{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы сэкономили своим клиентам 30 млн ₽ на налогах. Пять кейсов

Экспресс-аудиты бухгалтерского учета показывают: только у каждой двадцатой компании бухгалтерия в полном порядке. Остальных ждут проверки и взыскания.

Привет всем! Меня зовут Татьяна Никанорова — предприниматель, экономист, юрист, руководитель Консалтингового центра Профдело. Мы проводим экспресс-аудиты бухгалтерий столько, сколько я рулю бизнесом. Только 5 клиентов из 100 получают отчет, где вердикт: «В целом все очень хорошо, мелкие помарки некритичны». А остальные 95 получают другое.

И кстати, не всегда в этом «другом» виноваты бухгалтеры. В большинстве случаев, когда ошибки не методологические, а стратегические: опасные схемы, дробление бизнеса и т.п. — бухгалтер-то и вовсе не виноват.

Давайте посмотрим какие ошибки мы находим чаще всего. Большинство кейсов по ОСНО, но парочка подойдет и для «упрощенцев».

Кейс 1. Налог в декларации меньше того, что в базе 1С

Довольно частая ситуация: в базе 1С у бухгалтера числится одна сумма, а в декларации показывается другая. Из квартала в квартал копится расхождение между суммами налогов, так что через пару лет и концов не сыщешь. Никаких комментариев в документах или базе по этому вопросу нет.

Например, у одного из наших клиентов на экспресс-аудите занижение налога на прибыль за первые 9 месяцев года составило 1 380 300 ₽. Оказалось, бухгалтер боялась показывать директору большие суммы налогов, потому что «он будет ее ругать».

Какие последствия влечет такая ситуация? ФНС может начислить:

  • ФНС полностью взыщет недоимку — 1 380 300 ₽.

  • Добавит к взысканию штраф в размере 276 060 ₽ (20% от невыплаченной вовремя суммы налога, согласно п. 3 ст. 122 НК РФ);

  • И пени — приблизительно 70 000 ₽ за просрочку уплаты налога — по 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день первого месяца и по 1/150 за все остальные дни просрочки.

Разумеется, мы посоветовали немедленно погасить всю сумму задолженности перед бюджетом. В результате штрафов удалось избежать. Таким образом, проверка «Профдело» сэкономила клиенту почти 350 000 ₽.

Рекомендация. Оптимизируйте налоги правильно, для этого есть много легальных способов. Простое занижение сумм в декларациях однозначно создаст проблему. Не ждите намеков из ФНС. Лучше сами проверьте, что данные из базы 1С полностью отражены в декларации.

Кейс 2. Отрицательный остаток товаров в базе

Другой случай. По бумагам продали перчаток больше, чем имелось на складе. Образовался отрицательный остаток на счете 41 «Товары». И немаленький: 47 518 пар (!) общей стоимостью около 500 000 ₽.

Почему отрицательный остаток — это проблема? Дело в том, что товар не мог взяться из «ниоткуда». Если товар есть, а документов на него нет, и на складе не числится — это излишек. Излишек нужно проинвентаризировать и оприходовать. И начислить налог на прибыль с рыночной стоимости излишка (п 20 ст. 250 НК РФ), а если вы на упрощенке — включить излишек в доходы и уплатить с него упрощенный налог (письмо налоговой).

Если налоговая обнаружит, что излишек есть, а налога с него нет, можно ожидать целый список взысканий:

  • от 10 000 до 30 000 ₽ — штраф за искажение данных бухгалтерского учета (п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ);

  • примерно 100 000 ₽ — доначисленный налог на прибыль (наш клиент был на ОСНО);

  • ~20 000 ₽ — штраф в размере 20% от 100 000 ₽ доначисленного налога;
  • ~6 300 ₽ — пени в размере 1/300 или 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты 100 000 ₽ доначисленного налога.

Подводим черту: ~150 000 ₽. Символично: это ровно в 10 раз больше, чем стоимость экспресс-аудита для устранения проблем.

Рекомендация. Всегда проверяйте реальное наличие товаров на момент продажи. Если нет документов на поступление — необходимо сделать ведомость инвентаризации и документ на оприходование излишков с формулировкой «обнаружено в результате инвентаризации», что чистая правда. Самостоятельно доначислите налог на прибыль, не дожидаясь пока это сделает ФНС со штрафами, пенями и прочими неприятностями. Или купите недостающий товар у ИП (без подробностей в публичном поле).

Кейс 3. НДС к вычету в книгах покупок больше, чем в декларации

Казалось бы, в чем тут проблема, ведь неуплаты налога нет. Но это тоже проблема для бизнеса, потому что компания переплачивает налог и не реализует свое право на возмещение НДС. Как так получилось? Причин может быть несколько.

Причина 1. Допустим, в книге покупок есть документы от сомнительного контрагента, который может подвести при камеральной проверке и не подтвердить сделку — тогда такой НДС не стоит показывать в декларации, но и в базе 1С этот НДС тоже нужно списать, а не ставить к зачету. Это техническая ошибка бухгалтера, которую нужно исправить.

