{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как преодолеть психологическое расщепление коллектива во времена всеобщего политического противостояния

"Революционные" события масштаба всей страны происходят все чаще. И теперь они захватывают и самые развитые страны. Я здесь не буду размышлять, почему так происходит, но факт остаётся фактом: "революция", народный бунт, свержение власти действиями большого количества людей происходят все чаще. Даже, если вы как владелец бизнеса, спокойно относитесь к этим явлениям, они часто сильно влияют на психологическое состояние вашего коллектива. И то, в какой форме это происходит, для многих управляющих бизнеса становится новостью.

В этой статье я поделюсь своими размышлениями о ключевом феномене, который проявляется в периоды политических противостояний в коллективе - о психологическом расщеплении. Я расскажу, в чем оно проявляется, почему возникает, какое поведение вас или ваших сотрудников влияет на появление этого феномена, ну и конечно мы поговорим о том, что с этим всем делать.

Все, что здесь расписано, отрефлексировано мной во время политического кризиса в Беларуси в 2020-м году. Многие клиенты, собственники бизнеса, обращались ко мне за помощью, чтобы понять, что и почему происходит в их организациях и что с этим делать. Правда состоит в том, что многие из них сами были сбиты с толку в первую очередь интенсивностью своих переживаний по поводу ситуации в стране и пытались как-то овладеть своими чувствами, чтобы они не сильно влияли на управленческие решения. И мои рекомендации решали задачу скорее выработки более холодного и трезвого взгляда на ситуацию. Имейте это в виду, когда будете читать мои рекомендации. Вероятно для каких-то других позиций (сотрудников, специалистов по управлению персоналом, линейных руководителей и т.д.) мои рекомендации были бы другими.

Итак приступим.

Управляющий как интерпретатор происходящих событий

Именно в пограничных, транзитных, трансгрессивных ситуциях как нигде и никогда проявляется роль управляющего как интерпретатора событий для сотрудников. В современных революционных событиях сама по себе революция является в первую очередь информационным феноменом. Обычно революционная ситуация начинается с того, что сторона, инициирующая революцию, крайне просто, понятно, однозначно и ярко, в черно-белых тонах интерпретирует происходящее (чаще всего после какого-то события-триггера). Властьпредержащие же чаще всего абсолютно нерасторопны и инерционны и поэтому, они либо вообще молчат, либо интерпретируют происходящее в скучных, заскорузлых и замусоленных, набивших оскомину терминах.

Люди, приняв ту или иную интерпретацию за истинную, начинают выстраивать свое поведение в соответствии с принятой ими интерпретацией. И в рамках интерпретаций обычно людям предлагаются чрезвычайно простые действия, которые должны привести к успеху (например, в Беларуси в 2020-м году помимо подписей за оппозиционного кандидата, участия в голосовании, участия в наблюдении за работой приемных комиссий, предлагалось просто выйти на марш протеста, предполагая, что, “когда на улицы выйдет 100 тыс. человек, это в лучшую сторону повлияет на поведение власти, и она согласиться либо на уход, либо на честные перевыборы”).

Однако, исполнить свою гражданскую позицию, выйдя на улицу, это одно, а как выстроить свою жизнь на уровне повседневности - другое. Поэтому, например в той же Беларуси народ, вышедший на улицы, тщательно следил за сохранением комфорта повседневной жизни (знаменитая сцена со сниманием обуви перед тем как встать на скамеечку), а в Казахстане в 2022-м году вся революция утратила поддержку населения, когда кто-то начал разрушать инфраструктуру повседневности (банкоматы, кафе, торговые центры и т.д.), создавая угрозу жизненному миру обычного человека.

Вообще, угроза жизненному миру, миру повседневности становится основным инструментом управления всякой революцией.

