилит, науки, в том числе фундаментальной, исследований. Вплоть до шахт. И даже дальше: вплоть до образования, которое позволит наплодить спецов в одной стране столько, сколько ни у кого нет. Задача стоит заменить цепочки поставок и производств более 10-ка стран, от исследований до готового продукта.

Ну и не забываем, что все эти господа продолжают лярды долларов каждый год вкладывать коллективом производителей.

Ответить
Развернуть ветку
S.Capusta

Согласен с Иваном, картина выглядит не очень..
Тем более, что никто нам не продаст никаких патентов и лицензий.
Ну и плюс все выше перечисленное.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кирилл Таран

Они же только на самое необходимое считали без гражданской электроники и прочего

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Розарио Агро

«И даже дальше: вплоть до образования, которое позволит наплодить спецов в одной стране столько, сколько ни у кого нет»

Простите, но учебные часы уже отведены на начальную военную подготовку и изучение жития всех святых 😂

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

исследования и спецы не вылупляются в условиях совка и шарашек, на этом аналитику можно закончить)

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Точно! Ну тогда до 3040 года сдвигаем...

Ответить
Развернуть ветку
griska samson

Да им главное чтобы деньги выделили, а там или осел сдохнет, или падишах.

Ответить
Развернуть ветку
lalka here.kek

Люди, которые строят такие прогнозы вообще не слышали, что Каррент-Ген это 3-5 лет? И либо окупилось, либо нет? Какие 20+ лет прогнозов? Чипы размером с Боинг и потреблением, как у Локомотива? Они вообще не понимают, как это работает?
1) Собираете 10-15-20 лет чипы для Китая и США
2) Параллельно открывая своё и воруете-копируя всё, что можно
4) Ворованное тестируете на военке, автопилоте сбера и троллейбусах
5) Отжимаете локальный рынок "своим аналоговнетом", когда подоспеет
6) Профит

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Ты чо, это сложно. Это нужно курировать, думать, что-то планировать, параллельно обдумывая как пилить бабло максимально выгодно. Слишком сложна, когда можно объявить программу "Аналоговнет", выделить овербюджеты, попилить, что-то выпустить, а потом закрыть программу со словами: "Мы пытались, не получилось, бывает". И через несколько лет пойти по кругу.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин
потреблением, как у Локомотива

Отличная идея! Будет куда газ и нефть девать.

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

«Параллельно открывая своё и воруете-копируя всё, что можно»

А люди, обладающие квалификацией «воровать-копировать» будут в россии сидеть, как последние дурачки, да? 😂

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Отнюдь

бл, может новый реестр проще сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

На развитие российского рынка чиновников-олигархов к 2040 году понадобится 700-800 млрд рублей, а ведь у них есть еще дети, внуки, дальние родственники и просто хорошие знакомые.

Ответить
Развернуть ветку
RufusToonball

Дело Чубайса цветёт и пахнет?
Времена новые - методы старые

Что там по "чёрно-белому планшету для школьников" ?

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Chirkov

Ох уж эти прогнозы тех отрасли на 20 лет вперед)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Верлочёв

Мне кажется нужно мыслить по другому. Вот, предположим, машины у нас только собирают из комплектующих, в редких случаях делают старые движки и коробки по технологиям прошлого века. Сейчас невозможно технологически догнать современные моторы, но есть электромобили. Там используются новые электродвигатели, коробки и батареи + не самая производительная электроника. Тут, если начинать свои разработки, есть шанс быть на передовой прогресса.
То же самое и с электроникой. Техпроцесс в любом случае не может уменьшаться вечно, нужно искать новые пути, мы всегда были сильны в разработках и научных открытиях. Какие-нибудь квантовые компьютеры основанные на новых принципах или биокомпьютеры. Что-нибудь такое что на ранних этапах развития. А так - мы хотим догнать поезд, который идёт по тупиковой ветке развития. Так что эти деньги нужно вкладывать в науку в первую очередь, в гранты молодым ученым и в образование

Ответить
Развернуть ветку
Скрытый Потанцевал

ну вообще в электромобилях есть вполне себе хайтек - подшипники, силовая электроника, а если хоть что-то подобное автопилот-1 хотеть, то там уже GPU

Ответить
Развернуть ветку
Klonin DevApp

Поддерживаю. А то начали наваливать в комментах. Ясное дело коррупция и идиоты к сожалению всё тормозят, но если изменить подход в целом, то уходящему поезду всё таки придется помахать платочком. А то мало того что пытаемся его догнать, так ещё и толкаем пару вагонов.