Причина 2. Считается, что возмещение НДС — это очень страшно, и налоговая «отомстит» за то, что покажем налог на добавленную стоимость к возмещению.

Наш ведущий специалист Наталия Расходчикова попросила меня написать вам следующее:

Татьяна, напиши, пожалуйста, своим читателям, чтобы не боялись возмещать НДС. Мести в виде выездной налоговой проверки и пристального внимания к каждому документу не будет. И вообще задача любого собственника бизнеса работать не на благо налоговой, а в интересах собственного бизнеса, не замораживать деньги в виде входного НДС, а давать капиталу возможность работать в обороте компании. Пусть приходят к нам, мы все им грамотно сделаем.

Так что, если это ваша ситуация, приходите к нам, поможем с возмещением НДС, Наталия лично сопроводит процедуру.

Ситуация из практики: у одного нашего проверяемого расхождение между книгой покупок и налоговой декларацией за 3 квартала составило 2 463 399 ₽. Значит, 429 692,80 ₽ следует запросить обратно на расчетный счет или зачесть в счет будущих платежей. Что мы и рекомендовали сделать, разумеется.

Рекомендация. Не бойтесь налоговой проверки по НДС, если есть что возмещать — возмещайтесь. А если всё равно страшно — приглашайте профессионалов и делегируйте задачу им.

Кейс 4. Бухгалтер клиента не выставлял счета-фактуры на авансы покупателей

На каждый аванс в течение 5 дней со дня его получения необходимо выставить счет-фактуру, если вы на ОСНО. Сделать это нужно, даже если аванс будет закрыт оказанием услуги в течение месяца — да хоть на следующий день. Бухгалтеры не всегда соблюдают это правило — и напрасно, ведь это квалифицируется как грубое нарушение правил учета. И наказывается штрафом от 10 000 до 30 000 ₽ по ст. 120 НК РФ.

Вот подтверждение. При экспресс-аудите сотрудник «Профдело» обнаружил, что в течение целого года покупателям практически не выставлялись счета-фактуры на полученные авансы. Было оформлено только 4 из нескольких сотен! Если вовремя не внести изменения, при проверке компанию оштрафуют.

Мы порекомендовали нашему клиенту выписать необходимые счета-фактуры, чтобы избежать штрафа, и переформировать книги продаж и покупок. Обычно изменение этих книг влечет за собой и изменение суммы НДС, но не в этом случае — так как все авансы были закрыты оказанием услуг, то доплаты НДС не возникло. Уточненку можно не подавать — если занижения налога не случилось, то даже при наличии расхождений в учете и в отчетности уточненку подавать не обязательно. А можно и подать, чтобы все документы по декларации «бились» с вашей книгой продаж.

Рекомендация. Если вы не выставляли счета-фактуры на авансы покупателей — срочно начинайте выставлять! А за прошлый период оцените объем переделок и решите, что лучше — поправить или заплатить штраф.

Кейс 5. В декларации учли лишние расходы

Если вы уменьшили налогооблагаемую прибыль и, соответственно, налог в декларации с помощью «некошерных» документов — ждите проблем в виде доначисленного налога и штрафа. Так получилось у одного из наших аудируемых.

К нам на экспресс-аудит пришло ООО на УСН «доходы минус расходы». Существенную долю в затратах составляли выплаты подрядчикам с формулировкой: «за маркетинговые услуги». А расходы на упрощенке Д-Р можно учесть строго лишь те, что прямо поименованы в ст. 346.16 НК РФ. К сожалению, формулировки «маркетинговые услуги» в указанной статье нет, такие расходы не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль. Потенциальные потери для ООО составили бы 1 681 369 ₽, в том числе:

  • 1 200 978 ₽ — доначисленный налог на прибыль;

  • 240 196 ₽ — штраф 20% от суммы доначисленного налога.

Мы изучили ситуацию, и увидели, что на самом деле подрядчики настраивали рекламу в интернете — контекстную, таргетированную и что-то еще. А расходы на рекламу своих услуг как раз прямо поименованы в 346.16, их можно учитывать и уменьшать на них прибыль.

Тогда порекомендовали договориться с подрядчиками и перевыставить документы с нужной формулировкой услуги — и таким образом привели учет в соответствие с декларацией.

А если втиснуть наименование услуги в прокрустово ложе формулировки статьи НК никак не удается, мы рекомендуем самостоятельно убрать услуги из расходов, доплатить налоги и подать уточненные декларации — хотя бы штраф не начислят.

Рекомендация. Тщательно прочтите формулировки в документах. Даже если вам кажется, что расходы обоснованы, важно перепроверить, влияют ли они на налог на прибыль или налог УСН.

