{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

QR-платежи простыми словами. Как работает "куаринг", и почему он вытесняет другие форматы оплаты

Если вы, уважаемый российский Apple-юзер, не хотите переходить на Android, таскать карточки или клеить стикеры на любимый гаджет, то выход один - платить через QR. В некоторых странах именно через "куаринг" происходит большинство транзакций. Сегодня разберем, как работают QR-платежи, и почему их доля растет как на дрожжах.

Если вы решите оплатить удон в шанхайской забегаловке картой (даже если эта карта - Union Pay), то очень вероятно, что дядюшка Ляо сделает удивленное лицо и протянет вам картонку с QR-кодом. Ведь в Китае почти все повседневные платежи делаются с помощью сканирования черно-белых квадратиков.

Дядюшку Ляо с куарной картонкой вижу так. Но картинке он продает не удон, а какие-то неведомые китайские диковины. Но, думаю, удон он тоже продает.

Да, Китай - безусловный лидер в QR-платежах. Но многие другие страны тоже активно к ним привыкают. Куаринг особенно развит в Азии - например, в Таиланде, Южной Корее, Индии, Узбекистане и прочих странах. Но и в других регионах он далеко не мертв и активно растет. В России QR-платежи тоже неплохо себя чувствуют - российский ЦБ развивал их и раньше как фичу Системы Быстрых Платежей, а в последние полтора года по понятным причинам их доля и вовсе взлетела в небеса.

А разнообразные аналитические конторы (например, вот эта) прогнозируют, что через пару лет более 2 млрд людей по всему миру будут использовать куар-платежи на повседневной основе. Так что, вполне вероятно, что именно оплата через QR станет господствующим форматом платежей в ближайшем будущем, задвинув карточки на второй план (не гарантирую, но шанс большой).

Итак, как вообще работает куаринг, какой он бывает, и чем он лучше или хуже других способов. Разбираемся.

Почему QR-код отлично уживается с платежами?

Начать хотелось бы с одной простой мысли:

QR-код, он же Quick-Response Code - это просто какая-то информация, но закодированная в виде набора черных и белых частичек.

Эта информация может быть какой угодно, например:

  • История какой-нибудь статуи в музее. Тогда рисуем куар на шильдике и клеим рядом с постаментом.
  • Сведения о вашей вакцинации от ковида. В таком случае черно-белый орнамент появится в специальном разделе на госулугах.
  • Или, например, реквизиты вашего банковского счета.

В последнем случае речь пойдет о QR-платежах (или, как его иногда называют, "куаринге"). Но абсолютно во всех случаях QR-код будет оставаться лишь способом передачи информации. Иначе говоря, QR-платежи - это не какая-то супер-уникальная технология, а всего лишь применение самых обычных QR-кодов в одной отдельно взятой сфере.

Но так уж вышло, что у QR-кода есть сразу несколько ценных особенностей, делающих его идеальной технологической основой для целой плеяды новых платежных сервисов. И вот какие это особенности:

  • Во-первых, QR-код - это чрезвычайно нетребовательная штука. Для показа QR-кода нужен лишь экран, а для его сканирования - только более-менее сносная камера. Проще говоря, вполне хватит простенького смартфона, который в современном мире есть у всех. Африканские племена и коммуны амишей вынесем за скобки. Показывать QR-код на бумажке, впрочем, тоже никто не запрещает. Можно и вовсе нацепить платежный QR-код на котика - и тогда получится платежный QR-кот (надеюсь, вы простите мне это шутку).
В Китае есть кафешка, где ходят котики, одетые в маечки с QR-кодами. Отсканировав кота, можно оплатить счет или оставить чаевые. Согласитесь, прикрепить платежный терминал на котейку будет гораздо проблематичнее.
  • Во-вторых, QR-коды предлагают огромное количество комбинаций. Число уникальных сочетаний черно-белых квадратиков настолько титаническое, что я не буду его здесь приводить. Лишь упомяну, что в китайском WeChat каждый год используется более полутриллиона (!) куаров, и это даже не 0,001% всех возможных комбинаций. Короче говоря, сколько бы китайцы ни покупали удонов, уникальных QR-кодов нам еще надолго хватит.
  • Наконец, за последние несколько лет QR-кодами научились пользоваться все. Думаю, даже бабушки в деревне хоть что-то об этом да слышали (в отличие от этих ваших NFC).