Ответить
Развернуть ветку
Бухой Пикачу

умножаем на x10

Ответить
Развернуть ветку
KK

Сумму или срок? Хотя наверное и то и другое, как показывает космодром восточный...

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Пономарев

А лучше поделить на 10

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Илья Дёмин

Умножаем на x10, через 10 лет говорим, что не получилось.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dimitri

Какой рынок микрочипов можно развить за 15 лярдов в баксов и еще в полный изоляции? Сумму нужно раз в 10 умножить минимум и начинать с изобретения колеса.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Вершинин

Мозгов и времени не хватит. Даже если абстрагироваться от вопроса денег. Это очередные Емобили. Помните?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Вершинин

Идиотизм. Вот благодаря такому подходу СССР и рухнул. Можем повторить, так?

Ответить
Развернуть ветку
Тима Косихин

Нет, ну в вакууме идея сделать свою литографию чипов - идея и не новая, и неплохая. Конкурентов не очень много, спрос на чипы явно будет. Другой вопрос в том, смогут ли вообще (спойлер - вероятно, нет) и будут ли вообще делать, а не пилить (спойлер - нет).

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Aleks B

он и не рухнул

Ответить
Развернуть ветку
Мимо проходивший

Прорыв отложили до 2040-го получается 😄

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

В SDN листы влетели структуры разработчика электроники ППК "Миландр". Нюанс ситуации в том, что в списки попали международные прослойки "Миландра", которые, как считает Минфин США, позволяли российской компании печатать чипы на азиатских фаундри. Рынок взволнован этим прецедентом. Дело в том, что Минфин США, судя по всему, планирует накрыть все серые цепочки поставок полупроводников в Россию, на которые, как говорят мне источники, были большие надежды. А разбор истории читайте вот тут (https://www.kommersant.ru/doc/5667767?from=glavnoe_3): строчили почти всем отделом.

Ответить
Развернуть ветку
Красный Пахарь

половина потеряется по любому

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Ну что Вы такое говорите?! Вы что же, не верите в чиновников? «Потеряется» всё. Потом просто ещё пару раз «довыделят».

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev
фабрики чипов размером более 90 нанометров

Советские большие интегральные схемы — самые большие интегральные схемы в мире!

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Это что-бы враги украсть не смогли...

Ответить
Развернуть ветку
Тима Косихин

Ну тут вопрос "зачем" всё-таки. Для бытовой техники и большой чип ок (не то чтобы тебе нужен очень производительный процессор в условную кофемашину), другое дело, что для пк это не подойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
In the Abyss

"Окупятся ли инвестиции — неизвестно."-зато наполнятся карманы чиновников

Ответить
Развернуть ветку
Илья Тюменцев

"На это и на научные исследования понадобится около 400-500 млрд рублей, подсчитали аналитики «Яков и партнёры»"

Урок математики в грузинской школе.
Учитель:
— Кто знает, сколька будэт трижди три? Пэтров!
— Девять!
— Садысь, два! Иванов!
— Девять...
— Садысь, два! Гоги!
Гоги, доставая кинжал:
— Сэм, учытель!
Учитель:
— Да, гдэ-то так — сэм-восэм... Но нэкак нэ девять!

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
На это и на научные исследования понадобится около 400-500 млрд рублей, подсчитали аналитики «Яков и партнёры»,

мне кажется, Яков&Ко как минимум доллары с рублями перепутали. Тут Китая уже вбабахал за 10 лет почти под триллион долларов в эту отрасль.