Как избежать проблем с налоговой

Насколько серьезными могут быть претензии со стороны ФНС? — В лучшем случае предложат доплатить налоги добровольно. В худшем случае дело уходит в Следственный комитет, который раскручивает его без полумер и дает реальные сроки. Так бывает, например, когда бизнесмены:

  • дробят бизнес, чтобы незаконно использовать льготное налогообложение;

  • указывают заведомо ложные сведения в декларациях по НДС;

  • «химичат» с налогом на прибыль;
  • подделывают договоры;
  • занижают налоговые выплаты через аффилированные компании.

Чтобы не было мучительно больно, я рекомендую раз в год проходить экспресс-аудит. Если раз в год часто — пройдите раз в два года. Как говорят врачи, даже если вы давно не делали чек-ап, просто пройдите его сейчас, на всякий случай.

Мы в Профдело за 17 лет работы научились все такие схемы ловить с одного взгляда. Ловим и показываем клиентам, чтобы те не пострадали от необдуманных шагов и участия в мутных схемах.

Специалисты Профдело успешно завершили более 200 экспресс-аудитов (мы считали по количеству клиентских отчетов в гугл документах). Сэкономили нашим клиентам более 30 млн ₽ — это штрафы и взыскания, еще почти 5 млн ₽ удалось вернуть в результате перерасчетов. А сколько сэкономили клиентских нервов и клиентского времени — никакому учету не поддается, в денежном эквиваленте это бесценно.

Как мы делаем экспресс-аудит

  • Проверяем учет по базе 1С.

  • Составляем подробный отчет о найденных ошибках (образец здесь).

  • По желанию проводим онлайн-встречу в зуме на 20 минут где голосом поясняем что нашли, насколько критично, и что с этим делать.

Поняли, что вам нужен экспресс-аудит — пишите нам в чат.

Как не огорчить своего бухгалтера, заказав экспресс-аудит

Я знаю, что некоторые бухгалтеры обижаются, если директор заказывает проверку учета. Некоторые говорят так: «Если мне не доверяют, я не буду работать с таким начальством». Да, если вы изначально бухгалтеру не говорили, что будете его проверять — внезапная проверка может обидеть. Поэтому лучше всего договариваться о проверке «на берегу» — до того, как человек приступит к работе.

Попробуйте аккуратно выяснить, как бухгалтер отнесется к проверке. Возможно он сам будет рад получить второе мнение. Мы в Профдело стараемся бережно относиться к бухгалтерам, не пишем каждую мелочь, чтобы очернить бухгалтера, и часто наш отчет — лишь квинтэссенция того, что уже знал директор. Тогда бухгалтер получает моральное право сказать: «А я ему говорила». 🙂

Если вы понимаете, что «всё плохо», и ваш бухгалтер никогда не согласится, а обидится и уйдет, а еще хуже — напакостит — тогда проверку нужно делать тайно. Как — обсуждаем индивидуально только в личке.

Если статья была для вас полезной, подписывайтесь на мой блог, оставляйте комментарии. Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем Телеграме.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Архаров Петр

А потом оказывается, что проверки за 15 лет работы компании может и не быть. Первый кейс насмешил, если директор наругает, что оплачивать нужно много, тогда из данной компании лучше уцти

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Петр, да, за 15 лет проверки может и не быть, если:
- компания очень маленькая, например, ИП с оборотом до 300 К в месяц.
- компания платит налоги в тех размерах, что желает налоговая.

Но мир бизнеса гораздо больше и не ограничивается мелкими ИП. Мы проверяем более крупные компании, чьи обороты стартуют от 200 миллионов в год. Таким компаниям не стоит рассчитывать, что их не проверят.

Что же касается бухгалтеров, то говорить "из данной компании лучше уйти" очень легко айтишникам, программистам, жителям Москвы или релоцированным. Портрет среднестатистического регионального бухгалтера - женщина за 30, с одним и ли двумя детьми, без мужа или с мужем, который не обеспечивает семью. Имеющаяся работа, порой, считается в городе одной из лучших и стабильно оплачивается. Айтишники на эту сумму в ресторан два раза сходят, а бухгалтер из региона месяц живет всей семьей.

Хотя, я бы тоже ушла из такой компании. Но я не бухгалтер из региона, мне легче.

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

200 млн в год это мелкая компания. Даже крупняки с оборотом в ярд редко проверяют. Работы бухгалтером много, если директор ругает бухгалтера за то что нужно много платить налогов, значит нужно уходить. При этом он не экономит на экспресс аудите. В общем, кейс так себе, придумали б поинтереснее.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Я передам ваш комментарий руководителю одной компании с оборотом 300М в год, что "редко проверяют". Недавно у него закончилась выездная проверка, готовится к суду и параллельно копит деньги заплатить все в ФНС и откупиться от уголовки.

А про крупняков с оборотом ярд, которых не проверяют, это не вы, случаем, Блиновской рекомендации давали? :) у нее как раз немного до ярда не достало ))

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Передавайте привет. Оценивать по одной фирме, совершенно не понимая что за ситуация - в стиле маркетинга. Так сказать громко выкрикнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

Плюсую)

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда