{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Человек беззащитнее»: глава ЦБ призвала банки возмещать клиентам украденные средства и ускорить блокировки мошенников Статьи редакции

А ещё заявила о продлении ограничений на снятие валюты.

  • Глава ЦБ Эльвира Набиуллина вместе представителями «Сбера», ВТБ и платёжной системы «Мир» выступила на форуме «Кибербезопасность в финансах». Трансляция велась на YouTube-канале ЦБ.
  • Набиуллина заявила, что пока «перелома» в борьбе с мошенниками в России не произошло: в 2022 году объём операций без согласия клиентов вырос по сравнению с 2021-м на 4,29%. При этом сохраняется высокий уровень мошенничества при помощи социальной инженерии — но с этим нужно бороться и добиться того, чтобы люди не боялись отвечать на звонки, подозревая, что звонят мошенники.

Про возврат средств клиентам

  • Она также отметила, что банки должны нести ответственность перед своими клиентами и возвращать им средства, которые те потеряли в результате мошенничества. По мнению Набиуллиной, человек может быть финансово грамотен (в том числе — работать в банке), но в некоторые моменты жизни всё равно становится уязвим к психологическому влиянию — поэтому знания не всегда спасают.

Банки у нас такие продвинутые, с моделями, системами антифрод-защиты, они должны это делать. Человек более беззащитен перед мошенниками, чем финансовая организация. <...> Системы защиты могут создать только финансовые институты, которые эти услуги предоставляют.

Безусловно, нужно принимать этот закон: то есть, если переводятся деньги на счёт мошенника (а у ЦБ есть база данных, по ней видно, что это счёт мошенника), во-первых, этот счёт мошенника нужно быстрее блокировать, а во-вторых, туда деньги человек не должен переводить хотя бы в течение двух дней.

Эльвира Набиуллина
  • Кроме того, Набиуллина отметила, что банкам нужно продумать систему принудительной блокировки переводов, если известно, что средства уходят мошенникам. А «перелома» можно добиться, если получится достигнуть «перелома в вопросе возмещения ущерба» — это вынудит банки активнее заниматься антифродом.
  • ЦБ предложил возвращать украденные мошенниками деньги ещё в 2021 году, а в 2022 — установить сроки возврата до 30 дней в зависимости от суммы. Зампредседателя правления «Сбера» Станислав Кузнецов во время форума отметил, что банк планирует запустить подобный проект уже в мае 2023 года.

Обмен информацией между банками

  • Кроме того, на форуме обсудили вопрос об обмене данными о мошенниках между банками — для этого нужно создать единый подход к этому. В «Сбере» отметили, что готовы делиться информацией и уже обсудили с другими банками предложения, как это можно сделать. В ЦБ эту идею поддержали — по мнению Набиуллиной, это ускорит борьбу с мошенниками.

Продление ограничений на снятие валюты и работа банков в мессенджерах

  • ЦБ планирует продлить ограничения на снятие наличной валюты: их ввели в марте 2022 года, а затем продлили до 9 марта 2023-го. Глава ЦБ уточнила, что пока регулятор не видит возможности для системной либерализации валютных ограничений: большую часть из них сняли, остались лишь те, что «важны для финансовой стабильности».
  • Также она отметила, что ЦБ не видит дополнительных технологических рисков для банков от использования Telegram-каналов. 15 февраля Минцифры призвало банки не оказывать услуги через мессенджеры — так как если приучить к этому россиян, этим могут воспользоваться мошенники.
  • На форуме директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин уточнил, что банки могут взаимодействовать с клиентами через мессенджеры. Но это взаимодействие должно быть безопасным.

Видим ли мы возможность взаимодействия с клиентами через мессенджеры? Однозначно да. Задача и банков, и регуляторов, и сообщества в том, чтобы эти каналы были доверенными. Мы не должны придумать некую концепцию, в которой дальше мы найдем слабое место, где это доверие будет нарушено и им начнут пользоваться все остальные.

Владимир Бенгин (цитата по «РИА Новости»)
0
138 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Кузнецов

Месяц назад достаточно близкий мне человек, стал жертвой мошенников на сумму 700000 рублей, мошенники использовали банк ВТБ.
После подачи заявления, потерпевшим был признан банк, а человек обязан дальше выплачивать оформленный на него кредит.
Банк порвет свое седалище, дабы остаться потерпевшим в любом факте мошенничества.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

Потерпевший банк, верно, вот только человек к истории что обманули банк не имеет отношения. Но это теория.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Кузнецов

Как выразились органы, «человек, через которого была совершена махинация, являлся оружием», поэтому банк и пострадавший в данной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

В суд надо идти с этим. Компетенции у полиции по делам банальных разборок нет, думаю что у финансовых регуляторов тоже. Нужно тыкать в законы их

Ответить
Развернуть ветку
135 комментариев
Раскрывать всегда