Добавьте к вышеперечисленному тот факт, что глобальные платежные системы (Visa, Mastercard и прочие) в свое время забыли охватить рынок платежных куаров, и вы получите годный альтернативный инструмент для платежей. Неудивительно, что в последние 5-15 лет (в зависимости от страны) именно его взяли на вооружение операторы национальных платежных инфраструктур и финтех-сервисы цифровых экосистем (об этом ниже).

А еще, QR-код - это красиво. Например, пару месяцев назад китайский умелец научился делать художественные куары с помощью Stable Diffusion. По функционалу ничем не хуже обычных.

Какие платежные QR-коды вообще бывают?

Итак, хотя QR-код сам по себе является абсолютно гениальной штукой, назвать его rocket science язык не повернется. Безусловно, у куаров есть и технологические отличия - например, способы кодирования информации (цифровое, буквенно-цифровое, байтовое и т.д.). Но в этой статье мы не будем глубоко погружаться в подобное - если вам интересно, можете нагуглить 100500 технических статей про технические нюансы этих штук.

Сейчас же мы говорим о QR-платежах. И здесь тоже есть свои отличия:

  • Первое - источник куара. Кто показывает QR-код, а кто сканирует - продавец или покупатель.
  • Второе - насыщенность QR-кода информацией. Можно сделать базовый куарчик, содержащий данные о банковском счете. Можно добавить в него какую-то дополнительную инфу - например, назначение платежа. А также конкретную сумму, но тут мы уже переходим...
  • ... к пункту номер три - динамичности QR-кода. Пожалуй, это главное технологическое отличие. QR-код может быть статическим и динамическим, и тут нужно остановиться подробнее.

Статический QR просто содержит данные банковского счета продавца или покупателя. В таком случае после сканирования придется самостоятельно вводить сумму. Это лишнее действие для клиента (т.е. усложнение клиентского пути, что всегда не очень хорошо), но зато такой код можно приклеить куда-нибудь рядом с кассой и легким движением руки отправлять покупателей на оплату.

Другой вариант - динамический QR. Это уже более навороченный инструмент. Такой куар генерируется отдельно под каждую оплату. А значит, в него можно встроить дополнительную информацию о данной конкретной покупке - сумму транзакции, назначение платежа, какой-нибудь комментарий и т.д. Во-первых, такой процесс оплаты удобнее и быстрее. А во-вторых, продавец может не проверять, что ему заплатили именно 640, а не 639 рублей. И наоборот - у покупателя нет риска случайно нажать лишний нолик.

Динамический QR-код - крутая и продвинутая штука. Но есть нюанс - если продавец хочет генерить динамические куары, то картонкой уже не отделаешься. Придется покупать дополнительное оборудование, умеющее в эту самую динамику.

Например, вот такой динамический QR-экран, которые интегрируется с расчетно-кассовым оборудованием. Стоит такая штука примерно 6-7 тыс. руб. Магазин может себе позволить, а вот наш условный дядюшка Ляо уже вряд ли.

Еще есть несколько промежуточных модификаций. Например, когда статический QR-код ведет на динамическую веб-страницу. В таком случае QR-код можно распечатать и не менять, но платежная цепочка удлинится на лишнюю загрузку. Или еще вариант - статический QR содержит ссылку на динамическую страницу, с которой при сканировании актуальные данные подтягиваются в платежное приложение. В итоге получается система-ниппель, когда QR можно не менять, но и лишнюю страницу покупателю открывать не нужно. Правда, вырастает вероятность, что что-нибудь криво подтянется.

Пару слов стоит сказать про источник куара. В подавляющем большинстве случаев QR создает продавец (тогда это Merchant presented QR), а покупатель его считывает. Но бывает и обратная механика - покупатель открывает QR-код своего банковского счета, а продавец сканирует его, тем самым списывая нужную сумму. На мой взгляд, это самый удобный способ для покупателя (хотя и не самый безопасный - об этом ниже), но продавцу потребуется чуть более функциональное оборудование.

Customer presented QR-code. Сканер может быть отдельным устройством, либо встроен в платежный терминал. Видимо, по мере роста проникновения куаринга, терминалы с QR-сканерами будут все более популярны.

QR-платежи - идеальны?

Справедливости ради нужно сказать и о недостатках куаринга. Они вот такие:

  • Первый - зависимость от интернета. Карточные платежи могут существовать без интернета. Если припрет, то платежные терминалы умеют считывать данные с карты или NFC, хранить его в своей памяти, а уже когда включат интернет - передавать платежной системе. QR же без интернета превращается в тыкву от слова "совсем". Так что, если ваш магазинчик находится в подвале с плохой сетью, то куаринг вам может быть противопоказан (покупатель тупо не сможет прогрузить страничку после сканирования).
  • Второй - кое-какие вопросики к безопасности. Жулики не дремлют и тут. Допустим, вы демонстрируете QR с зашитыми реквизитами вашего счета в мелком ларьке, продавец которого окажется негодяем. Он незаметно сфоткает ваш код, и плакали ваши денежки. Или же другой вариант - пока продавец зазевается, мошенник наклеит свой скамерский куар поверх настоящего. В результате деньгу уйдут отнюдь не на оплату вашего товара. Впрочем, скам возможен и с банковскими картами. Так что, предположу, что куаринг здесь не сильно ему уступает (разве что жулики используют другие методы).
Никто не отменял и классический скам, когда после сканирования вы попадаете на фишинговую платежную страничку, которая зачем-то просит ввести данные карты. Впрочем, QR здесь - лишь инструмент переадресации, а отнюдь не главный виновник.
  • Третий недостаток - QR-платежи требуют довольно много телодвижений. Нужно достать телефон из кармана или сумочки, потом открыть куаринговое приложение, затем в процессе сканирования начнет тупить камера... Потом вы нажмете кнопку "перевести", а интернет заглючит, и подтверждение подвиснет. В итоге вы стоите перед кассой как дурак и думаете: "А списались ли деньги, или нужно все делать заново?". Именно из-за подобного ада мелкой моторики многие изначально плюют на эти вашу куары и просто платят картой.
  • К тому же, зачастую по куарингу нет кэшбэка, или он существенно меньше, чем по картам. Такой расклад, например, в РФ. Причина - комиссия по QR ниже, чем по карточкам, а значит банкам неоткуда брать бюджеты на кэшбэк. Впрочем, так не во всех странах - в некоторых все жирные кэшбэки наоборот сидят в QR-платежах (зависит от того, как в конкретной стране соотносится размер комиссий). Впрочем, это не такой уж и минус. Вернее, для кого как - минус для потребителя, но огромный плюсище для бизнеса.

Почему куаринг особенно полюбился азиатам?

QR-платежи весьма развиты во многих странах, но особой любовью к ним воспылали ребята из Азии (включая, разумеется, главных фанатов куаринга - китайцев, а также родоначальников технологии - японцев) и жители некоторых других т.н. "развивающихся" стран. Почему так? Предположу, что объяснение лежит в конкурентной ситуации на рынках в годы появления и первоначального развития технологии.

В США и странах Западной Европы к началу ХХI века карточные платежи уже были весьма развиты. Местные банки активно выпускали карточки Visa, Mastercard, AmEx и прочие, а население уже было приучено к их повседневному использованию. Поэтому всяким экзотическим способам оплаты было гораздо сложнее отжать долю платежного рынка.

А вот во всяких Таиландах, Кореях, Бразилиях и Индиях с этим было проще. Проникновение карт куда меньше, для существенной доли населения платежные карты все еще оставались экзотикой в то время. Следовательно, у большинства торговых предприятий (возможно, кроме крупных сетевых магазинов) не было стимула тратить деньги на закупку платежных терминалов. А вот поставить рядом с кассой табличку с QR-кодом мог каждый.

В Китае куаринг господствует настолько, что многие уличные музыканты и попрошайки предлагают им донатить вот таким способом.

Далее начались классические "круги на воде". Бизнес стал предлагать клиентам QR-оплату → Население начало его дегустировать и потихоньку осознавать, что новый платежный способ в общем-то неплох и много где работает → Спрос на куаринг со стороны покупателей повысился → Бизнес стал еще более активно внедрять куаринг. И так далее по кругу.