Так вот, частью повседневного, жизненного мира для сотрудников является работа. И, приходят они на нее в состоянии неопределенности. Сохранится ли бизнес во всей этой катавасии? Сохранится ли их рабочее место? Если наступит в стране полный трэш и фашизм, на какую сторону встанет его работодатель? Что скажут близкие люди, если ваш работодатель публично поддержит одну из сторон, а все ваше окружение будет поддерживать другую и вы станете для них нерукопожатным из-за сотрудничества с вашим работодателем? Есть ли планы у вашего бизнеса релоцироваться и как эти планы совпадут с вашими планами?

Самое важное заключается в том, что сотрудники хотят понять, как вы (собственник и управляющий) вообще интерпретируете происходящее, даже не для того, чтобы на вашу интерпретацию опереться (а многие на нее опираются, потому что уверены, что вы больше них понимаете, стоите выше и видите дальше), но для того, чтобы понимать, что вы намерены делать и как им относительно этих ваших намерений спозиционироваться.

Поэтому, хотите вы того или нет, вам придется занять какую-то публичную (хотя бы в рамках собственного бизнеса) позицию относительно происходящего. Но, главное, чисто психологически от того, как вы интерпретируете происходящее, зависит и интенсивность и содержание ваших собственных переживаний. Если вы будете интерпретировать происходящее как экзистенциальную угрозу себе, вашей стране и бизнесу, вы будете испытывать страх и ужас. Если как долгожданную перспективу открытия новых рынков, источников капитала и более либеральных правил игры, то воодушевление, надежду и перспективу. Понятно, что скорей всего транслировать окружающим вы будете именно то, во что верите. Однако, управленец человек непростой, от его интерпретаций слишком много и многие зависят, и потому ему меньше всего следует поддаваться эмоциям, но сохранять холодную голову и пытаться предельно объективно оценивать ситуацию, не закидываясь в ангажированные и интерпретации, которые дарят вам так нужные и приятные эмоции . А то можете потерять все. Опыт белорусских бизнесменов тому подтверждение.

Я для себя давно выработал предельно простую, я бы даже сказал, циничную модель интерпретации отношений бизнеса с властью, которая позволяет без иллюзий относится к происходящему, не расслабляться, когда все кажется контролируемым, но и не напрягаться, когда все кажется безнадежным.

Делюсь ей с вами.

Нулевая степень отношения власти и бизнеса

В чем сложность любых революционных ситуаций для бизнеса? Сложность заключается в том, что появляется новый полюс силы, виртуальный или реальный. Есть текущая власть, как правило государственная, и есть те, кто эту власть хочет отобрать. И, если текущая власть для вас понятна и известна, скорей всего у вас есть опыт отношений с ней и вы знаете, как себя с ней вести (даже если речь идет о банальных налогах), то, что будет делать новая власть и как вам с ней выстраивать отношения - совершенно неизвестно. Даже, если они провозглашают, что они за все хорошее и против всего плохого, вы скорей всего понимаете, что между декларациями и реальностью стоит очень многое. Поэтому чаще всего бизнес очень консервативен в отношениях с властью. Особенно крупный бизнес, завязанный на государственные контракты и прочее. Именно поэтому, как правило, революции снизу в основном поддерживают “мелкие лавочники” - те, кому почти нечего терять.

Если предположить, что вам до лампочки лозунги и идеология конфликтующих сторон, но волнует только благополучие бизнеса (то есть стабильный и растущий доход в понятных и стабильных правилах игры), то вы скорей всего будете пытаться понять, кто победит, чтобы поставить на него. Если вы сильно симпатизируете лозунгам какой-то из сторон, то, помимо вопросов сохранения бизнеса, вас еще будет волновать вопрос победы стороны, за которую вы болеете. Вы, наверное даже будете как-то поддерживать ее (выгонять своих сотрудников на акции поддержки ее, финансировать политические акции, запрещать сотрудничать с теми, кто симпатизирует противоположной стороне). И все это будет иметь какие-то последствия для вашего бизнеса и вас лично. И попытки предсказать эти последствия добавляют сложности вашей интерпретации происходящих событий и принимаемым решениям.

