Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции Статьи редакции
Главные проблемы, основные ниши работы, портрет среднего основателя и другие выводы исследования «Стартап барометр», в котором приняли участие более 500 стартаперов.
Венчурный инвестор Алексей Соловьёв вместе с консалтинговой компанией EY и Фондом развития интернет-инициатив провели второе ежегодное исследование «Стартап барометр», посвящённое состоянию российских стартапов. Партнёрами выступили также МТС и венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC.
В 2019 году эксперты опросили более 530 основателей стартапов в России. Они ответили на 56 вопросов об источниках финансирования, отношениях с инвесторами, уровне доходов, планах по развитию за границей и так далее.
Среди основателей — всё больше людей с опытом работы
Среднестатистический основатель — 36-летний москвич с высшим техническим образованием (64% респондентов). Большинство (27%) до запуска собственного стартапа работали в крупных компаниях, у 24% был собственный бизнес (в 2018 году таких было 30% опрошенных).
Меньше всего среди участников опроса оказалось студентов, только 5% запустили стартап после учёбы. Всего предпринимателей в возрасте 18-25 лет среди ответивших — 10%.
Количество основателей, у которых был негативный опыт, связанный с провалом стартапа, сократилось с 64% до 56%. При этом большинство предпринимателей (63%) совмещают работу над стартапом с другой деятельностью: работают по найму, развивают другой стабильный бизнес или пытаются параллельно построить несколько стартапов.
Как выглядят российские стартапы
Средний российский стартап запущен один-три года назад, имеет двух и более основателей. 15% компаний работают больше пяти лет. Основной фокус — на продуктах и услугах для бизнеса в разных отраслях, внедрение искусственного интеллекта и больших данных.
Почти четверть опрошенных (23%) считают, что их решения не имеют аналогов в России. 19% полагают, что аналогов нет не только на российском, но и на международном рынке. При этом основным регионом сбыта остаётся Россия.
Четверть предпринимателей объяснили отсутствие продаж за рубежом нехваткой ресурсов на продвижение и отсутствием понимания работы за границей. 21% хотят сначала протестировать бизнес в России, 19% считают, что пока не готовы для экспансии новых рынков.
Топ-10 ниш, которые выбирают предприниматели
- Продукты и услуги для бизнеса — 16%.
- Искусственный интеллект — 13%.
- Big Data — 11%.
- Технологии в образовании (EdTech) — 10%.
- Интернет-приложения и сервисы — 9%.
- Интернет вещей — 9%.
- Маркетплейсы — 8%.
- Мобильные приложения и сервисы — 8%.
- Электронная коммерция — 8%.
- Финтех — 6%.
Половина стартапов работают по модели b2b, только 14% продуктов и решений создаются для конечного потребителя.
Треть стартапов не получают доход
Готовые прототипы и первые продажи есть у 45% стартапов, 18% компаний находятся на стадии разработки прототипа. Количество стартапов со стабильными продажами сократилось с 20% до 15%.
Треть компаний (33%) пока не получают дохода, 22% стартапов имеют выручку не более 1 млн рублей в год. Ещё 22% получают до 10 млн рублей, 16% — больше 10 млн рублей в год.
Почти половина стартапов (46%) зарабатывают на прямых продажах, 20% предпочитают модель с подписками.
На что живут стартапы
63% основателей ответили, что запустили стартапы на собственные деньги, в 2018 году их было больше — 71%. На второе место вышли стартапы, основанные на гранты — 16% против 2% в 2018 году.
По мере развития бизнеса 33% стартапов продолжают работать на начальном финансировании, 30% существуют на собственную выручку от продаж. 14% основателей продолжают поддерживать проекты на собственные деньги.
Несмотря на то, что у 77% стартапов нет внешних инвесторов, больше всего предпринимателям нужны деньги — на первое место финансирование поставили 51% опрошенных.
Четверть стартапов рассчитывает привлечь до $1 млн инвестиций до конца 2019 года, 13% надеются на более значительные суммы. 14% компаний до конца года не планируют привлекать финансирование, 17% пока не определились.
Главные проблемы российских стартапов
- Нехватка денег для развития — 63%.
- Низкая заинтересованность стратегов в инновационных продуктах и компаниях — 45%.
- Нехватка квалифицированного персонала — 37%.
- Текущее состояние экономики и положение России на международной политической арене — 34%.
- Недостаток знаний у предпринимателей и возможности их получить — 34%.
- Нет или мало помощи со стороны государства — 19%.
как говорит Потапенко: "если вы не готовы под свой стартап заложить квартиру, машину и набрать кредитов, то зачем вам давать деньги инвесторов" ?
Потапенко мудак, может еще почку под высокорискованный и уникальный бизнес нужно закладывать? Если инвестор не готов вкладывать нормальную сумму на ранней стадии, то зачем давать ему долю потом, когда основные риски уже позади?
А с какой стати инвестору сдались эти риски, он как бы на прибыль рассчитывает, не сравнивайте бизнес с пресловутыми играми на ставки
инвестор рассчитывает на повышенную прибыль, не сравнивайте стандартный бизнес и стартапы
Сначала заложи хату, машину и выйди в прибыль со своим стартапом, хотя бы на миллион в месяц. Потом уже можно говорить за инвестиции.
99% стартапов в России это тупо идеи не генерирующие никакой прибыли, и они хотят миллионы инвестиций под это дело. Это смешно
1 - Если человек закладывает свое единственное жилье, то у него не все в порядке с головой и надо от таких держаться подальше.
2 - Когда проект доходит до "хотя бы на миллион в месяц", как правило ему больше инвестиции не нужны и может на свои развиваться.
У нас инвесторы любят приходит к уже хорошо стоящим на ногах проектам и приходят они не для инвестиции, а для отжатия.
3 - "Сначала заложи хату, машину и выйди в прибыль со своим стартапом, "
Самое сложное именно в том, чтобы раскрутить этот моховик на старте.
Чтобы получить работающий MVP нужно хотя бы 150,000$ при условии что основатель будет на хлебе и воде.
4 - Вы не переживайте за стартапы у нас, если что-то стоящее, то рано или поздно они все равно найдут деньги, но не в России.
Смешно читать про 150 тысяч баксов на бизнес который даже миллион рублей не делает. Бежать от таких стартаперов надо))))
трешка в Москве кстати 150 тыщ бакинских. Закладывай, раскручивай маховик, кто мешает?
А у нас у всех есть трешка в Мск?
А у Вас видимо большой опыт? Не поделитесь, какой проект Вы запустили, сколько людей работает?
у меня с десяток проектов с прибылью по 50-100 тыщ/мес и я не гонюсь за инвестициями и уж тем более никогда не буду инвестировать в проект который тупо идея и генерирует НОЛЬ
Можно хотя бы на топ-3 взглянуть?
https://hifirussia.ru/ один из...
а что писать? какую статью? есть бизнес, есть команда, все работают, а не ноют про инвестиции.
А свою единственную квартиру закладывали как советуете другим?
Не уверен, что интернет магазин тянет на звание стартапа.
Когда этот интернет-магазин открывался, не было и в помине подобной бизнес-модели. 15 лет назад где можно было купить акустику за 2 миллиона рублей? нигде! даже сейчас мало где можно купить вот такое решение https://hifirussia.ru/products/mcintosh-mc12kw просто как пример
Что, даже веб-разработчик работает, а не ноет?
с чего бы ему ныть?
Сайт у вас ужасный.
покажите лучше
http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8F
Илья, в личку можно по поводу аудита сайта? Действительно есть замечания, но они все устранимы. Флеймить тут в коментах не хочется.
а я не знаю как тут в личку писать, напишите в ВК https://vk.com/red.squad
а что именно в нем ужасно? я хоть с данным товарищем во многом и не согласен, но прям ужасов на сайте почему-то не вижу
ну т.е. экспертиза у вас даже до нормального ларька с шаурмой не дотягивает, а уже с советами лезете, как собрать it mvp с ценником 150k$. ok
если ваше mvp генерирует НОЛЬ! то цена ему НОЛЬ! хватит писать про бредовые идеи школьников и мечты о 150 тысячах долларов за просто так
как mvp может что-то генерировать, если для его создания нужно 150 тыс долларов, алло, а может и миллионы задолго до первой прибыли понадобятся, пример авито в помощь
Может статью напишите, поделитесь своим опытом?