А тут под санкциями и за 400-500 млрд рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Lunegov

Главное, что Яков&Ко свой гонорар не перепутали, и от этих же 400-500 ярдов процент посчитали. Думаю, в валюте, по старой памяти.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Мазитов

Уже 10% списали на "прочие" расходы при исследовании.

Ответить
Развернуть ветку
Vertie
Ответить
Развернуть ветку
Никита

какие 10%? Не было никаких 10%

Ответить
Развернуть ветку
Ахмед Шахидов

Очередной РосПил

Ответить
Развернуть ветку
Po...

"к 2040 году" не все и доживут даже, а кто доживёт тот и не вспомнит об этой новости...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Да! Каждая копейка будет на счету...на счету кого надо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Demichev

А кто нам оборудование продаст и построит фабрику в текущей ситуации? Кто будет обслуживать и самое главное проектировать чипы? До недавних пор можно вполне было заказывать свою микроэлектронику на TSMC, но что-то рынок не ломился он наших Байкалов например…

Ответить
Развернуть ветку
Ол Сен

Вопрос-нахрена? Куда их вставлять

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Ну в ...

Ответить
Развернуть ветку
Ха Ха

Копьё.

Ответить
Развернуть ветку
Eli
На это и на научные исследования понадобится около 400-500 млрд рублей, подсчитали аналитики «Яков и партнёры», причём половину нужно выделить из госбюджета.

А другую половину откуда? Магией скастовать? Кто в здравом уме будут в это безнадежное дело свои деньги инвестировать?

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Звучит как годное место для очередного роспила, а все правила гос закупок и дальше будут писать для иностранной продукции. Двойная выгода.

Ответить
Развернуть ветку
Никитин Сергей

Слишком оптимистично и на это пять причин.
1. Рынок слишком маленький.
2. Отсутствие технологий и оборудования.
3. Проектом будут руководить люди которые руководили Восточным и Зенитареной, выводы очевидно не сделаны.
4. Для реиндустриализации нужна мобилизация экономики, а в либеральном правительстве на такое никто не пойдет.
5. Кто выделит эти 2.7 трлн. Рублей(сколько после инфляции?) если минфин замораживает доход бюджета и наращивает заимствования высушивая экономику. Помоему всем уже стало очевидно что ЦБ и минфин на кую вертели президента и его планы.
Текущий финансово-экономический тренд направлен на деградацию, а для реиндустриализации нужен рост ВВП в районе 10-15%. Ну либо мы чего-то не знаем и грядёт новый 37 год.

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

90 НМ... В 30-х будет актуален 0.9 нм

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций
делать ставку на аналоговую, СВЧ и силовую электронику — в том числе некремниевую

Ламповые компьютеры? Готовимся к пост-апокалипсису?

Ответить
Развернуть ветку
RomanAno

400-500млрд вообще не о чем. Уверен что за 9 месяцев войны больше, если не в 2 раза больше потрачено. Просто приоритеты у страны дырявые

Ответить
Развернуть ветку
Andy M

Это надо было позавчера все делать.

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

А зачем что-то делать, лучше и дальше пилить бабло на гос закупках иностранной техники с откатами, прописывая условия специально под них. Нормальная же схема.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
житель подмоста

ну дали же уже 2 млрд "и так сойдет" =)))))

Ответить
Развернуть ветку
Da Hool

Ну, работайте, братья!

Ответить
Развернуть ветку
Дневник стартапера

Отлично, здесь мы и подождем 2040 года

Ответить
Развернуть ветку
muiren
12 мая 2022 года министерства согласовали с Михаилом Мишустиным версию нацпроекта по развитию электронной промышленности в России.

Тем временем глава МИД РФ Лавров с iPhone Pro и Apple Watch, голосует деньгами за Apple, США, Запад, иностранную микроэлектронику.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Petr0vich71

А если не воровать, то понадобится а два раза меньше .

Ответить
Развернуть ветку
122 комментария
Раскрывать всегда