Стоит отметить, что эта спираль роста была бы невозможна без активного вовлечения двух важных игроков:

  • Во-первых, национальных операторов платежной инфраструктуры (в основном на базе местных центробанков). Они прочухали, что способ то вполне рабочий. А значит, нужно эту волну оседлать. Ну знаете, чтобы снизить долю налика (а налоги, наоборот, нарастить), поотжимать рынок у всяких Виз с Мастеркардами... Да и вообще, с помощью куаринга увеличить долю внутренних платежей под своим прямым контролем. В итоге государства стали пилить национальные платежные QR-сервисы. Здесь и индийский UPI, и бразильский PiX, и тайский PromptPay, и, конечно, наш СБП. Кстати, эта логика может частично объяснять, почему куаринг стал особенно популярен именно в странах с активным участием государства в экономике.
  • Во-вторых, потребительских экосистем, которые начали активно брать куаринг на вооружение. Как известно, ядром любой уважающей себя экосистемы должен быть платежный сервис, усиливающий перетоки клиентской активности между разными продуктами. Ну знаете, чтобы у пользователя онлайн-кинотеатра был финансовый стимул попробовать доставку еды или такси-агрегатор (или что там еще обычно есть у экосистем). В результате, в странах с сильными национальными экосистемами QR-платежи стали важным способом оплаты. Здесь и корейский KakaoPay, и казахстанский Kaspi, и разумеется, китайские WeChat и Alipay.
Типичный китайский рынок be like. Тут главное не промахнуться.

И "национальные", и "экосистемные" куаринги имели свои козыри в рукаве. Госсервисы устанавливали пониженные экваринговые комиссии (гораздо ниже, чем карточные), фондируемые из бюджета. Экосистемы же отлично скрещивали куаринг с другими своими преимуществами - например, начисляли кэшбэки, которые можно было использовать в других своих продуктах. А еще пользователей популярных экосистем было проще приучить открывать приложение для сканирования - ведь родной интерфейс знаком и привычен.

В результате QR и дальше усиливал свое положение на платежных рынках этих стран. Да, если не брать в расчет Китай, то куаринг все еще сложно назвать главным способом. Скорее первым среди альтернативных. Но его доля растет. И кто знает, что будет дальше.

Друзья, если статья вам зашла, то обязательно поставьте ей лайк и скиньте другу, который увлекается платежами/ финтехом/ банкингом.

В скором времени напишу вторую часть, где уже подробнее разберу ключевые QR-сервисы в разных странах - СБП, китайские WeChat и AliPay, индийский UPI, тайский PromptPay и многие другие.

Если вам понравилось, то подписывайтесь на мой канал Disruptors. Там хватает подобного контента, где я разбираю всякие сложные штуки простыми словами и с щепоткой кеков. А еще там много разборов ключевых событий бизнеса и инноваций, написанных живым нескучным языком.

Кстати, вот ссылка на мой канал в QR-формате. Ну раз уж статья про куары )))

Также рекомендую глянуть мои статьи про карточные платежные системы (раз и два), если вам интересна тематика.

0
341 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Подклетнов
Автор

А вы используете QR-платежи? Если да (или нет), то почему?

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо

обычно только когда оставляю чаевые, потому что не ношу наличку, или если продавец очень настаивает (вспоминаются истории о том, как потом этих сотрудников грызёт начальник в подсобке и лишает всех премий)

в остальном — ужасно бесят лишние манипуляции у кассы: открыть приложение (а оно ещё и не всегда открывается с первого раза), авторизоваться, нажать на какие-то кнопки. если приходится ещё и вокруг кода прыгать, потому что на терминал светит лампа оттуда и отсюда и ничего не сканируется, то вообще хочется бросить пакет и уйти

Ответить
Развернуть ветку
Akim Glushkov

Я просто фотаю на камеру QR-код и после спокойно в сторонке произвожу нужные операции или фотокамера сразу определяет что делать с ссылкой и перейдя по ней я делаю своё дело.

Для оплаты на кассе - уже готово банковское приложение для оплаты, пока стоишь в очереди

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо

все это я называю лишними манипуляциями — делать какие-то фотографии, что-то заранее в очереди загружать, просто потому что прямо на кассе сразу быстро ничего не запустишь. я хочу приложить карту/мобилку и уйти и удобство для себя вижу только в том, что, забыв или потеряв карту, скорее всего, смогу хоть где-то расплатиться, но это я. здорово, что вам этот способ кажется удобным. лишь бы магазины не делали его единственно доступным, а то сталкивалась с ситуациями, когда предлагали либо по коду, либо никак (при наличии терминала)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Иногда это правда лишние манипуляции, но иногда (например, когда большая очередь на оплату) такая возможность становится преимуществом наоборот

Ответить
Развернуть ветку
Akim Glushkov

я выше написал пример такого преимущества, может быть не всем он зайдет, но мне нравится

Ответить
Развернуть ветку
338 комментариев
Раскрывать всегда