В общем, чтобы немного купировать иллюзии, которые могут вызываться у вас интенсивными эмоциями в революционной ситуации я предлагаю предельно циничную и холодную интерпретацию отношений власти и бизнеса, которая при этом на сегодняшний день является одной из признанных моделей возникновения государства.

Речь идет о концепции государства как “стационарного бандита”.

Авторы этой концепции говорят о том, что источник государства следует рассматривать в банде, которая захватывает некую территорию с живущем на ней населением. Цель этой банды - получение от населения дохода (в виде податей, налогов и т.д.). Противоположностью стационарных бандитов являются кочующие банды, которые грабили и уничтожали население на территориях, на которые они нападали и имели возможность получать доход только за счет разграбления новых территорий, оставляя за собой выжженное поле и в потенциале нулевой доход. Стационарный бандит же был гораздо хитрее: он был вынужден заботиться о населении, потому что его заботы были по сути инвестициями в его будущий доход. Ведь сытое и здоровое население это не только стабильные налоги, но и рекруты в армию, которая нужна как для защиты своих владений, так и для отъема территории и населения у другого бандита.

Так вот, ваш бизнес для стационарного бандита - это только источник дохода. Однако, если вы перестаете выполнять функции поставщика дохода и начнете представлять экзистенциальную угрозу стационарному бандиту, то вы будете уничтожены в один момент. А то, что давало вам ренту (земля, сырье, кадры с определенным уровнем образования, например), будет передано более лояльному бизнесмену.

То же и с любой новой властью. В моменты революций вы, конечно, можете быть нужны претенденту на роль нового стационарного бандита, но, когда его власть утвердиться и усилиться, вам будет отведена роль послушного поставщика дохода. Все прочие роли вам наверное тоже будут позволяться, но при двух условиях: первое - полное подчинение и никакой антигосударственной деятельности, второе - доход. Нет, вы, конечно, будете надеяться, что, в критических ситуациях стационарный бандит (нынешний или будущий) заметит вашу лояльность и отсыпет вам рентных активов, но история показывает, что все это продлится ровно до тех пор, как вы будете соответствовать первым двум условиям.

Вывод отсюда прост: если вашей целью является благополучие бизнеса, вам следует оценивать ситуацию с точки зрения того, с каким из претендентов на роль стационарного бандита вам будет выгоднее выстраивать отношения. И чем вы готовы рискнуть, ставя для себя какие-то небизнесовые цели.

На мой взгляд, концепция стационарного бандита не столько описывает реальность, сколько объясняет любые действия любой власти, позволяет заземлять происходящее в стране н уровень ситуации, где вы обычно действуете. И этим она хороша, хотя и цинична.

Новые роли во взаимоотношении власти и бизнеса в революционной ситуации

Если вы приняли интерпретативную модель стационарного бандита за рабочую, то вы скорей всего в революционной ситуации заметите новые роли, которые внезапно будут актуализироваться в вашем бизнесе. Это роли “матроса с винтовкой” и “хунвейбина”. Их могут спонтанно играть ваши сотрудники, могут приходящие извне персонажи, могут ваши партнеры, короче кто-то из ваших стейкхоледров. И с теми, кто играет эти роли, вам придется иметь дела. Сначала поговорим о том, кто они такие, а затем, что с ними нужно делать.

“Матрос с винтовкой”. Это представитель существующей власти, который приставлен к вам, чтобы внимательно наблюдать за тем, насколько лояльно к ней вы себя ведете. Вообще “матроса с винтовкой” впервые описал В.И.Ленин в книге “Государство и революция”. “Матрос с винтовкой” является механизмом осуществления диктатуры пролетариата. По Ленину, после захвата власти пролетариатом в ходе революции и после отъема заводов у буржуазии, чтобы сохранить производство на необходимом уровне, пролетариату придется сохранить на управленческих должностях бывших буржуев (по Ленину большинство инженерных и управленческих должностей занимают при раннем капитализме собственники этого бизнеса). Чтобы они чего не замыслили и не начали вести себя неуправляемо, каждому бывшему буржую, а ныне управленцу, будет приставлен матрос с винтовкой, который будет смотреть за тем, как себя ведет этот бывший управляющий. Ирония судьбы заключается в том, что в странах, подверженных революциям, матрос с винтовкой становится социальным институтом. В революционной ситуации текущая власть мобилизует свои силовые, идеологические и прочие органы, чтобы те в ручном режиме контролировали деятельность бизнеса, чтобы тот не стал подпитывать революционеров ресурсами, чтобы исправно платил налоги и не высовывался в публичное поле. Однако и революционеры после прихода к власти создают свой институт матросов с винтовкой и отправляют их к вам для контроля вашей деятельности.

Однако на уровне вашей конкретной организации матросами с винтовкой могут быть не только пришлые люди, но и ваши сотрудники, добровольно принявшие на себя эту роль. Конечно же, чтобы хотя бы так возвыситься до вашего уровня.

“Хунвейбины”. Это добровольные активисты оппозиции. Люди обычно совершенно идеалистически настроенные, у них все просто - все поделено на черное и белое. Как правило, это люди не очень успешные в предыдущей жизни, но зато в новой ситуации, из-за того, что терять им особо нечего, и из-за того, что они выражают абсолютно чистую, нравственную, предельно прямую и линейную позицию новых претендентов на власть (с лозунгами, которые “за все хорошее и против всего плохого” - сложно спорить), они чувствуют себя абсолютной властью. И под этим соусом могут творить вполне ужасные вещи (изучите историю реальных китайских хунвейбинов). Оппозиция поначалу вполне может опираться на хунвейбинов, обычно потому, что устоявшейся системы исполнительной власти она не имеет, а эти готовы на все. Однако, рано или поздно привычка к вседозволенности именем революции входит в противоречие с утверждающейся властью оппозиционеров (если она таки власть захватят) и хунвейбинов отправляют в топку (в Китае их всех просто отправили заниматься крестьянским трудом в деревню). Но до тех пор хунвейбины могут оказать сильное влияние на атмосферу в вашем коллективе.

Как заметить рождение хунвейбина в вашем коллективе? Очень просто. Это обычно человек, который занят пропагандой. Его задача состоит в том, чтобы все окружающие недвусмысленно подчинялись ему как выразителю воли оппозиции. Подчинение может выражаться в выкрикивании лозунгов хором, в бурных обсуждениях преступных действий режима в корпоративных чатах, в митингах, в принуждении вас жертвовать на нужды революции, в выводе людей на улицу и т.д. и т.п.

Как с матросом с винтовкой, так и с хунвейбином вам придется иметь дело, и скорей всего ваша задача будет состоять в том, чтобы предельно минимизировать их влияние на деятельность вашей компании (обоих осадить, дистанцировать и выгнать на воздух с их революционной и контрреволюционной повесткой, а самому сконцентрироваться на выполнении бизнесом своих обязанностей перед потребителями, то есть обществом).

Самое опасное от присутствия этих двух персонажей для вашей организации будет скорее не их влияние на вас лично, сколько то, что их деятельность может привести к психологическому расщеплению вашего коллектива, что чревато развалом бизнеса.

Поговорим, что это такое и что с этим делать.

Расщепление как психодинамический феномен пограничной ситуации

Давайте начнем с того, что попытаемся представить, какие психологические процессы происходят с коллективом, когда в стране происходит противостояние власти и оппозиции.

Итак, с одной стороны в стране происходит огромное количество событий, вызывающих сильные эмоции, причем скорость событий нарастает. Со всех сторон звучат интерпретации этих событий, демонизирующие какую-либо из сторон конфликта. Естественно, новостная лента наполнена фейками о чудовищных преступлениях каждой из сторон. Переработать всю эту волну информации, разбираться, где фейки, а где правда, становиться непосильной задачей для индивидуального сознания. Тем более, что все вокруг требуют определиться с занимаемой позицией, неопределенность нарастает, и если человек удерживается от занятия позиции (а таких всегда большинство), то он начинает психологически регрессировать до детского состояния. Он бессознательно хочет, чтобы за него все порешали, а его не трогали.

Если эмоциональный регресс дома не всегда ярко проявляется, то на работе он процветает бурным цветом. Дело в том, что именно на работе сотрудники оказываются в абсолютно зависимой от вас, управляющего, позиции. Они зависят (прежде всего материально, а это потребность в безопасности) от работы, а их будущая работа зависит от вас. И вот именно эта зависимость, когда сотрудники смотрят на вас и надеются на вашу мудрость и на то, что вы их не бросите и позаботитесь о них, приводят к их регрессу до детской позиции. Если вы с этой позицией ничего не делаете, сотрудники в своей регрессивной позиции начинают делать то, что обычно делают дети в стрессовой ситуации в том возрасте до которого регрессировали. Одни впадают в полную апатию и транс (возраст младенца), другие постоянно плачут и всячески демонстрируют, что их нужно взять на ручки и успокоить (около 1 года), третьи начинают “что-то делать” в соответствии со своими детскими фантазиями, например осуществлять магические действия и разного рода компульсии (обращаться к успокаивающим астропрогнозам, прогнозам экстрасенсов, нумерорлогии и т.д., возраст здесь я затрудняюсь определить). Приобретает это самые разнообразные формы, но любые формы скорее всего будут трагически сказываться на производительности.

Чтобы глубже понимать, чем обусловлено то или иное поведение сотрудников в состоянии эмоционального регресса будет полезно узнать, какие психологические защиты сотрудники могут использовать, чтобы не сталкиваться с тяжелыми эмоциями. Сегодня выделяют множество психологических защит. Одни более примитивны (характерны для раннего детского возраста), другие более зрелы. Цель их состоит в том, чтобы исказить реальность, чтобы сделать ее не такой опасной и мучительной.

В общем, психологи выделяют такие механизмы (не полный перечень):

Вытеснение - человек старается не думать и не замечать происходящего, тем самым вытесняя его в бессознательное. Но, став неосознаваемыми, тревожные мысли все равно рано или поздно прорываются - через сны, панические атаки и т.д. и т.п.

Проекция - своеобразное вытеснение, но связанное с приписыванием собственных, нежелаемых для осознания чувств другим людям или даже событиям. И вот, например, на самом деле вы в ужасе, но приписываете ужас своему начальнику и т.д. и т.п.

Замещение - это, когда мы замещаем угрозу от одного страшного объекта, на менее страшный. В нашем случае ваш сотрудник может панически боятся угрозы со стороны ГУБОПика, но замещать этот страх угрозой со стороны вас - начальника. И будет бороться с вами.

Рационализация - это когда вы всячески логически объясняете происходящее, сохраняя своей метапозицей как бы контроль над ситуацией и сохраняя положительное представление о себе и о позитивном исходе происходящего.

Реактивное образование - осуществление действий, противоположных подлинным переживаниям. Например, и это очень распространенное явление, которое приходится разрешать в психотерапевтическом кабинете - когда вместо того, чтобы беспокоится о собственной безопасности в ситуации социально-политического кризиса вы бросаетесь в бурные романы и неземную любовь.

Сублимация - когда вы, вместо того, чтобы переживать тяжелые эмоции переключаетесь на какое-то полезное занятие. Например, на ударный труд (очень полезное сопротивление для сотрудников фирм в ситуациях политического кризиса).

Отрицание - это когда человек отрицает происходящее. Типа: ничего такого особого не происходит! Это уже было 200 раз и ничем не закончилось! И т.д. Беда в том, что из-за отрицания человек перестает адекватно воспринимать реальность и не успевает вовремя отреагировать на угрозы с ее стороны.

Всемогущий контроль - это, когда человек считает, что все происходит из-за него. Это он чем-то привел стихии вселенной в движение и вот так оно все так завернулось. Человек в этой ситуации чувствует не просто способность справиться с происходящим, но даже ощущает вдохновение.

Диссоциация - человек как бы диссоциируется с собой, начинает смотреть на себя в ситуации как бы со стороны, трансует и не присутствует здесь и сейчас своим умом.

Интроекция - в ситуации социального кризиса, проявляется, когда человек не может самостоятельно установить смысл происходящего и тогда он начинает неосознанно и нерефлексивно заимствовать смыслы других. И вот он разговаривает заученными фразами и сентенциями других людей.

Есть еще множество и других форм психологических защит.

Но в ситуации политического противостояния, когда есть как минимум 2 противоборствующие стороны, самой явной становится такая психологическая защита как расщепления, в частности еще и потому, что ее легко поведенчески обнаружить через раскол коллектива минимум на 2 противоборствующего лагеря.

Расщепление - резкая поляризация реальности, когда есть только плохое и хорошее, добро и зло, и никаких средних уровней. Так оказывается значительно проще справиться с пониманием и ориентацией в сложной ситуации. Только прими сторону добра и дальше ясно, что надо делать - побороть зло.

Почему именно в ситуации политического противостояния расщепление становиться ключевой формой психологической защиты?

Чем отличается революционная ситуация от любого кризиса? Ситуация требует самоопределения человека относительно той или другой стороны. Даже если люди видят плохое и хорошее и на одной, и на другой стороне, эмоционально они могут сделать выбор только тогда, когда они идеализируют сторону, которую выбирают, чтобы оправдать для себя свой выбор и не чувствовать в дальнейшем вины за этот выбор, если что-то пойдет наперекосяк. Они перестают замечать в ней негативные моменты. Эти моменты выгружаются в представителей противоположной стороны, где происходит демонизация противников.

Это и есть эмоциональное расщепление. Оно состоит в том, что свои эмоции, намерения человек от себя отщепляет от себя и выгружает в другой объект – власть или революционеров. Расщепление происходит индивидуально в душе каждого сотрудника, и одновременно через расщепление поляризуется сам коллектив. Люди либо за одну сторону, либо за другую, они испытывают сильные эмоциональные качели, нет баланса, способности выдерживать противоречивые ситуации. В коллективе появляются сторонники одной и другой власти, между представителями разных взглядов постоянно возникают ссоры. Если сочувствующего власти объективно нет, то находится какой-то другой козел отпущения - тот, кто отмалчивается, например

Другой сценарий – одна сторона постоянно испытывает сильные эмоции, например, ликование, эйфорию. Когда человек испытывает прямые и сильные эмоции, не затемненные другими - противоположными, это скорей всего признак расщепления (ибо в сложной ситуации мы обычно испытываем совершенно разные, часто противоположные эмоции). Обычно за ярко переживаемой эмоцией в ситуации расщепления скрывается противоположная, покрываемая первой. И чем сильнее одни эмоции покрываются другими, тем интенсивнее переживаются покрывающие. Пламенные и одержимые борцы с режимом могут замещать своей святой яростью невероятный страх или ужас или любовь к диктатору. За эйфорией, например, может скрываться сильная тревога, депрессия. Чтоб не чувствовать чего-то одного, все начинают чувствовать что-то другое. Когда вы перестаете чувствовать весь спектр эмоций, которые могут возникнуть в этой ситуации – это расщепление.

Все это может сильно мешать работе. Но главная опасность для бизнеса здесь состоит в том, что внутри фирмы появляются персонажи, которые воплощают и олицетворяют те или иные позиции. Они становятся лидерами, вместо работы занимаются пропагандой. Из-за этого усиливается расщепление. В любой организации есть разделение труда, очень важно кооперироваться между собой в разных позициях. Работа должна быть слаженной, интегрированной. Но, когда происходит психологическое расщепление, кто-то думает о революции, а не о работе, кто-то противостоит коллегам и начинается дезинтеграция. Она может выражаться в полной апатии, в отсутствии желания работать, болезнях, соматических отклонениях, склоках и байкотах между сотрудниками и т.д.

Ваша психологическая функция в этом смысле состоит в том, чтобы интегрировать работу фирмы, из противоречивых эмоций складывать единую системную картину. Как это сделать?

Интеграция - главная цель управленческой активности в пограничной ситуации

Коль скоро дезинтеграция коллектива преимущественно происходит по сценарию расщепления, то лечится это конечно интеграцией.

Во-первых, поскольку сотрудники впадают в эмоциональную зависимость от вас, вам следует из своей позиции обеспечить им чувство безопасности. Вы должны их поддерживать, регулярно информировать, показывать, что все в порядке, все под контролем. Вы должны успокаивать своим поведением, выводить их из этой позиции регресса, чуть-чуть посвящать в происходящее, давать им возможность самим формулировать повестку в вашей фирме в этих условиях, делегировать им стратегическое видение. Делать это можно посредством традиционных для вашей компании способов коммуникации с сотрудниками - электронной почты, видеосообщений, совещаний, корпоративных конференций, просто выступлениями и т.д.. Демонстрируйте наличие у вас заранее заготовленных планов действий, постоянную опережающую реакцию на внешние события, сдержанность и то, что вы не впадаете сами в расщепление. Информируйте о предпринимаемых вами действиях как можно чаще, хоть каждый день. Занимайте сотрудников работой, связанной с реакцией на внешнюю ситуацию (“кризис - самое время выхода на другие рынки или расширения текущих”). Главное, сами разберитесь, как реагировать на происходящее и не обманывайте сотрудников, ваша позиция все равно будет им известна.

Во-вторых, важно не давать власти внутри организации хунвэйбинам и матросам с винтовкой. Каждый из них будет расщеплять коллектив, задавая вопросы о том, на какую власть вы сейчас работаете. Не реагируйте на эти провокации. Вы производите продукт для людей. Он для всех, хотя и может быть использован в качестве политического инструмента, но ваша конечная аудитория – не хунвэйбины и не политики, а люди вообще, потребители, которые позволяют вам заработать на хлеб. В этом смысле, что бы ни происходило в стране, вы в конечном счете производите вещи, которые нужны конкретным живым людям, ради которых и делаются все революции и интересами которой хотя бы на словах озабочена любая власть.

Любой бизнес работает на конечных бенефициаров, которые будут пользоваться продуктом. Так вы выводите работу фирмы из политического поля в поле жизненного мира. Вы работаете на реальных людей, и это идея, объединяющая разные политические позиции. Если вы не будете производить продукт, то кто будет этим заниматься? Либо конкуренты, либо людям придется обходиться без этого продукта. Не забывайте, что ваша миссия – работать на конечного потребителя, даже если он не последний в потребительской цепочке.

В-третьих, постоянно напоминайте сотрудникам, что все они пришли на работу работать. Желающие помитинговать могут взять отгул и сделать это за пределами компании. Старайтесь любые расщепляющие действия выводить за пределы организации.

В-четвертых, важно различать расщепляющую деятельность внутри организации от нормальной эмоциональной реакции. Например, людям страшно, они начинают обсуждать происходящее между собой. Так они делятся своими эмоциями, не обязательно вставая на какие-то политические позиции.

Глупо игнорировать происходящее в стране, когда это привлекает внимание всех сотрудников. Лучше предоставить им возможность проговорить эмоции. Но вы должны направлять людей на интегрированную работу и проговаривать вопросы, связанные с их безопасностью.

Все это – моя точка зрения. На мой взгляд, деполитизация корпоративной деятельности очень важна, когда политизация буквально пропитывает всю нашу жизнь. Если принять за истину, что, чем дальше, тем больше социальная инженерия будет вовлекать каждого из нас в различные социального активизма, то станет понятно, что с этим процессом надо будет уметь что-то делать в организации. Будем считать, что моя статья - один из шагов на этом пути.

…И это мы еще про вопросы культуры отмены, гендера и расы не говорим…

0
1 комментарий
Сергей Бирюков

Статья просто потрясающая - очень мудрая, глубокая. Без лишних эмоций и попыток манипулирования, без броских лозунгов и клипового мышления.
Настоящий олдскул. Таких нынче почти не делают. Неистово плюсую.
Прочитал с огромным восторгом.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда